Основные задачи и разделы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи и разделы психологии



Формулирование задач науки является делом непростым и дли­тельным, так как есть задачи общие и частные, концептуально-тео­ретические и практические, широкие и узкие, непреходящие и ситу­ативные и т.д. Однако существует основная задача, точнее, цель науки — это систематическое исследование своего предмета при­менительно к тем или иным конкретным условиям или реально поставленным задачам. Поэтому перечислим основные задачи пси­хологии в контексте классического науковедения и следуя в логи­ческом направлении от простого к сложному, хотя для реального научного исследования такая логика не всегда будет совпадать с фактической хронологией.

1.Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие
и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория,
эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты су­ществуют объективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачастую для установления и подтверждения фактов нужны напряженные и длительные изыскания. Но факты сами по себе науку не делают. Факты, как известно, вещь «упрямая» и бывают разными. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются по началу менее важными, случайными, но со временем, по мере накопления они требуют упорядочения и истолкования.

2.Вследствие знания фактов логически вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания, даже красочного и исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных отношений. Потому установленные закономерные феномены могут быть воспроизведены, проверены другими исследователями. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, если наукой доказаны меры воздействия на это событие соответствующих условий, выделены факторы, детерминирующие конечный результат.

3.Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научного знания, становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм — значит понять, смоделировать некое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности, закономерного и случайного. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругу явлений изучаемого мира. Применительно к психологии задача выявления механизмов представляется довольно сложной. Психическое многомерно и многофакторно, поэтому всегда есть соблазн объяснить его какими-то более разработанными моделями, типа упоминаемых выше редукционистских трактовок. Можно и нужно говорить, например, о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют собственно психологические закономерности памяти человека. Или другой пример: психическое развитие невозможно понять вне учета общественных воздействий, но социальные механизмы не дают убедительного толкования, индивидуально-психологическим различиям людей. Обнаружение собственно психологического механизма — это все­гда важный и не столь уж частый шаг в направлении познания
психологией своего предмета.

4.Завершающей, прагматически важнейшей (а зачастую и са­мой сложной) задачей

5.

6.

7.науки является практическое использова­ние, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. При этом поднимается большое количество сопутствующих вопро­сов: социальных, организационных, экономических, методических. Кроме того, психолог практически всегда соприкасается с пробле­мами особой сложности, которые носят этический, моральный, нрав­ственный характер. Положим, ученый доказал свое умение сфор­мировать у ребенка то или иное психологическое качество, счи­тавшееся ранее невозможным. Есть ли уверенность, что такое формирование следует производить обязательно у всех детей? Как это скажется сейчас и в отдаленном будущем на психике и лично­сти, на всей жизни человека? Расхожие термины «формирование», «коррекция» несут в себе некую назидательную уверенность в не­обходимости внешнего вмешательства в психическую сферу чело­века. Но ведь действительная безвредность, значимость такого вме­шательства далеко не всегда научно обоснованы.

Актуализируется тесно связанный набор непростых вопросов о правомочности, целесообразности, этичности психологических воз­действий на человека. Давно признанный медициной принцип «не навреди» применительно к психике трактуется неоднозначно. Пси­хика человека может оказаться одинаково незащищенной как от фармакологического воздействия профессионального психиатра, так и от неучтенных влияний средств массовой информации. Она «от­крыта» для воздействий как «узаконенных» техник манипуляции сознанием, так и чисто педагогического, по лозунгам всегда добро­детельного корректирующего насилия. Примеров негативного воз­действия на психику людей было немало в истории человечества. Имеются они и сейчас, в современной жизни.

Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику иссле­дуют, какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях. Поэтому классификация разделов психологии является очень ус­ловной, пересекающейся, меняющейся.

Следует иметь в виду важное практическое обстоятельство. Мно­гочисленные разделы прикладной психологии выделяются и суще­ствуют не случайно, не по произвольному решению своих знамени­тых создателей и рядовых исполнителей. Психология эффективно срабатывает на практику там, где подготовлены соответствующие условия. Какая-то отрасль науки или профессиональной деятельнос­ти человека должна до определенной степени развиться, усложниться, чтобы понять полезность и необходимость психологического под­хода применительно к своим проблемам и задачам. Итак, перечис­лим основные разделы современного психологического знания.

Общая психология исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика (вся в целом и частями по определенным разделам) взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (мужчины и женщины), причем в инвариантных условиях жизни и деятельности. Существует множество подразделов общей психологии, скажем, психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у истоков современной экспериментальной психологии.

Социальная психология рассматривает массовидные явления психики и само отношение, взаимодействие социального и психического, индивидуального и общественного в психике личности.

Возрастная психология исследует онтогенез психики, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. За последние годы в отечественной научной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого ныне психологией развития. Заметим, что понятие развития в целом шире, чем развитие, обусловленное именно ходом времени, возрастом. Существует, например, развитие профессиональное. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельности и включает в себя немало практически самостоятельных разделов. Это инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, исправительная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.д.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей объективный язык, языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разработанные разделы, например психосемиотика, психосемантика.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические, в том числе и те, которые как бы задействованы в других, ранее перечисленных разделах.

Психометрия (в нашей стране — математическая психология) рассматривает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология направленно изучает основополагающее соотношение, взаимодействие биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке принят термин клиническая психология.

• Близко к предшествующим располагаются разделы специальной психологии, связанные с изучением и восстановлением психики в условиях определенных нарушений и отклонений: сурдо-, лого, олигофренопсихология.

История психологии имеет своим предметом не простой ход времени, не хронологию чьих-то жизней и публикаций, а содержательную историю создания, развития, преемственности или забвения предшествующих взглядов, подходов, школ научного психологического знания.

• Изучением психики животных занимается сравнительная психология, или зоопсихология, многие разработки которой составляют необходимый базис для исследования психики человека. Достаточно назвать эксперименты бихевиоризма с крысами или многолетние опыты по условно-рефлекторной методике, проводимые на собаках в научной школе И.П. Павлова (1849—1936).

За каждым из названных разделов стоят многолетние усилия большого количества специалистов: систематические исследования, монографические и-коллективные издания, учебники, справочники. Существует обширная практика участия психологии во многих сферах жизнедеятельности человека в современных развитых стра­нах. Одним из показателей «развитости» государства является дей­ственность в нем психологической науки.

Состояние нынешней российской психологической науки весь­ма противоречиво. С одной стороны, в течение 10—15 лет в десят­ки раз увеличилось количество вузов, готовящих специалистов-пси­хологов, повысилось число печатных трудов, научных, методических и популярных психологических публикаций. Налицо определенная социальная мода на психологическое знание. Но, с другой стороны, отмечаемый интерес к психологии избирателен и достаточно узок: торговля, реклама, развлечения, различные предсказания, диагности­ки и лечения. Психология теряет фундаментальность, собственно научный авторитет. Поэтому все шире распространяются всевоз­можные околопсихологические, псевдонаучные, а зачастую откро­венно шарлатанские конструкции. Количественное расширение психологии не сопровождается необходимой качественной обосно­ванностью. Быстро растет число так называемых практических психологов, не имеющих необходимого базового образования. На­ука вообще не может существовать вне фундаментальных, опере­жающих теоретических разработок: без них она грозит превра­титься в некий набор банальных правил и рекомендаций, идущих либо от житейского опыта, либо, как говорится, от лукавого. Поэто­му перед нынешней российской психологией стоит множество ак­туальных и объективно значимых задач, как практических, так и непреходящих теоретических.

В стране происходит капитальное, принципиальное, растянутое по времени и результатам переустройство. Общество и психика функционируют в экстремальной ситуации затяжной социальной нестабильности, когда старое уже разрушено, а новое еще не созда­но. Качественно изменившиеся социальные условия, хотя и с опре­деленной задержкой, «дозирование» переформировывают и психи­ку российских людей. Это необходимо систематически исследо­вать. В противном случае психология окажется практически недейственной, объективно невостребованной. И дело здесь не столько в желательности существования в России науки психоло­гии, сколько в недопустимости лишения человеческой психики до­стойного изучения, грамотной поддержки, гуманного сопровожде­ния по жизни.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные исторические этапы смены представлений о предмете психологии?

2.В чем заключается субъективность психического образа?

3.Почему психическое отражение называется активным?

4.Что означает понятие пристрастности психики?

5.В чем заключается сущность редукционизма применительно к трак­товке предмета психологии?

6.Какова последовательность задач, решаемых научной психологией?

Тестовые задания

1. Предметом психологии является...

A. Поведение.
Б. Душа.

B. Психика.
Г. Сознание.

 

 

2. Возраст современной психологии составляет.

A. Более двух тысяч лет.
Б. Около трехсот лет.

B. Сто лет с небольшим.

Г. Три-четыре десятилетия.

3. Выберите правильное определение психики:

A. Внутреннее переживание.

Б. Отражательная деятельность мозга.

B. Душевная субстанция.

Г. Субъективный образ объективного мира.

4. Понятие интериоризации означает...

A.Углубление человека в себя.

Б. Перенос материального в план отражения.

B.Душевная субстанция.

Г. Особое свойство личности.

 

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.016 с.)