Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть пятая «Внешнеполитическая деятельность Союза» (статьи 205— 222).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ее раздел I «Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза» состоит из одной краткой статьи, которая содержит отсылку к основополагающим началам внешней политики ЕС, изложенным в Договоре о Европейском Союзе. Раздел II «Общая торговая политика» посвящен старейшему направлению международной деятельности ЕС, направленному на регулирование его торговых (внешнеторговых) взаимосвязей с третьими странами, включая членство в международных торговых организациях (ВТО и др.). В разделе III «Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь» урегулированы другие аспекты международной деятельности ЕС экономического, социального и гуманитарного характера: политика оказания содействия развивающимся странам планеты, которая именуется «сотрудничеством в поддержку развития» (глава 1); экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами, которые не относятся к числу развивающихся (глава 2). Последняя глава данного раздела впервые закладывает правовую основу для оказания Европейским Союзом гуманитарной помощи населению зарубежных государств, пострадавшему от природных и техногенных катастроф (глава З)79. 79 Европейский Союз в настоящее время имеет широкий опыт предоставления гуманитарной помощи, в том числе республикам бывшего СССР. Однако в его 57 Следующие два раздела части пятой посвящены не отдельным направлениям внешнеполитической деятельности Союза, а ее практическим инструментам. Один регулирует порядок введения и отмены экономических санкций {раздел IV «Ограничительные меры»). Объектами подобных санкций со стороны ЕС могут выступать не только зарубежные государства, но также иностранные граждане, предприятия, другие лица и организации, например те, которые обоснованно подозреваются в совершении или поддержке актов международного терроризма. Другой раздел посвящен важнейшей форме реализации правосубъектности Европейского Союза на международной арене — международным договорам (соглашениям) ЕС с третьими странами и международными организациями, включая процедуру их заключения, изменения и прекращения (раздел V «Международные соглашения»). В разделе VI «Отношения Союза с международными организациями и третьими странами. Делегации Союза» сгруппированы положения, регулирующие дипломатическую деятельность ЕС. Первое из них (статья 220) содержалось еще в первоначальной редакции Римского договора 1957 г. Оно предписывает Европейскому Союзу установить «любое полезное сотрудничество» с важнейшими универсальными и общеевропейскими организациями, такими как ООН, Совет Европы, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а также поддерживать «уместные взаимосвязи» с другими международными организациями. Второе положение (статья 221), текст которого включен из проекта Европейской конституции 2004 г., впервые наделяет ЕС правом открывать собственные дипломатические представительства в третьих странах и при международных организациях под названием «делегации Союза». Указанные делегации будут являться элементами дипломатической службы ЕС — «Европейской службы внешнеполитической деятельности»80. учредительные документы специальная глава о гуманитарной помощи была включена только Лиссабонским договором 2007 г. Как и почти все нововведения последнего, эта глава заимствована из проекта Европейской конституции 2004 г. 80 В настоящее время дипломатические представительства в третьих странах, в том числе в России (г. Москва), открывает не Европейский Союз в целом, а его главный исполнительный институт — Европейская комиссия («делегации Комиссии»). С другой стороны, третьи страны, включая Россию, аккредитуют при Европейском Союзе в Брюсселе собственные представительства, статус которых не затрагивается учредительными документами ЕС. Раздел VII «Условие солидарности» — последний раздел части пятой Договора о функционировании Европейского Союза, посвященной его внешнеполитической деятельности. Впервые в истории ЕС данный раздел устанавливает принцип взаимопомощи государств-членов в случае, если одно из них подвергается террористической атаке либо становится жертвой природной или техногенной катастрофы. Принцип взаимопомощи, названный «условием солидарности», распространяет действие и на Европейский Союз в целом. Последний со своей стороны должен мобилизовать все имеющиеся у него инструменты для помощи пострадавшей стране. Институты ЕС координируют практические действия государств-членов по оказанию содействия жертве террористической атаки или катастрофы, а также проводят регулярную оценку угроз, которые создают опасность для всего ЕС. Следующая часть в структуре Договора о функционировании Европейского Союза посвящена организационно-правовым и финансовым аспектам деятельности ЕС. Она состоит из трех разделов и носит название часть шестая «Институциональные и финансовые положения» (статьи 223—334). Раздел I «Институциональные положения» комментируемой части включает в себя в первую очередь правила, закрепляющие статус центральных элементов механизма управления Европейским Союзом — институтов ЕС. В случае пяти важнейших институтов — Европейского парламента, Европейского совета, Совета, Комиссии и Суда Европейского Союза — нормы Договора о функционировании ЕС дополняют и уточняют действие основополагающих правил, сформулированных в базовом учредительном документе ЕС (раздел III «Положения об институтах» Договора о Европейском Союзе — см. выше). Подобная дифференциация отсутствует в случае двух последних институтов ЕС — Европейского центрального банка и Счетной палаты. Основы их правового статуса целиком регулируются Договором о функционировании ЕС. Все вышеуказанные положения части шестой Договора о функционировании Европейского Союза закреплены в первой главе ее первого раздела (глава I «Институты» раздела I «Институциональные положения»). Эта глава соответственно разбита на семь отделов (отдел 1 «Европейский парламент» и т.д.). Вторая глава первого раздела части шестой (глава 2 «Правовые акты Союза, процедуры принятия и другие положения») содержит правила, имеющие общий характер для нескольких или Сразу для 59 всех его институтов81. Здесь закреплены, прежде всего, правила, определяющие систему и юридические свойства правовых актов, которые могут издавать институты от имени Европейского Союза: регламенты, директивы и др. (отдел 1 «Правовые акты Союза»). Далее устанавливаются порядок принятия правовых актов (в том числе законодательные процедуры), условия их опубликования, вступления в силу и принудительного исполнения (отдел 2 «Процедуры принятия актов и другие положения»). Третья глава первого раздела части шестой определяет статус главных консультативных органов Европейского Союза, которые выносят заключения по проектам законодательных актов, принимаемых институтами, и другим вопросам деятельности ЕС (глава 2 «Консультативные органы»). Система данных органов включает в себя два комитета, состоящих из представителей работников, работодателей, других социальных групп на европейском уровне (отдел 1 «Экономический и социальный комитет») и из представителей органов регионального и местного самоуправления государств-членов (отдел 2 «Комитет регионов»). Раздел I «Институциональные положения» завершает глава, которая учреждает специализированное финансовое учреждение ЕС для оказания поддержки финансированию инвестиционных проектов, определяет его функции и важнейшие принципы деятельности — Европейский инвестиционный банк (глава 4 «Европейский инвестиционный банк»). Правовой статус указанного Банка детально регулирует специальный протокол к учредительным документам. Как и глава 4, он содержался еще в первоначальной редакции Римского договора 1957 г. («Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка»). Раздел II «Финансовые положения» части шестой Договора о функционировании Европейского Союза определяет правовые основы финансовой системы ЕС. Текст этого раздела был существенно изменен и дополнен Лиссабонским договором 2007 г., инкорпорировавшим в него соответствующие новеллы проекта Европейской конституции 2004 г. В своей новой редакции раздел II состоит из статьи, которая фиксирует бюджетные и финансовые принципы ЕС (статья 310), и шести глав, направленных на их конкретизацию. Глава 1 «Собственные ресурсы Союза» определяет систему источников доходной части бюджета ЕС. Последний должен формиро- 81 В прежней редакции комментируемого Договора данная глава имела название «Положения, общие для нескольких институтов». SO ваться исключительно за счет «собственных ресурсов», которые в настоящее время включают два основных источника82: • с одной стороны, доходы от внешней торговли со странами, не входящими в ЕС, в виде пошлин общего таможенного тарифа и иных пошлин и сборов, устанавливаемых правовыми актами институтов ЕС (антидемпинговых пошлин и др.); • отчисления со стороны государств-членов, которые определяются на основании двух шкал: на основании единообразной ставки применительно к налогу на добавленную стоимость, взимаемому в государствах-членах (так называемый «ресурс НДС»), и в зависимости от объема валового внутреннего продукта (так называемый «ресурс ВВП», являющийся сегодня основным источником доходов бюджета ЕС). При этом если размер внешнеторговых пошлин и сборов определяется непосредственно правовыми актами ЕС, то для установления величины отчислений государств-членов или для создания новых источников бюджетных доходов Союза (например, введения специальных «европейских налогов», поступающих непосредственно в бюджет ЕС), необходима ратификация соответствующего документа Европейского Союза всеми странами ЕС при сохранении у каждой из них права вето. Такая ситуация приводит к периодическим спорам между ними и негативно отражается на функционировании Европейского Союза в целом (в частности, вопрос о бюджетной скидке, введенной в 1984 г. для Великобритании, и о корреспондирующих льготах другим странам ЕС). Тем не менее, ни проект Европейской конституции 2004 г., ни Лиссабонский договор 2007 г. не внесли принципиальных изменений в сложившийся механизм (ввиду нежелания государств-членов поступаться суверенитетом в налоговой сфере). Как и ранее, законодательные акты, определяющие систему собственных ресурсов ЕС, будут приниматься или изменяться Советом Европейского Союза только единогласно (то есть при наличии права вето у любого представленного в нем министра правительства государства-члена). В отступление от общего правила, не требующего ратификации законодательных актов ЕС государствами-членами, новые решения о системе собственных ресурсов Европейского Союза будут вступать в силу только после одобрения всеми государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них (третий абзац статьи 311 Договора о функционировании ЕС). 82 Решение 2007/436/ЕС, Евратом Совета от 7 июня 2007 г. о системе собственных ресурсов Европейских сообществ (JO L 163 du 23.6.2007, р. 37). 61 Более серьезные изменения претерпели другие финансовые положения комментируемого Договора, содержащиеся в последующих главах раздела II части шестой. Глава 2 «Многолетний финансовый рамочный план» определяет правовые основы среднесрочного (на период не менее пяти лет) бюджетного планирования ЕС, в рамках которого должны устанавливаются предельные суммы («потолки») ежегодных ассигнований по разным категориям расходов83. Глава 3 «Ежегодный бюджет Союза» фиксирует процедуру разработки и принятия бюджета ЕС. По сравнению с бюджетной процедурой «старого» Союза она становится несколько более простой и характеризуется большими прерогативами Европейского парламента. Глава 4 «Исполнение бюджета и освобождение от обязательств» закрепляет права и обязанности Европейской комиссии исполнять бюджет в сотрудничестве с государствами-членами. Здесь же предусмотрены условия и порядок ее освобождения Европейским парламентом от обязательств, связанных с исполнением бюджета ЕС за истекший финансовый год. Глава 5 «Общие положения» регулирует общие вопросы, относящиеся и к составлению, и к исполнению бюджета, такие как: используемая денежная единица (евро с возможностью перевода части средств в валюту государств-членов, не перешедших на единую валюту), финансовые правила, касающиеся составления и исполнения бюджета, составления и проверки счетов, обязанностей финансовых контролеров и других ответственных лиц, регулярные встречи председателей компетентных институтов ЕС в рамках бюджетных процедур и др. Глава 6 раздела II «Финансовые положения» посвящена вопросам борьбы с противоправными деяниями, которые могут приводить либо к непоступлению средств, причитающихся бюджету ЕС, либо к использованию бюджетных ассигнований ЕС в нарушение установленных целей, порядка или неуправомоченными лицами. Подобные деяния получили в главе 6 общее наименование «мошенничество и любая другая противоправная деятельность, посягающая на финансовые интересы Союза», а сама глава 6 соответственно названа «Борьба с мошенничеством». Следует иметь в виду, что термин «мошенничество» в указанном смысле (франц.: fraude; англ.: fraud) не является синонимом анало- 83 В настоящее время в аналогичных целях принимается документ под названием «финансовые перспективы», который, однако, не имеет под собой юридической основы в учредительных документах «старого» ЕС и поэтому не обладает юридически обязательной силой.
ГИЧНОГО понятия, как оно используется в общем уголовном праве России и других государств (например, франц.: escroquerie). В настоящее время (в «старом» ЕС) этот термин определен в Конвенции от 26 июля 1995 г. между государствами — членами ЕС «О защите финансовых интересов Европейских сообществ»84 следующим образом: «В целях настоящей Конвенции мошенничеством, посягающим на финансовые интересы Европейских сообществ, является: a) в области расходов — любое умышленное действие или бездей • использованию или представлению поддельных, неточных или • несообщению информации в нарушение специальной обязанно • злоупотреблению подобными средствами в иных целях, чем те, b) в области доходов — любое умышленное действие или бездей • использованию или представлению поддельных, неточных или • несообщению информации в нарушение специальной обязанно • злоупотреблению законно приобретенной льготой, влекущему за Упомянутая Конвенция сохранит действие и для «нового» ЕС, охраняя от мошенничества бюджет Европейского Союза в целом. В дальнейшем ее могут заменить и/или дополнить новые меры ЕС, которые будут оформляться законодательными актами Европейского парламента и Совета Европейского Союза, не требующими ратификации со стороны государств-членов (параграф 4 статьи 325). Последний раздел части шестой «Функционирование Союза» — раздел III «Продвинутое сотрудничество» — содержит правила, на основании которых государства-члены, заинтересованные в более тесной интеграции в конкретных областях, могут возлагать допол- 84 ЮС 316 du 27.11.1995, р. 49. 85 Параграф 1 статьи 1 Конвенции «О защите финансовых интересов Европей 63 нительные задачи на институты ЕС, то есть учреждать между собой «продвинутое сотрудничество». Основополагающие принципы продвинутого сотрудничества закреплены в Договоре о Европейском Союзе (раздел IV «Положения о продвинутом сотрудничестве» — см. выше), а комментируемый раздел части шестой Договора о функционировании ЕС дополняет _ и детализирует их применительно к различным стадиям, аспектам и сферам данного сотрудничества. Часть седьмая «Общие и заключительные положения» (статьи 335 — 358) Договора о функционировании Европейского Союза также является дополнительной к соответствующим положениям базового учредительного документа (Договора о Европейском Союзе). Ее статьи уточняют или развивают правила, содержащиеся в заключительном разделе последнего (раздел VI «Заключительные положения» — см. выше)."" Например, в развитие статьи 47 Договора о Европейском Союзе, наделяющего его самостоятельной правосубъектностью, нормы части седьмой Договора о функционировании ЕС определяют объем и содержание его правоспособности на территории государств-членов (статья 335), деликтоспособность ЕС (статья 340). В первом случае ЕС приравнивается к юридическим лицам, которые согласно законодательству соответствующего государства-члена наделены максимально широкой правоспособностью. Во втором случае ЕС признан субъектом как договорной, так и внедо-говорной ответственности (ответственности по обязательствам из договоров и из причинения вреда, в том числе со стороны его должностных лиц). Статья 355 части седьмой Договора о функционировании ЕС уточняет территориальную сферу применения учредительных документов и основанных на них правовых актов ЕС в отношении отдельных территорий государств-членов. В части седьмой также закреплено множество других положений общего и заключительного характера: в отношении статуса лиц, проходящих службу в органах Европейского Союза (европейскую публичную службу), или других сотрудников ЕС, привлекаемых им для работы по трудовому договору (статья 336); о сборе информации и статистики, необходимой для деятельности ЕС (статьи 337 и 338); о неразглашении профессиональной тайны действующими и бывшими сотрудниками Союза (статья 339) и т.д. Выше были рассмотрены структура и основные положения двух учредительных документов «нового» Европейского Союза — Договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза («Договоров»). Как отмечалось ранее (см. предисло- 64 вие), составным, но обособленным элементом в структуре «Договоров» являются приложенные к ним протоколы и приложения («Протоколы и приложения к Договорам являются их составной частью»: статья 51 Договора о Европейском Союзе). В протоколы вынесены положения организационного, специального или переходного характера, в том числе специальные изъятия для отдельных стран ЕС. Приложения содержат перечень сельскохозяйственных продуктов, подпадающих под действие общей сельскохозяйственной политики ЕС (приложение I), и список «заморских стран и территорий» (приложение II). Протоколы и приложения в силу их структурной обособленности публикуются в самостоятельном разделе настоящей книги (раздел II). Читателю также рекомендуется обращать внимание на примечания в текстах учредительных документов, которые указывают на наличие протоколов или деклараций в отношении тех или иных статей, глав, разделов каждого из «Договоров»86.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.034 с.) |