Общее понятие о самосознании и его структуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о самосознании и его структуре



А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как про­блему высокого жизненного значения, венчающую психологию лич­ности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и обще­признанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание поз­воляет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осоз­навать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание — это осо­знание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индиви­дуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Ру­бинштейн, что самосознание не надстраивается внешне над лично­стью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание — это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически самосознание — более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания — это как бы общение человека с самим собой, для которого необходимо развитие внутренней речи, достаточной сфор­мированное™ таких свойств мышления, как абстракция и обобще­ние, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого (И.И. Чеснокова).

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объек­та самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»). В психоло­гической науке это основополагающее для всех теорий «Я» разли­чение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» (self) содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек мо­жет назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) ма­териальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» — то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способнос­тей. Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих дей­ствий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрыв­ность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъек­тивной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной.

Оценить значение внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются (И.С. Кон).

Опыты в сурдокамере, проведенные О.Н. Кузнецовым и В.И. Ле­бедевым, показывают, что лишенный реального общения человек «выделяет» партнера из своего сознания. У него появляется спон­танная речевая активность, вместо привычной внутренней речи он начинает вслух разговаривать сам с собой, задавая себе вопросы и отвечая на них. Хотя у психически устойчивого человека сознание собственной идентичности при этом не теряется, у него появляется зародыш синдрома психического автоматизма: собственные мысли и переживания он начинает воспринимать как навязанные, пришед­шие извне, ему слышатся таинственные голоса. При психических заболеваниях данные расстройства чувства тождественности про­являются гораздо отчетливее.

Например, при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо собственные ощущения, восприятия, движения, потреб­ности, влечения начинают восприниматься больными как чуждые, «вызванные» посторонней силой. Вследствие этого больные неред­ко утрачивают чувство определенности и закрытости своего «Я», а их внутренний мир словно становится всем известным и проница­емым. В случае деперсонализации имеет место самоотчуждение: собственное «Я» выглядит странным и чуждым, утрачивается ощу­щение реальности собственного тела, теряет смысл любая деятель­ность, появляется апатия, притупляются эмоции. Подобные симпто­мы психических болезней позволяют прояснить некоторые меха­низмы функционирования самосознания, а именно то, что человек отделяет себя как деятеля от процессов и результатов своей дея­тельности (И.С. Кон).

Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объек­том самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чесно­кова). Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое находит­ся в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повсе­дневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, на­правленных на самого себя (Р. Берне). Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения.

Самосознание — сложная психологическая структура, включа­ющая в себя в качестве особых компонентов, как считал B.C. Мер­лин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, созна­ние своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных само­оценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток созна­ния тождественности появляется уже у младенца, когда он начина­ет различать ощущения, вызванные внешними предметами и соб­ственным телом. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоиме­ния. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогаще­ние одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Другое представление о структуре самосознания принадлежит B.C. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосо­знания.

Первое звено — имя собственное, вокруг которого формирует­ся сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает осо­бый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает воз­можность представить себя как обособленного от других уникаль­ного индивида.

Второе звено — притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на «хорошие» и «пло­хие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообра­зии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

Третье звено — половая идентификация. Она включает пси­хологическое признание собственной идентичности со своим по­лом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено — психологическое время личности. Оно связано с построением субъективной картины жизненного пути, со стрем­лением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

Пятое звено — социальное пространство личности. Это сфе­ра прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержа­ние общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс,И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопо­знание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Процесс самосознавания и его результат (Я-концепция) удобно представить схематично.

Самосознавание Я-концепция,

 
 


Самопознание Я-образ,

Самооценивание самооценка,

Самоотношение эмоциональное отношение к себе

(приятие/неприятие),

Саморегулирование самоэффективность.

 

Когнитивная подструктура — некая описательная составля­ющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая высту­пает как самопознание — процесс получения знания о себе, разви­тие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и прояв­ления самосознания.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюде­ние. На этом уровне самопознания складываются единичные обра­зы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкрет­ной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувствен­ным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целост­ного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с по­нятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение зна­ний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внут­ренними приемами данного уровня самопознания являются самоана­лиз и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляет­ся из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек при­ходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом про­цесса самопознания выступает целостный Я-образ.

В содержании Я-образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъек­та с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, прида­ющие субъекту ощущение уникальности, — дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в насто­ящем», «Я в будущем»), либо по какому-либо иному признаку.

Например, согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» — то, ка­ким человек кажется себе в действительности, в данный момент, это актуальное (настоящее) Я; «идеальное Я» — желаемое Я, ка­ким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» — каким субъект желал бы стать, если бы все было возможным; «должное Я» — каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания; «изображаемое Я» — каким человек демонстрирует себя окружающим; «динамическое Я» — каким человек мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать. Не­редко выделяют «зеркальное Я» — установки, связанные с пред­ставлениями человека о том, как его воспринимают другие.

Согласно модели М. Розенберга отдельные компоненты Я-образа различаются:

· по степени отчетливости осознания. Одни качества чело­век может ясно, «выпукло» осознавать, другие нет;

· по субъективной значимости. Одни черты, проявления или характеристики для человека являются центральными, важными, дру­гие выступают как периферийные, не имеющие большого значения;

· когнитивной сложности и дифференцированности. Чем больше своих характеристик осознает человек, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше данный показатель;

· согласованности, непротиворечивости, последовательности. Человек может выделять у себя несовместимые, противореча­щие друг другу свойства, например он может считать себя общи­тельным и в то же время замкнутым, доброжелательным и злым, притязающим на лидерство и вместе с тем застенчивым;

· устойчивости, т.е. стабильности образа «Я» во времени;

· адекватности — выделение субъектом у себя тех черт и способностей, которыми он действительно обладает.

Кроме того, представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить знания от оценки, отношения челове­ка к ним крайне трудно, поскольку они тесно взаимосвязаны. В большинстве исследований эмоциональный и оценочный компонент Я-концепции не разделяют, в таком случае говорят об эмоциональ­но-ценностном самоотношении. Однако ряд экспериментов убеди­тельно доказывает, что самоотношение и самооценка не тождествен­ны. Поэтому мы рассмотрим эти компоненты отдельно.

Оценочная подструктура — наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценка представле­ний о себе с точки зрения определенной системы ценностей, поэто­му самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает (Л.В. Бороздина)? Самооценивание — осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение отношения к себе).

Результатом процесса самооценивания является самооценка — суждение о значении или значимости своих поступков, способнос­тей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооцен­ки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют са­моуважением. Общая самооценка личности — это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооце­нок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам. Таким образом, за единой, интегральной само­оценкой (самоуважением) всегда стоит система смысловых образо­ваний.

Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий. Каковы психологические характеристики людей с высокой и низкой самооценкой?

Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкнове­нии с различными проблемами; знают свои цели и ценности, доста­точно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся соб­ственных чувств и способны выражать их; вызывают эмпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми.

Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испы­тывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, от­личаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к не­постоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж (к ним применимы слова: «Если бы я занимал более высокое поло­жение в обществе, то имел бы и лучшее мнение о себе»). У них более выражена потребность в одобрении. Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессо­вый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а так­же неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни. Необходи­мо отметить, что в некоторых случаях низкий уровень самоуваже­ния предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последу­ющие действия оказываются успешнее.

В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уро­вень самооценки, который является наилучшим для приспособле­ния личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.

Помимо уровня (высоты).самооценки выделяют и другие ее па­раметры: устойчивость (стабильность во времени), адекватность (правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивая; адекватная и не­адекватная; неодекватная оценка может быть завышенной и зани­женной.

Эмоциональная подструктура. Представления о себе и оценка себя не воспринимаются человеком нейтрально, а всегда побужда­ют те или иные чувства, интенсивность которых зависит как от когнитивного содержания, так и от социального контекста. Имен­но самооценка задает определенный модус самоотношения — позитивное или негативное, с чертами приятия, любви, симпатии или неприятия, отрицания, антипатии; определяет чувство собствен­ного достоинства или ощущение своей малоценности.

Здесь уместно привести слова С.Л. Рубинштейна, иллюстриру­ющие данное положение: «Я очень люблю пение, с величайшим удовольствием слушаю и очень ценю хороших певцов, но никто не уязвит меня, если вздумает сказать, что я не умею петь. Я это сам отлично знаю и, как ни люблю прекрасный человеческий голос, особенно не страдаю от сознания, что сам им не обладаю. Но для человека, избравшего профессию певца, но для юноши, который мечтает именно на этом поприще завоевать себе славу, такое со­знание было бы убийственным...»

Таким образом, одно и то же знание каких-либо своих свойств одному человеку совершенно безразлично, а у другого может вызвать сильную эмоциональную реакцию, и это зависит от соот­несения собственных свойств с мотивом деятельности, со смыс­ловыми структурами личности. Таким образом, чувства по отно­шению к себе, самоотношение возникает вследствие проводимой самооценки.

Из многих переживаний различных эмоциональных состояний личности относительно самой себя складывается более или менее обобщенное эмоциональное отношение субъекта к себе, в кото­ром отражается отношение к тому, что он узнает, понимает, «от­крывает» относительно себя (И.И. Чеснокова). Однако это само­отношение может существовать независимо от общей самооцен­ки: у человека в единой Я-концепции может присутствовать высокое самоуважение и низкая симпатия к самому себе, и наобо­рот, человек может считать, что у него дурной характер, что он плохо учится, что он вообще никуда не годится, но при этом лю­бить себя. Может быть и другая ситуация: человек полагает, что он успешен, компетентен, ему есть за что ценить и уважать себя, но он испытывает неприятие к себе.

Поведенческая подструктура заключается в потенциальной поведенческой реакции, т.е. в конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом-Я, самооценкой и самоотношением. Регули­рующая роль Я-концепции заключается в том, что она направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности.

1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласо­ванности личности, определяет, как будет действовать человек в той или иной ситуации (Р. Бернс). Несогласованные образы «Я» становятся источником стресса, вынуждая человека искать спо­соб устранить возникающее противоречие. Он может не прини­мать новый опыт, не вписывающийся в существующие представ­ления о себе, либо может усваивать его с помощью защитных психологических механизмов, таких, например, как рационализа­ция. В качестве иллюстрации воспользуемся примером Р. Бернса: приятели подбили 10-летнего мальчика на совместную кражу си­гарет. Чтобы его представления о себе как о «хорошем мальчике» не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт его многому научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил больше никогда не курить.

Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разруша­ющих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения. Я-концепция может защищаться и другими способами, в частности с помощью приукрашивания себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления. Например, ученик, понимая, что оценка сверстниками его учебных успехов или спортивных достижений не очень высока, начинает преувеличивать свои достоинства в тех областях, которые не могут быть ими прокон­тролированы (проявленная смелость во время летних каникул, успе­хи на каких-либо курсах и др.). Я-концепция может поддерживаться с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу пове­дения, опровергающего дурную репутацию. «Ложная скромность» также может выступать защитным механизмом: преуменьшение своих сил, самоуничижение нередко направлены на то, чтобы добиться ус­покаивающих «поглаживаний», вызвать сочувствие. Одним из меха­низмов сохранения уровня самооценки может быть неадекватное занижение оценки окружающих (модель «они не лучше меня»). За­щита своей Я-концепции происходит и посредством препятствий, которые человек сам себе создает, чтобы было подходящее оправда­ние возможной неудачи. К примеру, вместо того, чтобы готовиться к контрольной работе, ученик идет на дискотеку, чтобы в случае прова­ла, можно было бы сказать: «Я ведь не учил материал».

Из мотива поддержать и повысить самооценку вытекают две тенденции: переоценка широты распространенности собственных мнений и недостатков (ложный консенсус) и недооценка широты распространенности у двух людей тех способностей и добродете­лей, которыми сам человек обладает (ложная уникальность). Про­ще говоря, люди считают свои недостатки нормой, а свои добродете­ли — редкостью (Д. Майерс).

Для социально-психологических исследований «Я» поведенче­ская составляющая Я-концепции, как правило, выражается поняти­ем самопрезентации (самоподачи). Выделяются следующие цели самопрезентации (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая):

· желание понравиться (демонстрация согласия с мнением дру­гого, лесть и др.);

· продвижение себя (хвастовство, преувеличение достоинств и т.п.);

· служение примером (демонстрация просоциального поведе­ния, чтобы вызвать восхищение);

· стремление вызвать сочувствие (демонстрация своего слабо­го «Я», чтобы вызвать чувство жалости);

· стремление запугать (как правило, это плохо осознаваемая человеком цель, реализуемая в слабоконтролируемом поведении, когда все остальные стратегии не привели к успеху).

Р. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: убла­жающую и самоконструирующую. Ублажающая стратегия уп­равляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение». Самоконструирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление «иде­ального Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта. Люди с низкой и высокой самооценкой используют разные стра­тегии саморегуляции. В ситуации угрозы их собственной Я-концеп­ции люди с высокой самооценкой применяют стратегию самовоз­вышения (самовозвеличивания), прибегая к «позитивным иллю­зиям», повышая значимость и ценность своих позитивных качеств и считая свои слабости незначимыми (буквально: «пусть у меня не получается это задание, но я красив, у меня хорошие друзья, я пре­красно играю на гитаре» и др.). Люди с низким уровнем самооцен­ки не способны минимизировать важность своих недостатков, сла­бостей, они «застревают» на своих неудачах и промахах. Кроме того, у них меньше ресурсов самооценки (т.е. позитивных качеств, способностей и т.д., которые могли бы быть привлечены в случае неуспеха), поэтому в ситуации угрозы собственному «Я» они вво­дят защитную стратегию, часто — стратегию «умаления других»: «я так себе, но ты, он... совсем ужасен».

2. Я-концепция накладывает отпечаток на социальные суждения
и установки человека, определяет интерпретацию опыта, в частности действия других людей. Два человека, столкнувшись с одним и
тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному, и
это во многом зависит от их Я-концепции. Когда учитель хвалит
подростка с высокой самооценкой, тот думает: «да, я действительно
это заслужил. Я достоин похвалы, горжусь собой». Когда похвала
адресована подростку с низкой самооценкой, реакция может быть
совсем иной: «я совсем тупой, если за такие пустяки меня хвалят»
или «учитель специально так сильно меня хвалит, чтобы все окончательно убедились, что я ни на что не способен».

3. Я-концепция определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Дети, которым свойственно
беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что
окажусь полным дураком» или «Я знаю, что плохо напишу эту кон­трольную». Повышенная тревожность, ожидание неудачи, отсутствие
веры в собственные способности действительно часто ведут к тому,
что такой ребенок хуже справляется с контрольной, что только
укрепляет его в своей низкой самооценке. Таким образом действует механизм самореализующегося пророчества. Это подтверждается и в экспериментальных исследованиях: люди, считающие себя
трудолюбивыми и преуспевающими, лучше справляются со сложной задачей, чем те, кто считает себя неудачником.

4. Саморегулирование в системе «Я и Я» выражается в созна­тельной работе личности над собой, когда ставится цель что-либо изменить, развить, усовершенствовать, устранить в себе. Это — твор­ческая деятельность личности, направленная на «созидание» себя.

Результатом процессов саморегулирования является формиро­вание самоэффективности. Самоэффективность отражает убеж­дения в собственных способностях организовать и исполнить дей­ствия, необходимые для определенных достижений, означает веру человека в то, что в сложной ситуации он сможет продемонстриро­вать удачное поведение. Самоэффективность— это чувство соб­ственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждения о собственной ценности (А. Бандура). Если, например, кто-то не верит в свою при­влекательность для противоположного пола и его самоэффектив­ность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в пло­хом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом, и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства еще бо­лее снизят самоэффективность. Если же самоэффективность высо­ка, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства полу­чит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффек­тивность и облегчит последующие знакомства.

Самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситу­аций определенного типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуа­цией. Самоэффективность понимается А. Бандурой не как стабиль­ная и статичная характеристика, а как переменная, которая нахо­дится во взаимной зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида. В целом ряде исследований установ­лено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным пове­дением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу.

Таким образом, самосознание представляет собой единство про­цесса самопознания, в какой бы форме оно ни выступало и на ка­ком бы уровне ни осуществлялось, и определенной системы оценок и переживаний, включенных в этот процесс. Я-концепция предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеж­дения, оценки, эмоции и задает тенденции поведения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.054 с.)