Эмоции в структуре личности и поведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции в структуре личности и поведении



 

Сущность и функции эмоций

 

Объективные свойства предметов и явлений окружающей дей­ствительности отражаются человеком посредством познаватель­ных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимос­ти от того, как они связаны с его потребностями. Одни события являются для человека индифферентными, другие — значимыми, т.е. могут удовлетворить некоторые его потребности или препят­ствуют этому.

В эволюции сформировалась особая форма психического отра­жения значимых объектов и событий— эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение к данному объекту.

Один ученик встречает входящего в класс учителя с радостью, так как любит предмет, который он преподает. Другой ученик не подготовился к уроку и смотрит на учителя с тревогой. Третий, которому накануне учитель поставил неудовлетворительную оцен­ку, испытывает чувство обиды.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме пере­живаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Эмоции, проявляющиеся в виде удовольствия, называются поло­жительными, а в виде неудовольствия — отрицательными. К первым относятся, например, радость, восторг, симпатия, ко вторым — страх, гнев, ненависть. Положительные эмоции человек испытывает, когда удовлетворяется какая-либо его потребность или он видит такую возможность. В этом случае его активность направляется на сохранение или достижение положительного воздействия. Если потребность не реализуется, человек переживает чувство неудо­вольствия, а его активность направляется на то, чтобы избежать вредных или нежелательных воздействий.

П.В. Симонов показал, что существует связь между потребнос­тью, информацией об объекте, который может ее удовлетворить, и эмоцией. При достаточной информации возникает положительная эмоция, при дефиците информации — отрицательная. Голодный че­ловек, найдя в лесу хорошо известные ему ягоды, испытывает поло­жительную эмоцию. Если ягоды неизвестные, чувство страха по­буждает отказаться от них.

В. Вундт, кроме удовольствия или неудовольствия, выделил дру­гие компоненты эмоций, определяющие их силу, продолжитель­ность и динамику: возбуждение — успокоение и напряжение — разрешение. Обычно эмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человека действует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышение психического возбуждения и напряжения. Через некоторое вре­мя эти компоненты эмоции ослабевают и возвращается спокой­ное состояние.

Возникшая эмоция охватывает весь организм, вызывая внутрен­нее переживание, многообразные внешние реакции, вегетативные и биохимические изменения. У человека изменяется поведение, дви­жения, речь. Так, хорошее известие переполняет человека чувством удовольствия, радости. Он улыбается, а если полученная информа­ция для него очень значима, может закричать, захлопать в ладоши, пуститься в пляс, громко засмеяться или заплакать. Каждой эмоции соответствуют специфическая мимика, пантомимика, жестикуляция, выразительные движения, голосовые реакции, лексические и экс­прессивные Средства речи. Происходит увеличение или уменьше­ние частоты пульса, расширение или сужение кожных сосудов, по­тоотделение, динамика кожно-гальванической реакции и др.

По внешним проявлениям можно судить о внутреннем состоя­нии и переживаниях других людей, хотя однозначной связи между внутренним переживанием и внешними проявлениями эмоций, ко­нечно, нет. Не у всех людей внешние проявления достаточно ин­тенсивны. В некоторых обстоятельствах человек намеренно их сдерживает, желая скрыть свои переживания. Сдерживание внешних проявлений эмоций не уменьшает интенсивности внутреннего пе­реживания, а часто даже увеличивает ее. Субъективные пережива­ния и внешние проявления эмоций возникают как бы одновремен­но. Это дало основание В. Джеймсу и К.Н. Ланге утверждать, что наличие эмоций обусловлено восприятием изменений в деятельно­сти внутренних органов и двигательной сфере. Согласно их теории, называемой периферической, человек не потому смеется, что ему радостно, или плачет, когда ему грустно, а наоборот, испытывает ра­дость, если смеется, и грусть, потому что плачет.

Большинство психологов с такой трактовкой эмоций не соглас­ны. Многообразие и взаимосвязь эмоциональных проявлений они объясняют исходя из главного назначения эмоций — подготовки двигательной, гормональной и других систем организма к быстрой адекватной ответной реакции на значимое внешнее воздействие. Столкнувшись, например, с опасностью, человек испытывает страх. Происходит выброс адреналина, повышаются мышечный тонус, час­тота сердцебиений. Эти и другие изменения в организме создают возможность быстро убежать от опасности или найти другое сред­ство, чтобы ее миновать.

На физиологическом уровне возникновение эмоций является результатом сложного взаимодействия подкорковых центров и коры. В подкорковых узлах расположены структуры вегетативной нервной системы, обеспечивающие связь внутренних компонентов эмоций и их периферических проявлений. В гипоталамусе локализованы сфор­мированные в процессе филогенеза центры удовольствия и неудо­вольствия, обеспечивающие возникновение эмоций на уровне врож­денных механизмов. В опытах на животных с помощью вживления в эти центры электродов стало возможным вызывать различные эмоции без соответствующих внешних воздействий.

В реальной жизнедеятельности человека развиваются высшие эмоции, регулируемые на уровне коры больших полушарий голов­ного мозга. Значимость внешних воздействий анализируется корой или другими мозговыми структурами, что обеспечивает адекватность эмоциональных реакций. У человека эмоции формируются и прояв­ляются в условиях социализации и воспитания.

Возбуждающее или успокаивающее влияние на мозговые центры, ответственные за возникновение и проявление эмоций, оказывают некоторые растительные вещества и лекарственные препараты. Люди издавна используют для этого чай, кофе, алкоголь. В еще большей степени такими свойствами обладают наркотики. В медицине фармакологические средства применяют для лечения патологических проявлений эмоций — сильного возбуждения, депрессии и др.

Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности орга­низма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека. Эмоции сигнализируют о возможном раз­витии событий, их положительном или отрицательном исходе для субъекта, выступая в качестве своеобразных внутренних маяков поведения. В этом заключается их сигнальная функция.

Ориентируясь на свои эмоции, человек оценивает степень полез­ности или вредности для него каждого происходящего события или оказываемого воздействия (оценочная функция).

В обычных обстоятельствах эмоциональные оценки осмыслива­ются и могут быть подвергнуты коррекции. Однако рациональный анализ происходящих событий и их последствий требует опреде­ленного времени, которого в некоторых ситуациях у человека мо­жет не быть. На основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий (регулирующая функция).

Эмоции способны повысить тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности (мобилизующая функция). Однако при сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может прояв­ляться их дезорганизующая функция. Так, большая часть спортив­ных рекордов установлена не на тренировках, а в ходе соревнова­ний, в обстановке эмоционального накала. В то же время в спорте известны примеры, когда хорошо подготовленный спортсмен эмо­ционально перегорает и в самом ответственном состязании пока­зывает слабый результат.

Неоднозначность влияния эмоций на результаты деятельности человека поднимает вопрос о необходимости управления эмоция­ми, использования их позитивных функций и преодоления негатив­ных. Эта проблема актуальна для представителей многих видов профессий: артистов, дипломатов, учителей и др. Если поведенче­ские компоненты эмоций в достаточно высокой степени поддаются сознательному контролю, то управлять вегетативными проявления­ми гораздо сложнее. Это возможно, но требует специальной трени­ровки.

Для адекватного педагогического общения и эффективного уп­равления учебной деятельностью учителю важно также понимать переживания учащихся, уметь оценивать степень их эмоционально­го возбуждения и напряжения. О внутренних переживаниях чело­века можно расспросить. Но не каждый готов к тому, чтобы их раскрыть. К тому же не всегда и не всякую эмоцию можно описать словами. Помогут учителю в решении этой проблемы его наблюда­тельность, внимание к малейшим тонкостям и деталям эмоциональ­ных проявлений детей, способность к сопереживанию. Умение по­нять переживания другого человека — это необходимый фактор правильного общения, обучения, воспитания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.008 с.)