Восприятие и его основные свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие и его основные свойства



 

Психологии восприятия посвящено большое количество иссле­дований — теоретических и экспериментальных. Восприятие, по сути, представляет собой личностно организованную, комплексную, многоуровневую и разнообразную перцептивную деятельность, развер­нутую во времени и пространстве. Согласно хрестоматийному определению восприятие — это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чув­ствительности. Прокомментируем это несложное, но и не однознач­ное психологическое определение.

Во-первых, «местом» отражения образа восприятия названа пси­хика, а не мозг и не сознание. Во многих учебниках и словарях в этом случае пишут об отражении «в мозге». Приведем образное выражение одного из основоположников советской психологии А.Р. Лурии (1902—1977). Он говорил, что в мозгу отражается кир­пич, когда он падает на голову. Восприятие же кирпича — это его отражение в сознании. Но образ восприятия не обязательно явля­ется осознанным, т.е. разделяющим отраженный мир на объектив­ное и субъективное. Сознание, конечно, может участвовать в чело­веческом восприятии, и такое происходит в случае подключения к восприятию внимания. Осмысленность как качество восприятия не одно и то же, что его осознанность.

Во-вторых, особенность восприятия заключается в отражении предмета в целом, как такового, а не механического набора отдель­ных свойств. Причина подобной предметной целостности восприя­тия состоит не только в «суммировании» образов различных ощу­щений, не только в наличии соответствующей физиологической «картинки». В предметном восприятии необходимо участие памяти, мышления, опыта человека.

Наконец, третий момент, выделенный в определении восприятия, отличает его, например, от воображения, памяти, при которых субъек­тивный образ существует в момент объективного отсутствия отра­жаемого предмета.

Специфика восприятия убедительно раскрывается посредством трактовки его основных свойств, количество и название которых у разных авторов варьируется. Но суть сводится к следующему.

1. Основное свойство восприятия — это его предметность, ко­торая сочетается со свойством целостности, а зачастую — осмыс­ленности. Отразить предмет — значит увидеть (или услышать) нечто целостное, функционально завершенное, для чего-то нужное, имеющее определенное значение. Объективный мир предметен, но не все из него вычленяется, отражается предметно в форме дис­кретного образа восприятия. Что-то остается субъективно не вос­принятым, не понятым, не нашедшим «применения», хотя оно, быть может, отражено объективно физиологически. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в из­вестные ему предметы. Люди видят предметы там, где их в реально­сти нет (тест Роршаха, например), причем в одинаковом материале (бесформенном наборе пятен) испытуемые находят и узнают раз­ное. Идет «проекция» опыта, особенностей личности на результаты восприятия. Это следствие не только физиологического образа, ко­торый может быть избыточно полным или, напротив, недостаточ­ным. Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти.

Некий индивид не может, например, любоваться картиной или наслаждаться музыкой не потому, что он слеп или глух. С физиоло­гией может быть все в порядке, но для полноценности восприятия не хватает, положим, желания, времени, фантазии. Многие агнозии имеют своей причиной не нарушения в работе соответствующих анализаторов, а отсутствие необходимых связей восприятия с мыш­лением, воображением, мотивацией.

Свойство предметности убедительно проявляется в иллюзиях восприятия. Например, у дошкольника еще нет зрительно-весовой иллюзии, заключающейся в признании неравенства веса двух пред­метов, значительно отличающихся по объему, но в действительнос­ти одинаковых по тяжести. У ребенка не сформировано взаимодей­ствие восприятия разной модальности (зрительного и проприоцептивного, тактильного), недостаточно развито свойство предметности. Такое восприятие можно назвать неосмысленным, т.е. как бы «не отработанным» мыслью, аналитико-синтетической деятельностью мышления. Развитые формы восприятия фактически сливаются с визуальным мышлением. То или иное понимание предмета дано вместе с его восприятием.

2. Образ восприятия обладает свойством обобщенности (кате-гориальности), что непосредственно вытекает из качества предмет­ности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к опре­деленному разряду. Предмет обобщается с другими одноименны­ми. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны су­щественные индивидуальные различия.

Один человек увидел, например, здание и пошел дальше. Другой индивид воспринял это же здание как некое архитектурное соору­жение. Возникают совершенно различные образы, в восприятии ра­ботают разные словесные и другие знаковые средства. Свойство обобщенности по-разному представлено в различных видах восприя­тия. Так, для обонятельных образов в языке значительно меньше слов, чем для зрительных. Потому образы обоняния менее дифференцированы, более «категоричны». Обобщенность развивается и меняется вместе с развитием и изменением речи, мышления, опыта. Для восприятия пейзажиста, наверное, не существует одинаковых, обобщенных полян, равно как для учителя в реальности нет «обоб­щенного» школьника. Обобщенность восприятия упорядочивает от­раженный мир, но в известном смысле упрощает, усредняет его.

3. Третьим свойством восприятия является его относительная константность, что относится к восприятию формы, цвета, величи­ны (удаленности) предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции.

Человек, например, чаще видит тарелку эллипсоидной, но воспри­нимает ее всегда круглой. Физиологические следы (в сетчатке гла­за) людей, рассматриваемых на расстоянии двух или двадцати мет­ров, существенно различаются размерами. Но эти люди не вос­принимаются соответственно великанами или карликами. Лицо знакомого человека воспринимается относительно постоянным не­зависимо от ракурса рассмотрения, освещения, наличия косметики.

Причина свойства константности заключается в предметности и осмысленности, в связях восприятия с другими психическими про­цессами, а также в способности человека воспринимать не только предмет, но и сами условия перцепции. Свойство константности восприятия величины — удаленности легко «снимается», например, в эксперименте, если испытуемый лишен возможности восприятия пространственной перспективы. Как и все высшие психические свойства, константность восприятия формируема. Ребенок, живу­щий в высотном доме, например, раньше «принимает» константность величины человека внизу на улице, чем его сверстник, впервые ока­завшийся на балконе одиннадцатого этажа. Благодаря константно­сти и всем другим перечисленным свойствам человек живет в мире относительно постоянных предметов, в мире сущностей, а не беско­нечно переменчивых физических явлений.

Восприятие динамично, т.е. находится в развитии, изменении. Обозначим основные направления этой динамики в онтогенезе пси­хики.

1. Становление, смена, редукция системы перцептивных дей­ствий, т.е. движений, осуществляемых в рецепторах, без которых психическое отражение невозможно. Это движения по «ощупыва­нию» мира, по уподоблению ему, выделению в нем «информативных точек». У новорожденного таких перцептивных действий нет, он еще не может сосредоточить взгляд на предмете, схватить его и ощупать. Перцептивные действия происходят из практических, пред­метных действий и далее видоизменяются, совершенствуются в ходе психического развития. Вначале они существуют развернуто (сукцессивно), подобно ощупывающим движениям пальцев руки. Затем становятся одномоментными, свернутыми (симультанными) по типу микроскачка глаза. Складывается динамичная, многоуровневая си­стема перцептивных действий, которая задействуется во взаимоза­висимости от других направлений динамики восприятия: его зада­чи и алфавита.

2. Развитие восприятия идет по пути становления, укрупнения, преобразования его алфавита, сенсорных эталонов, оперативных единиц. Восприятие внутренне вооружено особым алфавитом. Че­ловек воспринимает мир не непосредственно, а сквозь сито этало­нов, единиц перцепции. Такой алфавит меняется в ходе развития и практической деятельности.

Рассмотрим для наглядности смену алфавита восприятия при овладении ребенком чтением. Вначале «единицей» восприятия и различения является буква, положим, есть М и есть А. Затем алфавит укрупняется до слогов, из двух букв получается нечто новое — МА. Когда объединятся два слога, то получится не просто звуча­щее как МА-МА, а качественно новая единица в виде слова: МАМА. Далее идет укрупнение алфавита чтения. Человек воспринимает не буквы, не слоги, не слова, а предложения, мысли. Изменилось не только чтение, не только восприятие. Вся психика стала качествен­но другой. Соответственно будут меняться перцептивные движе­ния глаз при чтении: от обведения буквы по контуру до «диаго­нального» движения по странице текста. При этом принципиально меняется и предмет внимания, и содержание поля сознания чита­ющего человека.

Нечто подобное происходит во всех видах восприятия. При вос­приятии речи человек выделяет фонематические признаки, т.е. та­кие физические характеристики звука, от которых меняется значе­ние слова. Скажем, в русском языке к таким признакам относятся звонкость — глухость, ударность — безударность. В каждом языке существуют свои специфические фонемы. Например, во вьетнам­ском языке фонематическим признаком выступает тональность (вы­сота) звука, в которой для русского языка отражается лишь эмоция говорящего. Слуховой и речевой аппараты устроены одинаково у людей всех языковых и национальных принадлежностей. Но фоне­матические различия речи на разных языках (и даже диалектах) могут быть очень существенными.

За исключением отдельных профессий алфавит восприятия скла­дывается у человека стихийно, путем приспособления и передачи традиций, хотя в отечественной детской психологии решалась зада ча сенсорного воспитания дошкольника. Конечно, человека следует учить адекватному восприятию всего разнообразия и богатства мира, в том числе внутреннего, психического. Художник видит, а музы­кант слышит мир по-другому, чем люди необученные. Опытный механик может по нюансу звука обнаружить неисправность слож­ного и шумного двигателя. Все это иллюстрирует и подтверждает большие возможности человеческой психики.

3.Третьим направлением развития и динамики восприятия, свя­зывающим два предшествующих, является становление и смена
перцептивных, задач. Для ребенка таких задач вначале вообще не
существует. Затем формируются восприятие, любознательность, потребность в знании. Возникают многообразные задачи восприятия:
от простейшего обнаружения, различения, опознания до развернутой и систематической деятельности наблюдения; от восприятия
листа бумаги до восприятия мироздания. Восприятие задействовано, таким образом, в любой человеческой деятельности и может
внешне проявиться как в нескольких движениях глаз (узнавание),
так и в длительной умственной работе с учебником.

4.Подчеркнем, наконец, что еще одним, ранее описанным направлением развития восприятия является его пересечение, взаимодей­ствие с другими психическими функциями, с личностью в целом.
Чем богаче межфункциональные связи, тем сложнее и совершен­
нее процесс восприятия мира. В том, что, как и зачем воспринимает
человек, в значительной мере проявляется и он сам: его потребно­сти и способности, интеллект и сознание, внимание, характер да и
все остальное.

 

 

Контрольные вопросы

1.Каковы основные виды ощущений?

2.В чем заключается смысл основного психофизического закона?

3.В каких терминах описывается взаимодействие ощущений и дина­мика чувствительности?

4.Как связаны между собой основные свойства восприятия?

5.В каких направлениях осуществляется развитие восприятия?

6.Что такое «перцептивные действия»?

Тестовые задания

1. Применительно к отражению какого явления допустим научный термин «Ощущение»?

A. Радость.

Б. Усталость.

B. Тепло.

Г. Скорость.

 

2. Чувствительность измеряется...

A. Порогами.

Б. По субъективной шкале.

B. Ощущениями.

Г. С помощью закона Фехнера.

 

3. Восприятия — это...

A. Сумма ощущений.

Б. Отражение предмета в целом.

B. Реализация наблюдения.

Г. Адекватное понимание.

 

4. Какое из перечисленных свойств не относится к восприятию?

A. Предметность.

Б. Обобщенность.

B. Разумность.

Г. Константность

 

Глава 13

ВНИМАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.088 с.)