Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естествознание в системе науки и культуры.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План занятия: 1) Работа в микро-группах 2) Обсуждение проблемных вопросов Рейтинговая оценка: ü до 6 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля) 1. Работа в микрогруппах – анализ статей: 1) Тегмарк М. Научное понятие 2) Докинз Р. Двойной слепой метод 3) Гершенфелд Н. Истина — это модель 4) Келли К. Отрицательный результат 5) Хархордин О. Познание через провокацию 6) Хайтун С. Науки без ошибок не бывает 2. Представление группами статей и обсуждение проблемных вопросов (групповая дискуссия в «проблемной зоне»): 1) Почему стоит менять свои взгляды, нужны ли ученым лоббисты и что такое научный образ жизни? 2) Что полезного можно узнать о жизни, если воспользоваться самой заурядной научной процедурой? 3) Почему не стоит увлекаться правдоискательством в науке? 4) Почему нужно стремиться к неудачам и что в них есть полезного? 5) Почему привычный для нас мир, представление о котором породила научная революция Нового времени, разрушается прямо на глазах? 6) Как связаны наука, социальные и политические факторы? Что представляют собой естественно-гуманитарные науки? В чем проявляются социальные функции естествознания? 7) Насколько важна способность находить слабые места в проверенных временем старых идеях? 3. Вопросы для самостоятельной подготовки (аудиторный и электронный курс лекций, учебная литература): 1) Научное познание: Научное познание. Триадность научной картины мира. Наука, ее специфические черты и отличия от других сфер человеческой деятельности. Свойства научного знания. Основные функции науки. Научная истина. Принципы верификации и фальсификации. Псевдонаука как имитация научной деятельности, ее отличительные признаки. Фундаментальная и прикладная наука. 2) Научный метод: Научный метод. Методы научного познания: наблюдение; эксперимент; измерение; моделирование; индукция; дедукция; анализ; синтез; абстрагирование. 3) Структурные элементы научного знания: Научный факт, понятие, постулат, закон, гипотеза, теория, концепция, парадигма, научная картина мира. Требования к научным гипотезам. Научная теория. Область применимости теории. Принцип соответствия. 4) Уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое познание. 5) Естествознание в системе науки и культуры: Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук). Фундаментальные естественные науки. Критерий естественнонаучной истины. Дифференциация и интеграция наук. Математика как язык естествознания. Социальные функции естествознания. Научная культура. Гуманитарные науки и гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической. Путь к единой культуре. Рекомендуемые источники Статьи Гершенфелд Н. Истина — это модель // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/neil-gershenfeld Докинз Р. Двойной слепой метод // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/richard-dawkins Келли К. Отрицательный результат // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/kevin-kelly Тегмарк М. Научное понятие // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/max-tegmark Хархордин О. Познание через провокацию // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1343/ Хайтун С. Науки без ошибок не бывает // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1088/ Основная литература Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2010. Рек.МО. Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. Рек.МО. Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2011. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Кнорус, 2009. Рек.МО. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2009. Рек.МО. Концепции современного естествознания./ Под ред. С.И.Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. Рек.МО. Дополнительная литература Гусейханов, М. К. Концепции современного есестествознания. – М.: Дашков и К, 2010. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 2000, 2008 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2000, 2006. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2007. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1998. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Дрофа, 2004. Интернет-источники Элементы большой науки // Сайт о фундаментальной науке. – Режим доступа: http://elementy.ru/ Информационное агентство РИА Новости. Наука и технологии // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rian.ru/science/ Новости науки // Сайт научных новостей. – Режим доступа: http://novostinauki.ru/ Википедия // Свободная энциклопедия.– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Тема 2 ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА И ЕНКМ. ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ. План занятия: 1) Работа в микро-группах 2) Обсуждение проблемных вопросов 3) Письменный / устный контрольный опрос Рейтинговая оценка: ü до 8 баллов за обзор статьи и до 7 баллов за подготовку презентации к докладу (баллы текущего контроля) ü до 3 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля) ü до 10 баллов за письменную контрольную работу (баллы текущего контроля) 1. Обзор и обсуждение статей: 1. Щербаков Р. Мир симметрий и симметрия мира 2. Баюк Д. Не запятнанное будущее дневного светила Методические указания: 1) Подготовка к семинару: В подготовке обзора по одной статье и возможной презентации к ней могут принимать участие несколько студентов. Обзор статьи предусматривает не зачитывание её текста, а ПОЛНОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ материала с ПОЯСНЕНИЕМ всех указанных в задании к статье терминов, концепций и т.п. Опорой при ответе может служить только САМОСТОЯТЕЛЬНО составленный КРАТКИЙ ПЛАН и СЛОВАРИК по статье. Использование копий и распечаток при ответе не допускается. Допускается подготовка презентации к докладу. Баллы за презентацию начисляются только в случае соблюдения указанных требований к ней. Докладчики также готовят два проблемных вопроса по теме доклада для аудитории. Общие требования к подготовке презентаций: Основная задача презентации – перевести Ваш доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст. Название файла должно совпадать с фамилией докладчика (одного из соавторов) и номером группы. Не пишите текст доклада целиком на кадре. На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада. Материал на слайдах должен быть представлен в виде: ü основных определений, положений, тезисов – не более 140 символов на одном слайде! Длинный тезис сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов. ü схем, таблиц, рисунков, фотографий – максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка / фотографии / схемы / таблицы с текстовыми комментариями (не более 140 символов на одном слайде!) Не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде. Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название. Слайд №1 должен содержать следующую информацию: - Название доклада. - Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов, номер группы. Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе. Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне». Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт. Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт. 2) Работа на семинаре: ü Студент (или группа студентов) выступает с подготовленным обзором и презентацией, комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. После доклада студенты организуют дискуссию по анализируемым проблемам. ü Время выступления – 7-10 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. ü Остальные студенты участвуют в дискуссии и должны быть готовы задавать вопросы или предложить собственные комментарии к чужим материалам. 2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки (аудиторный и электронный курс лекций, учебная литература): 1) Наука, ее специфические черты и отличия от других сфер человеческой деятельности, свойства и функции. Критерии научности. Классификация наук. Псевдонаука, ее отличительные признаки. 2) Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук). Научная культура. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. 3) Методы научного познания. Структурные элементы научного знания. Уровни познания. 4) Причины возникновения и закономерности развития наук. Тенденции развития естествознания. Приведите примеры дифференциации и интеграции наук. 5) Этапы становления ЕНКМ. Периодизация истории естествознания. 6) Типы центризма в эволюции человеческой цивилизации на Земле. Понятие научной революции. Крупнейшие революции в истории науки. 7) Крупнейшие достижения науки в XX—XXI веке. Этапы современной научно-технической революции (НТР). Научные открытия 2011 – 2012 гг. 8) Важные проблемы, стоящие перед современной наукой. Научно обоснованный прогноз открытий на ближайшие десять-пятнадцать лет. 9) Развитие научных исследовательских программ и картин мира: первоначальная идея и программа рационального объяснения мира; принцип причинности в первоначальной форме и его более позднее уточнение; основной тезис атомистической исследовательской программы, её основатели; основной тезис континуальной исследовательской программы, её основатели, смена научных картин. 10) Развитие представлений о материи: понятие материя, ее свойства; характеристика этапов эволюции представлений о материи; виды материи в современной научной картине мира. 11) Развитие представлений о движении: понятие движения материи, его формы (приведите примеры); основные представления о движении материи в учениях натурфилософов (Гераклит, Аристотель); идея движения материи в механической и электромагнитной картинах мира, в современной научной картине. 12) Развитие представлений о взаимодействии: понятие воздействия и взаимодействия (приведите примеры взаимодействий в природе); основные представления о взаимодействии в учениях натурфилософов; концепция взаимодействия в механической и электромагнитной картинах мира; близкодействие и дальнодействие; концепция взаимодействия в современной научной картине, фундаментальные взаимодействия (приведите примеры). Методические указания: ü В контрольном опросе участвуют все студенты. Каждому студенту будет предложен один из указанных выше вопросов, на который он должен представить РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ. В ряде случаев возможна тестовая проверка. Возможен устный опрос в режиме «вопрос – ответ». ü При подготовке рекомендуется использовать материалы аудиторных лекций, электронного курса лекций, а также указанную ниже учебную и дополнительную литературу. Рекомендуемые источники Статьи Баюк Д. Не запятнанное будущее дневного светила // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/cosmos/1243/ Булюбаш Б. Земная асимметрия из космического сепаратора // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1219/ Щербаков Р. Мир симметрий и симметрия мира // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4457/ Основная литература Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2010. Рек.МО. Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. Рек.МО. Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2011. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Кнорус, 2009. Рек.МО. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2009. Рек.МО. Концепции современного естествознания./ Под ред. С.И.Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. Рек.МО. Дополнительная литература Гусейханов, М. К. Концепции современного есестествознания. – М.: Дашков и К, 2010. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 2000, 2008 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2000, 2006. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2007. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1998. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Дрофа, 2004. Интернет-источники Элементы большой науки // Сайт о фундаментальной науке. – Режим доступа: http://elementy.ru/ Информационное агентство РИА Новости. Наука и технологии // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rian.ru/science/ Новости науки // Сайт научных новостей. – Режим доступа: http://novostinauki.ru/ Википедия // Свободная энциклопедия.– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org Тема 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.007 с.) |