Общее понятие о памяти. Процессы памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о памяти. Процессы памяти



 

Человек живет не только в мире образов непосредственно окру­жающей действительности, но и в мире образов-следов, сохраня­ющихся у него от прошлого опыта. Такие следы имеют различное происхождение и природу. Во-первых, в процессе эволюции в клет­ках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы про­шлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение. Это биологическая, или видовая, память. Во-вторых, люди пользу­ются прошлым опытом всего человечества. Это их историческая, или социальная, память. Образы прошлой жизни сохранились в виде наскальных рисунков, различных сооружений, игр, традиций. Основной и самой существенной формой исторической памяти яв­ляется письменность. В совокупности письменных памятников раз­ных эпох и народов отражено все прошлое человечества с момента его возникновения. В-третьих, это индивидуальная, или психологи­ческая, память, которая сохраняет следы, приобретенные в процессе индивидуальной жизни человека — знания, умения, ассоциации, лич­ный опыт. Человек накапливает знания и использует их в нужный момент.

Основное предназначение памяти — актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осу­ществляет связь между прошлыми состояниями психики, насто­ящим и будущими действиями и психическими процессами челове­ка, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности. Если представить себе, что человек лишается памяти, это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он не может говорить, читать, пи­сать, пользоваться обычными вещами.

Память делает возможным накопление впечатлений об окружа­ющем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и уме­ний. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память — основа всего сознания. Память — это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Посредством памяти че­ловек реагирует на сигналы или ситуации, которые перестали не­посредственно действовать на него. Образы памяти в отличие от образов восприятия относятся к представлениям.

Представления — образы предметов и явлений, которые в дан­ный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ра­нее. Представления памяти могут быть единичными и общими. Например, у человека есть представление дома, в котором он жи­вет, и есть представление дома вообще. Чем богаче у человека общие представления в какой-либо области, тем более полно и адекватно он будет воспринимать реальные объекты. Представле­ния функционируют в психике как процесс. Всякое новое воспри­ятие ведет к изменению представления конкретного предмета. Свойствами представлений памяти являются полнота и обобщен­ность. Полнота зависит от количества связей данного объекта с другими. Обобщение происходит на основе связывания каждого • нового представления со старым. Задачи, которые встают перед человеком, не могут быть решены исключительно путем непосред­ственного использования представлений памяти, потому что но­вые задачи никогда не бывают точной копией предыдущих. Пер­вые совпадают со вторыми только в общих чертах, поэтому чело­век каждый раз творчески преобразует представления памяти, а не воспроизводит их "механически.

Механизмом образования представлений памяти служит созда­ние и закрепление временных связей в коре головного мозга. Су­ществуют две теории, объясняющие физиологические процессы образования представлений памяти. Согласно нейронной теории нейроны формируются в цепи (замкнутые круги), по которым цир­кулируют биотоки. Под их влиянием происходят изменения в си­напсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Согласно молекулярной теории в протоплазме нейронов об­разуются особые белковые молекулы, предназначенные для записи и хранения информации.

Временные связи отражают реальные ассоциации предметов и явлений действительности. Ассоциацией называется связь между различными объектами действительности и ее отражением в со­знании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом. По характеру связей различают простые и слож­ные ассоциации. К простым относятся связи объектов по смежнос­ти (близость в пространстве или во времени), сходству (наличие общих или подобных черт), контрасту (наличие противоположных черт); к сложным — причинно-следственные, существенные смыс­ловые связи. Память человека не простое накопление информации в центральной нервной системе, а ее сложная организация, которая обеспечивает отбор, сохранение нужных следов и стирание не­нужных.

Родоначальником научной психологии памяти считают немец­кого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запо­минание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого про­исходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, вос­приятия, мышления или переживания в систему ассоциативных свя­зей. Основу запоминания составляют связи, объединяющие запо­минаемый материал в смысловое целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запомина­емого материала.

Сохранение — процесс накопления материала в структуре па­мяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека, развития его перцеп­тивных процессов, мышления и речи.

Воспроизведение — процесс актуализации элементов прошло­го опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Относительно про­стой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по про­шлому опыту посредством установления сходства между воспри­нимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти.

Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведением образ всплывает без специаль­ной задачи на актуализацию и без усилий со стороны человека. Наиболее распространенным механизмом являются ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями или действиями. Про­извольное воспроизведение осуществляется как сознательный, пред­намеренный процесс актуализации прошлых образов.

Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, оно переходит в припоминание. Особенность припоминания состоит в том, что это — активный, волевой процесс, осуществляемый как развернутая мыслительная деятельность. Человек отыскивает или достраивает необходимые промежуточные звенья, производит их отбор и оценку с точки зрения требуемой задачи.

Типичным примером припоминания служит построение учени­ком устного ответа. Зная природу и структуру припоминания, учи­тель может оказывать ученикам (в случае, если у них возникают затруднения) помощь в виде подсказки, восстанавливающей ассо­циативную связь. Воспроизведенная информация не является точ­ной копией того, что было запечатлено в памяти. Всегда имеет место преобразование, перестройка информации в конкретной за­висимости от задачи деятельности, понимания материала и его зна­чимости для субъекта.

В памяти сохраняется множество образов и представлений, от­ражающих события жизни человека, его знания, навыки и умения. Но сохраняются не все образы, некоторые из них забываются. Забывание — это процесс памяти, заключающийся в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее за­помненного. Наиболее часто забывается то, что не значимо для человека, не связано с его актуальной деятельностью. Забывание может быть частичным или полным. При частичном забывании воспроизведение осуществляется не полностью или с ошибками. При полном забывании объект не воспроизводится и не узнается. Время, в течение которого человек не в состоянии воспроизвести забытый материал, может быть разным. По этому критерию выде­ляют временное и длительное забывание. Временное характери­зуется тем, что человек не может вспомнить что-либо в нужный момент, а длительное — тем, что он не вспоминает материал в течение долгого времени. Стирание следов как механизм забыва­ния происходит при отсутствии подкрепления временных связей и их угасании.

Многие люди жалуются на свою память, считают ее неразвитой, плохой по причине того, что многое забывают. Они не правы в отношении своей памяти, потому что без забывания функциониро­вание нормальной здоровой памяти невозможно. Человек не мо­жет помнить все, что с ним происходило в прошлом. Как отмечал В. Джеймс, «если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы не помнили ниче­го». Одна из современных гипотез заключается в предположении, что на самом деле все прошлое человека закодировано в его мозге. Исследования по «раскодированию» такой информации в состоя­нии гипноза частично ее подтверждают.

 

 

Виды и типы памяти.

 

Память человека связана с разными системами организма, раз­ными анализаторами и включена в различные виды деятельности. С учетом всех этих факторов существует сложная классификация видов и типов памяти по разным основаниям.

По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память. Сенсорная, или мгно­венная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов от 1/4 до 2 секунд. Необхо­димым условием перевода информации из сенсорной памяти в крат­ковременную является направленность на нее внимания субъекта. Если информация не оценивается в качестве значимой, следы сти­раются.

Кратковременную память отличает хранение информации до 30 секунд. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной, в виде воспоминания о чем-либо. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В кратковременной памяти может удер­живаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет опре­деленную емкость, или объем. Объем кратковременной памяти — это способность одновременно сохранять определенное число раз­нородных элементов информации. Впервые объем кратковремен­ной памяти измерил Г. Эббингауз. Затем А. Миллер измерял объем памяти, используя различный стимульный материал. Оказалось, что объем памяти равен 7 ± 2 элемента независимо от характера запо­минаемого материала. Это могут быть цифры, буквы или названия предметов. А. Миллер назвал число 7 магическим, сопоставив его со многими аспектами жизни человека и особенностями его психи­ки: семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели. Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, человек сознательно или ав­томатически группирует элементы, чтобы число групп не превыша­ло семи. К кратковременной памяти в качеств"е ее подвида относят также оперативную память. Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности и мо­жет быть несколько больше, чем в кратковременной памяти. Так, человек-оператор удерживает в памяти поступающую с пульта уп­равления информацию до принятия соответствующего решения, после чего забывает ее.

Долговременная память характеризуется практически неогра­ниченным временем хранения материала и неограниченным объ­емом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформиро­ванные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что составляет прошлый опыт. Но не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, оказывается доступной для воспроизведе­ния. Ее доступность обусловливается условиями запоминания ма­териала, его значимостью для субъекта, структурой ассоциативных связей, организацией процессов воспроизведения.

Запоминание может осуществляться в ходе различных видов де­ятельности, для достижения различных целей. В соответствии с ха­рактером цели различаются непроизвольное и произвольное запо­минание. Непроизвольное запоминание происходит без специальной цели запомнить. Человек может выполнять какую-либо деятель­ность — читать, строить дом, играть в шахматы или просто гулять, при этом совершенно не думая о том, чтобы что-то запомнить, тем не менее определенную информацию он запоминает.

В других случаях человек сознательно, намеренно ставит перед собой цель что-либо запомнить, например учебный материал, текст доклада и т.д. Такая цель называется мнемической (от лат. «мнема» — память), а запоминание — произвольным. Это специфичес­ки человеческая форма памяти, при которой запоминание выделя­ется в особую мнемическую деятельность. Чтобы ее осуществлять, человеку требуется применять усилия.

В психологии накоплен большой экспериментальный материал относительно условий успешного запоминания. А.А. Смирнов изу­чил факторы, влияющие на непроизвольное запоминание. Он инте­ресовался у своих сотрудников тем, что они запомнили по дороге из дома на работу. Заранее никто не был предупрежден о таком опросе. Обобщив полученные данные, А.А. Смирнов пришел к вы­воду, что непроизвольно запоминаются новые, необычные, сильные, яркие события или воздействия — те, которые привлекают внима­ние человека, каким-то образом связаны с его интересами, являют­ся значимыми для него. На остальном человек не фиксирует вни­мание.

В опытах П.И. Зинченко испытуемым предлагалось 15 карточек с изображением предмета и написанными на них цифрами. Если перед испытуемыми ставилась задача, разделить карточки на груп­пы по содержанию изображений, они запоминали предметы и почти не запоминали цифры. Если задача требовала от них работы с циф­рами, они запоминали цифры, а не предметы. Таким образом, было показано, что непроизвольно человек лучше запоминает то, что имеет отношение к целям и содержанию его деятельности.

Людям достаточно часто приходится произвольно запоминать тот или иной материал. Актеру необходимо запомнить текст роли, юристу — соответствующие статьи уголовного или гражданского кодекса. Без произвольного запоминания невозможно никакое обу­чение. Но у некоторых людей произвольное запоминание вызывает трудности. Затратив много времени, чтобы запомнить материал, они в нужный момент не могут его воспроизвести.

А.Н. Леонтьев писал: «Для того, чтобы увидеть, надо смотреть, для того, чтобы услышать, надо слушать, а для того, чтобы запомнить, надо запоминать». Приемы, улучшающие произвольное запомина­ние, разделяются на две группы. Первые основаны на выявлении внутренних Связей, существующих в самом запоминаемом материале. Они связаны с его пониманием и логическим анализом. А.А. Смир­нов показал, что осмысливание и понимание материала, выделение главной мысли, разделение на смысловые части, включение в струк­туру ассоциаций повышают продуктивность произвольного запоми­нания. Вторая группа приемов основана на применении к материа­лу искусственных связей, или мнемотехнических приемов, напри­мер группировки или «метода посредников». Так, телефон 836-12-83 легче запомнить, представив его как 83-612-83. Метод посредников часто используется учащимися для запоминания сложного матери­ала. Например, число я — 3,1416... запоминается с помощью фразы «Что я знаю о кругах» (по числу букв в каждом слове). Осмысле­ние материала и применение мнемотехнических приемов может сделать процесс запоминания управляемым и существенно расши­рить возможности человеческой памяти.

Л.С. Выготский разделял все психические процессы на два вида: натуральные и культурные. Натуральные процессы осуществляют­ся без использования специальных средств. Использование раз­личного рода средств свойственно только человеку и характеризу­ет опосредствованные процессы. По этому критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. С давних вре­мен и до настоящего времени человек использовал в качестве средств запоминания узелок на память, зарубки, заметки, впоследствии пись­менность и другие внешние средства. Овладение речью сделало возможным превращение внешних средств запоминания во внут­ренние. В качестве внутренних средств человек стал использовать логические операции. Логическое запоминание осуществляется путем установления смысловых связей нового материала с уже известным.

Если у человека не сформированы внутренние средства для за­поминания материала, он будет запоминать его механически. Ме­ханическое запоминание достигается только путем многократного повторения, что нашло отражение в поговорке «повторение — мать учения». Повторение — важный и эффективный способ запомина­ния, но только в том случае, если оно основано на понимании и смысловой переработке повторяемого материала.

Например, школьнику очень трудно запомнить и воспроизвести определение сложного научного понятия. Если же он понял сущ­ность описываемого им процесса или явления, соотнес со своим лич­ным опытом, сравнил с другими процессами, т.е. осмыслил запомина­емый материал, результат запоминания будет значительно лучше.

Г. Эббингауз, используя созданный им метод «бессмысленных слогов», показал, что объем памяти при запоминании бессмыслен­ного материала в несколько раз ниже, чем осмысленного. Иногда человек встает перед необходимостью запомнить что-либо механи­чески. Это могут быть отдельные фрагменты учебного материала, например таблица умножения, но основой учения является осмыс­ленное логическое запоминание.

Еще одна классификация видов памяти основана на различиях в характере запоминаемого материала. Это могут быть образы, слова, движения или эмоции. Соответственно выделяются: образ­ная, вербальная, двигательная и эмоциональная память. В образ­ной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия. Мы помним цвет травы, пение птиц, музыкальные мелодии, запах розы и множество других впечатлений, а также сложные перцептивные образы: произведения живописи, музыки, парфюмерные запахи. В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ве­дущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вку­совая и обонятельная.

Вербальная память — основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобрета­емых в процессе обучения. Посредством двигательной памяти фор­мируются моторные навыки, умения и значительная часть привы­чек. Двигательная память очень прочная. Если ребенок в ран­нем детстве научился плавать или кататься на велосипеде, а затем этим не занимался, то даже через 30 и более лет навыки сохраняются. Эмоциональная память — это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств. Ситуативные эмоции в основном забываются. Судьба пережитых аффектов может быть различной. Аффекты, травмирующие психику, иногда полностью вытесняются из сознания. В других случаях следы пережитых аффек­тов могут сохраняться в памяти в течение всей жизни человека. Если ситуация, вызвавшая аффект, повторяется, он может возник­нуть снова. Методом профилактики в этих случаях является смяг­чение следовых аффектов или их изживание.

В психологии накоплен большой фактический и эксперименталь­ный материал относительно закономерностей запоминания и забы­вания. Г. Эббингаузом было установлено, что человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30% («кривая Эббингауза»). Эту закономерность полезно учитывать при выборе времени и определении количества необходимых повторений мате­риала. Если многократно повторять слова, текст или цифры без перерыва, человек утомляется, его внимание и память притупляют­ся. Если материал не повторять в течение следующих суток, прак­тически весь процесс запоминания придется начинать заново. Це­лесообразно повторить материал через час. В этом случае повторе­ние остановит процесс стирания следов и закрепит их.

Еще одна закономерность выявляет различия в запоминании начальных и конечных стимулов — «закон ряда». Если испытуемо­му предъявить для запоминания ряд из 10—12 стимулов (цифр или слов), он запомнит гораздо лучше первые и последние. Средние стимулы, как повило, не запоминаются. Это происходит под влия­нием интерференции следов, или проактивного и ретроактивного торможения. Проактивное торможение проявляется в стирании следов под влиянием того, что человек запомнил непосредственно перед этим. Ретроактивное торможение проявляется в том, что каждый последующий материал стирает предыдущую информацию. Таким образом, средняя часть материала подвергается двойному тормозному влиянию.

Учителю важно учитывать эту закономерность при планирова­нии урока, в частности при выборе времени для объяснения нового, особенно трудного материала. Согласно «закону ряда» это лучше делать в начале или в конце урока.

Иногда человек не может правильно воспроизвести запомина­емый материал даже после многочисленных повторений. Он устает, решает, что у него плохая память и прекращает безуспешные по­пытки. Однако утром с удивлением обнаруживает, что все помнит. Подобное явление называется реминисценцией — более полным и точным воспроизведением сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным. При забывании воспроизведение заученного материала ухудшается, а при реминисценции улучшается, вследствие чего ее считают явле­нием, противоположным забыванию. Причинами реминисценции являются восстановление функционального состояния мозга и «скры­тые» повторения, неосознаваемые человеком. В художественном творчестве реминисценцию часто используют как специальный прием, вызывающий воспоминания, которые помогают лучше понять смысл художественного произведения.

Б.Ф. Зейгарник установила связь между забыванием и степе­нью завершенности действия. Человек дольше помнит незавершен­ное дело, чем выполненное до конца («эффект Зейгарник»).

Для каждого человека характерны индивидуально-типологиче­ские особенности памяти. Тип памяти определяется ее специфи­ческими качествами и преимущественным развитием одного или более видов. Может иметь место преимущественное развитие вер­бальной, образной, двигательной или эмоциональной памяти. Тип памяти полезно учитывать при выборе занятий или профессии. При хорошей двигательной памяти легче достигнуть успехов в спорте или хореографии. Эмоциональная память полезна в актерской про­фессии. Тип памяти складывается под влиянием особенностей нерв­ной системы и основного вида деятельности, в которую включен человек. Обучение ребенка музыке создает условия для развития у него слуховой памяти, рисованию — зрительной. У некоторых лю­дей индивидуально типологические особенности памяти делают ее резко отличной от средних показателей. В таких случаях говорят о феноменальной памяти. Из исторических примеров известны осо­бенности памяти Наполеона, который знал своих солдат в лицо, помнил их имена и особенности характера. Академик А.Ф. Иоффе знал на память таблицу логарифмов. А.Р. Лурия описал память своего пациента Шеришевского, который практически запоминал всю информацию и был лишен забывания. Пользы это ему не при­несло. По существу, он не мог заниматься никакой производитель­ной деятельностью.

Знание особенностей своей памяти полезно каждому человеку. Учитель, которому приходится запоминать большое количество материала, в зависимости от типа памяти может использовать раз­личные средства, например опорные конспекты, записи, схемы, ри­сунки. Важно также учитывать особенности памяти учащихся. Это помогает более рационально использовать систему индивидуаль­ных заданий, более объективно оценивать результаты устных или письменных ответов, консультировать старшеклассников по вопро­су выбора профессии.

 

Память и личность

 

Следы прошлых воздействий не хранятся в памяти человека как в картотеке или хранилище. Хранение следов памяти — это живой процесс их преобразования, актуализации, всплывания или стира­ния. Управляет этим процессом сам человек. Мы практически ни­когда не забываем то, что для нас важно и значимо, что соотносится с нашими мотивами, интересами и ценностями. Влияние мотивов на продуктивность мнемических процессов начинает прослеживаться почти одновременно с «первым рождением личности», т.е. в возра­сте около трех лет.

З.М. Истомина показала, что у четырехлетних детей выявляется зависимость результатов запоминания и воспроизведения от моти­вов деятельности. В условиях лабораторного эксперимента продук­тивность запоминания слов была заметно ниже, чем в естествен­ных для ребенка условиях игры. При организации игры «в мага­зин» ребенок берет на себя роль посланного за покупками. Цель вспомнить, что именно нужно купить, становится для него внутрен­не необходимым мотивом, побуждающим к сохранению в памяти названий покупок.

В учебной деятельности влияние мотивов на запоминание про­является еще более отчетливо. Ученик, увлеченный физикой, лучше и прочнее запомнит определения физических понятий, а ученик, любящий литературу, — стихи любимого поэта. Плохо успевающий подросток, не проявляющий интереса к учению, может помнить очень многое в тех сферах, к которым у него есть интерес, например, знать по имени и фамилии футболистов многих команд или рокмузыкантов.

У взрослых продуктивность запоминания во многом определяет­ся профессиональной направленностью личности и профессиональ­ными мотивами. Некоторые виды профессий предъявляют очень высокие требования к памяти. Соответственно достижение высо­кого уровня профессионализма предполагает сохранение и воспро­изведение большого количества специальной информации.

Научные работники сохраняют в памяти профессиональные зна­ния и умения, профессиональные шахматисты помнят огромное число шахматных партий, дебютов и позиций. Очень велика нагрузка на память у актеров.

В.А. Пономаренко приводит данные об особенностях памяти летчиков. В нормальных условиях полета им достаточно опоры на заученные, закрепленные в памяти действия. Но в аварийных ситу­ациях мотив обеспечения безопасности жизни людей и готовность действовать в нестандартной ситуации побуждает их к сознательным усилиям по извлечению из памяти нужной информации о не­благополучном состоянии самолета. Эта информация часто оказы­вается необходимой для принятия единственно верного решения. Профессиональная память становится залогом сохранения жизни многих людей. Интерес и увлеченность профессией играют боль­шую роль в развитии профессиональной памяти, но для многих ви­дов профессий требуются еще большой труд и бесконечное число повторений. Прежде всего это относится к профессиям и видам деятельности, включающим формирование двигательных навыков, таким как игра на музыкальных инструментах, хореография, спорт.

В процессах забывания важную роль играет фактор возраста. Многие события раннего детства (до трех лет) ребенок забывает. Это связано с тем, что он еще не выделяет себя как личность, у него не сформирован образ-Я, он не оценивает свои действия и не прида­ет им смысла. Исследования последних лет доказали, что на самом деле эта информация не исчезает и может быть извлечена с по­мощью специальных методов, например в состоянии гипноза. До­школьники проявляют сензитивность к запоминанию родного и иностранного языков. Чем раньше ребенок усваивает иностранный язык, тем менее вероятно, что он его забудет. В школьные годы уста­навливается связь процессов запоминания и забывания с учебными мотивами и познавательными интересами учащихся. У пожилых людей забывание касается в основном недавних событий или наме­рений. Впервые эта особенность памяти была описана С.С. Корсако­вым («корсаковский синдром»). Наряду с этим здесь проявляются изменения смысловых отношений и событий текущей жизни.

Большое влияние на процессы забывания оказывают эмоции. 3. Фрейд описал механизм подавления и активного забывания не­приятных событий. Таких примеров действительно много, но есть и противоположные, когда у человека надолго сохраняются следы пережитых им отрицательных эмоций. Главным фактором, опреде­ляющим влияние эмоций на процессы сохранения и забывания, яв­ляется не знак (положительный или отрицательный), а смысл про­исходящих событий для человека. Запоминается и длительно хра­нится в памяти все, что связано с направленностью личности, ее основными ценностями и установками. Мы можем сразу же забыть имя человека, с которым нас познакомили, если он нам безразли­чен. Если же человек нам дорог, этого никогда не произойдет.

Связь между особенностями личности и памяти не является односторонней. В свою очередь память также оказывает влияние на личность и ее развитие. Различные особенности памяти во мно­гом определяют успешность обучения и овладения профессией, ска­зываются на эффективности конкретных видов деятельности чело века, на всем строе его жизни. Чем больше информации хранится в памяти человека, тем в большей степени она может оказаться ему полезной. Однако это зависит не только от количества информа­ции, сохраняемой в памяти, но и от того, как человек к ней относит­ся и как он ею распоряжается.

Тонкий знаток человеческой души А. Шопенгауэр писал: «Для того чтобы жить вполне осмысленно и из собственного опыта из­влекать заключающиеся в нем поучения, необходимо припоминать и передумывать все сделанное, испытанное и пережитое, сравни­вать свое прежнее мнение и суждение с настоящим». Но никакая, даже самая богатая память не может обеспечить человека рецепта­ми на все случаи жизни. Опираясь только на память, ученый не сможет сформировать новые научные гипотезы и идеи, шахматист не сможет найти оптимальный ход в неожиданной позиции, учи­тель не сумеет принять правильное решение в сложной педагоги­ческой ситуации. В каждой новой ситуации человек ищет решение, основываясь не только на своем прошлом опыте, но и на анализе, осмыслении реальных ситуаций.

Память может оказывать на личность не только позитивное, но и негативное влияние. Это проявляется в том, что память стереотипизирует поведение человека и тем самым ограничивает его творче­ские возможности. Стереотипные представления о назначении раз­личных предметов и присущих им свойствах, хранящиеся в памяти, могут препятствовать формированию нового взгляда на вещи, твор­ческому восприятию действительности. Сохранение в памяти отри­цательного опыта неудач, унижения личности может отрицательно сказываться на самоотношении человека, снижать его самооценку.

Взаимосвязь памяти и личности отчетливо проявляется также при различных формах амнезии — снижении или утраты способно­сти запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. В зависимости от формы и степени тяжести это может проявляться как в отдельных функциональных нарушениях памяти, так и в пол­ном лишении человеком работоспособности и потери своего «Я».

Особенности памяти учителя оказывают влияние на его лич­ность и профессиональную деятельность. Учитель владеет боль­шой суммой знаний в своей предметной области, но этого может оказаться недостаточно для эффективной педагогической деятель­ности, если его память не будет хранить большую и разнообразную информацию о детях: их жизни, учебе, способностях, характере, вза­имоотношениях с другими, личностных проблемах. Дневники, за­метки на полях, фотографии и другие формы фиксации материала, постоянные размышления о каждом ребенке помогут учителю в нужную минуту актуализировать свое знание об особенностях его личности, найти верное решение или адекватное педагогическое воздействие.

Контрольные вопросы

1.В чем состоит специфика образов памяти по сравнению с образами
восприятия?

2.Какие основные процессы памяти вам известны? Как можно их охарактеризовать?

3.Какие основные классификации видов памяти вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?

4.В чем состоит различие между внешними и внутренними средства­
ми запоминания?

5.Можно ли говорить, что у ученика плохая память, если он испытывает трудности при запоминании учебного материала?

6.Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления вы можете предложить?

Тестовые задания

1. Связь между различными объектами действительности и ее отражение в сознании называется...

A. Запоминанием.

Б. Повторением.

B. Ассоциацией.

Г. Представлением.

 

2. Явление, выражающееся в улучшении воспроизведения сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным, это...

A. Сохранение.

Б. Реминисценция.

B. Консолидация.

Г. Временная связь.

 

3. Закономерность, согласно которой человек дольше помнит о незаконченной работе, была установлена...

A. А.А. Смирновым.

Б. Г. Эббингаузом.

B. Б.В. Зейгарник.

Г. А. Миллером.

 

4. Запоминание, которое осуществляется без специальной цели запомнить, называется...

A. Непосредственным.

Б. Кратковременным.

B. Оперативным.

Г. Непроизвольным.

 

 

Глава 15

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.172 (0.061 с.)