Методы обработки, обобщения и анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обработки, обобщения и анализа



При обобщении собранного материала в экспедиции необходимо опираться на основные методологические принципы, принятые в этнологической науке. Методы обобщения и анализа принято разделять на: универсальные методы, то есть те методы, которые используются различными науками: общенаучный метод, описательный метод, типологический метод, картографический метод, математический метод и специфические, к которым относятся методы, используемые только в этнологии: метод «пережитков» и интерпретативный метод.

Универсальные методы включают в себя:

1.Общенаучный метод, т.е. все обобщения, выводы делаются в рамках научного осмысления реальности, которое характеризуется рядом принципов:

а) Историзм. Любой предмет, явление действительности можно понять и познать лишь подходя к нему с исторической точки зрения, уяснив его происхождение и развитие. Еще Морган честно пытался поднять господствовавшую в его время эволюционистскую концепцию до уровня настоящего историзма, но ему это удавалось лишь частично. Школа Боаса, доминировавшая в первые три десятилетия XX в., написала на своем знамени "историзм", но в дальнейшем свела значение этого понятия к одному лишь диффузионизму. Сменившее эту школу этнопсихологическое направление совсем вычеркнуло историзм из своего лексикона. В неполных, однобоких формах начала возрождаться историческая мысль в неоэволюционизме Стьюарда и в технологическом эволюционизме Уайта. И вот пришло время, когда все более широкие круги ученых США стали всерьез помышлять о- внедрении историзма в этнографические исследования.
Настроение это выразилось прежде всего в создании нового журнала "Ethnohistory" (1954). Издатель его - Американское общество этноистории, устраивающее свои ежегодные конференции. Большинство статей, печатающихся в журнале, посвящено выяснению истории отдельных индейских племен - по крайней мере с появления в Америке европейских колоний. Авторы пользуются архивными письменными источниками. Эти исследования имеют отчасти и практическую цель: помочь индейцам в защите их земель от посягательств колонизаторов и земельных спекулянтов - помочь путем установления по архивным данным традиционных границ племенных территорий. Одним из важных следствий этих изысканий было установление факта изменчивости социальной структуры индейских племен, а отсюда был сделан существенный вывод: по информации, полученной в XIX и XX вв., нельзя заключать о том, что было в XVII и в XVIII веках. Пользуясь этим методом, "этноисторики" в некоторых случаях открывали существование в прошлом родовых отношений у тех племен, у которых эти отношения позже, под влиянием сношений с белыми торговцами, исчезли. Такую картину удалось, например, установить Элеоноре Ликок и Г. Хикерсону у северных алгонкинов - монтанье, наскапи, кри и оджибвеев, Омеру Стюарту - у шошонов 16.
Подобные выводы имели большое значение для борьбы с антиэволюционизмом.

б) Научный метод учит рассматривать развитие как борьбу противоположностей, так как в природе в обществе всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается, отживает свой век. В жизни каждого народа имеется старое и новое во всех элементах материальной и духовной культуры, семейных и общественных отношениях.

Этот метод должен быть на вооружении всех, кто занимается наукой, кто стремится выявить закономерности развития природы и общества. Научный метод требует рассмотрения окружающего мира как процесса. Явления действительности должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их связи и взаимообусловленности.

в) Комплексный подход. Явления действительности должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их связи и взаимообусловленности. Любое явление природы и общественной жизни может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающей жизнью, в отрыве от него. Употребление в настоящее время керосиновой лампы для освещения жилого помещения – признак отсталости жителей того или иного региона, а в первой половине XIX века, когда керосиновая лампа пришла на смену лучине, светцу, это было прогрессивное событие, свидетельство зажиточности жителей данного селения.

г) Сохранение традиционной утвари, различных пережиточных явлений в области семейного быта нельзя рассматривать без учета структуры, численности семьи, ее профессионального, социального и культурного уровня.

2. Описательный метод. Суть данного метода заключается в том, что исследователь воссоздает картину увиденного и услышанного, стремясь к максимальной ее полноте.

В результате включенного наблюдения, интервьюирования, неформальных бесед с информаторами этнолог получает достаточно большое количество данных, которые следует каким-то образом организовать, описать и проанализировать. В данном случае речь идет об умении создавать некий общий текст, интерпретирующий тексты интервью и наблюдений.

Именно в процессе анализа данных и написания отчета или статьи результаты этнографического исследования приобретают значимость и валидность, т. е. становятся чем-то большим, чем совокупность сделанных наблюдений и собранных фактов. Эксперименты, массовые опросы — благодаря статистическому методу — позволяют получать результаты, которые уже являются некоторыми эмпирическими обобщениями, тогда как уникальность записей бесед и других данных, полученных в ходе наблюдения, очевидна. Возможность их дальнейшего использования прямо зависит от наличия теоретической категоризации, интерпретации и т. п.

Известный культурный антрополог К. Гирц пишет: «Способность убедить читателей (большинство из которых — это люди науки и практически все участвуют хотя бы на полставки в той особой форме существования, которую мы уклончиво называем „современной") в том, что читаемый ими текст — это подлинное объяснение, данное кем-то, знающим как устроена жизнь в некотором месте, в некоторое время, в какой-то группе, — это фундамент, на котором в действительности держится все остальное, чем стремится заниматься этнография — анализировать, объяснять, развлекать, смущать, прославлять, наставлять, оправдывать, удивлять, ниспровергать».

3. Типологический метод -один из основных применяемых в современной этнологии методов анализа общего и особенного в эмпирическом многообразии этнических явлений. Суть его заключается в выделении группы сходных или одинаковых признаков, свойств и функций у изучаемых явлений, другие признаки при этом игнорируются. Цель типологического метода выявить самое главное, то, что определяет своеобразие изучаемого объекта. Кроме того, данный метод позволяет установить причинно-следственные зависимости между различными явлениями. Каждый исследователь, создающий собственную типологическую концепцию, обнаруживает такие связи, которые до него не были выявлены и вносит свой вклад в исследование.

Центральное понятие типологического метода – тип - обычно как идеальная модель, отражающая некоторые существенные признаки определенного множества явлений, но заведомо игнорирующая другие признаки, рассматриваемые в данном случае как несущественные.
В основе типологизации лежат общие принципы, в равной мере необходимые при создании периодизации. Во-первых, как типология, так и периодизация должны быть одноаспектными, их предмет должен быть четко определен. Во-вторых, и в том и в другом случае обязательно соблюдение логического принципа равенства основания деления. Напротив, типологизацию следует отличать от классификации как самостоятельной исследовательской процедуры: под "классом" понимается та или иная совокупность реальных объектов, тогда как "тип" представляет собой некий идеальный объект, сконструированный исследователем на основе сочетания ряда признаков. Типологический метод позволяет не только анализировать уже зафиксированные явления, но и предполагать существование таких конкретных объектов, которые еще не известны науке. Таким образом, типологический метод позволяет исследовать всю совокупность однопорядковых явлений как некую целостность, рассматриваемую в качестве закрытой системы. Процедура типологического метода заключается в выявлении и формулировании некоторого числа признаков исследуемых объектов. Чем больше их число, тем ниже уровень создаваемой типологии и тем более частный характер носят конструируемые исследователем типы. Это означает, что типология всегда имеет иерархический характер. В этой связи одной из важнейших проблем применения типологического метода является определение относительной значимости дифференциальных переменных, а также выявление ведущего уровня в их иерархии, которому соответствует основная модель.

4. Картографический метод -исследование населения посредством построения и изучения географических карт - особых образно-знаковых пространственных моделей. Картографический метод входит в систему методов изучения народонаселения наряду со статистический и математический методами и тесно связан с ними в отношении исходной информации и способов её обработки. Географические карты - уменьшенные обобщённые изображения земной поверхности на плоскости, показывающие размещение, сочетания и связи объектов (явлений), отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением карты, используются в географии населения, этнографии и ряде др. наук, в практической деятельности благодаря их высокой информативности, наглядности и метричности (т. е. доступности для измерений).

Ряд сведений о населении (главным образом его расселении) содержат так называемые общегеографические (топографические) карты. Но основную область применения картографического метода в демографии, этнографии и других науках о населении- тематические карты населении, получившие распространение с сер. 19 в. Среди них в 70-80 х гг. 20 в. наиболее важны: карты размещения и расселения нас. (численности, плотности, потенциала поля расселения, типов поселений, типов расселения и др.); карты демографических характеристик (состава и воспроизводства населения, миграций и др.); этнографические и антропологические карты (народов, нац. культур и быта, рас. антропометрические характеристики и др.); карты социально-экономического характеристик (социального положения, уровня жизни, трудовых ресурсов и их использования и др.).

Впервые метод стал использоваться представителями диффузионисткого направления в этнологии в конце 19в., когда они графически хотели представить распространение того или иного элемента материальной культуры, но как один из ключевых методов анализа метод картографирования использовали представители школы Ф. Боаса, составляя этнографические атласы по культурам северо-американских индейцев.

Картам свойственно использование особой знаковой системы, выступающей в виде картографических способов изображения, из которых на тематических картах населения применяются главным образом значки, картодиаграммы, картограммы, точечный способ, ареалы, качественный фон, изолинии, знаки движения, избираемые в зависимости от существа и пространств, свойств отображаемых показателей (объектов), принятых единиц картографирования, характера исходных материалов, масштаба и назначения карты.

 

Для создания тематических карт населения используются разнообразные источники, из которых главными являются материалы демографической статистики, поставляющие основное содержание этим картам, и общегеографические карты, обеспечивающие территориальную локализацию этого содержания, а также ряд геогр. характеристик нас. и его расселения. Наиболее полное картографическое отображение получили материалы переписей населения в 1959 и особенно 1970 в виде отд. карт СССР и его регионов (среди них особую ценность представляют детальные карты людности поселений); карт населения, комплексных географических атласов ряда республик, краёв и областей; серий тематических карт и др. Картографирование населения получило значительное распространение и в зарубежных странах (по международной программе т. н. карты населения мира в масштабе 1:1 000 000) в комплексных национальных и региональных атласах, в атласах городов, в тематических атласах населения и пр.

 

Возможные методы использования карт для изучения населения: визуальный анализ; графические приемы (например, построение профилей населенности территории); картометрические работы (например, измерение координат насел. пунктов по карте людности поселений, расстояний между насел. пунктами, расчет их густоты, равномерности сети поселений и др.); математико-статистический анализ (например, закономерностей распределения поселений по людности, корреляция связей нас. и расселения); математические моделирование (создание по картам пространств, математические моделей и их исследование); переработка картографические изображения с построением производных карт (например, построение на основе карты людности поселений карт плотности населения, густоты поселений и др.).

Математические методы.

Развитие естественных и точных наук, появление удобной вычислительной техники оказали влияние на распространение методов массового количественного анализа в этнографии. По сути дела, зерно такого анализа содержалось уже в сравнительно-типологическом методе, но тогда ограничивались лишь визуальными наблюдениями. Теперь появилась возможность на основе большого количества данных провести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой. К таким методикам относятся различного рода специализированные программы (например, SPSS),позволяющие проводить как двумерные так и многомерные количественные распределения полевых эмпирических материалов.

Существуют разнообразные методы анализа документов. Наиболее распространенными из них являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Традиционный (классический) анализ включает в себя умственные операции, направленные на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Такой анализ позволяет проникать вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты. Слабостью традиционного анализа является субъективизм.

Преодолеть субъективизм помогает формализованный (качественный) метод анализа документов - контент-анализ. Контент-анализ, или научный анализ основан на статистическом учете различных количественных показателей изучаемых явлений, объективных характеристик текста. Это, например, частота публикации в прессе материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией определенным проблемам, рубрикам, авторам и т.д. Суть такого анализа можно свести к схеме: «как - с какой целью - каков результат». На основании изменений в текстах газет, журналов, передач телевидения, в текстах договоров можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, функционировании социальных институтов, общественных организаций и пр., имеющих непосредственное отношение к объекту анализа. По содержанию и структуре текста можно определить характер взаимоотношений в тех системах, где родился документ, выявить тенденции функционирования интересующего института, восстановить его эмпирическое бытие. Важно выяснить связь текста с фактами, событиями, отношениями, о которых идет речь, установить интересы, которые определяли принципы отбора материала, что подано ярко, броско, на чем сделан акцент и что заретушировано, что осталось за кадром.

Таким образом, сущность контент-анализа заключается в подсчете того, как отражены в информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Это могут быть: любая социальная принадлежность упоминаемых в тексте персонажей (в том числе и этническая), определенные эпитеты, характеристики, качества личности, порядок перечисления государственных и политических деятелей или негативная позиция автора по отношению к тому или иному вопросу. Могут выделяться различные виды субъекта (объекта) действий: группа, личность, ролевая функция, общественная организация и т.д. Следующий технический вопрос: как считать? Что положить в основу счета? Частоту упоминаний единицы счета? Считают, например, число строк или минут эфирного времени, отданных данной смысловой единице, площадь газетной полосы. Учитывается шрифт публикации, место на газетной полосе, тональность, в которой подается материал и т.д. Контент-анализу присуща и ограниченность. Она заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных (формальных) показателей. Условиями, при которых применение этого метода становится необходимым, являются следующие:
высокая точность и объективность анализа; наличие обширного по объему несистематизированного материала; работа с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой в изучаемом документе.

К так называемым «специфическим» методам анализа в этнологии мы отнесли:

1. «Метод пережитков» - реконструкция исчезнувших явлений по их пережиткам в современном обществе. Культурные пережитки – это явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию. Но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совершенными или удобными культурными достижениями. Саму идею впервые сформулировал французский исследователь XVIII в. Лафито, который много лет провел среди американских индейцев племенного союза ирокезов. В 1724 г. он выпустил книгу «Обычаи американских индейцев в сравнении с обычаями первобытных племен» где высказал предположение, что у отсталой части населения Земного шара того времени сохранились обычаи, общественные институты, которые у народов Европы относятся к отдаленному прошлому. Как полноценный научный метод систематизации этнологического знания и построения историко - этнографических реконструкций был разработан и предложен британским этнологом Эдуардом Бенетом Тейлором, ставший одним из основателей эволюционного направления в этнологии. Э.Б.Тэйлор рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Признавая неравномерность развития человеческих обществ и построив универсальную шкалу культурного прогресса, на вершине ее он расположил западное общество. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живет в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее поколение, чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. Ему представлялось несомненным, что на основе изучения данных археологии и исследования жизни современных отсталых народов можно реконструировать основные этапы развития человеческой культуры. Эволюция человечества шла от дикости через варварство к цивилизации. Она представляла собой постулат, развитие, что не исключало возможности временного регресса. В качестве важнейшего средства реконструкции прошлого у Тэйлора выступало открытие повторяющегося в явлениях культуры во времени и пространстве. Этот прием в дальнейшем получил название типологического сравнения и стал важнейшим моментом сравнительно-исторического метода.. И средство проникновения в прошлое — широко используемый Тэйлором метод пережитков. И хотя о пережитках в культуре писали и до Тэйлора, само это понятие вошло в науку только с появлением его трудов. По пережиткам реконструируются исчезнувшие культурные явления и порой гипотетически восстанавливаются целые культурные эпохи или стадии социокультурной эволюции. Метод пережитков получил большую популярность у этнологов эволюционистского направления, однако часто производимые его приверженцами реконструкции уязвимы для критики. На этом основании многие исследователи отрицают научную ценность метода пережитков. Другие же считают, что при тщательном предварительном историческом анализе самого явления, именуемого пережитки, этот метод правомерен (А. Н. Максимов, А. И. Першиц). Однако далеко не всегда такое историческое исследование возможно. Существует также точка зрения, отрицающая существование пережитков, т.к. все компоненты культуры имеют смысл только в её современном контексте (в частности, подход этнологов-функционалистов).

2. Интерпретативный метод - особый подход к этнологии, приписывающий решающее значение роли этнолога как посредника, а не внешнего наблюдателя этнографического опыта. Интерес к интерпретации был также результатом осознания недостатков использовавшихся до того этнографических методов или предубеждений по отношению к ним. Приблизительно с 1960-х гг. интерпретация превратилась в теоретическую альтернативу антропологии, составляющую противовес традиции эмпирических исследований, которая вела свое происхождение из естественных наук. Символическая концепция культуры фокусирует свое внимание на всем, что связано с символами. Культурные феномены, согласно этой концепции, являются символическими феноменами, а потому изучение культуры, по существу, сводится к интерпретации символов и символических действий. Она имеет своей отправной точкой так называемый конструктивный подход к исследованию культурных феноменов, состоящий в изучении общественных связей и отношений между социальными институциями. Но слабость символистского понимания культуры, проявившаяся, в частности, и в творениях классика символической антропологии Гиртца, состоит в особом вниманием к тем символам, которые вырабатывались в ходе взаимодействия индивидов, социальных структур и институций, в то время как сами социальные структуры и институции относительно мало интересовали исследователей. Культурные феномены, согласно символистскому пониманию культуры, являются “символическими формами в структурированном контексте”, а “культурный анализ” (так антропологи-символисты называют свой исследовательский метод, связанный с интерпретацией культурных элементов) представляет собой изучение значимых конструкций и социальных контекстуализаций символических форм.

В наиболее полном виде символическая концепция культуры была изложена в работе Клиффорда Гиртца “Интерпретация культуры”. Культура в понимании Гиртца — это “стратифицированная иерархия значимых структур; она состоит из действий, символов и знаков. Анализ культуры, то есть, этнографическое описание, сделанное антропологами, — это интерпретация интерпретации, вторичная интерпретация мира, который уже постоянно описывается и интерпретируется людьми, которые его создают.” Существование культуры — это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры — означает ее интерпретировать. Поэтому, согласно символической концепции, культура есть система значений, воплощенных в символической форме, включающих действия, словесное выражение и вообще любые значимые объекты — то, посредством чего индивиды вступают друг с другом в коммуникацию и сообщают друг другу свой опыт, формируют общее видение мира и верования. Культурный анализ следует понимать как интерпретативное объяснение значений, воплощенных в символических формах. Этнология, согласно концепции Гиртца, прежде всего стремиться уловить смыслы и значения той или иной культуры, используя при этом в большей мере не свой интеллект, а свою способность к ощущениям. Этнолог погружается в чужую культуру, абстрагируясь от своей собственной. Какие-либо классификации и сравнения при этом невозможны. Д. Крейн понимает метод интерпретации иначе, чем Гиртц и использует его именно для объяснения социокультурных изменений.

Особо стоит подчеркнуть, что современное этнологическое исследование предполагает комплексное использование как методов сбора, так и методов анализа, поскольку именно такой подход дает наиболее систематическую информацию.

 

 

Раздел 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.036 с.)