Европейский парламент. Состав, порядок формирования, внутренняя организация. Полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейский парламент. Состав, порядок формирования, внутренняя организация. Полномочия.



Наряду с Советом, состоящим из национальных министров стран Сообществ, Парижский договор о ЕОУС а затем оба Римских договора 1957 г. учредили еще один институт — Ассамблею. Ассамблея была создана как межпарламентский институт, состоящий из членов, избранных органами законодательной власти каждой из стран-членов.

С 1958 г. она стала единой Ассамблеей Европейских сообществ. До принятия ЕЕА в официальных документах она фигурирует уже как Европейский парламент — хотя в текстах учредительных договоров это название было закреплено с принятием ЕЕА

Наделенная в некоторых случаях консультативными полномочиями, Ассамблея изначально не была парламентом в подлинном смысле этого слова. Положение принципиально изменилось в последние десятилетия. Одним из главных направлений реформы (Маастрихтский, Амстердамский, Ниццкий, Лиссабонский договора) наряду с дальнейшим расширением и углублением интеграционных процессов в ЕС становится интенсивный поиск и обсуждение проектов демократизации механизма принятия решений в Союзе.

Решающий шаг на этом пути был предпринят Маастрихт­ским договором. С этим документом связано введение новой «законодательной процедуры — процедуры совместного приня­тия решений». В рамках этой процедуры принятие нормативных и иных актов ЕС осуществляется уже не одним Советом, как ра­нее, а Европарламентом совместно с Советом, действующим в качестве созаконодателей. Сфера применения этой про­цедуры была существенно расширена Амстердамским договором. Лиссабонский договор дал новую классифика­цию правотворческих процедур ЕС, в соответствии с которой процедура, введенная в 1992 г., рассматривается как обычная, за­конодательная процедура.

Заседает Европейский парламент в Страс­бурге, но значительную часть своей деятельности, осуществляет в Брюсселе.

Состав и порядок формирования. Несмотря на то, что Ассамблея Европейских сообществ состояла из представителей, избранных национальными парламентами, в Римских договорах изначально предусматривался переход к ее формированию прямыми
выборам. В 1976 г. был принят Акт об избрании представите­лей в Ассамблею прямым всеобщим голосованием, а спустя три года состоялись первые прямые выборы в Европарламент. С тех пор граждане призываются для избрания своих представителей каждые 5 лет (срок полномочий парламента).

Депутаты Европарламента избираются в государствах-членах. Тем не менее ДФЕС допускает введение «единой проце­дуры» выборов всех парламентариев на всей территории Союза либо ее «общих принципов».

Поскольку понятие «народ Европейского Союза» в юридическом смысле отсутствует, депутаты Европарламента рассматриваются в качестве «представителей граждан Союза» государств-членов Союза.

Активным и пассивным избирательным правом располагают все постоянно проживающие здесь «европейские» граждане, что является одним из новых их политических прав.

Максимальное количество депутатов европейского парламента сегодня установлено в 750 человек плюс Председатель (751). Представительство граждан обеспечиваем в соответствии с методом убывающей пропорциональности, при минимальном пороге в 6 членов на государство-член и максимальном — в 96 мест.

Депутаты Европарламента обладают свободным мандатом. Все они, хотя и избираются в государствах-членах, объединяются друг с другом не по национальному, а по партийному признаку в «политические группы», т.е. фракции.

В настоящее время в Европарламенте 7 партийных фракций. По результатам парламентских выборов 2009 г. лидируют две партии — Европейская народная партия и Партия европейских социалистов.

Председатель, избираемый тайным голосованием на 2,5 го­да, направляет всю деятель­ность Парламента и его органов, ведет заседания, представляет Европарламент, в том числе при осуществлении международных связей и в отношениях с другими органами Союза. Обычно этот пост поочередно занимают представители крупнейших фрак­ций — социал-демократов и христианских демократов.

5 квесторов отвечают за административные и финансовые вопросы, непосредственно касающиеся депутатов, в соответствии с указаниями бюро.

Бюро Европарламента, включающее 15 депутатов (Председатель + 14 заместителей Председателя), а также квестора с правом совещательного голоса, принимает организационные и административные решения по вопросам, затрагивающим депутатов и внутреннюю организацию Парламента, в частности – санкции к неявившимся депутатам.

Конференция председателей, состоящая из Председателя Парламента и председателей политически групп — фракций (ранее вместе с остальными членами Бюро они все входили в Расширенное бюро Европарламента), осуществляет планирование текущей деятельности

С Конференцией пред­седателей проводят предварительные консультации государства-Члены по поводу назначения Председателя Комиссии

Среди вспомогательных органов Ведущую роль играют комитеты, которые, как и в других парла­ментах, могут быть постоянными и временными. Постоянные комитеты играют ведущую роль в законода­тельной деятельности Европарламента, в частности, осуществляют предварительное рассмотрение всех внесенных в Парла­мент документов законодательного характера, а в некоторых случаях по решению Конференции председателей им может делегироваться право принятия решений. В настоящее время в Ев­ропейском парламенте образовано 20 постоянных комитетов: бюджетный, по правовым вопросам и правам граждан, по соци­альным делам и занятости, по петициям и др.

Среди временных комитетов наибольший интерес представ­ляет Комитет по расследованию. Задача данного комитета — расследование «предполагаемых противоречий или нарушений порядка управления в ходе применения права Сою­за».

Аппарат Европарламента на­считывает около 3000 должностных лиц. Свой индивидуальный аппарат помощников имеется у отдельных депутатов, а также у фракций.

Европарламент работает в сессионном порядке, фактически он является постоянно действующим органом. На свою ежегодную сессию Парламент собирается по собственному праву «без какого-либо решения о созыве, во второй вторник марта. Возможен и созыв чрезвычайных сессий по требованию большинства членов Европарламента, Комиссии или Совета, а также «в исключительных случаях» по просьбе большинства депутатов с согласия Конференции председателей.

Как и парламенты государств-членов и многих других демократических стран, Европейский парламент по общему правилу принимает решения простым большинством голосов присутствующих депутатов. Кворум настоящее время он составляет 1/3 списочного состава Парламента.

В некоторых исключительных случаях для вопросов особой политической важности учредительные договоры предусматривают усложненный порядок принятия решений, причем нескольких видов:

абсолютное большинство депутатского корпуса (например, при даче согласия на вступление в Союз новых государств);

2/3 поданных голосов, представляющих также абсолютно, большинство депутатов, — вотум недоверия Комиссии.

Полномочия. Парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции (равные полномочия в формировании и утверждении расходной части). Что касается утверждения исполнения бюджета Комиссией, то принятие решения об этом составляет исключительную прерогативу Парламента, действующего по рекомендации Совета.

Согласно условиям, предусмотренным Договорами, он также осуществляет функцию политического контроля и консультативную функцию.

Евро­пейский парламент дает инвеституру исполнительному институту ЕС — Комис­сии, которая исключительно перед ним несет политическую от­ветственность в форме вотума недоверия.

Как и другие парламенты, Европарламент осуществляет парламентский контроль двумя способами — прямым (непосредственно) и косвенным (через специально создаваемые им органы). Главным объектом парламентского контроля здесь является деятельность исполнительного органа ЕС — Комиссии. Ее члены, в частности, не только вправе присутствовать и получать слово на заседаниях Парламента, но и обязаны письменно или устно отвечать на вопросы, поставленные ей Европейским парламентом или его членами.

Кроме Комиссии, «держать ответ» перед парламентариями регулярно призываются члены других органов Союза, в том чис­ле Совета. Помимо устных и письменных вопросов не менее важной формой непосредственного контроля является заслушивание Европарламентом отчетов Комиссии, других органов и долж­ностных лиц Союза.

Важнейшей формой косвенного контроля является создание
комитетов по расследованию.

Существенное значение имеет также деятельность Комитета по петициям в отношении обращений (петиций), направляемых в адрес Парламента гражданами Союза, другими физическими и юридическими лицами). При рассмотрении любой петиции данный
Комитет вправе проводить слушания, направлять своих членов
для анализа ситуации на месте, требовать от Комиссии представления необходимых документов. Выводы Комитета излагаются
в его заключении, которое направляется в Совет и/или Комиссию. Комитет может также передать петицию Омбудсману.

Что касается Омбудсмана, то, хотя он и назначается Европар­ламентом, в своей деятельности независим от него и является самостоятельным органом Союза. По итогам контрольной деятельности, а также в других случа­ях Европарламент принимает по инициативе любого депутата со­ответствующую резолюцию в отношении любого вопроса, входя­щего в сферу деятельности Европейского Союза. Содержащиеся в них выводы и предложения не являются юридически обязатель­ными. Из этого правила, однако, есть исключение — вотум недоверия Комиссии.

Среди внешнеполитических полномочий Европарламента необходимо указать на предоставление им согласия на заключение международных договоров: договоров об ассоциации с другими государствами и международными организациями, учреждающих совместные институты, имеющих «важные бюджетные последствия для Союза», а равно всех других соглашений, заключение которых требует внесения поправок в законодательные акты, принятые Европарламентом совместно с Советом.

Особое место (и большое политическое значение) имеет право давать согласие на вступление в Союз новых государств-членов. Поддержка абсолютного большинства всех депутатов является императивным условием, отсутствие которого служит препятствием для любого расширения Союза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.009 с.)