Основные проблемы отечественной дифференциальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы отечественной дифференциальной психологии



 

С начала 1950-х гг. под руководством Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына проводились систематические исследования, ис­ходящие из основных положений И.П. Павлова и развивающие их применительно к проблематике человеческого темперамента и пси­хики в целом. Для компактного изложения основных результатов работы этой школы представим материал в виде цепи связанных понятий: свойства нервной системы — тип нервной системы — тип темперамента — особенности поведения.

Введение понятия свойств нервной системы (СНС) было весо­мым приращением психофизиологического знания. Но почему свойств выделено только три и именно этих? Очевидно, что это был временный шаг, связанный с начальным этапом развития данного научного направления. По представлениям, сложившимся еще в 1970-х гг., для описания нервной системы необходимо измерять 12 свойств, располагающихся в определенной схеме.

Выделяется четыре свойства: ранее известные сила и подвиж­ность, а также два новых. Динамичность как показатель быстроты и легкости возникновения, генерации нервного процесса. Лабиль­ность как показатель воспроизведения нервной системой частоты Раздражителей, быстроты смены цикла. По каждому из четырех свойств измеряется три показателя: по возбуждению, торможению по их балансу. Сила нервной системы, например, измеряется не одной величиной, а тремя: сила процесса возбуждения, сила по торможению и их соотношение. Также и свойствам (первичным). Вторичными свойствами являются все по­казатели по уравновешенности.

Выделены свойства общие и парциальные, которые функциони­руют в разных структурах головного мозга, по-разному сказывают­ся в поведении и предполагают различающиеся измерения. Послед­ние по природе носят статистический характер и требуют для ин­терпретации использования корреляционного, дисперсионного или факторного анализа результатов. Кроме того, количественные меры СНС зависят от вида анализатора, на котором измерены, от вида эффектора и подкрепления. К тому же все измерения проводятся по классическим условно-рефлекторным методикам и в их резуль­татах не задействованы ни речь, ни сознание испытуемого. Отсюда методологический вопрос о переносе получаемых результатов на реальное поведение.

От раздельного изучения свойств нервной системы И.П. Павловым сделан переход к выделению ее типов. Здесь актуализируется вопрос о типологии вообще, возможностях ее использования в пси­хологии. Любое индивидуальное свойство в большой массе людей имеет непрерывное количественное представительство, статисти­ческое распределение. Если исследовать троих людей: блондина, брюнета и рыжеволосого, то выделятся три соответствующих «типа». Но если на сотне испытуемых «измерять» цвет волос точнее, то такой типологии уже не выявится. Обнаружатся неизбежные сме­шения, цветовые переходы и нюансы. Самой распространенной «ти­пологией» в психологии является деление людей на три группы: высокую, среднюю и низкую, но за этим должна стоять определен­ная вероятностная модель.

Почему типы нервной системы по И.П. Павлову образованы на основе разного участия используемых свойств? Ведь только в двух последних задействованы все три системообразующих свойства. Но как участвуют все изучаемые СНС в других типах? Здесь неизбежны психологические «потери».

Поэтому Б.М. Теплов писал, что, по-видимому, И.П. Павлов по­спешил, введя понятие типа нервной системы. Устройство, много­мерность, параметры и проявления «типа» исследованы недостаточ­но. К тому же поражает легкость и быстрота, с которой такие типы «диагностируются» в современной психологии. Для измерения СНС собаки в школе И.П. Павлова существовало два «стандарта», отра­ботанных набора объективных физиологических измерений: боль­шой (полтора года) и малый (полгода).

Для поэтапного решения обозначенных вопросов в школе Теплова — Небылицына реализовывалась особая методология исследования. Свойства нервной системы измерялись в лабораторных условиях, а затем испытуемые участвовали в эксперименте, предпо­лагающем «жизненное» проявление этих свойств. Вопрос о типе нервной системы или темперамента не ставился, не обсуждался. За каждым СНС искали не только физиологический, но и поведенче­ский, практический смысл.

Следующий вопрос относится к соотношению типов нервной системы и типов темперамента. Почему, к примеру, слабый тип на­зван меланхолическим? Существует ли здесь объективное соответ­ствие? Сотрудники Б.М. Теплова изучали соответствующие прото­колы своих предшественников и установили, что такое соответствие является недостоверным. В подробных записях наблюдений за по­ведением собак есть факты, как подтверждающие, так и отрица­ющие связь слабости нервной системы с проявлениями меланхоли­ческого темперамента. Это следствие известного в психологии гало-эффекта.

Одним из самых актуальных является вопрос о качественной трактовке типов темперамента. Б.М. Теплов писал, что подход к темпераменту должен быть не оценочным, а конструктивным. Нет темпераментов ни плохих, ни хороших. Каждый из них представля­ет свою, динамически специфическую систему организации взаимо­действия человека с миром, и главное — это специфику понять и учесть, а не давать ей однозначно ярлычную оценку. Данное поло­жение доказано в работах В.Д. Небылицына, открывшего наличие статистически достоверной обратной связи между силой нервной системы (по возбуждению) и ее чувствительностью (сенсорной). Сильная (работоспособная) нервная система обладает низкой чув­ствительностью, и наоборот, слабая нервная система характеризу­ется высокой чувствительностью. Это проявление общей биологи­ческой закономерности, общего параметра нервной системы, назы­ваемого реактивностью. Но до настоящего времени встречаются трактовки «слабого» или меланхолического типа как «второсортно­го», почти ущербного, во всяком случае по сравнению с «сильным».

Многочисленные психологические исследования показали, что есть виды деятельности, в которых предпочтительнее люди с силь­ной нервной системой. Это профессии, требующие высокой и дли­тельной работоспособности, устойчивости к ударным, эмоциогенным перегрузкам. Но есть профессии, немыслимые без высокой чувстви­тельности (например, поэт, актер), а потому здесь предпочтительнее исполнители со слабой нервной системой. У таких людей условные Рефлексы вырабатываются раньше, легче, но выносливость к силь­ным раздражителям, соответственно, понижена. Необходимо отчетливо представлять, что слабость нервной системы человека вовсе не означает его физического бессилия, слабости характера или мо­ральных устоев.

Путь от СНС до характерологических и поведенческих особен­ностей является отнюдь не линейным. Он опосредствован огром­ным количеством факторов: предметных и социальных, физиологи­ческих и телесных, психологических. Б.М. Теплов отмечал, что в обыденных обстоятельствах, в привычных для личности условиях деятельности нет обязательных проявлений темперамента. Нормаль­ный человек ведет себя не так, как велит нервная система, а как он считает принятым в данных обстоятельствах. Темперамент прояв­ляется лишь в экстремальных условиях, да и не только он.

Мало того, что в чрезвычайных обстоятельствах индивид дина­мически «замрет» или будет сверхактивно действовать. Главное состоит в направлении, результативности экстремального поведе­ния: кто-то спасает жизнь другим людям, кто-то хладнокровно ма­родерствует. Экстремальность проявляет что-то главное, стержне­вое в личности, что в спокойном течении жизни может оставаться не замечаемым, казаться несущественным.

Тип поведения и темперамент связаны не однозначно. Темпера­мент задает динамику психики и поведения, но не определяет их содержание и направление. Да и сама динамика может быть при необходимости скрыта или усилена. От одинакового темперамента можно прийти к различным характерам, и наоборот. Темперамент врожден, поскольку обусловлен свойствами нервной системы чело­века. Значит, индивид не может изменить своего темперамента, но вполне в состоянии как-то подправлять его внешние проявления. Но это не является изменением или воспитанием темперамента. Это формирование, развитие, социализация, воспитание характера и личности в целом.

Контрольные вопросы

1.В чем проявляется темперамент человека?

2.Какие из конституциональных теорий темперамента являются наи­более распространенными?

3.Почему темперамент считается врожденным образованием?

4.На каких основаниях строится типология темперамента в школе
И.П. Павлова?

5.В каких направлениях шли разработки проблем темперамента в
школе Б.М. Теплова?

6.Какова связь между силой нервной системы и ее чувствительностью?

 

 

Тестовые задания

1.Темперамент человека проявляется...

A. В силе характера.

Б. В динамике психики и поведения.

B. В структуре сознания.

Г. В системе ценностей личности.

 

2. Конституциональные теории изучают...

A. Соответствие строения тела и характера.

Б. Структуру темперамента.

B. Особенности нервной системы.

Г. Соотношение жидкостей в организме.

 

3. Сколькими свойствами максимально полно описывается нервная
система человека?

A. Одним.

Б. Двумя.

B. Тремя.

Г. Двенадцатью.

 

4. Сильная нервная система — это значит...

A. Хорошо развитая.

Б. Гибкая.

B. Работоспособная.

Г. Высокочувствительная.

 

Глава 11

ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.01 с.)