ТОП 10:

Глобальный эволюционизм и наука 21 века



Одна из важнейших идей европейской цивилизации — идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космогония) она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. (см. 7.2 и 7.4). Но только XIX в. по праву может быть назван веком эволюции. Сначала в геологии, затем биологии и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее и большее внимание. Однако в науках физико-химического цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. здесь господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) ничего не изменил в этом отношении. Правда, в классической термодинамике был сделан некоторый робкий прорыв — введены понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени («стрела времени»). Но в конечном счете классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы, а неравновесные процессы рассматривались как возмущения, второстепенные отклонения, которыми можно пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта. Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в XIX — первой половине XX в. происходило независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) не имел общего, стержневого для всего естествознания (а также для всей науки) выражения. В каждой отрасли естествознания у него были свои (независимые от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации. Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а вся история Вселенной от фазы инфляции физического вакуума и Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю. В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной — от момента сингулярности до возникновения человека — предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого. Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Ключевую роль в концепции глобального эволюционизма играет сформулированный релятивистской космологией антропный принцип (см. 11.8.6), который выявляет фундаментальные условия, при которых наша Вселенная может обладать способностью к саморазвитию, развиваться от Хаоса элементарных частиц к Человеку, Разуму. Как оказалось, спектр таких условий очень узкий. Более того, и переход на каждый новый, более высокий уровень организации является все менее и менее вероятным. Однако возможность такого перехода рано или поздно реализуется. Причем существует закономерность глобального ускорения развития: для перехода на очередной уровень качественной организации материи требуется все меньше времени. Это значит, что каждый более высокий уровень организации материи более разнообразен, поле возможных путей эволюции у него намного шире, кроме того, он более динамичный, чем предыдущий, протекающие в нем процессы более интенсивны, их скорость более высокая. Это позволяет быстрее «перебрать» все возможные пути эволюции и (селекционно) выбрать тот, который ведет на следующую ступень организации материИ. В настоящее время идея глобального эволюционизма — не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой — ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.


 

ФИЛОСОФИЯ ТЕМЫ

 

1. Проблема происхождения философии, основные концепции происхождения философии в историко-философской науке.

2. “Ригведа” как памятник индийской предфилософской традиции.

3. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии.

4. Неортодоксальные школы индийской философии.

5. Философия конфуцианства.

6. Философия даосизма.

7. Возникновение древнегреческой философии. Древнегреческая предфилософская мысль.

8. Философы милетской школы.

9. Гераклит и Парменид: два различных подхода к проблеме “единого и многого”

10. Пифагор и пифагорейская школа.

11. Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.

12. Философская концепция Сократа и её значение в историко-философском контексте.

13. Софисты.

14. Философская система Платона.

15. Философская система Аристотеля.

16. Эпикур и римский стоицизм.

17. Философия неоплатонизма.

18. Философские воззрения Августина.

19. Номинализм и реализм в европейской средневековой философии.

20. Философские воззрения Фомы Аквинского.

21. Арабо-язычная философская традиция средневековья.

22. Гуманизм в европейской философии эпохи Возрождения.

23. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Кузанский и Д. Бруно).

24. Эмпиризм в европейской философии Нового времени: Ф. Бэкон.

25. Эмпиризм в европейской философии Нового времени: Дж. Локк.

26. Эмпиризм в европейской философии Нового времени: Т. Гоббс.

27. Рационализм в европейской философии Нового времени: Р. Декарт.

28. Рационализм в европейской философии Нового времени: Б. Спиноза и Г. Лейбниц.

29. Философские воззрения Д. Беркли и Д. Юма.

30. Основные особенности европейской философии эпохи Просвещения. Вольтер.

31. Философские концепции Ж. Ламетри и Э. Кондильяка.

33. Социальная философия и этика Монтескье.

34. Материализм и атеизм в философии Гольбаха.

35. Философские воззрения Дидро и Гельвеция.

36. Социально-политическая и антропологическая концепция Руссо.

37.. Общая характеристика философской системы Канта, её базовые принципы, цели и задачи.

38. Онтологические воззрения Канта.

39. Гносеология Канта. Учение Канта о чувствах, рассудке и разуме.

40. Этика Канта. Концепция “категорического императива”.

41. Социально-философские воззрения Канта.

42. Эстетика Канта.

43. Философская концепция Фихте.

44. Философская концепция Шеллинга.

45. Программа и метод философии Гегеля. Учение об абсолютном духе.

46. Гносеология и философия природы Гегеля.

47. Социально-философские взгляды Гегеля.

48. Философия религии и эстетика Гегеля.

49. Гегель как историк философии.

ПОЛИТТЕОРИЯ КОНСПЕКТЫ

1.Вебер (Политика как профессия и призвание)

2. Политсознание (определение) и идеологии

3. Избирательная система

4.государство (по Хейвуду): малое, пустотелое, социалдемократическое.тоталитарное.коллективизированное

5. Виды парт. Систем

6.Общественные движения

7. Группы интересов – определения, виды (Хейвуд)

8. Пайпс Р. - интересное из рекомендованных глав

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.210 (0.009 с.)