Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование.



В ЕС есть более 200 собственных органов, делятся на 2 системы: 1) система институтов, 2) система органов.

В Европейском Союза действует «единый институциональ­ный механизм, основы организации и функционирования которого закрепляются в со­временных Договорах. Каждый институт Европейского Союза является одновременно институтом Евратома.

Институтов Сообщества (и одновременно всего Союза) сна­чала было четыре, с появлением Европейского Союза их стало пять, ныне, после вступления в силу Лиссабонского договора, их семь:

· Европейский парламент

· Европейский совет

· Со­вет

· Комиссия

· Суд

· Счетная палата

· Европейский центральный банк

Однако даже при беглом просмотре учреди­тельных договоров нетрудно увидеть, что кроме этой пятерки институтов в организационном механизме Союза есть и немало других элементов: Комитет регионов, Экономический и соци­альный комитет, Европейское оборонное агентство, Европол, и др. Какое место в политической и правовой системе Союза занимают все эти и другие «структуры», ка­ким термином их следует обозначать?

Ответ на этот вопрос содержится в первых словах ст. 13 ДЕС об институтах ЕС: «Союз располагает институциональным механизмом, призванным проводить в жизнь его ценности, осущест­вить его цели, служить его интересам, интересам его граждан и государств-членов, а также, обеспечивать последовательность, эффективность и преемственность его политики и его действий». Каждый институт действует в пределах полномочий, которые Предоставлены ему в Договорах, в соответствии с предусмотрен­ными Договорами процедурами, условиями и целями.

Следова­тельно, именно институты выступают теми структурами Союза, на которые возложено осуществление его задач от имени послед­него и, главное, которые наделяются в этом качестве властными полномочиями.

Понятие «институт», таким образом, можно определить как составное и в то же время относительно обособленное подразделение аппарата Европейского Союза, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структур, наделено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

В деятельности каждого из институтов Союза проявляют его специфические функции.

Так, Совет и Европейскийm парламент — представительные органы, в функциях которых преобладают правотворческие начала.

Комиссия наделена, прежде всего, исполнительными функциями.

Суд выполняет задачи рассмотрения и разрешения споров.

Счетная палата и Европейский центральный банк выполняют финансово-контрольные полномочия, обеспечивающие регулирование и проверку финансовых аспектов деятельности институтов Союза.

Европейский совет — институт политической координациии наблюдения за развитием интеграционных процессов, обеспечивающий равновесие и сбалансированность деятельности структур ЕС.

В совокупности институты Союза действуют как устойчивыйотлаженный саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, воплощающий в своей структуре своеобразное «разделение и взаимодействие властей», предусмотренное для эф­фективного обслуживания динамичного развития Европейского Союза. Институты поддерживают между собой лояльное сотруд­ничество.

Качество быть органом публичной власти Союза, «мерой» которой выступает закрепленная в учредительных договорах компетенция и полномочия соответствующего института, явля­ется главным признаком, отличающим институты от его органов к учреждений.

Орган и учреждения иногда называют «нефор­мальными институтами». Можно ли, исходя из этого, провести аналогию с известным в теории конституционного права выделением в рамках государ­ственного механизма органов и учреждений? В отличие органов, государственное учреждение «властных решений по отношению к другим лицам» не принимает, однако обслуживает либо насе­ ление, например государственная школа, либо государство в це­ лом или отдельные его органы, например армия, полиция.

Во многих случаях такая классификация применима и к Ев­ропейскому Союзу, к категории учреждений которого действи­тельно можно отнести и его структурные фонды (Европейский социальный фонд, сельскохозяйственный и др.), Европейский инвестиционный банк и др. Однако провести аналогию в полной мере здесь не удается. Европейский парламент обрел законода­тельные полномочия лишь сравнительно недавно, хотя институ­том являлся изначально. Счетная палата до 1993 г. являлась просто органом, придание ей Маастрихтским договором статуса ин­ститута не сопровождалось существенным изменением ее властных полномочий.

Система органов является открытой, полного перечня нет. Некоторые органы упоминаются учредительными договорами, но большинство из них действуют и учреждаются на основании договоров, принимаемых институтами.Их классификация:

1. банки

2. правоохранительные органы (Европол)

3. консультативные органы (экономический и социальный комитет, комитет регионов)

4. контрольные

5. специальной компетенции (=агенства, например, Европейское агенство по морской безопасности)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.005 с.)