Эмоциональность как свойство личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональность как свойство личности



 

Эмоции в соответствии с их основными характеристиками отно­сятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам лич­ности. Эмоции как психический процесс характеризуются кратко­временностью и динамичностью, имеют достаточно явно выражен­ные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, напри­мер, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная про­должительность. Они существуют как единство переживания и поведения человека. К эмоциональным состояниям относятся на­строения, стрессы. Аффекты, хотя и представляют собой кратковре­менные эмоциональные реакции, также относятся к психическим состояниям, ввиду того что они образуют целостный синдром эмо­циональных и поведенческих реакций и имеют длительное после­действие. Если эмоциональные процессы и состояния часто возни­кают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становят­ся эмоциональными свойствами личности. Так же, как и все эмоци­ональные явления, они характеризуются знаком, модальностью и силой. Это могут быть такие свойства, как жизнерадостность, опти­мизм, чувствительность, сдержанность или пессимизм, бесчувствен­ность, раздражительность и др. Некоторые эмоциональные свой­ства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента. В основном же эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющих­ся эмоциональных состояний.

Например, при выполнении некоторой деятельности ребенок терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации взрослые поддержат ребенка, помогут исправить ошибки, пережитые эмо­ции останутся преходящим эпизодом в его жизни. Если неудачи повторяются (вспомним известную картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка») и ребенка при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у него обычно развивается эмоцио­нальное состояние фрустрации. Это выражается в длительных, негативных переживаниях, в потере интереса к данной деятельно­сти, ее дезорганизации и еще большем ухудшении результатов. Если сложившаяся система отношений сохраняется в течение длительного времени, фрустрация становится устойчивым спосо­бом реагирования на неудачи и превращается в свойство личнос­ти — фрустрированность. Теперь уже каждый свой неуспех ребе­нок считает закономерным, он теряет уверенность в себе, у него формируется заниженная самооценка, снижается уровень притя­заний. Психологическая коррекция проявлений фрустрированности представляет значительные трудности, хотя и возможна при правильной организации деятельности ребенка с учетом его инте­ресов и способностей, при изменении условий жизни и системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплек­сов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность — это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и дина­мику эмоций и чувств. Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникно­вения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть дру­гим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др.

Человеку с преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. В состоянии радости, вдохновения, счастья
человек испытывает прилив сил, у него повышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения с други­ми людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли свою основную приспособительную функцию — отражали объективные отношения воздействий окружающей среды к потреб­ностям субъекта. Если эта. функция ослабевает или теряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна из форм патологии эмоций — эйфория. Это эмоциональное состояние повышенной неадекватной веселости при снижении критичности мышления. Эйфория препятствует нормальной жизни, работе и общению.

Приспособительная функция отрицательных эмоций также очень важна для человека, так как дает ему информацию о вредности или опасности окружающей среды. Страх, например, может пробудить в человеке силы, о которых он и не подозревал и тем самым спасти ему жизнь. Но если отрицательные эмоции будут доминировать в поведении и структуре личности, психологический облик человека изменяется. При доминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. При доминировании страха у человека раз­виваются тревожность, беспокойство, застенчивость, боязливость. При крайних формах преобладания отрицательных эмоций человек все воспринимает в мрачном свете, у него развивается депрессия, выра­жающаяся в резко выраженной пассивности, снижении или полном отсутствии интереса к окружающему миру.

В этих случаях человек нуждается в психологической или пси­хиатрической помощи. Причиной депрессии может стать горе, вы­званное трагическими обстоятельствами, болезнью или тяжелой утратой. Помощь человеку, переживающему сильную, невосполни­мую астеническую реакцию, состоит в том, чтобы дать ему воз­можность выговориться, сопереживать вместе с ним, способст­вовать формированию новой жизненной перспективы и новых смыслов.

Люди сильно отличаются между собой по доминирующим эмо­циям и их внешнему выражению, умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людям свойственны силь­ные переживания и бурное проявление эмоций. Другие более спо­койны и сдержанны в эмоциональном плане.

Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкос­новенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанное эмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствием воспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия. Мужчины более сдержанны в выражении чувств.

Неумение или нежелание раскрывать свои чувства нередко соз­дает трудности в общении, препятствует конструктивному разре­шению конфликтов. Люди различным образом проявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном обще­нии. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку пре­одолеть барьер сдержанности и замкнутости. В тренинги повыше­ния коммуникативной компетентности, например, включены спе­циальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессах об­щения.

Эмоциональная устойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной сте­пени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устой­чивости, чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздра­житель. Возникающие в процессе деятельности эмоции не снижа­ют ее эффективность. Человек может сохранять контроль над сво­ими эмоциями и успешнее противостоять стрессу. Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и от пси­хологических факторов. К первым относятся свойства нервной си­стемы, ко вторым — сложные механизмы саморегуляции и контро­ля поведения, формируемые в процессе воспитания личности. Л.С. Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит слож­ная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления.

С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ос­лаблению или даже разрушению. Американский психолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если оно со­средоточено прямо на них. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности чело­века. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе дово­дов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкрепле­ны эмоциями. Обычно конкретный акт поведения начинается и за­вершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.

Если человек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом берет эмоциональность, следствием чего мо­гут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышен­ная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспо­собность справиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях, например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивации деятельности. Так, эмоционально не­устойчивые школьники обычно показывают более низкие результа­ты при выполнении ответственных контрольных работ или на экза­менах.

Знание особенностей эмоциональности другого человека спо­собствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организа­ции деятельности.

Эмоциональная устойчивость является необходимым услови­ем успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности, в том числе педагогической. Работа учителя отличается высокой динамичностью, напряженностью, обилием конф­ликтных ситуаций, многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этом важно, чтобы учитель умел грамотно справляться с возникающими эмоциями и аффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. В психо­логическом облике учителя важны такие эмоциональные каче­ства, как спокойствие, рассудительность, сдерживание импульсив­ных реакций, способность к контролю своего эмоционального состояния.

Своеобразие эмоциональной сферы человека во многом опреде­ляет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия. У каждого индивида складывается индивидуальная система колебания эмоционального са­мочувствия, ощущение себя счастливым или несчастным. Б.И. До-донов образно назвал такого рода колебания «эмоциональным ма­ятником». У одних людей эмоциональное самочувствие приближа­ется к полюсу «счастье», у других — к полюсу «несчастье». Различия в эмоциональном самочувствии часто наблюдаются у людей, объек­тивно находящихся в сходных жизненных условиях. Это означает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только от обстоятельств жизни, но и от потребностей и характера челове­ка, его ценностей и смыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом.

Эмоции играют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздей­ствий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и по­ражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запо­минаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание куль­туры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Не­умение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить ' производственные, семейные, дружеские отношения, становится пре­пятствием для выбора и успешного овладения многими профессия­ми. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каж­дому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.

В эмоциях оъективно переживаются, становятся внутрен­ним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психоло­гии личности, которая составляет содержательно основную часть всего раздела «Общая психология».

Эмоции представляют собой важную, выразительно яркую и зна­чимую сторону исконной, атрибутивной субъективности психи­ческого образа мира, являющегося предметом психологии и объек­том данного учебника. Практические переживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены, представлены его созна­нию и самосознанию.

Личность существует, функционирует и развивается во взаи­модействиях, общении, в отношении с другими людьми. Эти отно­шения закладываются в направленности личности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для лич­ности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодейству­ют со всей психикой человека. Они феноменологически и функ­ционально пересекаются с деятельностями, потребностями, спо­собностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и харак­тером, психическим опытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регулярной сферами психики. Как и все описанное в предыдущих главах учебника эмоции, это не часть целостной пси­хики, а лишь определенный, условно выделенный, специфический аспект ее научно-аналитического рассмотрения, поэтому он (в струк­туре общеличностного) будет рассматриваться и так или иначе проявляться, реализовываться во всех последующих разделах учебника: в социальной, возрастной и педагогической психологии.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные функции эмоций и как можно их охарактеризовать?

2.Что такое аффект и каковы его основные свойства?

3.В чем заключаются различия между стеническими и астеническими

эмоциями?

4. В чем состоят причины возникновения стресса и каковы основные

стадии его протекания?

5. Как проявляется единство аффекта и интеллекта в деятельности

человека?

6. Что такое эмоциональная устойчивость личности и в чем состоит ее

влияние на поведение человека?

 

Тестовые задания

1. Что является основной качественной характеристикой эмоций?

A. Сила.

Б. Устойчивость.

B. Модальность.

Г. Активность.

 

2. Как называется одновременное проявление двух противоположных

эмоций?

A. Амбивалентность.

Б. Чувственный тон.

B. Чувство.

Г. Интенсивность.

 

3. Сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие активность в достижении цели, это...

A. Высшие чувства.

Б. Настроения.

B. Аффекты.

Г. Страсти.

 

4.Относительно длительные эмоции, проявляющиеся как единство
переживания и поведения, представляют собой...

A. Эмоциональный процесс.

Б. Эмоциональное состояние.

B. Эмоциональное свойство личности.

Г. Эмоциональную устойчивость

 

Литература

 

Основная

 

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1980.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1984.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1992.

6. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. М., 1995.

7. Леонтьев А.Н. Избранные произведения. В 2 т. М., 1983.

8. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.

9. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

10.Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.

11.Психология мышления: Хрестоматия по общей психологии. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер В.В. Петухова. М., 1981.

12.Психология памяти: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

13. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

 

Дополнительная

 

1.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

2.Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.,
1980.

3.Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

Бороздина Л.В. Психология характера. М., 1997

5.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1999.

6.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

7.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

8.Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1990.

9.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

10.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 1970.

11.Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., 1996.

12.Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.

13.Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

14.Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

15.Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

16.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. Избранные психологические труды. М., 1987.

17.Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993.

18.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986-.

19.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.056 с.)