ТОП 10:

Отличительные черты псевдонауки



КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение — картина мира, система теорий, представлений, принципов, ценностей, идеалов, характеризующих отношение человека к окружающим его миру, обществу и самому себе.

2. Основные типы мировоззрения

Мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение, формирует единое отношение к миру.

Религиозное — вера в сверхъестественную силу; распространение своих знаний через особый источник. Отличие от мифов - упорядоченность, существование символов и канонов веры

Философское — рациональное знание, основанное на разуме, сферой познания которого является внутреннее состояние человека.

Научное — основано на рациональном знании, важнейшим компонентом которого является разум

3. Определение науки

Наука:

1) как система достоверных знаний, выраженных в форме теорий

2) как духовная деятельность; познавательная деятельность, направленная на получение практически подтвержденных знаний

3) как социальный институт; система организаций учреждений, вырабатывающих распространение и сохранение знаний

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная (наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания,способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире)

2) мировоззренческая (не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности)

3) производственная (наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества.)

4) социальная (образовательная) (наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук)

Цели:получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины

Задачи:

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания

3) систематизация полученных знаний

4) объяснение сущности явлений и процессов

5) прогнозирование событий, явлений и процессов

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний

6.Предпосылки возникновения науки

Неолитическая революция → рационализация форм деятельности и общения→ разделение труда и развитие духовной культуры→ возникновение письменности→ путь от мифа к логосу.

Предпосылки возникновения науки формировались в процессе разрешения ряда противоречий:

● между мифом и абстрактным знанием

● между противоречащими мифами

● между рациональными знаниями и практической потребностью в расширении этих знаний

Кроме того выделяют такую предпосылку как идея рационального обоснования знания, что является важнейшим условием возникновения науки.

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

нацелен непосредственно на изучение своего объекта

Цель: изучение научных факторов и выявление эмпирических закономерностей

Методы: наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, изменение

2) теоретический

нацелен на постижение сущности изучаемых явлений

Цель: выявление законов, гипотез, теорий

Методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, идеализация

8.Классификация научных методов

Обычно методы разделяют на эмпирические и теоретические в соответствии с двумя основными уровнями научного познания.

Наблюдение, Индукция, Эксперимент, Дедукция, Измерение, Анализ, Сравнение, Синтез, Формализация, Моделирование, Аксиомотизация, Математическая гипотеза

Структура научного метода

Научный метод - способ организации средств познания для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности.

Структура метода содержит три самостоятельных аспекта:

● концептуальный (представления об одной из возможных форм исследуемого объекта)

● операционный (предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта)

● логический (правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания)

Сущность псевдонауки

Псевдонаука – социально-психологическое явление, которое, не выполняя в обществе функций, связанных с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Она отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания, и, во-вторых, его структурой, которой свойственна фрагментальность и неинтегрированность.

Отличительные черты псевдонауки

А) Некритический анализ исходных данных

Б) Пренебрежение противоречащими фактами

В) Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения

Г) Отсутствие законов

Д) Нарушение общепринятых этических норм

12.Социальные функции псевдонауки

Функции отчасти совпадают с функциями самой науки (познавательно-объяснительной, мировоззренческой, прогностической), однако псевдонаучное знание изменяет характер их исполнения.

Проблема определения научности теории встает потому, что ряд теорий, возникающих на границе научного знания, может оказаться как научным, так и псевдонаучным.

Негативные проявления и опасности техники

Они связаны с двумя аспектами: А) Экологически значимые последствия Б) Последствия в сфере деятельности человека

18. Различные понимания времени зарождения науки

Наука как система знаний (древние цивилизации)

Наука как религиозно доказанное знание (VI-VII в до н.э.Древняя Греция)

Наука как практическое знание (Новое время, XVII-XVIII вв)

Наука как институт общества (XIX в)

Наука как ведущая форма общественного прогресса (XX в)

Предпосылки рационализации мировоззрения в Древней Греции

➢ Авторитет традиций заменился авторитетом разума.

➢ На смену вере и мифам приходят попытки дать логическое обоснование.

➢ Ставится задача объяснить феномен человеческой души.

➢ Происходят философские попытки найти начало мира и его субстанцию.

➢ Происходит демифологизация окружающего мира, природы и космоса.

 

Достижения древнегреческой науки

1) Наука как теоретическое и доказательное знание

2) Заложены основные принципы математики, астрономии и механики

3) Развитие теоретических методов научного познания

Основные принципы квантовой механики

1). Принцип дополнительности Бора.( для описания объектов микромира используются как корпускулярные, так и волновые свойства) 2).Принцип неопределенности Гейзенберга. Микрообъект обладает либо определенным положением, либо имеет энергию.(связан с 1 принципом) 3.) Вероятная интерпретация Де Бройля( элементарные частицы находятся в определенном месте с определенной вероятностью.)(нет фиксированного места). 4). Корпускулярно-волновой дуализм материи.(в микромире микрообъекты могут проявляться как частицы и как волны) Постулат о поглощении и излучении квантами Принцип Паули - 2 и более электрона не могут находиться в одном квантовом состоянии. Следовательно на одной атомной орбите не может находиться более 2 электронов.

Принцип неопределенности Гейзенберга

Принцип неопределенности гейзенберга. согласно принципу, невозможно одновременно знать точное положение и точную скорость объекта, потому что каждый объект во вселенной ведет себя и как частица, и как волна. у микрообъектов есть либо место, либо опред-я энергия. Невозможно одновременно точно определить местоположение частицы и ее импульс(чем точнее определяется координата частицы, тем более неопределенным становится ее импульс и наоборот).

Физический вакуум

физ.вакуум-особая среда,формирующая пространство вселенной,не содержащие реальных частиц и энергии.представляет собой множество всевозможных виртуальных частиц и античастиц, которые в отсутствии внешних полей могут превратиться в реальные. Нпосредственно не наблюдается, но проявление его свойств регистрируется в экспериментах. Роль фундаментальной материальной основы мира. Физ ваакум - такая непрерывная среда, в которой нет ни частиц вещества, ни поля, а только исчезающие и появляющиеся виртуальные частицы.

Общие положения теории Большого взрыва

По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла 13,7 ± 0,13 млрд лет назад из некоторого начального «сингулярного» состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Согласно известным ограничениям по применимости современных физических теорий, наиболее ранним моментом, допускающим описание, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/см³ (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную среду с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам. Приблизительно через 10−35 секунд после наступления Планковской эпохи (Планковское время — 10−43 секунд после Большого взрыва, в это время гравитационное взаимодействие отделилось от остальных фундаментальных взаимодействий) фазовый переход вызвал экспоненциальное расширение Вселенной. Данный период получил название Космической инфляции. После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял собой кварк-глюонную плазму. По прошествии времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки и глюоны объединились в барионы, такие как протоны и нейтроны. При этом одновременно происходило асимметричное образование как материи, которая превалировала, так и антиматерии, которые взаимно аннигилировали, превращаясь в излучение. Дальнейшее падение температуры привело к следующему фазовому переходу — образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме. После чего наступила эпоха нуклеосинтеза, при которой протоны, объединяясь с нейтронами, образовали ядра дейтерия, гелия-4 и ещё нескольких лёгких изотопов. После дальнейшего падения температуры и расширения Вселенной наступил следующий переходный момент, при котором гравитация стала доминирующей силой. Через 380 тысяч лет после Большого взрыва температура снизилась настолько, что стало возможным существование атомов водорода (до этого процессы ионизации и рекомбинации протонов с электронами находились в равновесии). После эры рекомбинации материя стала прозрачной для излучения, которое, свободно распространяясь в пространстве, дошло до нас в виде реликтового излучения

Сильный Антропный принцип

Однако и этого некоторым ученым показалось мало для объяснения наблюдаемой пригодности нашей Вселенной для жизни, в результате чего был сформулирован сильный антропный принцип: Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизнь. В этой его версии принцип выходит за рамки слабого антропного принципа и утверждает, что зарождение жизни во Вселенной не только возможно (слабый принцип), но и фактически неизбежно. Сторонники этого взгляда на вещи обосновывают свою точку зрения тем, что имеется некий универсальный (и до сих пор не открытый) закон, согласно которому все фундаментальные вселенские константы попросту не могут отличаться от тех, которые мы имеем в объективной реальности. Крайняя точка зрения в этой космогонической традиции доходит до того, что не только универсальные константы предопределены, но и развитие сознающего разума во Вселенной неизбежно.

ПОЛИТТЕОРИЯ КОНСПЕКТЫ

1.Вебер (Политика как профессия и призвание)

2. Политсознание (определение) и идеологии

3. Избирательная система

4.государство (по Хейвуду): малое, пустотелое, социалдемократическое.тоталитарное.коллективизированное

5. Виды парт. Систем

6.Общественные движения

7. Группы интересов – определения, виды (Хейвуд)

8. Пайпс Р. - интересное из рекомендованных глав

 

КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение — картина мира, система теорий, представлений, принципов, ценностей, идеалов, характеризующих отношение человека к окружающим его миру, обществу и самому себе.

2. Основные типы мировоззрения

Мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение, формирует единое отношение к миру.

Религиозное — вера в сверхъестественную силу; распространение своих знаний через особый источник. Отличие от мифов - упорядоченность, существование символов и канонов веры

Философское — рациональное знание, основанное на разуме, сферой познания которого является внутреннее состояние человека.

Научное — основано на рациональном знании, важнейшим компонентом которого является разум

3. Определение науки

Наука:

1) как система достоверных знаний, выраженных в форме теорий

2) как духовная деятельность; познавательная деятельность, направленная на получение практически подтвержденных знаний

3) как социальный институт; система организаций учреждений, вырабатывающих распространение и сохранение знаний

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная (наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания,способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире)

2) мировоззренческая (не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности)

3) производственная (наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества.)

4) социальная (образовательная) (наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук)

Цели:получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины

Задачи:

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания

3) систематизация полученных знаний

4) объяснение сущности явлений и процессов

5) прогнозирование событий, явлений и процессов

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний

6.Предпосылки возникновения науки

Неолитическая революция → рационализация форм деятельности и общения→ разделение труда и развитие духовной культуры→ возникновение письменности→ путь от мифа к логосу.

Предпосылки возникновения науки формировались в процессе разрешения ряда противоречий:

● между мифом и абстрактным знанием

● между противоречащими мифами

● между рациональными знаниями и практической потребностью в расширении этих знаний

Кроме того выделяют такую предпосылку как идея рационального обоснования знания, что является важнейшим условием возникновения науки.

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

нацелен непосредственно на изучение своего объекта

Цель: изучение научных факторов и выявление эмпирических закономерностей

Методы: наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, изменение

2) теоретический

нацелен на постижение сущности изучаемых явлений

Цель: выявление законов, гипотез, теорий

Методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, идеализация

8.Классификация научных методов

Обычно методы разделяют на эмпирические и теоретические в соответствии с двумя основными уровнями научного познания.

Наблюдение, Индукция, Эксперимент, Дедукция, Измерение, Анализ, Сравнение, Синтез, Формализация, Моделирование, Аксиомотизация, Математическая гипотеза

Структура научного метода

Научный метод - способ организации средств познания для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности.

Структура метода содержит три самостоятельных аспекта:

● концептуальный (представления об одной из возможных форм исследуемого объекта)

● операционный (предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта)

● логический (правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания)

Сущность псевдонауки

Псевдонаука – социально-психологическое явление, которое, не выполняя в обществе функций, связанных с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Она отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания, и, во-вторых, его структурой, которой свойственна фрагментальность и неинтегрированность.

Отличительные черты псевдонауки

А) Некритический анализ исходных данных

Б) Пренебрежение противоречащими фактами

В) Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения

Г) Отсутствие законов

Д) Нарушение общепринятых этических норм

12.Социальные функции псевдонауки

Функции отчасти совпадают с функциями самой науки (познавательно-объяснительной, мировоззренческой, прогностической), однако псевдонаучное знание изменяет характер их исполнения.

Проблема определения научности теории встает потому, что ряд теорий, возникающих на границе научного знания, может оказаться как научным, так и псевдонаучным.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.02 с.)