Зарождение и развитие этнографических знаний в Древности и Средневековье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие этнографических знаний в Древности и Средневековье



 

Человекиздревлеинтересовался тем, что происходит вокруг, осмысливая это в доступных ему формах- наскальных рисунках, статуэтках или с помощью знаковых символов и систем. По мере оформления достаточно устойчивых человеческих коллективов групповая идентичность становится одним из основополагающих императивов человеческого существования и появления дихотомии «мы»-«они». Это противопоставление носило во многом естественных характер, обусловленный целым рядом факторов как психологического характера- «мы»- это мои родственники, друзья, то есть такие же как я и другие, которые отличаются от меня. Так и социально-экономического, когда в условиях низкой эффективности освоения окружающего пространства конкуренция за ресурсыпринимала самыежесткие формыпротивостояния. При этом возрастающая от поколения к поколению социальность индивида, вкупе с усложнением различных ее форм- культурной, религиозной, экономической и др. приводила и к усложнению социального, культурного ландшафта целых регионов и человечества в целом. Сложно сказать, когда конкретно ориентация на внутригрупповую солидарность дополнилась интересом к жизни других таких же групп, в первую очередь, соседей. Но общим местом для большинства исследователей истории этнологического знания является признание того факта, что первые подтвержденные факты фиксации сведений о других народах относятся к эпохе Древних восточных царств.

Надписи вавилонских, ассирийских и персидских царей о свершенных походах и завоеванных народах, изображения людей различного физического типа и в разных одеждах – по сути, первый опыт этнографической рефлексии. А Ветхий Завет, создававшийся по разным данным-в периодсXIII в. по IV в. до нашей эры, по другим оценкам с XII—VIII вв. до н. э. на древнееврейском и арамейском языках – это уже первая в письменной традиции этнографическая теория. Здесь представлена концепция появления и развития человечества в целом, и что немаловажно большой массив сведений этнографических мифов, сведений, включающих родословные потомков древних патриархов, Ноя, Авраама и др., а также описания этических норм, ритуальных предписаний, мифов и легенд разных народов (цит.по: Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология)- СПб., 2004).

Первые попытки систематического осмысления различий между народами относятся уже к античной эпохе. И если произведения греческих авторов до периода Великой греческой колонизации VII – V вв. до н. э. были не особо богаты этнографическими данными- это касается «Иллиады» (IX в. до н.э.) и «Одиссея» (начало VIII вв. до н. э.). То греческие ученые,творившие в период расцвета греческой цивилизации середины- второй половины I-го тысячелетия до н.э., расширили кругозор эллинов в несколько раз. Такие ученые как Ганнон («Морское кругосветное путешествие Ганнона»), Геродот («История»), Пифей («Об океане»), Страбон («История»- не сохранилась и «География») фактически сформировали для своих современников и потомков картину разнообразного и весьма удивительного мира, наполненного народами схожими и разительно отличающимися от эллинов. Ганнон- один из первых греческих путешественников и ученых, проникший еще в Vв. до н.э. на африканский континент и оставивший описание его западного побережья. Геродот Галикарнасский, живший в IVв. до н.э. по праву считается отцом истории так как ему принадлежит заслуга во введении в обиход самого термина. В то же время его с таким же основанием можно считать отцом этнографии (этнологии), поскольку его 9-ти томная «История» уникальная историко-этнографическая энциклопедия,содержащая сведения о народах, проживавших на огромной территории от Пиренейского полуострова на западе до Индостана на востоке и от Восточноевропейской равнины на севере до Северной Африки на юге. В конце IVв. до н.э. греческий ученый Пифей совершил плавание по Атлантическому океану и побывал на Британских островах. Считается, что именно ему принадлежит авторство названий «Британия» и «Альбион». Далее Пифей проследовал вдоль западных берегов Европы и достиг Скандинавского полуострова, сообщив первые сведения о природе и населении этих территорий (цит. по:Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994).Очень много путешествовал греческий историк и географ Страбон, живший в 64г. До н.э.- 20гг. н.э. В его работах упомянуто свыше 800 народов, а также представлены важные сведения процессах освоения территорий и политической жизни народов, описываемых стран (цит. По: Зорин, Бусыгин). Можно даже говорить о существовании целого направления научной мысли- страноведении, сложившимся в указанный период. Кроме исторической и культурной картины греческие ученые на долгое время оформили визуально-географический образ мира, в котором земля уже не покоилась на трех китах, но тем не менее ее размеры и расположение различных регионов представлялось не там, гдеонинаходятся на самом деле. Не смотря на наличие серьезных неточностей «античная картина мира» просуществовала в том или ином виде вплоть до середины второго тысячелетия и окончательно канула в лету лишь в Эпоху Возрождения и Период Великих географических открытий конца XV- первой половины XVI столетий.

Еще одной отличительной чертой многих произведений античных авторов стало сочетание вполне правдоподобные описания с сюжетами откровенно фантастического характера- на подобие историй об одноглазых людях Севера ариампасах или о стерегущих золото грифах, которые приводит в своем труде Геродот (цит. по: Ивик О. История и география загробного мира- М., 2014).Но вэтот период имели место и первые опыты объяснения различий в традициях и обычаях народов, среди которых наиболее известна теория географического детерминизма знаменитого греческого врачевателя и путешественника Гиппократа, связавшего в своем труде «О воздухах, водах и местностях» различия в обычаях и нравах народов с природно-географическими условиями- в которых они проживают.

Период Римской империи являлся во многом преемственным по отношению к греческому в научном отношении, в том числе применительно к этнографическим знаниям. Их характер в целом не изменился, но дополнился существенными сведениями о народах континентальной Европы, с которыми римские полководцы вели продолжительные войны. Среди тех, кто рассказал современникам и оставил потомкам уникальные данные о кельтских и германских народах Европы были Гай Юлий Цезарь, написавший «Записки о гальской войне» и Корнелий Тацит, создавший труд «Германия». В работах обоих авторов имеется много фактов о племенах, населявших европейский континент на рубеже нашей эры. Их сведения отличаются большой достоверностью и точностью. Особенно важно то, что многие описанные обычаи и обряды, бытовавшие в то время у народов Европы, позднее исчезли или претерпели значительные изменения. Более точное название труда Корнелия Тацита звучит следующим образом - «О происхождении германцев и местоположении Германии»- это помимо всего прочего и одна из первых в мировой литературе народоведческих монографий (Цит.по: Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994). Среди значимых работ обобщающего характера, созданных в римский период, можно отметить и состоящий из 18-ти книг труд Амиана Марцелина «История», законченная в самом конце IV- го века н.э. Сам автор, пользуясь личными наблюдениями и чужими материалами, привел описания народов Британии, Фракии, Кавказа, Персии, Аравии и др.

Восточный современник античной цивилизации- Китай дал пример иного подхода к изучению культурных различий, который можно охарактеризовать как государственный. Его особенность заключалась в том, что культурное разнообразие рассматривалось в качестве важного фактора внутренней и внешней политики, в котором основным действующим лицом был не ученый или путешественник, а само государство, которое он представлял. На пример, таким был чиновник дипломат Цжан Цань совершивший во II веке до н.э. грандиозное путешествие из Китая в Среднюю Азию через перевалы Тянь-Шаня, до озера Исык-Куль, Ферганы и Самарканда и оставивший подробное описание всего маршрута, составившего по его собственным расчетам 25 тысяч ли или более 14 тысяч километров (Цит. по: 100 Великих путешественников.-М.,2008). Тем самым ЦжанЦаньсделал возможным в дальнейшем открытие, крупнейшего караванного пути, получившего название Великий Шелковый путь и просуществовавшего вплоть до XVI столетия. А знаменитая Великая китайская стена, грандиозное архитектурное сооружение, строившееся почти 200 лет-по сути, является демонстрацией осознанного и целенаправленного стремления одной культуры, сложившейся в рамках единого государства отгородится от военного и политического влияния других культур.

Таким образом, характерными чертами древнего периода в накоплении этнографических знаний стали следующие:

- преобладание крупных повествовательных произведений описательного характера, созданных авторами на основании личных наблюдений в сочетании со сведениями, полученными от других;

- отсутствие как такового критического анализа при трактовке представляемых сведений, особенно полученных из других источников;

- появление первых научных концепций, основанных на эмпирическом материале.

Период с V по XVвв. в науке традиционно именуют Средневековьем. Стольдлительныйисторическийинтервалимеетразличающиесяпосвоимхарактеристикампериоды, в связи с чем,специалистычастовыделяютв рамкахпонятияСредневековьетакиеэтапыкакРаннее,Классическое и ПозднееСредневековье. Каждыйизнихимеетсвоиособенности с точкизрениясохранения и накопленияэтнографическихзнаний.

Раннее Средневековье как правило датируют V-XIвв. Начальной точкой отсчета считается окончательное падение Западной Римской империи и появление на карте Европы совершенно новых по своему типу и этническому составу государств. Для большей части бывшей римской империи столь кардинальные изменения сопровождались не только утратой некоего государственного центра, но и существенной фрагментаций всех сторон жизнедеятельности человека, начиная, с экономической и политической, заканчивая- культурной и даже психологической. Была разрушена не только империя как государственное образование, но и само цивилизационное пространство, объединяющее политически, юридически и во многом культурно огромные массы населения Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Мир бывших жителей империи радикально сузился до размеров поселения и ближайших территорий. Многие торговые пути быстро деградировали также как и экономические связи между различными регионами бывшей империи. Разрушение существовавшей веками государственно-политической системы и падение общего уровня социально-экономической жизни европейцев естественным образом привело к серьезному снижению образовательного и научного потенциала. Это касалось и общего этнографического кругозора населения. Многие этнографические сведения оказались просто излишне при натуральном типе хозяйства, ставшем основой экономической жизни европейцев на несколько столетий.

Отчасти политической и культурной преемницей Римской империи стала Византийская империя, чья столица Византий, а с IV- го века Новый Рим или Константинополь, раскинулась в двух частях света Европе и Азии, олицетворяя симбиотический характер самого государства- вобравшего в себя черты западной и восточной культуры. Научная мысль Византии, уже имеющая во многом теологическую христианскую основу, тем не менее, сохранила историческую традицию, унаследованную от античности. Среди наиболее известных трудов «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», созданная Прокопием Кесарийским в VI-м веке и написанная в том же веке «Христианская топография» купца КосмыИндикоплова. В VII-м веке увидела свет «История» ФеофилактаСимокатты, позже в 30-50-е годы X в.появились два сочинения византийского императора Константина Багрянородного «О фемах» и «О народах», в которых содержаться достаточно большой объем исторических и этнографических данных (цит. по:Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994). Работы византийских автором интересны и тем, что они впервые фиксируют появление на страницах всемирной истории славян, а также ряда других народов восточной Европы и Азии.

В западной части бывшей римской империи в этот период имели место лишь отдельные попытки описать новую историческую и культурную реальность. Среди них труд готского историка VIв. Иордана «О происхождении и деянии гетов», содержащий ценную информацию о народах Северного Причерноморья и о Великом переселении народов (цит. по:Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994).

Особое место в развитии этнографического кругозора и пополнении этнографических знаний в период Раннего Средневековья сыграли арабские путешественники и ученые. Возникшее в VIIв. на аравийском полуострове государственное образование-Халифат быстро превратилось не только в мощное политическое образование, но и в культурно-цивилизационное явление на основе новой монотеистической религии- ислам. Распространив за короткий срок свое влияние на огромные территории- от Индии на востоке, Перинейского полуострова на западе и от пустныни Сахары на юге до Среднего Поволжья на Севере- исламская цивилизация привнесла много нового в жизнь очень разных народов. Ислам- религия с выраженной нормативно-правовой составляющей как в свое время римское право стала той связующей таканью, которая смогла объединить в единую цивилизацию народы, проживающие не только за тысячи километров друг от друга, но и имеющие совершенно отличный социально-экономический и культурный уклад. Важную роль в том, что ислам обрел столь широкое распространение- играли не только военные успехи халифов, но и арабские ученые, путешественники и купцы, распространявшие знания об исламе. Ярким примером того как ислам обретал новых последователей стало его добровольное принятие волжскими булгарами в 922 году. Сведения о том, как это происходило, а также разнообразная информация о самих булгарах дошла до нас благодаря книге секретаря посольства Аббасидского халифаал-МуктадираАхмада ибн Фадланако двору правителя Волжских Булгар Алмушу. В своей книге «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу» автор подробно описывает жизнь и нравы булгар, хазар, руссов и других народов, встретившихся ему в ходе путешествия. По разным данным за период с X по XIIIвв. на Волге побывало порядка 150 арабских путешественников, оставивших сведения о таких местных народах как булгары, хазары, буртасы, мадьяры и руссы.

Среди других известных арабских путешественников, создавших интереснейшие и фундаментальные труды стоит назвать Аль-Масуди, арабского историка, географа и путешественника IX-Xвв. Не случайно он получил прозвище «арабского Геродота» ведь Аль-Масуди лично объездил обширные территории, среди которых Индия, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Аравийский полуостров, Египет и др. Результатом многочисленных поездок стал труд «Золотые копи» (другой вариант названия «Золотые луга»), в котором автор обобщил разнообразные данные по истории, географии и культурным особенностям различных народов. Труд Аль-Масуди стал своеобразной историко-этнографической энциклопедией раннего средневековья и обессмертил имя автора. В XII-XIII столетии жил и творил Якут аль-Хамави или Ибн Якут. Грек по происхождению в детстве был захвачен в плен и продан арабскому купцу по имени аль-Хамави, который и воспитал его. Ибн Якут объездил Египет, Сирию, Палестину, Аравию, побережье и острова Персидского залива. Ему принадлежат два известных труда- «Словарь литераторов», содержащий более тысячи жизнеописаний арабских литераторов и учёных VII—XIII веков, а также«Словарь стран», обобщивший арабские географические знания домонгольского периода.Еще одним известным арабским путешественником и ученым является Мухаммед ибн-Батутта, живший в XIVстолетии. Его путешествия интересным тем, что ибн-Батута посетил не только территории, населенные арабами, но и Крым, а также земли, входившие в состав Золотой Орды, Среднюю Азию, Индию, Мальдивские острова, остров Цейлон (теперь Шри-Ланка) и Китай. По протяженности маршрутов Ибн Батутта занимает первое место в списке средневековых путешественников. За все время странствий им было пройдено по суше и по морю около 130 тысяч километров. Свои наблюдения он обобщил в книге «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» (цит. по: https://ru.wikipedia.org/wiki). Наконец, помимо, собственно арабских путешественников важный вклад вносили и представители других этнических групп, относящихся к мусульманской цивилизации. В частности, таковым был Махмуд Кажгарский, среднеазиатский автор XIвека, создавший «Тюркский словарь». Это трехтомное сочинение, содержащее сведения о истории и культуре тюркских народов.

Помимо обширных сведений о различных регионах мира и народах их населяющих важной отличительной чертой арабских авторов была щепетильность в отношении получаемой информации. Можно даже сказать, что они зачастую использовали вполне современные методы сбора и обработки информации. В отличии от античных авторов, прежде чем зафиксировать какие либо сведения, полученные от других лиц они перепроверяли информацию несколько раз и лишь после ее подтверждения из разных источников заносили как достоверную. Поэтому труды арабских путешественников практически лишены фантастических сюжетов, что отличает их в положительную сторону в сравнении с античными авторами.

Европа периода классического Средневековья постепенно преодолевают политическую и экономическую раздробленность, как следствие возникает практическая потребность в знаниях о торговых путях и странах, с которыми можно выгодно торговать или подчинить своему влиянию. С наибольшем интересом взоры европейских монархов обращены на Восток, откуда в Европу поступают такие ценные специи, стоившие огромных денег, так как являлись наиболее удачным консервантом. Кроме того интерес европейцев подстегивают рассказы о несметных сокровищах восточных правителей. Но на пути к сказочным богатствам Востока непреодолимой преградой являются арабы, которые осуществляют торговлю с востоком и Западом и не собираются делиться монополией на посредническую торговлю. Некоторым исключением становятся лишь генуэзские и венецианские купцы, имеющие торговые фактории в восточных странах. Сложившийся баланс изменяется с формированием еще одной средневековой империи-Чингис-хана. Монголы под руководством Чингис-хана и его сыновей за несколько десятилетий завоевали и подчинили огромные территории Евразии. Западные границы империи монголов в виде улуса Джучи или по другому «Золотой орды» вплотную приблизились к европейским монархиям. Появление такого могущественного соседа вызывало у европейских правителей не только опасение, но и интерес, а также желание установить более тесные отношения с монгольскими ханами. Наиболее известные попытки установления таких контактов связаны с именами ПланоКрпини и Виллема де Рубрука. ПланоКарпини был итальянским монахом ордена францисканцев. По поручению папы Иннокентия IVв 1245 году уже в немолодом возрасте, ему было на тот момент 63 года, Карпини отправился в ставку великого хана для установления дипломатических отношений между ним и Ватиканом. Путешествуя по территориям монгольской империи, Карпини встретился с ханом Золотой Орды Батыем в его зимнем кочевье Сарай-Бату. Ознакомившись с папской грамотой, которая была переведена наславянский, арабский и татарский языки, хан Батый приказал ехать послам в ставку великого хана, что им и было нужно. Лишь летом 1246 годаКарпини прибыл в Сыр-Орду главную резиденцию великого хана, находившуюся недалеко от столицы империи города Каракорума. К несчастью для итальянского путешественника великий хан Угедей скончался весной этого же года и его трон был еще свободен. Письмо папы Карпини вручил преемнику Угедея - Гуюку, но ответ последнего был не столько обнадеживающим, как на то рассчитывали посланцы папы и заканчивался следующими словами: «Мы поклоняемся нашему Богу и с его помощью разрушим весь мир от востока до Запада». Не смотря на провал дипломатической миссии пребывание в течение нескольких месяцев в резиденции хана дало Карпини возможность тесно познакомится с бытом и обычаями монголов. По возвращении в 1247 году на родину,Карпини написал и представил папе свой труд- «Исторический обзор», чаще в русском переводе именуемый «История монголов», в котором подробно описал все увиденное, включая сведения о нравах монголов, их повседневной жизни, религии и государственном устройстве (Цит. по: 100 Великих путешественников.-М.,2008).

Виллем де Рубрук- фламандский монах-францисканец, служивший при дворе французского короля Людовика IXcовершил путешествие ко двору великого хана в 1253-1255 годах. Целями данного путешествия являлось не только установление дипломатических отношений между дворами двух монархов, но и стремление ввести монгольского хана в сферу влияния французского престола, так как разнесся слух, что он принял христианство. В ходе своего путешествия Рубрук побывал в Крыму, откуда двинулся к низовьям Волгив ставку Батыя. Однако Батый не стал вступать в переговоры с посланцами французского короля и отослал их к великому хану Мунке. Маршрут Рубрука во многом совпадал с маршрутом, по которому ранее проезжал Карпини. После аудиенции у великого хана Рубрук получил разрешение пожить в столице городе Каракоруме, чтобы переждать наступившую зиму. В 1254 году он отправился в обратный путь, посетив такие города как Астрахань, Дербент, Нахичевань и др. В 1255 году Рубрук вернулся на родину. По итогам своего путешествия он написал книгу «Путешествие в восточные страны», в которой сообщил интересные сведения о китайской культуре, с которой он познакомился, проживая в каракоруме, а также о обычаях и быте татар и русских и ряда других народов. В целом, этнографические сведения Карпини и Рубрука дают представление о своеобразной культуре многих восточных народов (цит. по: Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология).-СПб., 2004). Данные произведения стали известны среди европейского образованного общества.

Самым известным и популярным произведением этого периода, содержащим разнообразную информацию о восточных странах и народах, стала «Книга о путешествии Марко Поло». Сам Марко Поло являлся венецианским купцом, хорватом по происхождению. В 1271 году в возрасте 17 лет он вместе с отцом Никколо и дядей Маффео отправился в ставку великого хана Хубилая, располагавшуюся в Китае по пути пройдя через территорию Византии, Армении, Ближний Восток, Персию, Среднюю Азию и Памир. Пришельцы вызвали у великого хана неподдельный интерес, к тому же они преоднесли ему дары от Папы Григория X. Особый интерес у Хубилая вызвал молодой путешественник, приглянувшийся ему своим умом и сообразительностью. Марко Поло был принят на службу к велимому хану, на которой провел порядка 17 лет. За это время он побывал с поручениями в различных частях империи и собрал обширнейшие сведения о народах и культурах. Особенно ценными были его наблюдения о китайцах и монголах. В 1292 году Хубилай отпусти венецианцев на родину с условием, что они снова вернуться. Побывав на островах Суматра и Цейлон (ныне Шри-Ланка), а далее проплыв вдоль Западной Индии, Южного Ирана, пройдя через Ормузский пролив и Персидский залив и побывав в Крыму путешественники 1295 году, наконец, достигли родных краев. Вскоре по прибытии в Венецию Марко Поло принял участие в войне с основными конкурентами венецианцев- генуэзцами, попал в плен и оказался в тюрьме откуда был освобожден только в 1299 году. Считается, что именно в тюрьме он надиктовал свою книгу сокамернику, оказавшемуся талантливым литератором. Издание книги с рассказом о далеком путешествие и подробном описании обычаев и быта китайцев и монголов сделало Поло известным, но отнюдь не самым знаменитым среди современников. Лишь через некоторое время после смерти путешественника его произведение обрело всеевропейскую известность. Не случайно многие историки науки полагают, что именно книга Марко Поло лежала перед Христофором Колумбом на протяжении всего его плавания, ведь, как известно, последний хотел открыть новый путь в Индию. Поэтому труд Марко Поло и сама его личность вошли в золотой фонд мировой литературы и науки.

Путешествие Марко Поло не только венчало период Классического Средневековья, но стало своеобразным прологом к заключительному этапу всего периода Средневековья- так называемому Позднему Средневековью. Дальнейший экономический подъем европейских государств и городов, а также процесс внутриполитической консолидации ведущих из них способствовал интенсификации путешествий и контактов европейцев с представителями стран Востока. Имена Джованни Монтерквино, странствовавшего в первой половине XIVв. по Южной Азии и ОдорикоМаттеуша, первым из европейцев побывавшего в Тибете, Джованни Мариньолии, ставшего папским послом в Китае с 1339 по 1353 гг., одни из самых известных, но далеко не единственные (цит. по: Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994).

В целом говоря о периоде Средневековья и его роли в развитии этнографических знаний можно констатировать:

- объем этнографических знаний возрастал медленно и неравномерно;

- основной интерес у европейцев вызывали Восточные страны, но большинство созданных произведений стали достоянием небольшого круга читателей;

- эмпирически формируются первые методики сбора и обработки этнографических данных, примененные арабскими учеными и путешественниками.

 

 

Глава 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.021 с.)