Фазы психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы психологического исследования



Во всяком научном процессе имеются определенные этапы, фазы, которые тесно взаимосвязаны, образуя систему, скорее, содержатель­ную, нежели хронологическую. Эти фазы моделируют известную этапность человеческого мышления, которое в психологии называ­ют единственным процессом с «открытым, разомкнутым началом».

· Мышление начинается с вопроса, с противоречия, с наличия и осознания чего-то неизвестного. Оттого первым этапом научного исследования является формулировка проблемы, обозначение це­лей и задач применительно к той психологической феноменологии, которая должна быть изучена ввиду своей теоретической или прак­тической значимости. Далее составляется подробный план иссле­дования (организация и хронология). Этот этап может составлять долгие годы раздумий и поисков, а может свестись к получению конкретного задания от научного руководителя, преподавателя.

· Параллельно идет этап формулирования рабочей гипотезы, т.е. некоторого предположительного объяснения причин изучаемых явлений и закономерностей. Гипотеза — это как бы ожида­емый результат, который вовсе не обязательно подтвердится в ис­следовании. Но гипотеза совершенно необходима для каждого научного исследования. Она во многом предопределяет его ход, эффективность. Без гипотезы самые яркие факты не свяжутся в завершенную теоретическую конструкцию, не получат научного, объяснения.

· Далее идет этап исполнения, т.е. собственно проведение на­учного исследования: теоретического или эмпирического. Это этап сбора фактического материала, его упорядочивания, оформления, дополнения.

· На четвертом этапе, являющемся, как правило, самым трудо­емким, идет обработка полученных результатов, их анализ, обсуж­дение, сопоставление, интерпретация. Здесь обобщаются данные, делаются выводы и заключение, подводятся общие итоги и форму­лируются новые вопросы и проблемы.

Каждое психологическое исследование требует тщательной орга­низации, профессионализма исполнителя ввиду сложности реша­емых задач, ответственности выводов, комплексности и междисциплинарности. Психические феномены подвержены влиянию огром­ного количества факторов, необходимость учета и изучения которых составляет не только науку, но в определенном смысле искусство эффективного исследования. Перечислим некоторые основные мо­менты или правила проведения исследования, соблюдение которых является совершенно обязательным:

Ø необходимость предварительного планирования, которое вклю­чает в себя подбор и апробацию комплекса методов и методик, выделение переменных, составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента испытуемых или необходи­мого количества измерений, алгоритм математической обработки. Грамотное планирование возможно осуществить с помощью мате­матической теории планирования эксперимента — особого разде­ла теории вероятностей и математической статистики;

Ø личность исследователя оказывает непременное влияние на ход и результаты работы. Психолог является таким же участником эксперимента, как и испытуемый. Здесь может значимо сказаться все: внешность, профессионализм, отношение к исследованию и многое другое, про что в психологии накоплено большое количе­ство фактов. Во всяком случае проекции личности психолога на итоги необходимо учитывать и минимизировать;

Ø подбор испытуемых представляет особую исследовательскую задачу. Группа обследуемых должна быть репрезентативна, т.е. до­статочно полно, достоверно представлять собой некий бесконечно большой контингент людей (генеральную совокупность), о свойствах которых мы собираемся судить на основании исследования. С дру­гой стороны, выборка испытуемых должна быть качественно одно­родной, а значит, такой, в которой некое индивидуально варьиру­емое качество распределено в группе случайно, т.е. имеет минималь­ные и разносторонние отклонения. В симметричном, нормальном статистическом распределении такие отклонения по закону урав­новешиваются, хотя для психологических измерений нормального статистического распределения практически не бывает, чему есть свои причины. Соблюдение требования качественной однороднос­ти группы испытуемых отягощается множественностью взаимосвя­занных психологических явлений и факторов. Например, выборка окажется неоднородной по уровню мотивации на проводимое ис­следование, по настроению участников, их социальному статусу. И хотя сами по себе эти феномены в данный момент как бы не изуча­ются, они могут оказать серьезное влияние на его результаты;

Ø место проведения исследования должно обеспечивать макси­мальную изоляцию исполнителей от внешних и внутренних помех, отвечать известным требованиям комфорта, непринужденности, са­нитарно-гигиеническим и эстетическим условиям;

Ø многое в исследовании зависит от технического оснащения. Психология прошла большой путь от первых механических тахистоскопов, от громоздких чернильных самописцев до сложнейших приборов, тренажеров и информационно-компьютерных технологий. Но техника сама по себе ничего не решает, она только помогает ученому. Поэтому главное в исследовании — это адекватность тех­нического вооружения решаемым задачам, используемым методам, уровню анализа получаемых результатов;

Ø для всех участников исследования должна быть проработана четкая инструкция, направляющая, регламентирующая их действия, распределяющая функции. Как правило, инструкция является крат­кой, однозначной и заучивается исследователем наизусть, так как любое изменение в произносимой инструкции может сказаться на конечных результатах;

Ø протокол исследования, в который заносятся получаемые ре­зультаты, также готовится еще на стадии планирования. Полнота протокола — это залог богатства и содержательности последу­ющих выводов. В протоколе невозможно описать все происходя­щее, но исследователь не может наверняка знать, что в изучаемом процессе существенно, а что случайно. То, что при нынешнем уров­не знания представляется артефактом, может при новом теорети­ческом представлении оказаться закономерным. Такое в психоло­гии также случалось неоднократно;

Ø обработка полученных эмпирических данных требует от пси­холога владения соответствующими приемами математической ста­тистики. И хотя сейчас распространены добротные программы ком­пьютерного статистического анализа, психологу необходимо знать их содержание, возможности интерпретации. Во всяком психологи­ческом измерении встает множество интересных психометриче­ских вопросов, например: выбор шкалы измерения, каждая из кото­рых предполагает использование строго определенного математи­ческого аппарата; проблемы нуля как точки отсчета, единицы измерения, анализа формы статистического распределения, выбора адекватного срединного значения; подбор максимально чувствитель­ных математических критериев; проверка результатов и их разли­чий на достоверность; варианты использования корреляционного, дисперсионного, факторного и других видов анализа данных. При обработке и анализе полученных результатов важно разумное со­четание количественного и качественного анализа. Нет качества вне количества, равно как и наоборот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.007 с.)