Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 10. Философия познания

Поиск

1. Структура познавательного процесса. В структуре познавательного процесса выделяют два уровня: чувственное и рациональное познание. На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредствен­ного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нерв­ной системой, мозгом, с объектами действительности. Этот первый уровень в структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение - это форма чувственного отражения, непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой, состоящая в фиксации определенного воздействия окружающей среды на организм определен­ным органом чувств (зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения). Можно говорить и о внутренних ощущениях - боли, трево­ги, счастья и т.д. То есть ощущение – это особое состояние организма и его нервной системы. Определяющая особенность ощущений – отраже­ние отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п. Восприятие – это более сложная форма чувственного отражения, основанная на комбинации ощущений и поэтому способная отразить предмет или явление в целом (восприятие стола в целом, лица, человека и т.д.). Этот целостный образ формируется при непосредственном контакте с объектом. Представление – наиболее сложная форма чувственного уровня психики. Это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимае­мый в данный момент времени и удерживаемый в сознании благодаря памяти. Представления непосредственно предшествуют рациональному уровню и именно в них закладывается возможность перехода к логическим формам мышления.

Основные формы рационального уровня познания – это понятия, сужде­ния, умозаключения. Понятие – форма мышления, фиксирующая обобщенные существенные свойства и признаки предметов и явле­ний; она выражается в языке словами-существительными. Различают несколько видов понятий: конкретные, абстрактные и идеализированные. В первом мыслится какой-то конкретный предмет или явление (яблоко, лекция, дождь). Абстракция – это понятие, возникающее в результате мысленного отрыва (или абстрагирования) от предмета его свойств и признаков (ширина, тяжесть, дружба, красота). Идеализация – это процесс, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструирован­ными, выражающими сущность предмета «в чистом виде». Например, физические понятия «идеальный газ», «абсолютно черное тело». Суждение – это форма мышления, выраженная посредством высказывания (или предложения), в котором фиксируется наличие или отсутствие признака у объектов, степень развития признаков, мыслится взаимное отношение объектов («эта доска черная», «я стою перед вами»). Умозаключение – это форма мышления, по­средством которой из одного и более исходных взаимосвязанных сужде­ний выводится новое суждение. Например: «Все студенты мира на определенном курсе изучают философию. Я – студент. Следовательно, я на определенном курсе тоже изучаю философию.» (Истинное умозаключение). Но возможны и ошибочные рассуждения, например: «Каждый студент – человек. Любой первоклассник тоже человек. Значит, любой первоклассник – студент». Логика – философская наука о законах и формах истинного доказательного мышления – тут же нам объяснит, что причина ошибки скрывается в неуточненном содержании среднего термина «человек», через который мы связали суждения о студенте и первокласснике. Существует множество разновидностей умозаключений, которые изучает и проверяет логика.

Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным по­знанием, но и с различными психологическими и внерациональными его факторами. В структуре познавательного процесса большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности. Среди них особое место принадлежит интуиции.

Интуиция – это познавательная способность, которая позволяет непосредственно получить истину без предварительных рассуждений и доказательств. В истории философии и психологии бы­ли обоснованы разные модели интуитивного позна­ния. Оно понималось как «внезапное сверхчувственное озарение» (Пла­тон); «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума» (Р. Декарт); «скрытый бессознательный первопринцип творчества» (3. Фрейд) и др.

В современной теории познания и психологии интуиция трактуется как сложно структурированный процесс, соединяю­щий рационально-логические и чувственно-иррациональные моменты познания. В структуре интуиции выделяют ряд опре­деленных этапов. К ним относятся: инкубационный период, предполагающий накопление в сознании образов, идей, абстракций; неосознанное перекомбинирование этой информации; более полное и точное уяснение решаемой задачи; неожиданный приход решения в форме интеллектуального озарения, или инсайта.

Все рассмотренные основные формы чувственного и рационального познания внутренне взаимосвязаны и пред­ставляют собой иерархическую систему уровней, в которой последую­щие, более высокие, основаны на предшествующих. При этом не только данные органов чувств, об­разные восприятия и представления, служат материалом для рациональной обработки в мышлении, но и результаты мыслительной деятельности тоже перерабатываются на чувственном уровне и представляются в форме интуитивного озарения. Чувственное и рациональное познание обусловлены развитием языка и практической деятельности человека.

2. Философские концепции истины. Критерии истинности знаний. Понятие «истина» как достоверное, правильное знание о чем-либо противопоставлено понятиям «заблуждение» (непреднамеренное несоответствие суждений объекту) и «ложь» (преднамеренное искажение, подтасовка фактов). Проблема истиныкак возможность достижения достоверного, адекватного знания о действительности была впервые осмыслена в античной философии. В своей классической фор­ме вопрос об истине по существу ставил фундаментальную проблему соотношения мышления и бытия, сознания и объективного мира. Уже в философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не самих вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Ари­стотелем как знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Возникнув в античный период, эта классическая концепция истины (иногда ее называют корреспондентской) стала доминирующей в теории познания. В качестве критерия истины были предложены самоочевидность явлений (т.е. их наблюдаемость), а также логическая непротиворечивость и обоснованность теоретических суждений (они логически выводились из ранее установленных достоверных фактов и суждений).

В процессе исторического развития философии и науки классическая кон­цепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем. Не было ясно, в чем именно «находящиеся внутри нас» знания соответствуют внешней действительности. Недостаточно глубоким было решение проблемы критерия истины, так как истинное знание оказалось многообразным по формам, зависящим от характера познаваемой действительности, характера субъекта и выбранных познавательных средств (инструментов и форм познавательной деятельности). Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концеп­ции истины в ее первоначальной форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях: развитие классической тео­рии либо создание другой, неклассической теории истины.

В первом направлении основной является сейчас диалектико-материалистиче­ская концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: 1) учение об объективной истине; 2) представление процесса познания как движения от относительной ис­тины к абсолютной; 3) учение о конкретности истины. Объективная истина – это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она надклассова и надисторична. Абсолютная истина – точная констатация фактов; окончательное знание о каком-то аспекте действительности; то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; наконец, недостижимый идеал полного, законченного знания о мире и сложных системах. Абсолютная истина складывается из истин относительных, т.е. из объективно истинных, но неполных и неглубоких представлений о предмете познания. Конкретность истины означает, что точно описаны условия, место и время наблюдения какого-то явления. Например, утверждение «вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию» верно только при нормальном атмосферном давлении. Диалектико-материалистиче­ская концепция предложила в качестве критерия истины категорию общественно-исторической практики. Истина – не просто то, что наблюдается нами, а что проверяется и подтверждается многократно в деятельности всего человечества в процессе общественного развития.

В рамках второго направления, критически оценивающего классическую концепцию истины, были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным относятся:

1. Когерентная (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Она возникла в связи с тем, что многие научные идеи (например, мате­матические абстракции) очень трудно сравнивать с реальной действительностью. Согласно когерентной концепции истина – это свойство самосогласованности и логи­ческой непротиворечивости знаний. В ней знание считается истинным, если оно логически непро­тиворечиво выведено из другого истинного знания. Такая цепочка выво­да может быть довольно длинной, но в ее начале обычно все-таки нахо­дится та или иная «классическая», т.е. проверенная на соответствие действительности, истина.

2. Прагматическая (от греч. pragma – дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

3. Конвенционалистская (от лат. conventio – соглашение) концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В ней истина понимается как продукт соглашения ученых, какую из конкурирующих гипотез или теорий считать истинной. Надо признать, что многие научные гипотезы и теории (например, о мировом эфире) были, по сути, конвенциями (соглашениями ученых), так как долго не было средств их фактической проверки. Конвенциональный характер особенно характерен для исторической науки. В ней возникло множество совершенно разных, однако признанных истинными в своих странах, версий и оценок одних и тех же событий.

4. Плюралистическая – концепция плюрализма (множественности) истин. Исходя из объективной сложнос­ти познаваемого предмета, множественности его свойств и связей, эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении.

Сейчас в науке чаще всего используют комплексный критерий истины, сочетающий современный классический и когерентный подходы. Истина – то, что можно наблюдать, вывести логически или логически непротиворечиво связать с другим знанием, а также проверить на практике. В современной философии наблюдается уход от классической теории, и проблема истины все чаще рассматривается через призму ценностных и субъективно-личностных представлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.011 с.)