Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройство Европейского Союза. Европейский союз и европейское сообщество по атомной энергииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате реформы учредительных документов, проведенной Лиссабонским договором 2007 г., «новый» Европейский Союз будет представлять собой интеграционную организацию с относительно простым внутренним устройством (структурой). Прежняя конструкция трех «опор», которая служила визитной карточкой «старого» Союза и делала его весьма сложным для восприятия рядовых граждан (см. выше, раздел 1 комментария), исчезает. Одновременно ликвидируется дуализм «Европейский Союз — Европейское сообщество» (последнее, напомним, являлось основным элементом первой «опоры» Союза). Со вступлением в силу Лиссабонского договора Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) прекращает свое существование. Его правопреемником становится Союз в целом (третий абзац статьи 1 Дого- 86 Как уже отмечалось в предисловии, декларации, в отличие от протоколов, не являются составной частью учредительных документов Европейского Союза и не обладают, как таковые, юридически обязательной силой. В то же время декларации, одобренные всеми государствами-членами, могут рассматриваться в качестве актов официального толкования «Договоров». Новейшие декларации к учредительным документам содержатся в Заключительном акте Межправительственной конференции по подготовке Лиссабонского договора 2007 г. (раздел IVнастоящего издания). Декларации, принятые в предыдущие годы (при подписании Римских договоров 1957 г., Единого европейского акта 1986 г. и т.д.), представляют в основном исторический интерес и в настоящей книге не приводятся. 65 вора о Европейском Союзе). Это означает, в частности, что все правовые акты и международные соглашения, ранее изданные (заключенные) европейскими институтами от имени Сообщества, признаются отныне источниками, которые приняты от лица «нового» Европейского Союза. Учредительный документ Европейского сообщества (Договор об учреждении Европейского сообщества, или Римский договор 1957 г.) формально остается в силе, однако с существенно обновленным содержанием, измененной структурой и новым наименованием — Договор о функционировании Европейского Союза. В этом качестве последний будет выступать одним из двух учредительных документов «нового» ЕС, уточняющим и дополняющим предписания его базового источника — Договора о Европейском Союзе (см. выше, пункт 2.1 комментария). Основополагающий принцип устройства «нового» Европейского Союза — принцип единой правосубъектности (статья 47 Договора о Европейском Союзе). В силу этого принципа при издании правовых актов, заключении международных соглашений и в иных правоотношениях Союз отныне выступает как единое целое. Сущность и содержание правосубъектности «нового» Европейского Союза выражается, в частности, в следующих прерогативах: • признание Союза единым субъектом компетенции, предоставленной государствами-членами и реализуемой им через собственные институты, органы и учреждения (см. ниже, пункты 2.6, 2.7 комментария); • единая система правовых актов Союза (регламентов, директив и др.), издаваемых во всех сферах его компетенции (см. ниже, пункт 2.8 комментария); • право Союза заключать международные соглашения с иностранными («третьими») государствами и международными организациями (см. ниже, пункт 2.9 комментария); • наличие у Союза «максимально широкой правоспособности» юридического лица на территории всех его государств-членов, включая возможность являться собственником движимого и недвижимого имущества (статья 335 Договора о функционировании ЕС); • признание деликтоспособности Союза, то есть его способности нести ответственность по заключенным им договорам, за причинение вреда другим лицам и по другим обязательствам (статья 340 Договора о функционировании ЕС); • существование у Союза привилегий и иммунитетов на территории государств-членов (статья 343 Договора о функционировании ЕС), которые гарантированы специальным протоколом к учреди- 66 тельным документам (Протокол «О привилегиях и иммунитетах Европейского Союза»); • возможность создания дипломатических миссий («делегаций») Союза в иностранных государствах и при международных организациях (см. пункты 2.1 и 2.9 комментария); • финансовая автономия Союза — наличие у него собственного бюджета, финансируемого за счет «собственных ресурсов», однако без права самостоятельно фиксировать их систему и величину (см. выше, пункт 2.1 комментария). Из принципа единой правосубъектности «нового» Европейского Союза существуют два основных исключения. Первое связано со все более широким распространением в механизме управления ЕС юридически автономных ведомств, которые отныне получили общее наименование «учреждения» (в современной доктрине их также называют «децентрализованные учреждения»). Специфической чертой учреждений ЕС, как они существуют в настоящее время и сохранятся в «новом» Союзе, является признание за ними собственной правосубъектности юридического лица, то есть субъекта права, формально обособленного от Европейского Союза. Некоторые учреждения ЕС даже наделены правом заключать от своего имени международные соглашения с третьими странами. Эти соглашения, однако, нуждаются в одобрении политическими институтами Союза (например, «Соглашение о сотрудничестве» от 6 ноября 2003 г. между Российской Федерацией и Европолом). К учреждениям ЕС, которые существуют в настоящее время и сохранятся в «новом» Европейском Союзе, в частности, относятся: • Европейский инвестиционный банк; • учреждения в социально-трудовой сфере: Европейский центр по развитию профессионального обучения (CEDEFOP)87, Европейское учреждение по улучшению условий труда (EUROFOUND), Европейское учреждение по обучению (ETF), Европейское агентство по здоровью и безопасности на рабочем месте (OSHA); • учреждения в медицинской, санитарной и продовольственной сферах: Европейское агентство по медикаментам (ЕМЕА), Европейский орган по безопасности продуктов питания (EFSA), Европейский центр по контролю заболеваний (ECDC), Европейский наблюдательный центр в отношении наркотических средств и наркотической зависимости (EMCDDA); • учреждения в сфере промышленности, транспорта и телекоммуникаций: Европейское агентство по морской безопасности 87 В скобках указывается сокращенное официальное наименование соответствующего учреждения в виде аббревиатуры на французском и/или английском языках (если имеется). (EMSA), Европейское агентство по воздушной безопасности (EASA), Европейское железнодорожное агентство (ERA), Европейское агентство по безопасности сетей и информации (ENISA), Европейское агентство по химическим продуктам (ЕСА); • учреждения в природоохранной сфере: Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА); • учреждения по регистрации прав интеллектуальной собственности: Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке (ОНIM), /Ведомство по сортам растений; • учреждения в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза: Европейское полицейское ведомство — Европол (Europol), Евроюст (Eurojust), Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов Европейского Союза (FRONTEX); • учреждения в рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза: Европейское оборонное агентство (ADE/EDA), Спутниковый центр Европейского Союза, Европейский институт по исследованию безопасности Европейского Союза; • экспертные учреждения в области охраны прав человека: Агентство Европейского Союза по основным правам, Европейский институт по вопросам равенства мужчин и женщин. Самостоятельная правосубъектность в учредительных документах признана и за Европейским центральным банком (параграф 3 статьи 282 Договора о функционировании ЕС), который в «новом» Союзе приобретает статус одного из главных органов (институтов) этой организации (см. ниже, пункт 2.7.1 комментария). Другое исключение, затрагивающее принцип единой правосубъектности «нового» Союза, касается судьбы второго из числа Европейских сообществ, учрежденных Римскими договорами 1 957 г. — Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом/ЕСАЭ)88. Вопрос о дальнейшем статусе Евратома вызвал широкие дискуссии еще в ходе работы Европейского конвента, разрабатывавшего проект Европейской конституции 2004 г. Первоначальная идея — прекратить действие учредительного документа Евратома (Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, или Договора о Евратоме/ЕСАЭ) и вклю- 88 Напомним, что старейшее среди Европейских сообществ — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — было ликвидировано еще в 2002 г. в связи с истечением срока действия его учредительного договора (Парижского договора 1951 г.). После этого в рамках первой опоры «старого» Европейского Союза продолжали функционировать два Европейских сообщества — Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии. чить его нормы в текст Европейской конституции — натолкнулась на сопротивление партий и общественных объединений экологической направленности («зеленых»). По этой причине, а также ввиду специфического предмета деятельности Евратома (научное исследование и использование энергии атома в мирных целях) разработчики проекта Европейской конституции решили оставить в силе его учредительный договор и сохранить Европейское сообщество по атомной энергии в качестве организации, состоящей при «новом» Европейском Союзе, имеющей аналогичный состав государств-членов и управляемый руководящими органами ЕС (институтами Союза). Это решение было подтверждено при заключении Лиссабонского договора 2007 г. Его юридической формой стал специальный протокол, приложенный к тексту последнего (но не к учредительным документам самого Европейского Союза) — «Протокол, изменяющий Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» (Протокол № 2 к Лиссабонскому договору). Указанным Протоколом из текста Договора о Евратоме 1957 г. исключено большинство положений по институциональным и финансовым вопросам, применительно к которым новая редакция Договора о Евратоме отсылает к соответствующим статьям Договора о Европейском Союзе или Договора о функционировании Европейского Союза89. С другой стороны, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии официально больше не будет входить в систему учредительных документов Европейского Союза, которая включает в себя только два вышеупомянутых «Договора» (см. выше, пункт 2.1 комментария). В дальнейшем не исключено проведение более существенной реформы правового статуса Европейского сообщества по атомной энергии. С соответствующей инициативой при подписании Лиссабонского договора 2007 г. выступили ряд государств-членов (см. Декларацию № 54). Устройство «нового» Европейского Союза и его взаимосвязь с Европейским сообществом по атомной энергии иллюстрирует следующая схема: 89 Юридическая связь Договора о Евратоме с учредительными документами «нового» Союза также проявляется в системе прилагаемых к ним протоколов. Некоторые протоколы, прилагаемые к Договору о Европейском Союзе и Договору о функционировании Европейского Союза, одновременно приложены к Договору о Евратоме. Это протоколы о Статуте Суда Европейского Союза, о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза и о статье 40.3.3 Конституции Ирландии. 69 __________ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ЕВРАТОМ Î ______________ Î________ институты Европейского Союза ____________ t____________ государства-члены и граждане Союза / 2.3. ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В системе правовых устоев «нового» Европейского Союза значительно более широкое место, чем ранее, отводится закреплению системы ценностей этой интеграционной организации. Указанная система включает в себя не только собственно ценности, являющиеся обязательными для ЕС и всех его государств-членов, но также основополагающие цели и принципы функционирования Союза во всех областях. Источниками соответствующих норм выступают начальные разделы учредительных документов, прежде всего разделы I и II Договора о Европейском Союзе («Общие положения», «Положения о демократических принципах») и раздел I части первой Договора о функционировании ЕС («Положения общего применения»). Первой в учредительных документах (ст. 2 Договора о Европейском Союзе) указываются ценности Союза, которые являются новой правовой категорией, введенной в учредительные документы ЕС Лиссабонским договором 2007 г.90 Категория ценностей призвана отразить моральные (нравственные) начала современной европейской и всей мировой цивилизации91. Их 90 Статья 2 Договора о Европейском Союзе, включенная Лиссабонским догово Термин «ценности», кроме того, употребляется в Хартии Европейского Союза об основных правах, в конституциях некоторых государств — членов ЕС (например, конституциях Греции и Испании) и в Уставе Совета Европы 1949 г. Подробнее см.: Molinier J. (dir.). Les principes fondateurs de l'Union européenne. Paris: PUF, 2005. P. 15-20. 91 Само слово «ценность» является понятием, относящимся скорее к сфере мо 70 уважение — долг Европейского Союза в целом и каждого из его государств-членов в отдельности. Приверженность ценностям ЕС также выступает непреложным условием, предъявляемым к государствам, желающим вступить в состав Союза. С другой стороны, серьезное и устойчивое нарушение этих ценностей кем-либо из действующих государств — членов ЕС является законным основанием для применения к нему санкций в виде приостановления отдельных прав, связанных с членством в Европейском Союзе, например права голоса в межправительственных институтах ЕС, таких как Европейский совет или Совет Европейского Союза (статья 7 Договора о Европейском Союзе). К ценностям Союза прежде всего относятся (первое предложения статьи 2 Договора о Европейском Союзе): • человеческое достоинство; • свобода; • демократия; • равенство; • правовое государство; • права человека, в том числе права лиц, принадлежащих к меньшинствам (национальным, религиозным и др.)92. Во втором предложении статьи 2 Договора о Европейском Союзе упомянутый перечень дополнен «характеристиками» общества государств-членов. Эти характеристики с полным основанием также могут быть отнесены к системе ценностей ЕС: • плюрализм; • недискриминация; • терпимость (толерантность); • правосудие; • солидарность; • равенство женщин и мужчин93. рамках право должны соответствовать морали и ни в коем случае не противоречить ей. 92 В статье 2 Договора о Европейском Союзе дословно говорится о ценностях 93 «Солидарность» (между различными классами и социальными группами об Категория целей Союза используется учредительными документами ЕС для описания благоприятных изменений в общественной жизни, к которым Союз обязан стремиться в своей деятельности. Цели Союза определяет содержание и объем предоставляемой ему компетенции, а равно служат одним из критериев правомерности действий и решений его органов (в частности, в случае обжалования правовых актов ЕС в Суде Европейского Союза). Кроме того, при определенных обстоятельствах цели Союза могут давать его институтам право принимать меры по вопросам, прямо не ^отнесенным к ведению ЕС учредительными документами (см. ниже, /пункт 2.6 комментария). Перечень общих целей ЕС в Договоре о Европейском Союзе определен следом за системой его ценностей (статья 3). Он включает: • содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов — наиболее общую и фундаментальную цель ЕС, относящуюся ко всем направлениями его деятельности (параграф 1 статьи 3); • цели, связанные с построением в рамках ЕС «пространства свободы, безопасности и правосудия», которое предполагает свободное передвижение лиц внутри Европейского Союза и проведение его институтами общей политики в отношении пересечения внешних границ, иммиграции, предоставления убежища, предотвращения преступности и борьбы с преступностью (параграф 2 статьи 3); • цели экономического, социального, научно-технического и культурного характера. Эти цели относятся к созданию и функционированию единого экономического пространства («внутреннего рынка» ЕС) и осуществлению в его рамках политики и мер по содействию научно-техническому прогрессу, достижению социальной справедливости, развитию экономического, социального и территориального сплочения и солидарности государств-членов, развитию культуры при сохранении культурного и языкового разнообразия государств-членов (параграф 3 статьи З)94; женщин и мужчин является аспектом более общей ценности (или принципа) равенства. В силу его большой практической важности этот аспект равенства признан отдельной ценностью и отдельным принципом права ЕС. Учредительные документы Европейского Союза, кроме того, оперирует термином «ценности» применительно к службам общеэкономического значения (транспортным, телекоммуникационным и др.). Перечень общих ценностей Союза в отношении подобных служб зафиксирован в специальном протоколе к учредительным документам («Протокол о службах общего значения»). 94 По настоянию Франции из текста статьи 3 Договора о Европейском Союзе, заимствованного, в основном, из проекта Европейской конституции 2004 г., была исключена цель, относящаяся к обеспечению свободной и неискаженной 72
• построение экономического и валютного союза в рамках ЕС, включая уже состоявшееся введение единой денежной единицы «евро» (параграф 4 статьи 3). Включение такой цели обосновывается принципиальным значением соответствующих мероприятий для дальнейшего развития европейской интеграции как в экономической, так и в других сферах жизни (параграф 4 статьи 3); • основные цели внешнеполитической деятельности: утверждение и продвижение ценностей и интересов ЕС в отношениях с остальным миром, защита интересов его граждан, содействие миру, безопасности, устойчивому развитию планеты и др. (параграф 5 статьи 3). Положения, закрепленные в статье 3 Договора о Европейском Союзе, содержат общие и основополагающие цели ЕС. Перечень целей Союза расширен и детализирован в последующих нормах учредительных документов, в которых зафиксированы цели специального характера, то есть цели, относящиеся к определенным сферам политики и деятельности ЕС (например, цели социальной политики в статье 151 Договора о функционировании Европейского Союза). Общие принципы функционирования Союза представляют собой руководящие начала его деятельности во всех областях. Эти принципы, с одной стороны, конкретизируют условия реализации рассмотренных выше ценностей и целей ЕС, с другой стороны, регулируют другие основополагающие вопросы, которые возникают в функционировании Европейского Союза. Первую группу общих принципов функционирования ЕС образуют принципы, которые сформулированы в первом разделе Договора о Европейском Союзе (раздел Т «Общие положения»): • принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, закрепленные в статье 4 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.4. комментария); • основные принципы в отношении компетенции Европейского Союза, содержащиеся в статье 5 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.6 комментария); • принципы, определяющие порядок признания, соблюдения и защиты основных прав на уровне ЕС, которые предусмотрены в статье 6 Договора о Европейском Союзе (см. ниже, пункт 2.5 комментария); • принцип установления привилегированных отношений ЕС с соседними государствами, в том числе с Россией (статья 8 Договора о Европейском Союзе). конкуренции. Соответствующие положения, однако, сохраняются в других статьях учредительных документов, в частности в разделе Договора о функционировании ЕС в отношении экономической и денежной политики. Во вторую группу входят «демократические принципы» функционирования ЕС, которые закреплены во втором разделе Договора о Европейском Союзе «Положения о демократических принципах» и были названы выше при характеристике структуры учредительных документов ЕС (пункт 2.1 комментария): • принцип демократического равенства (статья 9 Договора о Евро • принцип представительной демократии (статья 10 Договора о Европейском Союзе); • принцип привлечения граждан и общественных объединений к подготовке и обсуждению мероприятий на уровне ЕС (статья 11 Договора о Европейском Союзе); • принцип участия национальных парламентов в функционировании ЕС (статья 12 Договора о Европейском Союзе). Третья группа принципов, которым ЕС должен следовать в разных направлениях своей деятельности, предусмотрена в разделе II «Положения общего применения» части первой «Принципы» Договора о функционировании Европейского Союза. Большинство этих принципов корреспондируют базовым ценностям ЕС, а также общим и специальным целям его деятельности. К ним относятся: • принцип обеспечения согласованности между различными направлениями политики и деятельности ЕС (статья 7 Договора о функционировании ЕС); • принцип обеспечения равенства женщин и мужчин (статья 8 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и охраны здоровья людей (статья 9 Договора о функционировании ЕС); • принцип борьбы с социальной дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (статья 10 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей охраны окружающей среды (статья 11 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей защиты потребителей (статья 12 Договора о функционировании ЕС); • принцип учета потребностей благосостояния животных при уважении национальных традиций в этой области (статья 13 Договора о функционировании ЕС); • принцип признания и уважения роли служб общеэкономического значения (статья 14 Договора о функционировании ЕС); 74
• принцип гласности (статья 15 Договора о функционировании ЕС); • принцип уважения права человека на защиту персональных данных (статья 16 Договора о функционировании ЕС); • принцип соблюдения статуса церквей, религиозных и неконфессиональных организаций и развития диалога с ними (статья 17 Договора о функционировании ЕС). Как и в случае целей Европейского Союза, помимо общих принципов функционирования в его учредительных документах, законодательстве и судебной практике признано множество других правовых принципов ЕС, которые относятся к отдельным органам, направлениям или аспектам деятельности Европейского Союза, а также созданию и применению норм его правовой системы95. Перечень этих принципов является неисчерпывающим и постепенно расширяется, например: принцип независимости членов Европейской комиссии, Суда Европейского Союза или центральных банков; бюджетные и финансовые принципы (сбалансированности бюджета ЕС и др.); руководящие принципы экономической политики (стабильность цен и др.); принципы («свободы») единого внутреннего рынка ЕС (принцип свободного передвижения товаров и др.); принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза; «общие принципы продовольственного законодательства» ЕС (принцип предосторожности и др.); принцип недискриминации в зависимости от возраста и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.3.236 (0.014 с.) |