Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита интересов потребителей как основа европейского потребительского права.

Поиск

Защита прав потребителей - одно из направлений деятельности Европейского Союза. Цели этого направления зафиксированы в ст. 169 ДФЕС: обеспечение высокого уровня защиты потребителей и содействие их интересам.

Помимо специально принимаемых мер для достижения этих целей, потребности защиты потребителей принимаются во внимание при определении и осуществлении других направлений политики и деятельности Союза (ст. 12 ДФЕС). Так,

- свободное перемещение товаров, лиц и услуг может быть ограничено императивными предписаниями о защите прав потребителей; например, обязанность оформления надлежащим образом этикеток обосновывается необходимостью информировать потребителей.

- в антимонопольной политике допускаются исключения из некоторых запретов со ссылкой на интересы потребителей (ст.ст. 101 п.3, 107 п.2 а) ДФЕС);

- в аграрной политике фиксируется цель обеспечения нормального уровня потребительских цен (ст. 39 п.1 е) ДФЕС);

- потребители «участвуют» даже в правотворческой процедуре через Экономический и социальный Комитет, а также через профсоюзы могут обращаться в Суд ЕС.

С 1973 г. в рамках Комиссии ЕС создан и функционирует специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей.

Общая стратегия ЕС, направленная на защиту интересов потребителей (KOM 2007\99 от 30.03.2007) предусматривает следующие приоритеты на 2007 - 2013 годы:

1. современные правовые нормы для межгосударственной торговли;

2. солидная система правовой защиты потребителя;

3. обеспечение безопасности продукции;

4. защита интересов потребителей как правой стержень политики внутреннего рынка;

5. эффективное информирование потребителей.

П.2 ст. 169 ДФЕС выделяет две группы мер, посредством которых ЕС обеспечивает высокий уровень защиты потребителей:

А) меры, принимаемые на основании ст. 114 ДФЕС в рамках формирования внутреннего рынка

Б) меры, которые поддерживают и дополняют политику, проводимую государствами-членами, и обеспечивают наблюдение за ней.

Все меры принимаются в соответствии с обычной законодательной процедурой. В настоящее время потребителькое право ЕС формируется более 500 действующими актами ЕС.

2. Сближение законодательств государств-членов в сфере защиты прав потребителей осуществляется традиционными методами:

1) посредством унификации, как прав., путем установления обязательных требований в отношении продукции (напр., содержание этикеток продуктов питания, косметики, текстильных изделий, медикаментов и т.д.) и технических норм в отношении отдельных видов промышленных товаров.

Примеры:

А) Регламент 1997/258/ЕС (с изм. и доп. по сост. на 07.08.2009) «О новых видах продуктов питания и новых ингридиентах» («Novel-Food»):

Потребителю д.б. предоставлена информация о содержании в продуктах питания ингридиентов, которые могут повлиять на здоровье человека, напр. путем алергич. реакции. Д.б. обозначены продукты, которые принципиально отличаются от аналогичных традиционных продуктов питания, в частности по составу, калорийности, действию и порядку употребления.

Б) РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 178/2002 Европейского Парламента и Совета от 28 января 2002 г. «Об установлении общих принципов и предписаний продовольственного законодательства, об учреждении Европейского органа по безопасности продуктов питания и о закреплении процедур в отношении безопасности продовольственных товаров» (с изм. и доп. по сост. на 07.08.2009) (есть на русском языке на сайте МГЮА - eulaw. edu.ru)

В) Регламент (ЕС) 2006/1924 «Об указании на продуктах питания сведений, касающихся калорийности и пользы для здоровья» (с изм. и доп. по сост. на 10.02.2010). Для указания на продуктах определенных сведений (напр., «без сахара», «обезжиренный», «легкий») необходимо соответствующее научное заключение. Такое заключение выдается специальным учреждением – Европейским Агентством по безопасности продуктов питания (www.efsa.europa.eu)

2) посредством гармонизации, как прав., путем гармонизации гражданско-правовых норм. Ативно проводится с середины 80-х годов. В н/в в рассматриваемой сфере действует около 65 Директив. Основные из них можно подразделить след образом:

2.1. Нормы, касающиеся всех договоров с потребителями

- Директива 93/13 от 5.04.1993г. об условиях договоров, нарушающих права потребителей. Устанавливает контроль за содержанием договоров, одной из сторон по которым выступает потребитель. Необязательно речь должна идти об общих условиях заключения сделок, заранее сформулированных; достаточно, чтобы эти условия не разъяснялись в конкретном случае.

- Директива 1999/44 от 25.05.1999г. о некоторых аспектах купли-продажи потребительских товаров и гарантии на них. Предусматривается единый подход при продаже потребителю некачественных товаров (как новых, так и б/у). Покупатель вправе выбрать бесплатное устранение недостатков или замену товара. Только если это невозможно или непропорционально, допускается расторжение договора или уменьшение покупной цены. Гарантийный срок, по общему правилу, составляет 2 года.

- Директива 2000/35 от 29.06.2000г. о противодействии просрочкам платежей в товарообороте. Денежные требования подлежат оплате в течение 30 дней с момента их получения должником (при опр. условиях – получения товара, услуги) без необходимости дополнительного напоминания; в случае просрочки начисляются проценты.

- Директива 1999/93 от 13.12.1999 об общих условиях проставления электронной подписи (с изм. и доп. по сост. на 11.12.2008) и Директива 2000/31 от 08.06.2000 об электронной торговле устанавливают рамочные условия заключения договоров в Интернете.

2.2. нормы относительно определенных видов договоров

- Директива 85/374 от 25.07.1985г. о гармонизации правовых и административных предписаний государств-членов об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с измен. по сост. на 10.05.1999). Первая директива в этой сфере. Нормы были восприняты не только гос-вами-членами, но и третьими государствами, напр. Швейцарией. Определяет ненадлежащее качество, устанавливает ответственность производителя независимо от вины за опасность и др. вопросы

- Директива 2001/95/ЕС Европейского Парламента и Совета от 3 декабря 2001 г. «Об общей безопасности продукции» (есть на русском языке на сайте МГЮА - eulaw. edu.ru)

- Директива 87/102 от 22.12.1986г. О гармонизации правовых и административных предписаний государств-членов о кредитовании потребителей (с изм. и доп. по сост. на 21.04.1998). Предусматривается обязанность подробно информировать и разъяснять все условия кредитных договоров, единый подход к регулированию «эффективных годовых процентов».

- Директива 85/577 от 20.12.1985г. о защите прав потребителей при заключении договоров за пределами помещения фирмы. Предусматривает возможность отказа потребителя от такого договора в течение 7 дней с момента его заключения, обязанности по полному информированию, в ч-сти путем приложения письменного документа; аналогичное содержание имеет Директива 97/7 от 20.051997 о защите прав потребителей при заключении договоров «между отсутствующими» или на расстоянии (по телефону) (с изм. и доп. по сост. на 25.12.2007).

- Директива 90/314 от 13.06.1990 о турах с предоплатой. Помимо обязанности информировать потребителя предусматривается обязанность застраховать его на случай неплатежеспособности или банкротства организатора тура.

- Директива 2002/22 (ЕС) «Об общих условиях и правах потребителей при использовании электронных коммуникационных сетей и услуг» (с изм. и доп. по сост. на 19.12.2009) - касается предоставления в пользование электронных коммуникационных сетей и услуг конечному потребителю, обязывает обеспечить доступность телефонов, справочной информации, надлежащие условия предоставления услуг инвалидам, регулирует порядок установления тарифов, устанавливает критерии качества услуг.

3) процессуальные нормы

- Директива 2009/22/ЕС от 23.04.2009 «Об условиях и порядке подачи исков с целью прекращения действий, нарушающих интересы потребителей. Предусматривается более легкая процедура подачи исков о защите прав потребителей и возможность обращаться в суд через профсоюз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.197.197 (0.011 с.)