Возникновение психики. Критерий психического отражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение психики. Критерий психического отражения



Человек— высшая ступень жизни на Земле. Он наделен созна­нием как высшей формой психического отражения. Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных. В психологии эта проблема рас­сматривается в аспекте возникновения и развития психики в фило­генезе. Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различ­ных форм органического мира в процессе эволюции, а применитель­но к психике — ее изучение как продукта эволюции.

Существовало множество точек зрения относительно того, когда и на каком этапе эволюции жизни возникла психика. Согласно одной из них психика присуща всей природе, делая ее «одухотво­ренной» (Ж. Робине, Г. Фехнер). Данная теория получила название панпсихизм. Другие ученые связывали психику только с появле­нием человека - антропопсихизм (Р. Декарт). Распространен­ным было и мнение, что психика является свойством всякой живой материи — биопсихизм (Э. Геккель, В. Вундт). Эти взгляды не по­лучили ни теоретического обоснования, ни должного эксперимен­тального подтверждения.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго опре­деленной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и сре­дой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенство­вания форм приспособительного поведения, расширения отража­тельных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить по­иск важных для жизни условий существования. Организмы начи­нают реагировать не только на биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотиче­скими, но могут сигнализировать появление биологически значи­мых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функ­ции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов по­явилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органи­ческой материи - психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существен­но расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения — активный поиск био­логически значимого объекта, о котором сигнализирует абиоти­ческий раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значи­мыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формиро­ванию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, каче­ственно новый уровень отражения объективной действительности и. согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего раз­вития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Изучением психики и поведения животных, закономерностями ее возникновения и развития занимается специальная наука — зоопсихология. Она зародилась в начале XIX в. Основоположника­ми зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К.Ф. Рулье, В.А. Вагнер. В зоопсихологии психика живот­ных изучается в диалектическом единстве с их поведением и дви­гательной активностью. Как ведущий и главный фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятель­ности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соот­ветственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Фор­мой высокоорганизованной живой материи как анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань животных или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе раз­вития жизнедеятельности и психики у подавляющего большинства животных были сформированы нервная система и ее центральный орган — головной мозг. В зоопсихологии выделены три основные стадии развития психики — элементарной сенсорной психики, перцептивной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строе­нию нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отра­жение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чув­ствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму эле­ментарных ощущений. Соответственно поведение животных отве­чает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низ­шие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточ­ных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них ха­рактерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппара­та. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не цело­стных вещей. Так, сложное поведение паука, ловящего попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, которую про­изводят крылья насекомого и которая передается по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камерто­ном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями. Воздействие вибрации находится в определенной свя­зи с питанием паука, и именно это свойство приобрело для него биологический смысл, стало свойством, вызывающим ощущения.

Эта стадия развития психики потому и называется элементар­ной, что из всего многообразия мира живые организмы восприни­мают лишь самую малую его часть. Остальной мир во всем много­образии его свойств для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в строго определенных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элемен­тарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточ­но сложная форма поведения — инстинкт. Инстинкт — это поведе­ние, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравь -ев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюде­нии за ними воспринимается как весьма сложное и трудно объясни­мое. Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев дру­гого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны также сложные формы общения и взаимодействия животных на этой стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам заби­раются вверх, где находят строительный материал для гнезд.

Более глубокое изучение инстинктивного поведения позволило выявить основной механизм его осуществления — последователь­ность безусловных рефлексов, воспроизводящихся в строго опреде­ленных, заданных условиях, в которых реализуется их приспособи­тельная функция. При изменении условий эта функция теряется. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. То же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца. Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и поте­ря ими свойства целесообразности при изменении условий объясня­ется особенностью, характерной для элементарной сенсорной психи­ки, — способностью к отражению только отдельных свойств среды. Поведение паука было ограничено возможностью ответных реакций исключительно на вибрационные раздражители. У птиц поведение было фиксированной реакцией на форму яйца.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли живот­ные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Чтобы ответить на него, американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дож­девых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в дру­гой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В кон­це концов Р. Йеркс добился положительного результата, но ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, на­правленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали анало­гичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедея­тельности. Определяющими особенностями их поведения являют­ся жесткость врожденных программ и стереотипность реагирова­ния, характерные для инстинкта.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами сре­ды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существу­ющих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположе­ны все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется бо­лее сложный тип пластичного индивидуального поведения, меха­низмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психиче­ского отражения. Материальным субстратом новой формы отраже­ния и нового типа поведения стало усложнение строения и функ­ций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения про­изошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

Основными механизмами, обеспечивающими пластичное пове­дение животных и их способность к научению, являлись условный рефлекс и формирование навыков или закрепление операций (опе­рацией называется способ действия, отвечающий условиям, в кото­рых дан побуждающий предмет). Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и ус­ловиям, в которых она дана. Они определяют способ действия, ка­ким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляет­ся в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называются навыками. При изменении условий живот­ные находят и закрепляют в своем поведении новый способ дей­ствий. Таким образом происходит научение животных. Научение — это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе он­тогенеза индивидуальный опыт. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сиг­налы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение.

В экспериментальном научении у животных исследованы слож­ные формы поведения, связываемые с образованием условных реф­лексов. И.П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, поз­воляющие закреплять сигнальное значение за различными раздра­жителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигналь­ное значение.

Американский психолог Б.Ф. Скинер исследовал другой тип ус­ловных рефлексов — инструментальные. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, ры­чажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специ­альное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посред­ством проб и ошибок находили нужный рычаг. При повторных опы­тах животные совершали меньше промахов и вскоре стали нажимать на нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индиви­дуальный опыт. Если сигнальное значение раздражителей меня­лось (пищевое подкрепление можно было получить с помощью дру­гого действия) крысы посредством проб и ошибок находили новое решение. В основе оборонительного поведения животных (напри­мер, избегания удара электрического тока) также лежат условные рефлексы.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции. На глазах у животного прятали пищу, а за­тем в течение некоторого времени удерживали его. Как только животное отпускали, оно бежало к приманке. Если приманку заме­няли другой, животное отказывалось от нее, так как помнило пер­вую. В естественных условиях такое поведение имеет место, когда животное зарывает пищу, а затем возвращается к ней.

Таким образом, наблюдение за естественным поведением живот­ных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анали­зу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и за­крепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подра­жания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и проявлять адек­ватное поведение при изменении условий жизни. На стадии пер­цептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и при­спосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое чис­ло видов самых высокоорганизованных млекопитающих — челове­коподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта живот­ных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач. Например, если за клеткой, в ко­торой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физиче­ски может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных эксперименталь­но исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных «орудий» - палки, ящиков и др., демонстрируя «ручное», или практическое, мыш­ление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит реше­ние сразу, в результате «инсайта», или озарения. Инсайт — это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структу­ры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи. Если обезьяне предложить подобную задачу еще раз, она решит ее сразу, без предварительных проб и легко перено­сит найденное решение в другие условия.

Н.Н. Ладыгина-Котс наблюдала еще более сложные действия обезьян. Шимпанзе могли первоначально изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны снача­ла складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы. Такое поведение обе­зьян имеет более сложную структуру — двухфазовую. В нем вы­деляется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовитель­ная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отно­шением между предметами (отношением палки к плоду).

Отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри описал еще одну важ­ную особенность интеллектуального поведения обезьян. Они спо­собны осуществлять сложные действия держа в руках различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. При ма­нипулировании с предметами устанавливаются связи между корой больших полушарий головного мозга и ручными движениями, что делает обезьян способными к практическому анализу предметов. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению прак­тических задач и создает условия для осуществления первых тру­довых действий.

Усложнение форм психического отражения и поведения живот­ных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикаль­ные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет со­бой верхнюю границу развития психики животных. Далее начина­ется качественно новый этап в истории развития психики — слож­ный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.017 с.)