Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гармонизация частного права в рамках ЕС.

Поиск

Невозможность полной гармонизации частного права на уровне ЕС способствовала повышению заинтересованности государств-членов в гармонизации коллизионных норм о договорных обязательствах.

Поскольку ЕС была поставлена цель достигнуть определенной степени совместимости правил национального частного права для трансграничной деятельности, а также сближения частного права в рамках ЕС, использовались следующие способы гармонизации:

1. принятие директив;

2. заключение международных договоров и выработка рекомендаций;

3. выработка «частных кодификаций», не имеющих нормативного характера;

4. разработка вариантов унифицированных норм на международном и европейском уровнях неправительственными исследовательскими организациями.

Гармонизация национального законодательства государств-членов ЕС в сфере договорного права путем принятия директив (минимальная гармонизация) является одним из наиболее часто используемых сегодня способов сближения законодательств государств-членов. Вместе с тем, в литературе высказывается мнение о том, что директивы в большей степени создают новое единообразное право, а не только гармонизируют уже действующее. ЕС устанавливает минимальные стандарты, а государства-члены могут устанавливать более жесткие требования к собственным товарам и услугам. Популярность директив, обеспечивающих минимальную гармонизацию, частично объясняется тем, что они помогают согласовать необходимость определения уровня, являющегося базовым для конкуренции и диапазон воплощения национального разнообразия. Значимость таких директив особенно четко проявляется в социально ориентированных сферах экономики.

Примеры:

Директива Европарламента и Совета 2008/122/EC от 14 января 2009 года «О защите потребителей в отношении отдельных аспектов таймшера, продуктов долгосрочного отдыха, договоров перепродажи и мены»

Директива 2009/138/EC от 25 ноября 2009 года «Об осуществлении деятельности по страхованию и перестрахованию»

Рассматриваемый способ гармонизации договорного права позволяет сочетать необходимость выработки единообразного регулирования на уровне ЕС с возможностью сохранения национальных особенностей. Вместе с тем, государства-члены свободны в выборе средств и методов трансформации директив в национальное законодательство, что не позволяет в полной мере унифицировать частное право на региональном уровне путем принятия указанных актов вторичного права ЕС.

Частное право представляет собой совокупность точных и конкретных по содержанию норм, что затрудняет применение метода сближения посредством издания директив и их национальной имплементации. Проблема заключается в возможной утрате собственно цели гармонизации либо в необходимости значительного ограничения пределов национальной адаптации. При ограничении форм и методов национальной имплементации директивы по своей лингвистической структуре будут отождествляться с регламентами по смыслу ст. 288 ДФЕС. Гармонизация посредством директив предполагает возникновение и таких проблем, как несвоевременность имплементации, необходимость интерпретировать национальное законодательство в свете конкретной директивы. Кроме того, такая гармонизация требует постоянного контроля процесса имплементации в государствах-членах ЕС со стороны Комиссии. Если положения частного права сформулированы в директивах не достаточно конкретно, велика вероятность реализации государствами-членами права на собственное усмотрение при выборе форм и методов имплементации в более широком диапазоне, что может повлечь утрату цели сближения законодательства. Кроме того, сфера принятия директив ограничена, поскольку они могут издаваться только на основании конкретных положений ДФЕС. Достижение последовательного правового регулирования и построение единой концепции европейского договорного права путем принятия директив на основании политического консенсуса не представляются возможными. Противники директивного способа гармонизации предлагают следовать более системному и, возможно, кодификационноориентированному подходу, предпочитая принятие регламентов.

Вторым способом гармонизации частного права государств-членов ЕС является принятие международных соглашений. Данный способ гармонизации реализуется в рамках метода международно-правовой унификации. В настоящее время указанный способ не является популярным. Отношения государств-членов ЕС главным образом регулируются универсальными международными договорами, например, Конвенцией ООН от 11 апреля 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров». В качестве достоинств названного способа гармонизации следует отметить возможность участия в международном соглашении не всех государств-членов ЕС и не только государств-членов ЕС, а также свободу в определении вопросов, по которым принимается международный договор, поскольку в данном случае объем компетенции ЕС не имеет значения. В некоторых случаях заключение международного соглашения позволяет выявить области возможного сближения усилиями ЕС. К недостаткам рассматриваемого способа гармонизации можно отнести длительный период введения в действие международного соглашения и возможную непоследовательность интерпретации соответствующего соглашения в отдельных государствах. Состав государств-участников международных соглашений (в том числе государств-членов ЕС) в области договорного права может варьироваться, что затрудняет формирование общего договорного права ЕС. Как правило, международные соглашения не предусматривают обязательную юридическую процедуру, гарантирующую унифицированные интерпретацию и применение принципов и правил, в них содержащихся.

Третьим способом гармонизации частного права является выработка «частных кодификаций» или «сводов правил», не имеющих нормативного значения (англ. «restatements»). Данный способ гармонизации также реализуется в рамках метода международно-правовой унификации. «Частные кодификации» – это получивший широкое распространение способ гармонизации, обоснованный организованным в 1923 году в Соединенных Штатах Америки Американским Правовым Институтом. Первоначально указанный способ гармонизации был задуман как способ обобщения и систематизации судебных прецедентов. Обобщение судебных решений позволяет определить подходы судов отдельных штатов к тем или иным вопросам. В частности, в результате такого обобщения был разработан Свод договорного права (Restatements of Law of Contracts). В качестве характерной черты «частных кодификаций» называют составление таких документов авторитетными учеными-правоведами. «Частные кодификации» создаются квалифицированными специалистами в области права на основании предположения о том, что общее ядро может быть найдено в определенных областях различных национальных правопорядков путем презумпции, согласно которой правило может быть установлено как наиболее общее и предпочтительное для определенной социально-экономической проблемы и иное решение указанной проблемы в определенном государстве может быть рассмотрено как национальная особенность или отклонение от правила. Данный способ гармонизации базируется на сравнительном правоведении. Основным достоинствомданного способа гармонизации является высокий уровень сравнительно-правовых исследований, положенных в основу выработки «частных кодификаций». В ЕС данный способ гармонизации служил скорее поиску и развитию общих правил в различных национальных правовых системах, а не преодолению неопределенности и сложности, вызванной судебными решениями (признанными дефектами американского права). В этом контексте «частные кодификации» могут оказать законодательное гармонизационное воздействие на различные национальные юрисдикции, убеждая законодателей или формируя общие положения по интерпретации. Указанный способ называют спекулятивным с точки зрения достижения большей общности частного права в условиях существования различных правовых систем в ЕС. К недостаткам следует отнести и отсутствие у «частных кодификаций» обязательного характера. В ЕС данный способ гармонизации используется для формулирования общих правовых положений, которые происходят из законодательства и судебных решений различных государств-членов.

Четвертым способом гармонизации частного права в ЕС является разработка вариантов унифицированных норм на международном и европейском уровнях неправительственными исследовательскими организациями. В ЕС примером создания кодификаций договорного права являются Принципы европейского договорного права (в некоторых источниках – Принципы европейского контрактного права), на международном уровне – Принципы международных коммерческих договоров (далее – Принципы УНИДРУА).

В 1989 и 1994 годы Европарламент принял резолюции, призывающие к гармонизации определенных секторов частного права в рамках Евросоюза в целях создания внутреннего рынка. Предусматривалась разработка общего Европейского кодекса частного права и одобрялась инициатива Комиссии по европейскому договорному праву. Впоследствии идея гармонизации определенных секторов частного права в рамках Евросоюза неоднократно поддерживалась Европарламентом.

Сформировалось три подхода к идее создания Принципов общего европейского частного права.

1. Евро-оптимистимический подход, основанный на стремлении в короткие сроки осуществить в Евросоюзе кодификацию права международных коммерческих контрактов.

2. Евро-реалистический подход, учитывающий политическую реальность, приоритеты в развитии единообразных в рамках Евросоюза правил частного права и необходимость их постепенного становления.

3. Евро-скептический подход, признававший нежелательной и невозможной широкомасштабную гармонизацию частного права в рамках Евросоюза.

Европарламент в своих резолюциях подчеркивал, что более обширная гармонизация гражданского права стала необходимой в рамках функционирования внутреннего рынка и унификация большинства отраслей частного права в форме Европейского гражданского кодекса будет наиболее эффективным методом осуществления гармонизации в целях достижения единого рынка без границ.

Наиболее ярким примером попытки гармонизации частного права в ЕС является попытка гармонизации договорного права (см. вопрос 52).

52.Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза.

Полная гармонизация частного права в рамках деятельности ЕС в данный момент не представляется возможной. Государства-члены стремятся отстаивать свои национальные интересы.

Гармонизация частного права прямо не предусмотрена в качестве предмета ведения ЕС. Вместе с тем, такая гармонизация осуществляется в рамках реализации полномочий ЕС в отдельных отраслях (например, в области корпоративного права, аграрной и транспортной политики). Для гармонизации договорного права важную роль играют подразумеваемые полномочия ЕС. Во избежание злоупотреблений применения норм о сближении законодательства, ч. 3 ст. 352 ДФЕС предусматривает, что меры, принимаемые на основе данной статьи не должны влечь гармонизацию в случаях, когда Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза исключают возможность такой гармонизации.

Невозможность полной гармонизации частного права на уровне ЕС способствовала повышению заинтересованности государств-членов в гармонизации коллизионных норм о договорных обязательствах.

Стремление гармонизировать европейское договорное право особенно проявилось в XX веке при подготовке академических проектов. К примеру, в 1953 году Ассоциацией Генри Капитана (Association Henri Capitant) был предложен проект Общего кодекса обязательств в Европе. Позже происходит учреждение Комиссии по европейскому договорному праву (1980 г.). Являясь неправительственной организацией юристов из государств-членов Евросоюза, указанная Комиссия преследовала цель подготовить для государств-членов документ рекомендательного характера, который содержал бы принципы европейского договорного права. Комиссия существовала до 2003 года, а затем продолжила работу в рамках созданной в 1998 году Исследовательской группы по Европейскому гражданскому кодексу.

По инициативе датского профессора О. Ландо в ходе работы Комиссии по европейскому договорному праву разрабатываются Принципы европейского договорного права. Первая часть Принципов европейского договорного права была опубликована в 1995 г. В 1999 году состоялась публикация первой части в измененном виде, а также части второй Принципы европейского договорного права. Работа над третьей частью завершилась в 2002 году.

Работу по подготовке Европейского кодекса договорного права в 1990 г. начала группа из Европейской академии юристов, работающих в области частного права (группа Павии). Главным разработчиком стал профессор Г. Гандольфи. В ходе работы указанный проект Европейского кодекса договорного права публиковался на французском языке. Разработка Европейского кодекса договорного права на французском языке должна была подчеркнуть, что Кодекс является документом Евросоюза. Европейский кодекс договорного права отражал единый подход к гражданскому и торговому праву, следуя, таким образом, модели гражданского кодекса Италии.

Лишь в конце XX века идея гармонизации договорного права в Европе была высказана институтами Евросоюза. В 1989 и 1994 годы Европарламент принял резолюции, призывающие к гармонизации определенных секторов частного права в рамках Евросоюза в целях создания внутреннего рынка. Предусматривалась разработка общего Европейского кодекса частного права и одобрялась инициатива Комиссии по европейскому договорному праву. Впоследствии идея гармонизации определенных секторов частного права в рамках Евросоюза неоднократно поддерживалась Европарламентом.

Европарламент в своих резолюциях подчеркивал, что более обширная гармонизация гражданского права стала необходимой в рамках функционирования внутреннего рынка и унификация большинства отраслей частного права в форме Европейского гражданского кодекса будет наиболее эффективным методом осуществления гармонизации в целях достижения единого рынка без границ.

В документе «Более последовательное европейское договорное право. План действия» от 12 февраля 2003 года Комиссия, принимая во внимание достигнутые результаты исследований, предложила 3 меры для решения проблем гармонизации европейского договорного права:

1. увеличить последовательность актов законодательства (acquis) ЕС в сфере договорного права;

2. способствовать выработке общих условий сделок, применяемых в Евросоюзе, принимая во внимание «общие критерии» (англ. «common frame of reference», CFR);

3. выяснить, требуется ли принятие факультативного документа (англ. «optional instrument»), дополняющего национальное законодательство, в сфере европейского договорного права.

Комиссия в результате проведенных опросов убедилась в том, что большей популярностью пользуется Кодекс европейского договорного права, который не заменяет, а дополняет национальное законодательство. Комиссия высказалась за процесс выработки «общих критериев» скорее на основе acquis communautaire, нежели сравнительно-правового метода. Впоследствии на основе «общих критериев» предполагалась выработка факультативного Европейского кодекса.

Идея поиска «общих критериев» была высказана Комиссией впервые. Согласно указанному Плану действий «общие критерии» должны были стать средством усовершенствования acquis.

2 сентября 2003 года Европарламентом была принята резолюция об одобрении выработки «общих критериев».

Впоследствии и Совет принял резолюцию «О более последовательном европейском договорном праве» от 14 октября 2003 года, в котором приветствуется соответствующая инициатива Комиссии. По мнению Совета разработка общих условий сделок должна осуществляться самими сторонами при соблюдении императивных норм европейского и национального права. В резолюции подчеркивается, что «общие критерии» не будут являться обязывающим актом. В настоящее время такие общие условия сделок являются результатом обобщения деловой практики и применяются европейскими компаниями при наличии ссылки на них в договоре. Отличительной чертой общих условий сделок должна стать их выработка на основе общеевропейского правопорядка. Некоторые авторы признают актуальной проблему соотношения общих условий сделок и императивных норм национального законодательства государств-членов Евросоюза. Кроме того, констатируется, что в настоящее время ни Конвенция «О праве, применимом к договорным обязательствам» от 19 июня 1980 г. (далее – Римская конвенция), ни Регламент Европарламента и Совета 593/2008 от 17 июня 2008 года «О праве, применимом к договорным обязательствам» («Рим I») не предусматривают возможности выбрать «общие критерии» в качестве применимого права.

Более детально будущие «общие критерии» были описаны в сообщении Комиссии от 11 октября 2004 года «О европейском договорном праве и пересмотре acquis: Путь вперед». Предполагалось, что «общие критерии» должны предусматривать основополагающие принципы договорного права, определения основных терминов и типовые нормы договорного права. Главной целью «общих критериев» объявлено обеспечение Комиссии «инструментарием» в ходе подготовки законодательных инициатив. В своем сообщении Комиссия указала на то, что ее целью не является предложение Европейского гражданского кодекса в целях гармонизации договорного права государств-членов. Исследователи обращают внимание на то, что понятие «инструментарий» однозначно не охватывается классическими категориями правовых актов, что приводит к отсутствию единообразия при толковании данного понятия.

Гаагская Программа: усиление свободы, безопасности и правосудия в Евросоюзе содержит положение о том, что в сфере договорного права качество существующего и будущего acquis communautaire должно быть улучшено посредством консолидации, кодификации и усовершенствования действующих правовых актов, а также путем разработки «общих критериев».

Шагом на пути гармонизации договорного права государств-членов Евросоюза стало создание Комиссией в мае 2005 года группы исследователей, которая известна как Сообщество по европейскому договорном праву (Common Network on European Contract Law). Перед указанной группой исследователей была поставлена задача подготовить проект «общих критериев».

Результаты работы Сообщества по европейскому договорном праву, включающего, в частности, Исследовательскую группу по Европейскому гражданскому кодексу (Study Group on a European Civil Code) и Исследовательскую группу по частному праву ЕС (the Acquis Group) были представлены Комиссии 31 декабря 2007 года и включали, прежде всего, Проект «общих критериев» (англ. «Draft common frame of reference», DCFR). Кроме того, следует отметить исследования Страховой группы (Insurance Group) и Группы Ассоциации Генри Капитана – Общества сравнительного права (the Groupe Association Henri Capitant – Societe de Legislation Comparee). Принципы европейского договорного страхового права были представлены Комиссии в качестве Проекта «общих критериев» европейского договорного права страхования 17 декабря 2007 года. В результате работы Ассоциации Генри Капитана – Общества сравнительного права, которая базировалось на сравнительно-правовом методе, состоялся пересмотр Принципов европейского договорного права, были даны определения ключевых терминов и основополагающих принципов договорного права («Общая договорная терминология» и «Общие договорные принципы»).

В дальнейшем Комиссия должна изучить эти результаты и выбрать те части, которые она считает самыми значимыми. 10 июня 2009 года было принято очередное сообщение Комиссии, в котором указывается, что имеет место задержка в реализации Плана действия Комиссии по принятию «общих критериев» в сфере европейского договорного права.

Пресс-релиз Совета от 18 апреля 2008 года содержит следующие основные положениями относительно «общих критериев».

1. Назначение «общих критериев». «Общие критерии» являются инструментом для лучшего законотворчества, предназначенным для законодателей. Адресатом «общих критериев», прежде всего, является европейский законодатель, но они могут служить источником вдохновения для законодателей на уровне государств-членов Евросоюза.

2. Содержание «общих критериев» включает совокупность определений, общих принципов и типовых норм в области договорного права, которая будет получена из множества источников. Согласно академическому проекту «общих критериев», они должны быть получены как из законодательства ЕС, так и из национального права.

3. Сфера действия «общих критериев» охватывает общее договорное право, включая потребительское договорное право. «Общие критерии» действуют, начиная с преддоговорной фазы и заканчивая моментом исполнения либо неисполнения обязательства.

4. Юридическая сила «общих критериев». «Общие критерии» – это совокупность руководящих принципов, которые будут использоваться законодателями на уровне ЕС на добровольной основе в качестве общего источник вдохновения или ссылки в законодательном процессе.

Совет, таким образом, посчитал невозможным признать «общие критерии» обязательным правовым документом. Вопрос о правовом основании для «общих критериев» (о виде источника) в рассматриваемом документе решен не был.

Резолюция Европарламента от 3 сентября 2008 года «Об общих критериях для европейского договорного права» также была посвящена природе «общих критериев». «Общие критерии» определялись как долгосрочный проект, целью которого является обеспечение институтов Евросоюза, участвующих в законодательном процессе (Комиссии, Совета и Европарламента) «инструментарием» или руководством, которые будут использованы для пересмотра существующего и подготовки нового законодательства в области договорного права. Этот «инструментарий» может содержать основополагающие принципы договорного права, определения ключевых понятий и типовые нормы.

Основная идея этой резолюции заключалась в следующем. Европарламент определял срок предоставления окончательного варианта академического проекта «общих критериев» Комиссии (конец декабря 2008 года). Установление такого срока объяснялось тем, что на момент принятия резолюции Европарламентом, Комиссией и исследователями уже были предприняты усилия по гармонизации европейского договорного права. Кроме того, учитывая природу Проекта «общих критериев» (DCFR), который является только академическим документом, Комиссии еще предстояло определить, что из проекта «общих критериев» должно быть объединено в соответствующий документ, например, в Белую книгу об «общих критериях» путем принятия политического решения.

Далее в резолюции констатируется, что «общие критерии» выходят за рамки потребительского договорного права. Принимая решение о содержании «общих критериев», Комиссия должна помнить, что они могут стать не просто не создающим обязанностей орудием законодателя, а основой для факультативного документа. Европарламент подчеркивает, что независимо от будущей формы «общих критериев», должны быть предприняты меры для их регулярного обновления в целях отражения изменений и национальных достижений в договорном праве.

Даже будучи не создающим обязанностей инструментом законодателя соответствующие части «общих критериев» должны прилагаться при рассмотрении любого будущего законодательного предложения или сообщения Комиссии, которые затрагивают договорное право, чтобы гарантировать, что они анализировались законодателем ЕС. Если «общие критерии» станут факультативным документом, дополняющим национальное законодательство, он должен применяться в тех сферах, где законодатель ЕС был активен или скорее всего будет активен в ближайшем будущем, или которые близко связаны с договорным правом. Любой факультативный документ, дополняющий национальное законодательство, должен быть основан на Проекте «общих критериев». Совет подчеркивает, что согласованность такого факультативного документа не должна подвергаться опасности ввиду осуществляемого Комиссией процесса отбора.

При работе над Проектом «общих критериев» Исследовательская группа по Европейскому гражданскому кодексу осуществляла сравнительно-правовое исследование частного права в различных правовых системах государств-членов, а Исследовательская группа частного права ЕС фокусировалась на существующем частном праве EC, которое может быть обнаружено в пределах acquis communautaire.

Изданный промежуточный Проект «общих критериев» включал 7 книг правил, приложение с определениями и отражал некоторые проблемы, с которыми столкнулись исследователи. В частности, термины, в отношении которых исследователи не пришли к единому мнению, взяты в квадратные скобки. В декабре 2008 года Исследовательская группа по Европейскому гражданскому кодексу и Исследовательская группа частного права ЕС представили Комиссии расширенный Проект «общих критериев» (в частности, дополнена книга IV, включены книги VIII-X). Однако авторы оговариваются, что второй вариант также нельзя признать окончательным ввиду отсутствия сносок и комментариев. Несмотря на то, что Проект «общих критериев» связан с политическими (обсуждаемыми институтами Евросоюза) «общими критериями», он задуман как независимый текст. Это, прежде всего, академический Проект, который охватывает гораздо больший круг вопросов нежели Принципы европейского договорного права и «общие критерии» в понимании Комиссии.

Проект «общих критериев» как последняя модель гармонизации принимает форму «временного контурного издания» и имеет три основополагающие цели.

1. Проект «общих критериев» должен стать моделью для политических «общих критериев», которые должны способствовать реформе европейского договорного права.

2. Проект может стать возможным источник вдохновения в решении вопросов о частном праве.

3. Проект «общих критериев» будет способствовать исследованиям в области права и образованию.

Проект «общих критериев» содержит принципы, определения и типовые нормы. Большая часть Проекта посвящена типовым нормам. Посредством использования термина «модель» во введении четко оговаривается, что положения Проекта не имеют нормативного характера.

Способ нумерации типовых норм основан на технике, используемой в новейших европейских кодификациях. Избранный способ позволяет вносить изменения путем минимальных редакторских правок. Структура Проекта «общих критериев» включает книги, каждая из которых делится на главы, разделы, подразделы (при необходимости) и статьи. Кроме того, книга, посвященная отдельным видам договорных обязательств, из-за значительного объема делится на части, в каждой из которых рассматривается определенный вид договора (к примеру, книга IV.B: Лизинг).

Проект «общих критериев» посвящен не только договорному праву, включающему потребительское право. Книга I содержит общие положения, книга II посвящена договорам и иным юридическим актам, обязанности и корреспондирующие им права определены в книге III. Книга IV определяет отдельные типы договоров (в частности, договор купли-продажи, ссуда, договор страхования, договор аренды). Положения о действии в чужом интересе содержатся в книге V, о внедоговорных обязательствах из причинения вреда иному лицу – в книге VI. Книга VII посвящена неосновательному обогащению, книга VIII – приобретению и прекращению права собственности, книга IX – владельческой защите движимого имущества, книга X – трастам.

Для эффективного использования «общих критериев» необходимо, чтобы они охватывали все договоры, которые сегодня регулируются директивами и подвержены будущим мерам по гармонизации. Как отмечалось ранее, основная проблема по гармонизации договорного права на данном этапе сводится к определению частей Проекта «общих критериев», которые лягут в основу заключительных «общих критериев». Выбор отдельных частей рассматриваемого Проекта неизбежно повлечет пробелы в «общих критериях». Возникнет необходимость принятия решения о том, какие правовые нормы должны приниматься во внимание при восполнении таких пробелов.

Анализируя роль Проекта «общих критериев», следует отметить, что некоторые исследователи полагают, что, несмотря на его громоздкое название, текст Проекта является основой Европейского гражданского кодекса. Критики Проекта «общих критериев» обращают внимание на то, что в нем содержатся определения ключевых терминов частного права, которые не закреплены ни в Принципах европейского договорного права, ни в национальных системах частного права.

Во введение к Проекту «общих критериев» содержится предположение о возможности его использования для гармоничной и неофициальной европеизации частного права.

Наряду с гармонизацией договорного права, предпринятой на региональном уровне, происходила гармонизация коллизионного договорного права Евросоюза на международном уровне. Наиболее значимым актом являлась Римская конвенция, целью принятия которой стало обеспечение единообразного регулирования коллизионных вопросов в рамках договорного права. 14 января 2003 года Комиссия опубликовала Зеленую книгу «О трансформации Римской конвенции 1980 г. в акт Сообщества и ее актуализации», в которой обосновывалась целесообразность внесения изменений в Римскую конвенцию в связи с наличием проблем ее применения. В Зеленой книге был поставлен вопрос о необходимости трансформации Римской конвен­ции в регламент ЕС («Рим I»). Дата вступления в силу регламента «Рим I» - 17 декабря 2009 года.

Высказывается предположение, что результатом гармонизации договорного права государств-членов Евросоюза может стать модельный проект Европейского гражданского кодекса, не имеющий обязательной силы (сегодня его основой, по сути, является Проект «общих критериев»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.44 (0.016 с.)