Свойства и проявления характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства и проявления характера



 

Характер человека определяется не только совокупностью его отдельных черт, но и свойствами в целом. Как всякое целое не равно сумме его элементов, так и характер в целом приобретает качественно новые свойства.

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их осо­бой выраженности — ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрица­тельными характерами. Это практически все герои комедии А.С. Гри­боедова «Горе от ума», романа Н.В. Гоголя «Мертвые души» и мно­гих других произведений. Некоторые типы характеров получили название по одной или нескольким наиболее ярким чертам. Доста­точно сказать, что у человека «властный», «ханжеский» или «ангель­ский» характер, чтобы можно было судить о его личности, действиях и поступках. У людей с неопределенным характером доминирующие черты выражены слабо или отсутствуют.

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве на­правленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели и принципы, которым они следуют. У них обычно нет разлада меж­ду мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки мож­но предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами. Однако они при этом не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

Свойством характера, противоположным цельности, является противоречивость. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправленны. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные. Поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы. Например, если у кого-то из родителей про­тиворечивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания. Ребенка то сверх меры опекают, то предоставляют са­мому себе, то излишне задаривают, то наказывают без веских при­чин. В результате он теряет ориентиры для своих действий, каж­дый раз старается приспособиться к новым требованиям или к на­строению родителей. Разновидность противоречивого характера — характер двойственный, проявляющийся в двойной манере поведе­ния. Например, руководитель производственного коллектива, допус­кающий грубость в отношениях с подчиненными, ведет себя заис­кивающе с вышестоящим начальником. Противоречивость и двой­ственность характера указывают на отсутствие у человека глубоких убеждений, незавершенность нравственного развития личности.

Сила, или твердость, характера определяется степенью разви­тия у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в не­способности отстаивать свои принципы, достигать намеченные цели, доводить до конца начатое дело.

Самобытность характера выражается в оригинальности, само­стоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мыш­лением, способностями к творчеству. Исследования жизни выда­ющихся людей дали большой материал об особенностях их характе­ра. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А.С. Пуш­кина, А. Эйнштейна, К.Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в те­чение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действо­вать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости. Характер отражает специфику жизненных отношений. Но обстоятельства жизни человека и типы его отношений к действительности могут изменяться, что влечет за собой и изменение характера. У одних людей преобладает тенденция к устойчивости характера, проявля­ются черты консерватизма. Это не всегда оказывается благоприят­ным для человека, так как может затруднять адаптацию к новым условиям. При резкой смене жизненных обстоятельств такие люди сохраняют приверженность к прежним формам поведения, не соот­ветствующим новым обстоятельствам. Оптимум соотношения ус­тойчивости и изменчивости характера определяется тем, в какой мере человек осмысливает изменившиеся обстоятельства и стре­мится им соответствовать в силу своих убеждений, а не меркан­тильных интересов.

Характер накладывает свой отпечаток на все формы поведения и деятельности. Он проявляется в действиях, поступках, вербаль­ном и невербальном общении. В деятельности характер выражает­ся в отношении к ее процессу и результату, в способности преодо­левать трудности и препятствия. Характер определяет стиль делового и межличностного общения человека, способы его воздействия на других людей. В речи проявляются такие черты характера, как самоуверенность, застенчивость, откровенность, несдержанность и многие другие. Если речь, хотя и не в полной степени, поддается сознательному регулированию, то значительно труднее маскировать те или иные черты характера в невербальном поведении. Они про­слеживаются в мимике, жестах, во всем внешнем облике человека. Народная мудрость говорит, что характер — вторая натура, и это действительно так.

Формирование характера

 

Формирование характера начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны годы раннего детства, когда закладываются его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие воспитательные воздействия будут преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целена­правленное воспитание. Основу воспитания составляют нравственное развитие, убеждение, личный пример, включение человека в раз­нообразные формы общения и усложняющиеся виды деятельнос­ти — игровую, учебную, трудовую и другие, а также учет природных задатков, индивидуальных и возрастных особенностей. Велико зна­чение личности воспитателя, его характера и примеров поведения, которые он показывает другим. Усилия родителей или учителей в воспитании какой-либо черты характера могут оказаться тщетны­ми, если она не присуща им самим.

Первые ростки характера человека формируются в семье. Се­мья — это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми. В семье про­исходит усвоение социального опыта, развитие и расширение отно­шений ребенка к окружающему миру, людям, живой и неживой при­роде. В одних семьях — это отношения с позиций добра и красоты, в других они основаны на злобе и зависти. В зависимости от стиля семейного воспитания потребности детей в любви, уважении, при­знании удовлетворяются в разной степени, так же как и их стрем­ление к самостоятельности. В характере каждого ребенка, отража­ются все особенности семьи, семейных отношений и стиля вос­питания. Например, гиперпротекция способствует формированию изнеженного, несамостоятельного характера, при авторитарном сти­ле будут усваиваться жесткие формы воздействия на людей. Пси­хологически обоснованным и рекомендуемым стилем воспитания характера является демократический стиль со средним, необходи­мым уровнем опеки, психологической поддержкой ребенка, укреп­лением его веры в свои силы и способности.

Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортив­ной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных отношений, в которых продолжает развиваться характер.

Главным условием формирования характера в деятельности яв­ляется высокий уровень мотивации, понимание ее важности и необ­ходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание ее решить. Интересный вопрос побуждает к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных состояний при преодо­лении трудностей будет закрепляться в характере как его актив­ность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую роль в воспитании характера школьников играют чтение, занятия художе­ственным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнооб­разные виды деятельности, расширение социальных контактов фор­мирует новые типы отношений и новые черты характера

На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент как интег­ральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения че­ловека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формиро­вания тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, воле­вых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Импульсивное поведе­ние, вызываемое высокой динамичностью движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно сформиро­ванных механизмов выдержанности и самообладания. В этом смысле Л.С. Выготский называл темперамент наличной предпосылкой вос­питательного процесса, а характер — его конечным результатом.

Характер складывается под влиянием многих факторов, но глав­ная и решающая роль в его становлении принадлежит самому че­ловеку. При воспитании характера важно как можно раньше вклю­чать детей в процесс самовоспитания. Установлено, что когда тре­бования к ребенку становятся его собственными требованиями к себе, добиться от него желаемых форм поведения значительно лег­че и они скорее приобретают устойчивость, превращаясь в черты характера. Самовоспитание характера предполагает ориентацию на определенную модель, формирование желаемых черт и свойств и преодоление негативных, для чего приходится решать непростую задачу — разобраться во внутреннем строе своего характера. Путь к этому лежит через осознание собственных действий и поступков, через анализ их мотивов и смыслов. Основным психологическим условием самовоспитания характера является высокий уровень личностного развития. Прогрессивный американский психолог Д. Дьюи писал: «Глубочайшие стороны духовного строя человека определяются тем, как он сам относится к проблемам поведения и взаимоотношения с окружающими». Для самовоспитания характе­ра необходимо наличие особого мотива самосовершенствования, который говорит о зрелости и высокой духовности личности.

Контрольные вопросы

1.Почему говорят, что характер человека представляет собой един­ство индивидуального и типического?

2.Каковы основные типы характерообразующих отношений человека
к действительности?

3.В чем заключаются различия между чертами личности и чертами
характера?

4.Какие основные свойства характера вы знаете?

5.В чем проявляется взаимосвязь между темпераментом и характером?

6.Как можно сформулировать основные закономерности воспитания
и самовоспитания характера?

Тестовые задания

1.Создателем характерологии как науки о характере считается...

A.Теофраст.

Б. А.Ф. Лазурский.

B.Б.Г. Ананьев.

Г. К.К. Платонов.

 

2. Как называются резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы?

A.Психопатия.

Б. Акцентуация.

B. Дезадаптация.

Г. Отклонение.

 

3. Какое из приведенных утверждений является ошибочным?'

A. Характер проявляется в быстроте и прочности усвоения знаний.

Б. Характер проявляется в способности преодолевать трудности.

B. Характер проявляется в действиях и поступках человека.

Г. Характер проявляется в вербальном и невербальном поведении.

 

4. Решающее значение для формирования характера имеет...

A. Обучение.

Б. Воспитание.

B. Поощрение.

Г. Наказание...

 

 

Глава 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.021 с.)