Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 34. Введение в психологию взрослости 489
34.1.Подходы к развитию взрослого человека... 489 34.2.Стадии и кризисы на этапе взрослости....... 490 Контрольные вопросы.......................................... 495 Тестовые задания.................................................. 495 Глава 35. Ранняя взрослость............................. 497 35.1.Задачи развития ранней взрослости............ 497 35.2.Когнитивное развитие и профессиональная деятельность 499 35.3.Социальный контекст развития: друзья и семья 501 35.4.Личностное развитие.................................... 503
........................... 505 .505 Глава 36. Средняя взрослость............................. 507 36.1.Задачи развития средней взрослости......... 507 36.2.Когнитивное развитие и профессиональная деятельность 508 36.3.Социальный контекст: друзья и семья........ 511 36.4.Личностное развитие................................... 513 Контрольные вопросы.......................................... 515 Тестовые задания.................................................. 515
Глава 37. Поздняя взрослость.......................... 516 37.1.Общая характеристика позднего возраста.. 516 37.2.Задачи развития позднего возраста............. 517 37.3.Физические аспекты старения и проблема здоровья 519 37.4.Когнитивные изменения в поздней взрослости 520 37.5.Социальный контекст: друзья и семья........ 522 37.6.Личность и старение..................................... 524 37.7.Смерть и умирание...................................... 527 37.8.Благополучная старость............................... 528 Контрольные вопросы.......................................... 529 Тестовые задания.................................................. 530 Литература............................................................ 531 Раздел IV ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 38. Введение в проблематику педагогической психологии........................................................... 535 38.1.Предмет, задачи и разделы педагогической психологии 535 38.2.Исходные понятия психологии обучения.... 543 38.3.Основные психологические проблемы традиционного обучения 551 Контрольные вопросы.......................................... 556 Тестовые задания...556 Глава 39. Основные концепции психологии обучения 558 39.1.Психологическая сущность программированного обучения 558 39.2.Сущность и организация проблемного обучения 561 39.3.Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова 566 39.4.Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных 39.5.Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях
в обучении...................................................... 579 Контрольные вопросы.......................................... 582 Тестовые задания.................................................. 582 Глава 40. Психологические вопросы контроля и оценки 40.1.Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования 584 40.2.Психологические вопросы педагогической отметки и оценки 587 Контрольные вопросы.......................................... 593 Тестовые задания.............................................593
Глава 41. Психология воспитания...... 41.1. Воспитание и личностный рост. Критерии воспитанности 41.2.Основные направления, средства и принципы воспитания 599 41.3.Воспитание как путь к сознанию и смыслу. 607 41.4.Представления о просоциальном и асоциальном поведении 609 Контрольные вопросы.......................................... 613 Тестовые задания..............................614 Глава 42. Психология труда педагога.............. 615 42.1.Личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое 42.2.Профессионализм и компетентность педагога 622 42.3.Профессиограмма и индивидуальный психологический портрет Контрольные вопросы.......................................... 630 Тестовые задания.................................................. 630 Литература........................................................... 631 Словарь терминов.............................................. 633 Персоналии.......................................................... 646 Ответы к тестовым заданиям.............................659
Введение Систематическое изучение психологии — неотъемлемая часть отечественного профессионально-педагогического образования. Менялись программы и подходы, названия министерств и вузов, перестраивались концепции и стандарты, проходила и возвращалась «мода» на психологию. Но неизменным оставалось одно: в педвузах и других педагогических учреждениях психология так или иначе присутствовала и изучалась всегда, став одним из символов качества российского педагогического образования. Российская психология прошла сложный путь от психологической пропаганды и просвещения педагогического сообщества до целостной системы психологического образования будущего учителя, до постановки и решения вопросов об обеспечении психолого-педагогической и психологической готовности студентов к учительскому, педагогическому, преподавательскому труду.
Образование человека не простое приращение его знаний и умений. Это обязательное изменение и развитие человеческой психики, результат психологической работы, порой весьма насыщенной и напряженной. А значит, для психологического обеспечения и поддержки образования человека требуется должная психологическая осведомленность, грамотность, профессионализм исполнителей. Многие преподавательские недоработки и ученические ошибки происходят, к сожалению, по незнанию основ современной психологии, по причине недопустимого смешения научных и житейских понятий, являющихся, по сути, психологическими. Упрощения до уровня искажений недопустимы ни для одной из наук, особенно это актуально для наук, связанных с человеком, в частности для психологии, поэтому хочется сразу настроить читателя на вдумчивую работу с представленным в учебнике материалом. Психологию вообще нельзя «зазубрить», ее как знание можно только понять и принять или в чем-то отвергнуть. Но в любом случае работа с учебником предполагает размышления, неоднократное возвращение к прочитанному, обращение к первоисточникам. Основное содержание и построение данного учебника соответствуют действующему Государственному образовательному стандарту, в разработке и корректировке которого авторский коллектив принимал активное участие. Согласно этому документу психология для педагогических вузов обязательно включает в себя четыре раздела: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Учебник ориентирован на студентов педагогических вузов, т.е. на будущих учителей-предметников, для которых психологическое знание не является основным. Тем не менее он не мыслился как прагматически учительский, ведь школа не только дает предметное образование, но учит человека учиться, вводит его в реальную и чрезвычайно сложную жизнь, а не только в профессию химика, историка, музыканта и т.д. Учитель, преподаватель — это самый массовый и очень авторитетный распространитель психологии в человеческом сообществе. Поэтому он несет определенную моральную ответственность перед окружающими за доброкачественность своих психолого-педагогических рекомендаций, воззрений и поступков. По этим причинам в содержании материалов учебника имеется определенная «избыточность» психологической информации, отнесенной не только к учебно-воспитательному или образовательному процессу. Это позволит будущему педагогу уяснить идеи, концепции и методологию науки психологии, а в дальнейшем — самостоятельно приобретать психологические знания, уверенно использовать их в научной и педагогической работе. Особенность данного издания и в том, что в одном переплете представлены все четыре раздела психологии, изучаемые в педвузе. Это удобно для пользователя, для усвоения материала. Но отсюда возникают две объективные трудности. Во-первых, это разумная ограниченность объема учебника и соответствующая необходимость содержательных сокращений. Во-вторых, это опасность недостаточной понятийной «состыковки» разделов.
Думается, что авторский коллектив учебника с этими трудностями справился. Представленная в учебнике система психологических взглядов в целом не противоречива, хотя и включает в себя различные подходы и концепции. Но общими остаются замысел, понятийная система и единая методология, касающаяся прежде всего близкого для авторов понимания предмета научной психологии. Здесь сказались и общность образования, и долгие годы совместной преподавательской работы на общеуниверситетской кафедре психологии МПГУ — головного вуза отрасли, и предшествующие коллективные публикации. Авторы стремились придать учебнику общеобразовательную психологическую ориентацию, руководствуясь тем, что психология как наука, как учебный предмет остается неизвестной широкому кругу. Ее не изучают в массовой школе, в большинстве средних профессиональных и высших учебных заведений. В результате огромная масса людей остается психологически необразованной, а это может иметь серьезные негативные последствия как для профессиональной деятельности человека, так и для его реальной жизни. К сожалению, многие распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии не только не ликвидируют психологической необразованности населения, но ведут, скорее, к обратному: к недопустимому искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское сообщество. Мы полагаем, что современный учебник психологии для педвуза должен также решать задачу борьбы с массовой психологической неграмотностью, что по-особому актуально в условиях периодически обсуждаемой и все более реализуемой модернизации системы образования в России. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин не только в структуре педагогического образования, но и в системе общего гуманистического человекознания, обществознания. Любые знания и действия, общение и взаимодействие производит всегда реальный, живой человек, его неповторимая психика. Поэтому определенная психологическая культура нужна не только профессиональному учителю и воспитателю, но и каждой конкретной личности.
Авторы: Асадуллина Ф.Г. — канд. психолог, наук, гл. 19, 21—25; Калинова О.В. — канд. психолог, наук, гл. 26, 27, 30, 31, 33; Маркова А.К. — д-р психолог, наук, проф., гл. 42; Молчанова О.Н. — канд. психолог, наук, гл. 6, 28, 29, 32, 34—37; Орешкина Н.А. — ст. преп., гл. 20; Сосновский Б.А — д-р психолог, наук, проф., введение, гл. 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 17, 38, 39 (39.4), 40; Телегина Э.Д. — д-р психолог, наук, проф., гл. 3, 8, 11, 13—16, 18, 39(39.1,39.2, 39.3, 39.5), 41.
Раздел 1 Общая психология Глава 1 Психология как научная дисциплина
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.099 с.) |