Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договоры о присоединении 2003 и 2005 г.

Поиск

Последнее расши­рение ЕС происходило в две «волны» и было оформлено двумя договорами о присоединении в 2003 г. и в 2005 г.

Первый из них был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Этот Договор оформил «первую волну» современного расширения Европейского Союза. В соответствии с ним к Союзу присоеди­нились сразу 10 государств: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Лит­ва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

Принимая во внимание, что именно Ниццкий договор в сво­их положениях обозначил дату «первой волны» расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 г. представляет собой логическое продолжение реформ, на­чатых в Ницце. Кроме того, Договор о присоединении является результатом почти 10-летней подготовки к небывалому по мас­штабу присоединению к Европейским сообществам и Европей­скому Союзу сразу 10 стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, территориально расположенного за пре­делами Европы.

Договор о присоединении вступил в силу после ратификации всеми сторонами 1 мая 2004 г.

Хронологически последний и шестой по счету Договор о при­соединении был подписан в Люксембурге 25 апреля 2005 г. Этот Договор оформил присоединение Болгарии и Румынии к Евро­пейскому Союзу, которое составило так называемую вторую вол­ну современного расширения Европейского Союза, обозначен­ную в Ниццком договоре. Договор о присоединении Болгарии и Румынии завершил современный этап расширения Евроией­ского Союза, принятие следующих государств-кандидатов пла­нируется провести в текущем десятилетии.

В соответствии с договорами о присоединении новые госу­дарства-члены становятся сторонами всех соглашений, заклю­ченных Союзом с третьими странами и международными орга­низациями, в том числе

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем.

1. Европейский Союз объединяет сегодня 27 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Ис­пания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Поль­ша, Словения и Словакия, Болгария и Румыния (рис. 4).

2. Этими «государствами-предкандидатами» являются Сербия, Босния и Гер­цеговина, Албания, Черногория, а также Исландия, подавшая заявку на членство в ЕС в 2009 г.

3. Кроме того, Норвегия. Исландия и Лихтенштейн не явля­ются членами Европейского Союза, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (Европейское экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирова­ние на основе гармонизированных правовых норм. Аналогичное положение существует и в отношениях ЕС со Швейцарией. По­добную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе че­тырех общих пространств.

2. В состав Европейского Союза в ближайшем будущем пла­нируют войти 3 государства-кандидата — Македония, Хорватия и Турция. Дата присоединения этих государств-кандидатов еще не назначена, известно, что дату присоединения Хорватии пла­нируется определить в 2010 г.

 

5.Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения.

Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, в ито­ге был ратифицирован 18 государствами-членами, не ратифици­рован 2, а еще 7 государств-членов не определили свою позицию (не проводили ратификационных процедур).

Поскольку для вступления в силу проекта Европейской кон­ституции требовалась ратификация со стороны всех государств-членов, а ратификацию провели только 2/3 из них, ввести доку­мент в действие оказалось невозможным. После двухгодичного «периода обсуждения», объявленного в июне 2005 г., из этой си­туации был найден следующий выход: основные положения кон­ституционной реформы будут реализованы в жизнь не в форме Европейской конституции, а с помощью поправок к действующим учредительным документа,» ЕС.

Решение провести конституционную реформу в виде модер­низации учредительных документов «старого» Европейского Союза (то есть Договора о Европейском Союзе 1992 г. и догово­ров 1957 г., учреждающих Европейское сообщество и Евратом) было принято 21—22 июня 2007 г. на встрече в верхах руководи­телей государств-членов.

По итогам этой встречи был определен мандат для предстоя­щей межправительственной конференции (МПК — CIG), кото­рая приступила к работе уже в следующем месяце (23 июля 2007 г.). Основная часть работы этой конференции протекала в рамках Группы правовых экспертов (Groupe ties experts juridiques), которой предстояло трансформировать нормы про­екта Европейской конституции в статьи-поправки будущего Лиссабонского договора.

Межправительственная конференция в основном завершила свою работу в октябре 2007 г., когда на встрече в верхах в Лисса­боне 17-18 октября 2007 г. проект Договора о реформе ЕС был одобрен руководителями всех его государств-членов.

Наконец, 13 декабря 2007 г. этот документ был официально подписан на всех 23 официальных языках ЕС, которые являются равно аутентичными (имеют одинаковую силу).

Его полное название: «Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Ев­ропейского сообщества»; краткое - «Лиссабонский договор». Неофициально (в литературе и средствах массовой информа­ции) он часто именуется «Договором о реформе»

В нем краткая Преамбула и всего 2 статьи. Статья 1 содержит положения, вносящие изменения и дополне­ния в Договор о Европейском Союзе, а статья 2 — в Договор об учреждении Европейского сообщества (переименованного в До­говор о функционировании Европейского Союза). Тем не менее весь объем реально действующих консолидированных учреди­тельных документов «нового» Европейского Союза составил 520 страниц! Разобраться в нем крайне сложно.

Процесс ратификации и вступления в силу Лиссабонского договора планировалось осуществить также максимально опера­тивно — уже к 2009 г. Во избежание дополнительных осложне­ний ратификационного процесса почти во всех государствах-членах его было решено проводить парламентским путем. Един­ственным исключением служит Ирландия, где проведение референдума по ратификации Лиссабонского договора является обязательным в силу требований ее национальной конституции. Однако именно из-за провала референдума по Лиссабонскому договору в Ирландии летом 2008 г. и откровенного затягивания ратификации со стороны Польши и Чехии Договор вступил в силу только 1 декабря 2009 г. после положительного результата повторного референдума в Ирландии и улаживания юридиче­ских формальностей в Польше и Чехии.

Чтобы упростить подготовку и вступление в силу Лиссабон­ского договора, в него также было решено не включать некото­рые положения проекта Европейской конституции 2004 г., кото­рые вызвали наибольшие опасения или критику со стороны не­которых государств-членов и политических сил:

• речь идет прежде всего о самом термине «Конституция», порождающем ассоциации с «полноценным» государством. По настоянию прежде всего Великобритании ссылки на «конститу­ционный» характер учредительных документов ЕС исчезли;

• то же самое относится к статье проекта Европейской кон­ституции 2004 г. о символах Союза (флаг, гимн и др.), также сближающих его, по мнению «евроскептиков», с государством. Эти символы останутся у Союза, но, как и ранее, будут иметь лишь политический характер без юридического закрепления в учредительных документах;

• принцип примата (верховенства) права Европейского Со­юза над правом государств-членов, содержавшийся непосред­ственно в проекте Европейской конституции, перенесен в одну из деклараций Межправительственной конференции 2007 г., ко­торая сама по себе не имеет юридически обязательной силы (указанный принцип тем не менее останется в действии на осно­вании сложившегося ранее прецедентного права Суда Европей­ских сообществ);

• восстановлено право вето государств-членов в отношении отдельных вопросов (например, координация законодательства о социальном обеспечении);

Эти и некоторые другие «отступления» Лиссабонского дого­вора являются несомненным шагом назад в сравнении с проек­том Европейской конституции 2004 г. Они стали своеобразной ценой, которую пришлось заплатить за спасение остальных про­грессивных реформ, предусмотренных этим документом.

Лиссабонский договор внес изменения в 2 учредительных договора:

1. Маастрихтский договор (сохранил свое название «договор о ЕС»)

2. Римский договор об учреждении ЕС стал именоваться договором «о функционировании ЕС»

Согласно концепции, предложенной Соркази, Договор о ЕС содержит наиболее общие и фундаментальные принципы, а договор о функционировании ЕС детализирует это принципы.

Основные положения Лиссабонского договора:

· С принятием договора ЕЭС прекратило свое существование, все полномочия сообществ были переданы ЕС.). Это означает, в частности, что все правовые акты и меж­дународные соглашения, ранее изданные (заключенные) евро­пейскими институтами от имени Сообщества, признаются отны­не источниками, которые приняты от лица «нового» Европей­ского Союза.

· Европейское сообщество по атомной энергетике сохранено, его юридической формой стал протокол №2 приложенный к тексту Лиссабонского договора. Договор ЕВРАТОМА больше не входит в систему учредительных документов ЕС

· Возможность приостановления прав государств-членов, нарушающих основополагающие ценности ЕС

· Декларирована необходимость установление привилегированных отношений между ЕС и соседними государствами

· Введение должности верховного представителя союза по иностранным делам и политике безопасности. Договор включает этого представителя в состав комиссии в ранге вице- председателя (по сути министр иностранных дел ЕС)

· 7 институтов: Европейская комиссия (исполнительный орган, исходит законодательная инициатива), европейский совет, совет, европейский парламент (выбирается гражданами ЕС, начинает участвовать в законодательном процессе), суд, европейский ценртбанк, счетная палата (проверяет деятельность др. институтов)

· Вводится пост постоянного председателя ЕС которые избирается на 2 с половиной года с правом переизбрания еще на 1 срок

· Признание прав государств-членов на добровольный выход из ЕС

· Хартия ЕС об основных правах, принятая в 2000г. приравнивается по своей юридической силе к учредительным документам ЕС (Цель хартии- защита прав граждан, интересы которых ущемлены учреждениями ЕС и только ЕС). При этом хартия остается формально самостоятельны источником права.

· Упразднено деление на опоры

· Признание единой правосубъектности ЕС, в том числе и на международной арене за счет ликвидации европейского сообщества и 3-ех опор. Это позволило ЕС заключать от собственного имени международные соглашения по всем аспектам свое компетенции за исключением вопросов атомной энергетики, которые по прежнему будут решаться ЕС от лица ЕВРАТОМА

· Граждане ЕС получают право выступать с предложением об изменении законодательства ЕС, для этого необходимо заручиться поддержкой со стороны миллиона граждан. В тоже время европейская комиссия оставляет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса.

· реформа системы правовых актов Европейского Союза и выделение среди них, аналогично государствам, категории «за­конодательных актов»;

· дальнейшее сокращение количества вопросов, но которым за государствами-членами сохраняется право вето, при одновре­менном усилении власти Европейского парламента;

· создание новых органов и должностных органов Европей­ского Союза, реформа институтов Союза;

· совершенствование и упрощение механизма «продвинуто­го сотрудничества», в рамках которого отдельные государства-члены могут развивать между собой еще более тесную интегра­цию с использованием институтов Европейского Союза.

Перспективы развития ЕС:

На следующий день после подписания Лиссабонского договора руководители государств ЕС приняли решение учредить независимую экспертную группу по рассмотрению проектов развития и реформирования ЕС, намеченные на 20-30 годы 21 века, включающая следующие сферы:

1. Борьба с терроризмом

2. Защита климата

3. Энергетика

4. Миграция

5. Содействие стабильности на мировой арене

6. Развитие союз в 2ух сферах:

7. Достижение еще большего экономического успеха и сохранение существующего

8. Социальная солидарность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.157.111 (0.009 с.)