Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание Европейского союза (маастрихтский Договор 1992 Г. ). Структура и правосубъектность Европейского союза до его реформирования лиссабонским договором.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После подписания и вступления в силу Единого европейского акта планы создания Европейского Союза перешли в практическую плоскость. В 1990 г. приступили к работе две конференции (по разработке соответственно экономического и политического союза). Общим их результатом стал Договор о Европейском Союзе, подписанный 7 февраля 1992 г. в нидерландском городе Маастрихт. Поскольку Договор о Европейском Союзе повлек новые серьезные ограничения государственного суверенитета стран-участниц, что потребовало во многих из них провести конституционные реформы и референдумы, ратификация этого документа заняла достаточно длительный период времени. Данный процесс продолжался свыше полутора лет, и 1 ноября 1993 г. Договор о Европейском Союзе вступил в силу. Маастрихтский договор внес в «интеграционную конструкцию», создаваемую государствами прежде на основе Сообществ, существенные изменения. 1. Маастрихтским договором была создана новая интеграционная организация — Европейский Союз — деятельность которой охватывает все основные сферы общественной жизни. К ним относятся не только экономическая интеграция (уже проводимая с 1950-х гг. в рамках Сообществ) и общая внешняя политика и политика безопасности Союза (бывшее ЕПС), но также осуществление правоохранительной функции посредством координации соответствующих действий государств-членов — «сотрудничество в области правосудия и внутренних дел». Одновременно руководящие органы (институты) Европейских сообществ были преобразованы в институты Союза в целом. Их стало 5 (к уже существующим 4 институтам Договор о Европейском Союзе добавил Счетную палату). Граждане государств-членов отныне наряду с национальным гражданством получили также гражданство Европейского Союза. С другой стороны, учреждение Европейского Союза не привело к ликвидации Европейских сообществ. Они продолжали функционировать, выступая в качестве подразделений (первой «опоры») новой организации. Договор о Европейском Союзе не только соединил и синтезировал в рамках единой организационной «структуры» разные сферы интеграционного процесса. Цель этого документа — обозначить «новый этап в создании как можно более тесного союза Изменения главным образом касались ЕЭС, которое Маастрихтским договором было переименовано в Европейское сообщество. Европейское сообщество, более не являющееся экономическим (вернее, не только экономическим), было уполномочено посредством дополнений в Римский договор 1957 г. осуществлять деятельность в таких сферах, как культура, образование, молодежная политика, «трансъевропейские сети», здравоохранение, защита прав потребителей и др. Особое значение имел вклад Договора о Европейском Союзе в процесс углубления экономической интеграции. Нормы, инкорпорированные в 1992 г. в Договор о Европейском сообществе, юридически закрепили переход ЕС на новую, более высокую форму интеграционного процесса — экономический и валютный союз, который предполагает введение единой валюты, заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональных органов и учреждений (главное среди них — Европейский центральный банк). Как и его предшественник (ЕЕА), Маастрихтский договор продолжил реформу институтов Сообществ, выступающих теперь как институты всего Европейского Союза. Введение новой законодательной процедуры — процедуры совместного принятия решения — превратило Европейский парламент наряду с Советом во второй орган законодательной власти Европейского Союза. Парламент получил также право утверждать посредством вотума доверия новый состав Европейской комиссии — главного исполнительного органа ЕС (правом выражать ей вотум недоверия он располагал изначально). В Совете была расширена сфера применения голосования квалифицированным большинством, то есть Маастрихтский договор продолжил процесс лишения государств-членов права вето на законодательство и другие акты Союза. Наконец, Маастрихтский договор впервые на уровне учредительных документов признал обязанность Союза, в целом соблюдать основные права и свободы человека и гражданина, прежде всего те, которые закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Одновременно с введением института гражданства Союза в «конституции» ЕС был закреплен перечень основных прав гражданина: свобода передвижения, избирательные права, право петиций и др. Кратко: Договор, учреждающий ЕС: · Введен институт гражданства ЕС (это гражданство нельзя назвать гражданством в полном смысле этого слова, т.к. остается гражданство государств) · Введен принцип субсидиарности (ЕС не должен вмешиваться в те вопросы государств-членов, которые они могут решить самостоятельно) · Политика экономического и социального единства (подтягивание государств более низкого уровня развития) · Закреплено поэтапное создание экономического и валютного союза Изначальная структура Европейского Союза. Поэтапный характер формирования Европейского Союза отразился на внутреннем устройстве этой организации. Первоначально Европейский Союз не обладал единой правосубъектностью и включал три структурных компонента, каждый со своим автономным правопорядком. В научной литературе и нередко в официальных документах эти компоненты именовались опорами Союза. 1 опора — Европейские сообщества, созданные в 1950-е гг. и сохранявшиеся после учреждения Союза вплоть до вступления в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора. В соответствии с прежней редакцией Маастрихтского договора все три Европейских сообщества включались в ЕС — Европейское сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). 2 опора — общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), наследница созданного в 1970 г. Европейского политического сотрудничества. 3 опора — сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовойсфере(СПСО) — в рамках которой Союз занимался координацией мероприятий государств-членов в области борьбы с преступностью. Хотя Союз и был разделен на три части (опоры), он имеет единые руководящие органы (институты), единое гражданство и единый состав государств-членов. Каждая страна, вступающая в Союз, автоматически становилась членом Европейских сообществ, а также участницей двух других опор. Деление Союза на опоры было упразднено со вступлением в силу Лиссабонского договора. Европейский Союз был наделен единой правосубъектностью. Подписание и вступление в силу Договора о Европейском Союзе 1992 г. имело ряд позитивных моментов. Результаты внедрения договора в целом оправдали ожидания, но при этом практика выявила некоторые значительные недостатки в работе Союза, которые необходимо было устранить. Непосредственно в самом Маастрихтском договоре предусматривалось, что в 1996 г. будет созвана новая «конференция правительств государств-членов» для внесения поправок в учредительные документы Союза. Новая конференция должна была решить три практические задачи, четко определившиеся для Союза к концу 1990-х гг. Первая из них — это подготовка Союза к крупномасштабному расширению, ситуации, когда одновременно присоединятся не два и даже не три новых государств. Вторая задача, которая в значительной степени была увязана с первой, — это реформа институтов (главных органов) Союза с целью повышения эффективности их деятельности в новых условиях. Третья задача звучала еще более конкретно и касалась самого «больного» момента в функционировании Союза и Сообществ. Она заключалась в необходимости демократизации законодательного процесса путем расширения правотворческих функций Европейского парламента, упрощения этого процесса, перехода к голосованию в институтах ЕС на основе квалифицированного большинства. 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года. Амстердамский договор 1997 г. Результатом конференции стал подписанный 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступивший в силу 1 мая 1999 г. документ под названием Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты (краткое наименование — Амстердамский договор). Как видно уже из названия, Амстердамский договор не учреждал новых организаций. Его назначение — внести изменения и дополнения в уже действующие учредительные документы, которые после вступления его в силу были инкорпорированы соответственно в Договор о Европейском сообществе (бывшее ЕЭС), Договор о ЕОУС, Договор о Евратоме и Договор о Европейском Союзе. Основные изменения и дополнения, внесенные им, заключаются в следующем. 1. Был продолжен процесс расширения компетенции Европейского сообщества и Союза в целом. К ведению Сообщества теперь стали относиться визовая, иммиграционная политика, вопросы Кроме того, отдельные государства-члены были уполномочены делегировать институтам Союза дополнительную компетенцию, не дожидаясь внесения поправок в учредительные документы (посредством «механизма продвинутого сотрудничества»). 2. Была продолжена институционная реформа, которая продолжает развиваться по направлениям, указанным выше: расширение полномочий Европарламента и постепенная ликвидация права вето представителей государств-членов при голосовании вопросов в Совете Европейского Союза. 3. Амстердамский договор впервые на уровне Союза закрепил общие принципы конституционного строя) и установил санкции к государствам-членам за их нарушение. 4. Посредством специального протокола, приложенного к Договору о Европейском сообществе и Договору о Европейском Союзе, в право Европейского Союза были включены Шеигенские соглашения, принятые на их основе нормативные акты и другие источники. Шенгенское право отныне превратилось в один из составных компонентов в системе нрава Европейского Союза. 5. С Амстердамским договором связано так называемое упрощение учредительных документов (часть вторая «Упрощение»), Под «упрощением» в данном случае разумеется прежде всего устранение из текста Договора о Европейском сообществе (как главного учредительного документа) устаревших положений, которые утратили свое значение на современном этапе, например о порядке создания общего рынка. Кроме того, была изменена нумерация статей Договора о Европейском Союзе и Договора о Европейском сообществе. В первом документе буквенные обозначения были заменены на цифровые: ст. А стала ст. 1, ст. В — ст. 2, ст. J.1 — ст. 11 и т.д. В Договоре о Европейском сообществе изменение нумерации имело целью устранить из текста номера статей, внесенных за прошедшие 40 лет в качестве поправок и потому имевших смешанное обозначение (ст. 189а, ст. 109т, ст. 130у и т.п.). После пересчета первая из них стала ст. 251, вторая — ст. 124, третья — ст. 181 и т.д.. При всей своей насыщенности новизной и перспективным характером закрепляемых положений Амстердамский договор в целом так и не смог решить главные задачи, стоявшие в то время перед Союзом. В свете грядущего расширения Амстердамский договор лишь унифицировал процедуру присоединения к Сообществам и Союзу, изъяв соответствующие положения из трех договоров о Сообществах и вставив их в Договор о Союзе. Реформа институтов фактически была сведена к определению максимального числа депутатов Европейского парламента, составившего «взятое с потолка» число 700. Демократизация законодательного процесса была осуществлена не столько за счет усиления полномочий Европейского парламента и совершенствования норм, его регулирующих, сколько за счет расширения применения процедуры совместного принятия решений — самой демократичной из всех современных законодательных процедур Союза — на сферы деятельности Сообщества, где ранее использовались процедуры консультаций и сотрудничества. Значение Амстердамского договора состоит, прежде всего, в том, что он стал первым шагом на пути реформирования Маастрихтского механизма, своего рода «работой над ошибками», а потому большая часть его положений была направлена на восполнение пробелов в функционировании нового Союза, корректировки и «наладки» результатов Маастрихта. Ниццкий договор 2001 г. Нерешенность трех актуальных за дач стала причиной того, что немногим более чем через половину года с момента вступления в силу Амстердамского договора (1 мая 1999 г.) в феврале 2000 г. была созвана новая конференция правительств государств-членов для подготовки следующей, еще более радикальной реформы учредительных документов Европейского Союза. Она завершилась 11 декабря 2000 г. во французском городе Ницца, где на уровне глав государств и правительств стран Союза был одобрен текст Договора, изменяющего Договор о Европейском Союзе и договоры, учреждающие все три Европейские сообщества. Соответствующий документ поэтому был назван Ниццким договором (это официальное наименование), хотя его подписание в окончательном виде состоялось 26 февраля 2001 г. в Брюсселе. Вступил в силу Ниццкий договор после ратификации его всеми государствами-членами 1 февраля 2003 г. Ниццкий договор полностью направлен на внесение изменений и дополнений в учредительные акты Союза и сообществ. Непосредственная причина и цель Ниццкого договора указана в его преамбуле — «завершить начатый Амстердамским договором процесс, который призван подготовить институты Европейского Союза к функционированию в расширенном Союзе». Лейтмотивом Ниццкого договора стала подготовка самого Европейского Союза к вступлению новых 12 государств. На самой же Ниццкой конференции было обозначено 13 государств-кандидатов. Непосредственно всем техническим вопросам грядущего присоединения был посвящен Протокол о расширении, принятый вместе с Договором. Вступление новых государств-членов в Союз потребовало реформ не только от стран-кандидатов, но и от самого Европейского Союза. Для этого в первую очередь была необходима определенна «перестройка» механизма руководящих органов Союза в плане укрепления наднациональных (федеративных) начал в его устройстве и деятельности. Потребовал некоторых изменений и правовой статус самих наднациональных институтов. С этой целью Ниццким договором был изменен порядок формирования Комиссии и была установлена предельная численность ее состава (26 чел.). С учетом расширения были изменены квоты на замещение мест в Европейском парламенте, Экономическом и социальном комитете. Подверглось изменениям и распределение квот при проведении «взвешенного» голосования в Совете. Изменения коснулись и предельной численности количества депутатов. Вместо ничем не оправданного числа 700, установленного Амстердамским договором, Ниццкий договор определил число 732. Новый предел количества депутатских мест составляет сумму квот государств-членов на замещение мест в Европейском парламенте с учетом всех 12 государств, которые планировали присоединиться в течение первой декады XXI в. Два существовавших до Ниццкого договора «европейских» суда, и так перегруженные делами, вряд ли уже могли бы справляться с новым, обширным кругом дел, который должен был на них буквально «обрушиться» после присоединения стран Восточной Европы, не обладающих еще устойчивыми правовыми традициями. Во избежание этого Ниццкий договор ввел новое, третье звено европейской судебной системы — судебные палаты. Демократизация законодательного процесса также имела место в положениях Ниццкого договора. Речь идет, в частности, о дальнейшем сокращении количества допустимых случаев примененения государствами-членами права вето на законопроекты и другие решения. Оно заметно снижало эффективность функционирования Союза уже тогда. Было понятно, что когда Европейский Союз достигнет 27 стран и более, то сохранение у каждого из его членов права вето сможет просто парализовать работу всей организации. Итак, Ниццкий договор 2001 г. стал по преимуществу точкой Европейского Союза к расширению, повлекшей за собой институционную реформу Союза. Ее результатом явились новые правила устройства и функционирования механизма политической власти на «европейском» уровне. Ниццкий договор в целом выполнил стоявшие перед ним задачи и создал благоприятный плацдарм для будущего переустройства Союза уже на основе новой Конституции ЕС.
Общая характеристика процесса расширения Европейских сообществ и Европейского Союза. Условия и порядок вступления в ЕС новых государств-членов в соответствии с изменениями, предусмотренными Лиссабонским договором. Порядок присоединения новых государств к Европейскому Союзу после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г. сегодня закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов. Основных требований к государству-кандидату два: • государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской культурно-цивилизационной системе независимо от географического положения; • государство должно уважать и обязуется проводить в жизнь принципы, изложенные в ст. 2 Договора о Европейском Союзе. Это общие ценности — принципы уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, соблюдение прав человека, включая права меньшинств, и господства права. Существуют также и иные требования к государству, желающему стать членом Европейского Союза, которые не перечислены в учредительном договоре. Этот так называемые «критерии конвергенции». Если более коротко, то критерии конвергенции включают в себя: 1. - страна должна иметь уровень инфляции не превышающий более чем на 1,5 % средний показатель для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции 2. - страна должна иметь дефицит бюджета, не превышающий 3 % ВВП 3. - государственный долг не должен превышать 60% ВВП 4. - % ставка не должна превышать уровень, средний для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции, более, чем на 2 процентных пункта 5. - страна должна принимать участие в системе совместного регулирования колебания валютных курсов не менее 2 лет без девальвации (на момент подписания соглашения предел колебаний составлял 2,25 %, для итальянской лиры и английского фунта - 6 %). Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев», к которым относятся: 1) стабильность государственных и общественных институтов; 2) гарантии демократии; 3) верховенство закона и соблюдение нрав человека, включая защиту национальных меньшинств; 4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения'. В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в Европейский Союз. Среди них достижение совместимости правовой системы государства с правовой системой Европейских сообществ. Итак, и соответствии со ст. 49 Договора о Европейском Союзе 1992 г. государство, соответствующее всем вышеперечисленным требованиям, может подать заявку на вступление в Союз. Сначала заявку рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям, соблюдение которых необходимо для присоединения) отражаются в систематических докладах Комиссии Совету. После консультации С Комиссией Совет также принимает решение об одобрении заявки на вступление. Еще до положительного решения Совета заявку также должен одобрить Европейский парламент. Заявка считается одобренной, если за нее проголосовало большинство депутатов Европейского парламента. Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. В случае положительного прохождения всех перечисленных стадий государство становится полноправным членом Европейского Союза. Хронологически расширялось: 1952 – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия, Германия 1975 – Великобритания, Дания, Ирландия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.8 (0.013 с.) |