Личность и ее психологическая структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность и ее психологическая структура



Сознание и психика существуют в конкретном человеке, инди­виде, личности. До сих пор мы употребляли такие слова как сино­нимы. Однако в действительности за каждым из них стоит некое специфическое содержание. Конечно, в их психологической трак­товке нет единого, общепризнанного мнения. Поэтому приведем достаточно обобщенную позицию, разработанную в отечественной психологии. Основная проблема заключается в том, что в совре­менной науке не существует целостного, достаточно завершенного человекознания. Феномен человека изучается в самых различных аспектах (атропологическом, историческом, медицинском, социаль­ном), но до сих пор представляется разрозненным, несобранным в системное целое. Подобная сложность распространяется и на пси­хологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать связкой терминов, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект единого предмета. Причем такая ори­ентация является достаточно условной, зачастую пересекающейся с другими.

Понятие человек, является самым широким. Это принятая клас­сическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа — «Человека разумного», или Homo sapiens. В понятии человека объединено все: природное, социальное, энергети­ческое, биохимическое, медицинское, космическое.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступа­ющий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социаль­ное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не напрасно С.Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецирован­ный на плоскость социальности, одновременно является личнос­тью. Причем у каждого человека существует несколько личност­ных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Личностью предлагают считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъек­тивными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных гуманитарных конструкций. Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, претендент на «Человека разумного», поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к чело­веческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцен­тирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одно­временно индивидом.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, инди­вида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рас­сматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

Субъект — это указание на конкретного, живого, одушевленно­го носителя психологической феноменологии, деятельности и пове­дения. Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он объективен. Понятие субъекта является одним из базо­вых для философии, но за последнее десятилетие приобретает не­кое обновленное, расширительное толкование в отечественной пси­хологии, где осуществляется разработка особого, субъектного под­хода к анализу человеческой психики и поведения.

Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в разли­чающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспек­тах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном. В со­временной психологии не все названные подходы получили доста­точно завершенное развитие и четкое использование, особенно на Уровне практически ориентированных исследований. В массовой литературе чаще других применяется понятие «психология лично­сти» как нечто объединяющее, синтетизирующее. Объективная дей­ствительность намного сложнее. Все психологические особеннос­ти человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Для последнего необходимо наличие специ­фики социального происхождения либо особых общественных про­екций этих психологических свойств или качеств. Все замыкается на центральном вопросе о соотношении и взаимодействии биологи­ческого и социального в психике человека. Поэтому проблематич­ность, условность формулировки критериев человеческих, личност­ных, индивидных и индивидуальных градаций представляются оче­видными. Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосу­ществует одновременно: в телесной, социальной, психической и ду­ховной организации. Для описания человека каждая наука исполь­зует собственные показатели: антропометрические, медицинские, эко­номические, социологические. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо прежде всего наличие соответству­ющей психологической модели подобных параметров, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура (или психический облик) лично­сти — это некая целостная система, модель качеств и свойств, до­статочно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Все психические процес­сы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые, наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли воз­можно математически строгое выделение необходимого и доста­точного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выде­ление самого главного в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой «несуществующей сущностью». Кроме того, различные психические свойства могут быть условно представлены в неком пространстве, по крайней мере, четырех относительно независимых измерений.

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивос­ти — стабильности качества или свойства личности. Положим, на-

строение человека более переменчиво, чем его характер, а направлен­ность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, это шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются альтруистами, или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами.

В-третьих, это мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С ней связаны «уро­вень» субъективной переживаемости, степень управляемости и воз­можности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один чело­век понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально.

В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого вы­хода. Это практическая, собственно жизненная значимость личнос­ти. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ре­бенка. Но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой — в преднамеренной строгости и повышенной требовательности.

К названным параметрам психических качеств могут быть добав­лены меры их врожденности либо приобретенное, анатомо-физиоло-гической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности. Таким образом, мысленное пространство, в котором психические свойства личности получают свое представительство и описание, является многомерным, и в этом плане психологии предсто­ит сделать еще многое. Один из ярких отечественных психологов В.Д. Небылицын (1930—1972), в частности, считал, что основная зада­ча дифференциальной психологии заключается в том, чтобы понять: чем и почему каждый человек отличается от другого.

В психологии существует большое количество моделей психо­логической структуры личности, исходящих из разных теорий пси­хики и личности, из различных параметров и задач личностных градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество работ и монографических изданий. Для решения задач нашего учебника мы используем модель психологической структу­ры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Ру­бинштейном, а затем К.К. Платоновым (1904—1985).

Это базовая психологическая модель личности исходит из лич-ностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостнос­ти и динамической сопряженности, системности структуры личнос­ти, на допущении объективной измеримости и жизненной значимо­сти выделенных личностных параметров. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопостав­лении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы психики целостной личности. Личность дина­мична и самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное по­ведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовую методологию на­учно-психологического изучения личности. А.Н. Леонтьевым сфор­мулирована развернутая методологическая триада: деятельность — сознание — личность, конкретное психологическое наполнение ко­торой раскрывается в последующих главах учебника.

Итак, в личности выделяются следующие психологические со­ставляющие, или относительно «автономные» подструктуры:

• направленность личности;

• самосознание;

• способности и задатки;

• темперамент и характер;

• особенности психических процессов и состояний;

• психический опыт личности.

Данные подструктуры далее будут разложены на более деталь­ные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные про­цессы, качества и свойства, описываемые различными категориями, понятиями, терминами. Описанию предметного содержания состав­ляющих психологии личности посвящен, по существу, весь учебник.

 

1.Какими средствами реализуется передача общечеловеческого опыта? 2.В чем заключается «свобода» человеческой психики и поведения? 3.Что означает опосредствованный характер человеческой психики? 4.Чем сознание отличается от знания? 5.В каких направлениях возможно изменение сознания? 6.Что такое психологическая структура личности? Тестовые задания 1. Специфика человеческой психики полностью обусловлена... A. Врожденными механизмами. Б. Высшим духовным разумом. B. Единством биологического и социального. Г. Особенностями конкретного общества. 2. Социогенные психические процессы и образования... А. Заложены генетически.

Контрольные вопросы

Тестовые задания

 

1. Специфика человеческой психики полностью обусловлена…

А. Врожденными механизмами.

Б. Высшим духовным разумом

В. Единством биологического и социального

Г. Особенностями конкретного общества

2. Социогенные психические процессы и образования…

А. Заложены генетически

Б. Полностью обеспечены развитием мозга.

В. Мешают нормальной человеческой жизни.

Г. Имеют общественную природу.

3. Человеческое сознание — это...

A.Сумма знаний.

Б. Вся человеческая психика.

B.Отношение значения и смысла.

Г. Наличие разума.

4. Какое из перечисленных понятий является самым широким?

A.Личность.

Б. Человек.

B.Индивид.

Г. Субъект.

 

Глава 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.029 с.)