Психология потребностей человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология потребностей человека



Если использовать терминологию С.Л. Рубинштейна, то направ­ленность — это ответ на вопрос, чего человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. По мнению многих исследо­вателей, направленность составляет некий психологический «стержень» личности, поскольку закладывает основу отношений че­ловека с миром и к миру, задает основные линии поведения, пред­определяет систему ценностей и взглядов, позицию в жизни, мировоззрение личности в целом.

Направленность личности необходимо отличать от направ­ленности деятельности и поведения. Эти направленности связа­ны, но не идентичны. Не все потенциальные устремления челове­ка реализуются в конкретной деятельности, но для всех характер­но психологическое представительство в личности. Направленность не сводится единственно к побуждению. Она характеризует не единичные акты поведения, не краткосрочные психологические об­разования, а личность в целом. Направленность можно предста­вить как объемную систему разнонаправленных «векторов», каж­дый из которых символизирует те или иные потребности челове­ка, направления и степень выраженности его ориентировок в мире. Причем данные векторы не складываются в некоторую равнодей­ствующую силу, но образуют сложную, динамичную, иерархически организованную систему, каждая составляющая которой имеет соб­ственное психологическое существование. Можно выделить три основных проявления направленности личности

· потребностно-мотивационная сфера личности: целостная сис­
тема и иерархия потребностей, мотивов, целей, задач, смыслов, уста­
новок, интересов, ценностей и других психологических проявлений
устремлений личности;

· многоуровневая система, иерархизированный набор деятельно-
стей, подчиненных соответствующим мотивам и реализующих по­
ведение. Человек выбирает деятельности, осуществляет их, в них
реализуется и живет. Как лаконично выразился С.Л. Рубинштейн,
личность в деятельности и проявляется, и формируется;

· сама психологическая структура деятельности, структура со­
знания, система отношений личности с миром.

Потребность — субъективное состояние, отвечающее объектив­ной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. В данном несложном определении есть психологическая тонкость. Это раз­ведение понятий нужды (объективной) и потребности (субъектив­ной). Возможно наличие у человека нужды, но отсутствие соответ­ствующей потребности как отраженного, вторичного состояния. Речь идет о психологическом уровне рассмотрения потребности, хотя она может существовать, изучаться и на уровне биологическом, эко­номическом, энергетическом. Потребность психологически представ­лена как состояние, выраженное посредством мотивов, пережива­ний, желаний, интересов, ценностей, установок. Конечно, изучать проявления субъективных состояний потребности сложнее, чем объективные нужды, но такая модель точнее описывает психологи­ческую реальность.

Перечислим основные свойства потребности.

1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной. Не бывает потребности «ни в чем», что позволяет рассматривать потребность как особую, как бы «страдательную» форму отражения предметного мира. Это отражение, не прямое, а через нужду, сквозь призму жиз­ненной настоятельности. Потребность отражает не данность, а нуж­ность предмета. В процессе развития, во временном жизненном цикле свойство предметности потребности может существовать в некото­ром скрытом, незавершенном качестве. Но затем обязательно про­исходит некое психологическое и поведенческое событие, когда потребность «находит» свой реальный предмет, реализуется «чрез­вычайный акт опредмечивания потребности».

Приведем иллюстрацию этого феномена. В зоопсихологии опи­сано явление импринтинга, проявляющегося, например, в следу­ющем. Мимо только что вылупившегося из яйца утенка один-два раза передвигают некий предмет. В результате утенок начинает следовать за этим предметом. Латентная потребность утенка в матери нашла себя в постороннем предмете, и необходимы время и особые усилия для нового, нормального переопредмечивания дан­ной потребности. Поиск предмета потребности психологически интересен тем, что отвечает не только внешнему раздражителю, но и внутренним условиям организма, поэтому потребность принимает прямое участие во внутренней регуляции поведения.

2.Вторым свойством потребности считается ее участие в акти­вации деятельности. Потребность служит источником всякой
активности. Она присутствует за каждой деятельностью: материальной и психической, хотя и не является реальным побудителем.

3.Потребность обладает способностью к удовлетворению и к
последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности
имеют свое течение, существуют во времени, а деятельность по их
удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.

4.К свойствам потребностей следует отнести их прижизненную
динамику, изменение, развитие, которые могут осуществляться в двух
взаимосвязанных направлениях.

Во-первых, это изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Так, потребность в по­знании, удовлетворяемая за счет детских «почемучек», отличается от познавательной потребности, опредмеченной в книгах.

Во-вторых, изменение потребностей осуществляется за счет из­менения способов удовлетворения, средств действования с пред­метом. Например, технизация способов удовлетворения потребнос­ти в общении (телефон, телефакс, интернет) существенно преобра­зует саму эту потребность. Изменение средств реализации любой потребности придает ей новые смыслы, нюансы переживаний. Мир потребностей живет и движется, воздействуя на всю психику и бытие. Развитые человеческие потребности глубоко специфичны.

1. Базисная особенность заключается в том, что человеческие потребности имеют в значительной мере общественный, истори­ческий характер. У человека возникает особый класс социогенных потребностей, связанных исключительно с социальным существо­ванием. Данные потребности не заменяют биологических, не добав­ляются к ним, а в корне перестраивают всю потребностную сферу личности. Потребности человека невозможно полностью «прочи­тать» по его анатомии и физиологии, потому что эти потребности качественно преобразованы, социализированы.

Такой трактовки существования и развития потребностей при­держиваются не все школы психологии. Были и остаются подходы, в которых социальное противопоставляется биологическому, считается чем-то второстепенным. Можно «доказать», например, что по­требность человека в еде не отличается от одноименной потребно­сти животного, если лишить человека ножа, тарелки, вилки... Чело­век ведь все равно будет принимать пищу, разрывая ее руками. Но подобные «эксперименты» доказывают лишь то, что людские по­требности можно «расчеловечить», если поместить человека в осо­бые жизненные или общественные условия. Это, например, концла­герь, тюрьма, стихийные бедствия, всевозможные личные, социальные и техногенные катастрофы, когда биологическое выживание стано­вится трудновыполнимой задачей. Но ведь и в таких условиях люди ведут себя по-разному. Объективное изучение человеческих по­требностей выводит психологию на уровень дискуссионных катего­рий идеологии, этики, морали. Психология потребностей выходит на глобальные проблемы общечеловеческих ценностей.

2. Вторая особенность потребностей человека, являющаяся так­
же производной от его социальности, заключается в том, что чело­
век сам производит предметы, удовлетворяющие его потребностям. Конечно, это относится далеко не ко всем человеческим по­требностям, но в целом задает путь, средство формирования новых
потребностей. Известно высказывание А.Н. Леонтьева о том, что
человек ест шоколад не потому, что испытывает потребность в
шоколаде. Факт существования шоколада ведет к появлению та­
кой потребности. Действительно, не будь в современном мире книг,
сигарет, оружия, самолетов, компьютеров, у людей не могли существовать и соответствующие потребности. Но в приведенном выра­жении А.Н. Леонтьева все-таки есть некоторое упрощение. Чтобы
есть шоколад недостаточно знания о его существовании. Необходимо субъективно желать этого, т.е. иметь переживаемое потребностное состояние.

3. Характерной особенностью потребностей человека является
возможность их осознанности, отчего они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству
поведения, к освобождению личности от обязательного исполнения
требований насущных потребностей. Несмотря на объективную
динамику наличия — отсутствия, напряжения — разрядки, осознан­ные потребности представляются субъективно относительно постоянными. Предмет удовлетворенной потребности не перестает существовать для человека, не теряет своего субъективного смысла и объективного значения. В противном случае поведение человека было бы импульсивным, потребностно-примитивным, социально непредсказуемым и фактически неуправляемым.

4. Потребности человека специфичны не только уникальными качествами, но и способом их систематизации, организации. Счита­ется, что потребности животных рядоположены, организованы по принципу доминантности, когда каждая и в порядке очередности становится главной и организует поведение. Потребности челове­ка связываются принципиально по-другому, образуя системное со­подчинение, или иерархию. Это не расположение рядом, по «ранжи­ру», а взаимное действование, согласованное соучастие в структуре совместно реализуемой направленности личности.

Иерархия проявляется в том, что в структуре человеческих по­требностей выделяется какая-то потребность, которая на опреде­ленное и достаточно длительное время соподчиняет себе все дру­гие потребности. Такое «соподчинение» не означает подавления, запрета. Это, скорее, централизация управления, «взвешивание» вли­яния всех компонентов системы во имя осуществления избранной личностью ориентации жизни. Здесь централизованное управле­ние сочетается с должной автономией других уровней, с децентра­лизацией. По-видимому, идеальным образцом подобной иерархиче­ской организации является нервная система человека, ее много­уровневое устройство.

Говоря о возникновении в филогенезе иерархии человеческих потребностей, Л.С. Выготский обозначал такую мысленную «схе­му». Вначале человек действовал, чтобы выжить, поддержать био­логическое существование. Но затем (и теперь) человек живет принципиально для другого — чтобы действовать, осуществлять ини­циативную, собственную и необходимую ему активность. В предпо­лагаемой истории человечества качественно изменились жизнен­ное место, психологический статус потребности и деятельности в структуре личности и психики. В результате «создалось» осново­полагающее для человеческого бытия единство телесного, социаль­ного и психического.

Самой известной и широко распространенной моделью иерар­хии человеческих потребностей является конструкция 1950-х гг., разработанная одним из создателей современной гуманистической психологии, крупным американским психологом А. Маслоу (1908— 1970). Он исходил из иных трактовок понятий потребности, лично­сти, психики. Однако во многом его подходы и выводы представля­ются достаточно доказательными, а главное, перспективными. Са­мое ценное, на наш взгляд, заключается в убежденном человеколюбии психологической позиции А. Маслоу, который считал, например, что каждый человек должен быть тем, чем он может быть Знаменитая «пирамида» иерархии потребностей некоторого «среднего» человека-американца построена (в сокращенном вари­анте) из пяти слоев, связанных между собой уровней, расположен­ных автором по условной вертикали. Чем ниже расположена по­требность, тем она настоятельнее, необходимее для жизни, раньше формируется. В этом смысле «низшая» не значит второстепенная, ущербная по отношению к «высшим» потребностям. Движение че­ловека «вверх» по вертикали удовлетворяемых потребностей оз­начает большее биологическое, физическое благополучие, больший индивидуализм, эгоизм, защищенность и независимость.

Нижний слой составляют физиологические потребности, к кото­рым относятся потребности в пище, жилище, сне, одежде, сексе и др. Не станем комментировать эти потребности, отметив лишь, что любая из перечисленных нужд является собственно «биологической» лишь относительно, в зависимости от конкретного общества и реальной личности. К примеру, жилище имеет для человека, конечно, изна­чально жизненно важное значение. Но современное жилище (уст­ройство, архитектура, наполнение, местоположение) являются в зна­чительной мере социализированным предметом потребности (мода, престиж, традиции). Человеческое жилище уже давно «излишне красиво», т.е. служит не только для удовлетворения биологических, но и эстетических потребностей.

На втором уровне располагаются потребности в безопасности, т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия. Отсутствие удов­летворения этих потребностей связано с такими негативными пе­реживаниями, как боль, гнев, страх, неустроенность. Понятно, сколь велико здесь влияние государства и общества, особенностей их ус­тройства, законов и правил реального существования.

Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с дру­гими людьми. Подчеркнем ее высокую жизненную настоятельность. Человек начинается в онтогенезе с непосредственно-эмоциональ­ного общения. Но и далее, на всех стадиях развития и жизни обще­ние и взаимодействие с другими людьми составляют суть челове­ческого бытия.

На четвертом месте находится потребность в уважении и са­моуважении. Всякий человек и в любом возрасте хочет быть при­знанным, принятым, понятым, уважаемым другими, хотя такое притя­зание на признание имеет большие индивидуальные различия. Че­ловек постоянно сопоставляет, идентифицирует себя с кем-либо, от чего-то обособляется.

На высшем, пятом уровне функционирует потребность в самоактуализации, которую можно считать неким символом всей схемы А. Маслоу. Это потребность человека в развитии всех своих спо­собностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию.

Представленная схема иерархии характеризует так называемо­го среднего человека. Но возможны индивидуально-личностные градации. Например, смещение вниз, в сторону увеличения настоя­тельности потребности в уважении отличает людей «властных». Для «творческих» личностей большее значение, чем, положим, ува­жение окружающих, приобретает потребность в самоактуализации. Длительное неудовлетворение потребности может привести к сни­жению ее общего уровня и соответственно «перестроить» всю «пи­рамиду». Иерархия переменчива, и личность может стремиться к реализации «высших» потребностей, долгое время не имея удовлет­ворения «низших». Для реализации индивидуального подхода к человеку важно установить тот актуальный уровень потребностей, ниже которого они уже удовлетворены, а потому не действенны. _ Помимо иерархии, потребностную сферу личности характеризу­ют широта, интенсивность, устойчивость, действенность, осознанность и другие качественные и количественные параметры, каждый из которых может в определенных условиях стать для человека реша­ющим. С.Л. Рубинштейн отмечал, что в потребностях как бы за­ключен уже весь человек. Поэтому понять человека — это прежде всего понять его потребности.

Психология мотивации

По поводу трактовки понятия мотива существует множество мнений, дискуссий, противоречивых подходов. Однако есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив — это побудитель, так как сам термин происходит от лат. movere, что значит побуж­дать, толкать. Разногласия начинаются с психологического понима­ния самой функции побуждения, с выделения ее реального испол­нителя. Мотив стоит за всякой деятельностью, но как можно его объективно установить, психологически обнаружить? Для одних научных школ мотив есть внешний стимул, для других — это явле­ние отраженное, психическое. Кто-то считает мотив принадлежа­щим деятельности, а кто-то — личности. Оставив в стороне подоб­ные вопросы, мы берем за основу взгляды А.Н. Леонтьева.

Мотив — это предмет потребности, ее непосредственное психо­логическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Потребность — некая абстракция, обоб щение, реально данное человеку на «языке мотивов». Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мо­тив — это то психологически реальное, что побуждает и направля­ет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадле­жит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельнос­ти. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии — это реальность субъективная, отраженная; часть психического образа мира, выполняющая осо­бые функции. Подобно исходным потребностям, мотивы образуют собственную иерархическую систему, которая выступает одним из проявлений направленности личности.

Основные психологические функции мотива заключаются в сле­дующем.

Во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятель­ности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, по­этому целесообразно разделять две стадии общей функции.побуж­дения:

• наличие потенциальной избирательной устремленности, не обязательно приводящей к оформленной деятельности, но имеющей
свое психологическое выражение;

• реализованное побуждение, по имени которого называют обычно
выбранную и начавшуюся конкретную деятельность.

Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятель­ность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовы­вать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.

Третьей функцией мотива является смыслообразование, благо­даря которому понятие мотива выходит на субъективный, личност­ный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим. Поэтому смыслообразующая функция мотива становится психоло­гически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как тако­вой, хотя нереализованный мотив останется.

В реальной жизни смыслы пронизывают все наши действия, по­ведение, сознание. Они рождаются не только в отношениях мотива и цели, но и в системе множества других взаимодействий различ­ных психических феноменов и их целостных структур. Чем слож­нее исследуемое психическое явление, тем обширнее, разнообраз­нее связанная с ним система субъективных смыслов. Например, смысл собственного конкретного действия человеку осознать про­ще, чем смысл переживания, смысл профессиональной деятельнос­ти. У каждого человека существует многоуровневая иерархия смыс­лов, которая психологически выступает одной из проекций его на­правленности. Это одно из существенных личностных различий, особенно заметное в экстремальных обстоятельствах. Но и в обыч­ной практике различия смыслов становятся зачастую причиной острых личностных конфликтов и обоюдного непонимания.

В современной психологии нет исчерпывающей и общеприня­той классификации потребностей и мотивов. А.Н. Леонтьев образ­но отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.

1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают, потому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Названные градации довольно условны. Например, одежда как мотив в равной мере относится к материаль­ному и духовному. Существует особый класс функциональных по­требностей и мотивов. Их суть в том, что источником активности выступает потребность человека в функционировании. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классифи­каций потребностей, в частности по «пирамиде» А. Маслоу. Разно­образие подобных схем представляется неисчерпаемым.

2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, например, непосредственный чувствен­ный образ, образ памяти, воображения. Мотивом выступают самые
разные психологические образования: нравственное понятие или
представление, идеал, ценностная ориентация. Это позволяет пси­хологии мотивации изучать непростые реалии собственно человеческого бытия, не упрощая их, например, до исключительно матери­альных стимульно-реактивных конструкций.

3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут
быть широкими и узкими, по времени существования и действия —
кратковременными и долговременными. Конечно, «меры» широты и
продолжительности являются здесь исключительно качественны­
ми, относительными. Дело в том, что человеку необходимы всякие мотивы, ибо они реализуют разные функции в общем мотивационном обеспечении деятельности и жизни. Каждая реальная челове­ческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одно­му мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В резуль­тате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами. Например, широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие являются реальными побудителями. Положим, человек длительное время выполняет ка­кую-то неинтересную, субъективно не нужную работу. Тогда узки­ми и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: угроза наказания, возможность поощрения, просто необхо­димость действования. Но одним этим человеку психологически выжить трудно. Нужны какие-то более долговременные и широкие смыслы: будущая жизнь, мечты, нравственные ценности. Широкие и узкие мотивы могут меняться местами, перераспределять свои функции, что ведет к осмыслению и переосмыслению всего проис­ходящего с человеком и в человеке.

4. Наконец, мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознан­ными, «понимаемыми» и реально действенными. Положим, млад­ший школьник знает, что учиться нужно для будущего, для глубо­ких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения обязанностей, подражания сверстникам или родителям. Но для выпускника школы ранее просто понимаемый мотив может преобразоваться в мотив реально действующий. Оттого изменятся и учебная деятельность, и субъективное отношение к ней, и мотивационная сфера личности. Аналогичное перераспределение функ­ций может происходить между мотивами осознанными и неосоз­нанными. Как отмечал А.Н. Леонтьев, у человека в голове нет мо­тива. Мотив представлен в сознании опосредствовано, в виде смысла. На определенных стадиях формирования личности бывает так, что осознаваемый мотив придает личностный смысл деятельности че­ловека. Это психологически удобно индивиду, потому что отвечает одобряемым им ценностям. Но реальным побудителем, задающим результативность деятельности, является другой мотив — неосо­знанный, более прагматический. Такие мотивы могут находиться в противоречии, осознание которого означает некий этап в формиро­вании мотивационной сферы личности. Разнообразная палитра, орга­низация и динамика мотивов, существующих у личности, предостав­ляют для психологии обширное исследовательское пространство.

Контрольные вопросы

1.В чем психологически проявляется направленность личности?

2.Каковы свойства потребностей?

3.Что такое социогенные потребности?

4.Как связаны понятия потребности и мотива?

5.Какие функции реализует мотив?

6.По каким основаниям классифицируются мотивы?

Тестовые задания

1. Направленность личности— это...

A. Система устремлений.

Б. Особая способность.

B. Врожденное предрасположение.

Г. Качество ума.

2. Человеческой потребностью называется...

A. Объективная нужда.

Б. Острое переживание.

B. Система целей.

Г. Состояние, отвечающее нужде.

3. Какое понятие синонимично мотиву?

A. Желание.

Б. Побудитель.

B. Планируемая цель

Г. Внешний стимул.

4. Термин «иерархия потребностей» означает...

A. Многообразие.

Б. Интенсивное развитие.

B. Соподчинение.

Г. Рядоположенность

Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.049 с.)