Понятие, цели антимонопольной политики ЕС. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, цели антимонопольной политики ЕС. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике.



1. Особенности политики ЕС в сфере конкуренции

Значение политики в сфере конкуренции определяется тем, что ни одна из свобод, в том числе и свобода экономической деятельности, не может быть обеспечена в условиях искаженной конкуренции и тем более в условиях ее отсутствия. Сферами антимонопольной политики ЕС, закрепленными в …:

· Запрет коллективных антиконкурентных действий

· Запрет индивидуальных антиконкурентных действий

· Контроль за слиянием и конкуренцией предприятий (контроль за экономической концентрации)

· Запрет предоставления хозяйствующий субъектам государственной помощи

2. Запрет коллективных антиконкурентных действий:

Под таковыми понимаются различные конкурентные соглашения и согласованные действия. Соглашения традиционно разделяются на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные – соглашения и действия конкурирующих между собой хозяйствующий субъектов, действующих на рынке одного товара или взаимозаменяемыми товарами. Данные деяния в праве ЕС именуются картельной практикой. Основной целью этих соглашений являются установление наиболее жесткого контроля над рынком или его частью, избежание взаимной разорительной конкуренции.

Именно горизонтальные соглашения наносят наибольший урон частным и публичным интересам в сфере конкурентных отношений

К вертикальным относятся соглашения и действия субъектов, которые не являются непосредственными конкурентами и находятся на разных ступенях в цепочке производство-торговля. Данная цепочка может быть многоступенчатой от добытчиков сырья до потребителя продукции. Такие соглашения считаются менее опасными чем горизонтальные.

3. Запрет индивидуальных монопольных действий.

В западноевропейском антимонопольном законодательстве доминирующее положение – это:

· Полное или частичное положение предприятия на рынке, характеризуемое отсутствие конкуренции или ее незначительность

· Господствующее положение предприятия, не исключающее конкуренцию, которое определяется…..

· Алегополия, на рынке преобладают несколько крупных хозяйствующих субъектов при отсутствии между ними значительной конкуренции.

Согласно практики суда ЕС доминирующее положение – это положение хозяйствующего субъекта, которое позволяет ему использовать свое положение на рынке, для того, чтобы препятствовать конкуренции на рынке товаров и услуг и действовать на нем независимо от конкурентов и клиентов, а в конечном счете от потребителей.

Комиссия ЕС: предприятия занимают доминирующие положения в тех случаях, когда они обладают властью вести себя независимо, сто позволяет им действовать не принимая во внимание своих конкурентов, покупателей и продавцов.

Общепризнанным показателем доминирования считается доля хозяйствующего субъекта на рынке товара.

Законодательство ЕС исходит из того, что кратковременное доминирование (менее 1 года) не может оказать существенного влияния на конкуренцию. Для доказательства доминирующего положения учитываются обстоятельства:

· Доступ хозяйствующих субъектов к технологическим и финансовым ресурсам

· Наличие дополнительных льгот

· Наличие

· Отсутствие потенциальной конкуренции на товарных рынках

· Предпочтение местных потребителей

· Влияние товарного знака.

Показателем рыночной силы субъекта является устанавливая им цена, превышающая уровень конкурентных цен на рынке.

Комиссия ЕС признает незаконными следующие формы монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

· Большие скидки с цены на крупные партии с товаров (малые фирмы не имеют возможности поставлять на рынок большие партии товаров, если скидки цены не связаны со снижением издержек, такие скидки запрещаются)

· Связывающие контракты, в которых на слабую сторону накладываются обязательства, не имеющие отношения к условиям контракта

· Скидки на лояльность, т.е. скидки с цены, которые делаются покупателям, постоянно приобретающим значительную часть продукции у монополиста

· Отказ монополиста от поставок соей продукции фирмам, которые в ней нуждаются.

4. Контроль за концентрацией предприятия

Возможность достижения и усиления доминирующего положения связана с экономической концентрации. Обычно такая концентрация реализуется по средствам слияний, поглощений, присоединений, когда сливающиеся и присоединяющиеся субъекты теряют свою юридическую самостоятельность и все субъекты в конечном счете уходят с рынка. Тем не менее концентрация не всегда лишена положительных моментов, она может способствовать снижению стоимости производства (эффект масштаба), уменьшать себестоимость товаров, содействовать улучшению их качества и стимулировать рост производительности труда. С позиции антимонопольного регулирования экономическая концентрация рассматривается как один из главных способов монополизации товарных рынков. В ЕС главным критерием для признания недействительной сделки о концентрации в случае соблюдения законности в отношении всех условий сделки является достижение или усиление доминирующего положения, приводящего к ограничению конкуренции.

Если концентрация не влечет за собой отрицательных последствий (удешевляет рынок, снижает расходы потребителей), она признается правомерной.

Особое внимание комиссия ЕС при осуществлении контроля за концентрацией, обращает внимание на то, создает ли концентрация правовые или иные препятствия для вхождения на рынок новых субъектов. Комиссией принимаются во внимание и иные обстоятельства:

· Станет ли экономическая концентрация причиной повышения эффективности, которую нельзя достигнуть с помощью других средств

· Возникает в результате запрета на сделку вероятность банкротства какой-либо из сторон

· Рыночная позиция компания

· Спрос и предложение

4. Запрет предоставление хозяйствующим субъектам государственной помощи

В соответствии с учредительными договорами запрещена любая государственная помощь, если она затрагивает торговлю между государствами членами. Государственная помощь – это любые преимущества, которые ставят отдельные предприятия или производства в более выгодные условия (льготное кредитование, льготное налогообложение, количественное ограничение – полный или частичный заперт на ввоз/вывоз/транзит товара).

Допускается оказание государственной помощи в следующих случаях:

· На ликвидацию последствий стихийного бедствия

· Помощь, призванная способствовать экономическому развитию отстающих регионов

· Сохранение исторического наследия

· Социального характера

· Не превышающая 100 тысяч евро в течение 3 лет.

46.Антиконкурентные действия, запрещенные ст.101 ДФЕС.

Статья 101

1. Являются не совместимыми с внутренним рынком и запрещаются любые соглашения между предприятиями, любые решения объединений предприятий и любые виды согласованной практики, которые способны затрагивать торговлю между государствами-членами и имеют целью или результатом создание препятствий для конкуренции в рамках внутреннего рынка, ее ограничение или искажение, в частности, выражающиеся в:

а) фиксировании прямым или косвенным образом цен покупки или продажи либо других условий торговли;

b) ограничении или контроле производства, сбыта, технического развития или инвестиций;

с) разделе рынков или источников снабжения;

d) применении к торговым партнерам неравных условий в отношении одинаковых сделок, ставя их тем самым в неблагоприятное конкурентное положение;

е) подчинении заключения договоров условию о принятии на себя партнерами дополнительных обязательств, которые по своему характеру или в силу торговых обычаев не связаны с предметом этих договоров.

2. Соглашения или решения, запрещенные согласно настоящей статье, являются автоматически ничтожными.

3. Однако положения параграфа 1 могут быть объявлены не подлежащими применению:

– к любому соглашению или категории соглашений между предприятиями,

– к любому решению или категории решений объединений предприятий и

– к любой согласованной практике или категории такой практики, которые способствуют улучшению производства или распределения продукции либо развитию технического или экономического прогресса при сохранении для потребителей справедливой доли вытекающей из них прибыли и при условии, что подобные соглашения, решения или практика:

а) не накладывают на заинтересованные предприятия ограничений, которые не являются необходимыми для достижения этих целей;

b) не предоставляют предприятиям возможности исключать конкуренцию в отношении существенной доли соответствующей продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.007 с.)