Глава 34. Введение в психологию взрослости 489 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 34. Введение в психологию взрослости 489



34.1.Подходы к развитию взрослого человека... 489

34.2.Стадии и кризисы на этапе взрослости....... 490

Контрольные вопросы.......................................... 495

Тестовые задания.................................................. 495

Глава 35. Ранняя взрослость............................. 497

35.1.Задачи развития ранней взрослости............ 497

35.2.Когнитивное развитие и профессиональная деятельность 499

35.3.Социальный контекст развития: друзья и семья 501

35.4.Личностное развитие.................................... 503

Контрольные вопросы Тестовые задания...

........................... 505

.505

Глава 36. Средняя взрослость............................. 507

36.1.Задачи развития средней взрослости......... 507

36.2.Когнитивное развитие и профессиональная деятельность 508

36.3.Социальный контекст: друзья и семья........ 511

36.4.Личностное развитие................................... 513

Контрольные вопросы.......................................... 515

Тестовые задания.................................................. 515

 

Глава 37. Поздняя взрослость.......................... 516

37.1.Общая характеристика позднего возраста.. 516

37.2.Задачи развития позднего возраста............. 517

37.3.Физические аспекты старения и проблема здоровья 519

37.4.Когнитивные изменения в поздней взрослости 520

37.5.Социальный контекст: друзья и семья........ 522

37.6.Личность и старение..................................... 524

37.7.Смерть и умирание...................................... 527

37.8.Благополучная старость............................... 528

Контрольные вопросы.......................................... 529

Тестовые задания.................................................. 530

Литература............................................................ 531

Раздел IV ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 38. Введение в проблематику педагогической

психологии........................................................... 535

38.1.Предмет, задачи и разделы педагогической психологии 535

38.2.Исходные понятия психологии обучения.... 543

38.3.Основные психологические проблемы традиционного обучения 551

Контрольные вопросы.......................................... 556

Тестовые задания...556

Глава 39. Основные концепции психологии обучения 558

39.1.Психологическая сущность программированного обучения 558

39.2.Сущность и организация проблемного обучения 561

39.3.Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова 566

39.4.Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных
действий........................................................... 569

39.5.Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях

в обучении...................................................... 579

Контрольные вопросы.......................................... 582

Тестовые задания.................................................. 582

Глава 40. Психологические вопросы контроля и оценки
результативности учебного процесса............... 584

40.1.Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования 584

40.2.Психологические вопросы педагогической отметки и оценки 587

Контрольные вопросы.......................................... 593

Тестовые задания.............................................593

.595.595

Глава 41. Психология воспитания......

41.1. Воспитание и личностный рост. Критерии воспитанности

41.2.Основные направления, средства и принципы воспитания 599

41.3.Воспитание как путь к сознанию и смыслу. 607

41.4.Представления о просоциальном и асоциальном поведении 609

Контрольные вопросы.......................................... 613

Тестовые задания..............................614

Глава 42. Психология труда педагога.............. 615

42.1.Личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое
общение как важные составляющие педагогического труда 615

42.2.Профессионализм и компетентность педагога 622

42.3.Профессиограмма и индивидуальный психологический портрет
педагога........................................................... 626

Контрольные вопросы.......................................... 630

Тестовые задания.................................................. 630

Литература........................................................... 631

Словарь терминов.............................................. 633

Персоналии.......................................................... 646

Ответы к тестовым заданиям.............................659

 

Введение

Систематическое изучение психологии — неотъемлемая часть отечественного профессионально-педагогического образования. Менялись программы и подходы, названия министерств и вузов, пе­рестраивались концепции и стандарты, проходила и возвращалась «мода» на психологию. Но неизменным оставалось одно: в педву­зах и других педагогических учреждениях психология так или ина­че присутствовала и изучалась всегда, став одним из символов ка­чества российского педагогического образования.

Российская психология прошла сложный путь от психологиче­ской пропаганды и просвещения педагогического сообщества до цело­стной системы психологического образования будущего учителя, до постановки и решения вопросов об обеспечении психолого-пе­дагогической и психологической готовности студентов к учитель­скому, педагогическому, преподавательскому труду.

Образование человека не простое приращение его знаний и умений. Это обязательное изменение и развитие человеческой пси­хики, результат психологической работы, порой весьма насыщенной и напряженной. А значит, для психологического обеспечения и под­держки образования человека требуется должная психологическая осведомленность, грамотность, профессионализм исполнителей.

Многие преподавательские недоработки и ученические ошибки происходят, к сожалению, по незнанию основ современной психоло­гии, по причине недопустимого смешения научных и житейских понятий, являющихся, по сути, психологическими.

Упрощения до уровня искажений недопустимы ни для одной из наук, особенно это актуально для наук, связанных с человеком, в частности для психологии, поэтому хочется сразу настроить чита­теля на вдумчивую работу с представленным в учебнике материа­лом. Психологию вообще нельзя «зазубрить», ее как знание можно только понять и принять или в чем-то отвергнуть. Но в любом слу­чае работа с учебником предполагает размышления, неоднократное возвращение к прочитанному, обращение к первоисточникам.

Основное содержание и построение данного учебника соответ­ствуют действующему Государственному образовательному стандарту, в разработке и корректировке которого авторский коллектив принимал активное участие. Согласно этому документу психоло­гия для педагогических вузов обязательно включает в себя четыре раздела: общую, социальную, возрастную и педагогическую психо­логию.

Учебник ориентирован на студентов педагогических вузов, т.е. на будущих учителей-предметников, для которых психологическое знание не является основным. Тем не менее он не мыслился как прагматически учительский, ведь школа не только дает предметное образование, но учит человека учиться, вводит его в реальную и чрезвычайно сложную жизнь, а не только в профессию химика, ис­торика, музыканта и т.д.

Учитель, преподаватель — это самый массовый и очень автори­тетный распространитель психологии в человеческом сообществе. Поэтому он несет определенную моральную ответственность перед окружающими за доброкачественность своих психолого-педагоги­ческих рекомендаций, воззрений и поступков.

По этим причинам в содержании материалов учебника имеется определенная «избыточность» психологической информации, отне­сенной не только к учебно-воспитательному или образовательному процессу. Это позволит будущему педагогу уяснить идеи, концеп­ции и методологию науки психологии, а в дальнейшем — самостоя­тельно приобретать психологические знания, уверенно использо­вать их в научной и педагогической работе.

Особенность данного издания и в том, что в одном переплете представлены все четыре раздела психологии, изучаемые в педву­зе. Это удобно для пользователя, для усвоения материала.

Но отсюда возникают две объективные трудности. Во-первых, это разумная ограниченность объема учебника и соответствующая необходимость содержательных сокращений. Во-вторых, это опас­ность недостаточной понятийной «состыковки» разделов.

Думается, что авторский коллектив учебника с этими трудно­стями справился. Представленная в учебнике система психологи­ческих взглядов в целом не противоречива, хотя и включает в себя различные подходы и концепции. Но общими остаются замысел, понятийная система и единая методология, касающаяся прежде всего близкого для авторов понимания предмета научной психологии. Здесь сказались и общность образования, и долгие годы совместной преподавательской работы на общеуниверситетской кафедре пси­хологии МПГУ — головного вуза отрасли, и предшествующие кол­лективные публикации.

Авторы стремились придать учебнику общеобразовательную психологическую ориентацию, руководствуясь тем, что психология как наука, как учебный предмет остается неизвестной широкому кругу. Ее не изучают в массовой школе, в большинстве средних профессиональных и высших учебных заведений. В результате ог­ромная масса людей остается психологически необразованной, а это может иметь серьезные негативные последствия как для профес­сиональной деятельности человека, так и для его реальной жизни.

К сожалению, многие распространившиеся в последние годы по­пулярные издания и пособия по психологии не только не ликвиди­руют психологической необразованности населения, но ведут, ско­рее, к обратному: к недопустимому искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское сооб­щество.

Мы полагаем, что современный учебник психологии для педвуза должен также решать задачу борьбы с массовой психологической неграмотностью, что по-особому актуально в условиях периодиче­ски обсуждаемой и все более реализуемой модернизации системы образования в России.

Психология является одной из фундаментальных, системообра­зующих научных дисциплин не только в структуре педагогическо­го образования, но и в системе общего гуманистического человекознания, обществознания. Любые знания и действия, общение и вза­имодействие производит всегда реальный, живой человек, его неповторимая психика. Поэтому определенная психологическая культура нужна не только профессиональному учителю и воспита­телю, но и каждой конкретной личности.

 

 

Авторы:

Асадуллина Ф.Г. — канд. психолог, наук, гл. 19, 21—25;

Калинова О.В. — канд. психолог, наук, гл. 26, 27, 30, 31, 33;

Маркова А.К. — д-р психолог, наук, проф., гл. 42;

Молчанова О.Н. — канд. психолог, наук, гл. 6, 28, 29, 32, 34—37;

Орешкина Н.А. — ст. преп., гл. 20;

Сосновский Б.А — д-р психолог, наук, проф., введение, гл. 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 17, 38, 39 (39.4), 40;

Телегина Э.Д. — д-р психолог, наук, проф., гл. 3, 8, 11, 13—16, 18, 39(39.1,39.2, 39.3, 39.5), 41.

 

Раздел 1

Общая психология

Глава 1 Психология как научная дисциплина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.099 с.)