Природа и структура волевого действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и структура волевого действия



 

Одной из главных особенностей человеческого сознания явля­ется активность в выборе целей и средств их достижения. В этом выражается свобода воли человека. Человек свободен в своих мыс­лях и действиях не потому, что они причинно не обусловлены, а потому, что объективные условия не вынуждают его поступать од­нозначно. Он всегда имеет возможность решить, выбрать, как имен­но ему следует поступить. Решения, выборы и действия людей оказываются различными в разных ситуациях по их целесообразности, разумности, последствиям для самого человека и для других людей, по степени ответственности, которую они за них несут. Принима­емые решения зависят от совокупности внешних обстоятельств и от зрелости самого человека, его способности к самоопределению и самодетерминации своих действий. Целенаправленное формирова­ние такой способности осуществляется в процессе воспитания лич­ности. Соответственно воспитателю необходимы знания о природе воли, особенностях и механизмах волевых действий, об условиях их развития. Эти вопросы составляют содержание психологического изучения проблемы воли.

Достижение человеком сознательно поставленных целей, свя­занных с удовлетворением его потребностей, есть основное содер­жание активности субъекта в форме деятельности. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произволь­ных действий. Произвольными называются действия, которые вы­полняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.

Достаточно часто человек не может осуществить свое намере­ние легко и быстро. Напротив, ему приходится преодолевать раз­личного рода препятствия и прилагать множество усилий для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Например, чтобы полу­чить профессию учителя, молодому человеку нужно поступить в педагогический вуз, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов и экзаменов. Конечная цель — стать учителем — может быть привлекательной, но для ее достиже­ния потребуется выполнять действия, многие из которых выступа­ют для человека как трудные, нежелательные или неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, же­лания и стремления, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся для него наиболее привлекатель­ными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно испытать чувство удовольствия. Чтобы эффективно выполнять учебную деятельность, студенту придется убеждать или заставлять себя совершать менее привлекательные и более труд­ные действия, отказываясь от более легких и приятных, что может вызывать усталость, утомление, раздражение. Данные чувства так­же требуют преодоления, иначе они будут ухудшать результаты деятельности. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт. Обу­чение в высшей школе часто сопряжено с преодолением различ­ных внешних препятствий, например переездом в другой город, уст­ройством жилья, поиском нужной литературы, соблюдением режи­ма. Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в условиях конфликта, в условиях пре­одоления внутренних или внешних препятствий, называются воле­выми действиями. Психологически такие действия характеризу­ются формированием у человека способности к самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических про­цессов.

Цели, которые люди ставят перед собой, различаются по дально­сти (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной зна­чимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем большее число промежуточных действий приходится выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от коли­чества и сложности препятствий. Субъективная значимость отра­жает место цели в системе жизненных ценностей человека и опре­деляет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосред­ственных желаний. Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, что требует от него больших уси­лий и напряжения.

По совокупности этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. «Так не хочется сегод­ня делать зарядку, обливаться холодной водой, но... я ведь решил закаляться и я буду все это делать», — рассуждает человек. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или, напротив, сформиро­вать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других ви­дов деятельности. Человеку приходится осуществлять и такие слож­ные волевые действия, которые могут определить или изменить те­чение его жизни, судьбу, например выбор или смена профессии, вступ­ление в политическую партию. Профессиональный и личностный рост человека невозможен без осуществления сложных волевых действий. Но следует учитывать, что высокая субъективная значи­мость цели, острота противоречивых тенденций во внутреннем кон­фликте, трудности преодоления внешних препятствий могут превы­сить возможности человека, оказаться непосильными. Если юноша выбирает себе будущую профессию без учета своих реальных способностей или спортсмен ставит перед собой нереальную цель, не рассчитав собственные свои возможности, каждый из них может потерпеть неудачу, не сумев выполнить задуманное, не достигнув поставленной цели и испытывая при этом всю горечь разочаро­вания.

Волевые действия имеют сложную психологическую структуру. В их строении выделяют несколько этапов: возникновение побуж­дения и предварительная постановка цели, обсуждение и борьба мотивов, принятие решения и окончательный выбор цели, исполне­ние и достижение результата. Особенность волевых действий за­ключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по со­держанию, силе и значимости для субъекта. Мотивы могут быть одной направленности или разнонаправленными. Например, студенту необходимо готовиться к экзамену. Его интересует предмет, он на­мерен получить отличную оценку и хочет, чтобы преподаватель его особо выделил. В этом случае три разных мотива — познаватель­ный, получить высокую оценку и престижный — имеют общую на­правленность, так что борьбы между ними не возникает. Под их влиянием формируется цель — обстоятельно подготовиться к экза­мену. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости и утом­ления. Потребуется также много усилий для осмысления, усвоения и запоминания сложного учебного материала, для рациональной организации деятельности. Дело будет обстоять по-другому, если исходные мотивы имеют разную направленность. Так, при большом интересе к предмету и изучаемому материалу студент равнодушен к тому, какую он получит оценку. В такой ситуации он может со­средоточить свое внимание на узком круге вопросов, увлечься част­ностями. В результате он не успеет повторить весь материал и не получит высокую оценку. Или напротив, желание получить отлич­ную оценку есть, но нет интереса к данному предмету. Изучать его скучно и утомительно. Возможны и другие варианты. Скажем, воз­никает сильный мотив вообще вне учебной деятельности, например, посмотреть интересный видеофильм. Человек начинает взвешивать все «за» и «против», рассматривает преимущества и негативные стороны того или иного выбора, анализирует свои мотивы («что для меня важнее?») и возможности («смогу ли я успешно сделать и то и другое?»). Он отдает предпочтение то одному действию (гото­виться к экзамену), то другому (посмотреть фильм), сомневается, меняет решение. Этот этап в структуре волевого действия получил название обсуждение и борьба мотивов. Чем сложнее ситуация, чем более значимыми становятся для человека мотивы, тем труд­нее сделать ему выбор. Если мотив оценки для студента доминиру­ет над другими или у него сформирован устойчивый познаватель­ный интерес к предмету, борьба, скорее всего, завершится отказом от просмотра фильма. Если доминирующими являются другие мо­тивы или человеку присущи лень, отсутствие желания работать, что-то делать, он выберет более привлекательное действие, ради которого не придется особо напрягаться.

Принятие волевого решения в значительной степени опирает­ся на убеждения субъекта, на понимание им социальной значимо­сти своего выбора. В то же время этот процесс довольно сложный, неоднозначный и противоречивый. Ученые, изучавшие природу во­левого действия, описали психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов. Л.С. Вы­готский видел сущность данного процесса в овладении человеком своими действиями и психическими процессами, в том числе и мотивацией. А.Н. Леонтьев придавал решающее значение соци­альной мотивации, формированию, и преобразованию смысловых образований в сознании человека. Он приводит очень показательный в этом отношении пример. Человек решил совершить пры­жок с парашютом, но в последний момент отказался от подобного намерения. Однако на другой день пришел снова, объяснив это тем, что ему было стыдно признаться товарищам по работе в сво­ей слабости: он сказал им, что прыгнул, и теперь считал себя обя­занным сделать это. Л.И. Божович подчеркивала особую роль осмысления действия, анализа своих побуждений, прогнозирова­ния последствий. В.А. Иванников заострил внимание на том, что смыслообразование и интеллектуальная работа развиваются как единый процесс. Через осознанное изменение смысла собствен­ных действий происходит сознательное влияние на силу побуж­дения. Так достигается возможность совершить действие без ак­туально переживаемого мотива. Л. Фестингер исследовал ситуа­ции, когда человек, зная отрицательные последствия конкретного действия, все же выбирал его. Такой механизм выбора он назвал когнитивным диссонансом. Например, человек понимает, что. ку­рить вредно, но все равно курит. В.И. Селиванов связывал выбор цели с мотивом долженствования («я должен!»), который форми­руется у субъекта как особое личностное качество.

У разных людей определенные психологические механизмы вы­бора целей закрепляются. Формируется индивидуальный стиль во­левого поведения. У одних преобладает склонность к рациональ­ным решениям, другие следуют чувству долга. Тем не менее для многих людей обсуждение и борьба мотивов выступает как труд­ная работа сознания. Несмотря на значительную роль интеллекту­альной деятельности и стремление человека к осознанному аргу­ментированному выбору, процесс этот осознается не полностью. От человека могут ускользать те главные смысловые образования, бла­годаря которым он делает тот или иной выбор. Например, ему ка­жется, что число аргументов в пользу каждой альтернативы одина­ково. Чтобы облегчить себе выбор, человек бросает жребий, но в последний момент действует все же вопреки жребию.

Этап обсуждения и борьбы мотивов в структуре волевого дей­ствия завершается (хотя возможны и возвращения к нему) окон­чательным принятием цели и переходом к исполнению принятого решения. На этом этапе волевой акт требует от человека волевых усилий, которые переживаются им как борьба с внешними препят­ствиями и трудностями. Чтобы волевые усилия оказывали пози­тивное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и воз­можностей субъекта, строиться в соответствии с планом или гра­фиком работы. В противном случае человек будет уставать и не

всегда сможет добиться ожидаемых результатов. Полезно обду­мывать выполняемые действия и их последовательность на уров­не мышления и рисовать их в своем воображении. Увеличению интенсивности волевых усилий способствуют повышенная актив­ность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная рабо­та. Снижают интенсивность волевых усилий и уменьшают их вли­яние на результативность действий усталость, утомление, страх перед неудачей, неверие в собственные силы. Конечный результат волевого действия оценивается человеком с точки зрения его со­ответствия поставленной цели, на основании чего он принимает решение о продолжении или завершении деятельности. Выпол­ненное волевое действие вызывает у человека чувство удовлетворения.

Воля может проявляться не только в совершении какого-либо действия, но и в его задержке или отказе от него. Этим определя­ются тормозные функции волевой активности: сдерживание непо­средственных и иногда очень сильных конкурирующих желаний на этапе борьбы мотивов; намеренная задержка волевого действия с тем, чтобы детально обдумать различные варианты, возможные ос­ложнения, взвесить все обстоятельства; управление своим поведе­нием, эмоциями; принятие не импульсивных, а сознательных ре­шений.

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступ­ки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопреде­ления. Поступок может быть совершен в виде действия или, напро­тив, бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к чему-либо. Поступки всегда осуществляются в контексте социаль­ного взаимодействия. В поступке, как и в волевом действии, пред­ставлено сознательно выработанное намерение и прогнозирование ожидаемого результата. Их особенности заключаются в том, что цель и последствия поступков важны не только для самого челове­ка, но и для других людей, а иногда и для общества в целом. Наибо­лее значительные для общества поступки называют подвигами. Имена людей, совершивших подвиги, входят в историю, становятся эталонами нравственности и гуманизма, на их примерах воспитыва­ют молодое поколение.

Воля представляет собой высшую ступень активности личности, выступает как необходимое условие учения, труда и других слож­ных видов деятельности. В воле проявляется одна из самых суще­ственных способностей человека — овладение собственным пове­дением, выбор своего пути.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.008 с.)