Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие этнографических знаний в «эпоху просвещения». Предпосылки формирования этнологии в первой половине 19 века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Восемнадцатое столетие знаменовалось появлением в жизни многих народов, но, в первую очередь, европейцев ряда новых явлений, повлиявших на различныестороны жизни отдельного человека и крупных сообществ. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука, а именно естествознание — достигает своей классической формы. Оформляются основные признаки и критерии такой науки: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Кроме того, наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией она предстает как единственно адекватное воплощение разума. Образование в развитых европейских странах становится все более массовым, что формирует среду для «потребления» знания, в том числе и этнографического. Экономическое развитие усилило конкуренцию между странами в «Новом свете» и других регионах, которые стали рассматриваться как важный ресурс. Фактически, «классический колониализм» начинает складываться именно в 18 веке. Усиливающееся колониальное соперничество между Англией и Францией, после заключения Парижского мира 1763 года приняло форму соревнования научных экспедиций. Среди самых известных можно отметить путешествия англичанина Джеймса Кука, а также морские экспедиции французов- Луи-Антуана Бугенвиля и Жана Франсуа Лаперуза. Сын обычного наемного работника Джеймс Кук получил в детстве лишь начальное образование, но его природный ум и целеустремленность позволили ему со временем стать из юнги капитаном судна. В 1768 году Кук отправился в сое первое научное плавание на корабле «Индэвор». Всего он совершил три плавания и каждое -вошло в историю, благодаря совершенным открытиям. Немаловажную роль в популяризации сведений, полученных в ходе экспедиций, сыграл тот факт, что по приглашению Кука в них принимали участие различные ученые. Благодаря экспедициям Кука- были открыты сотни островов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, описаны неизвестные до того народы. Открытие восточного побережья Австралии и основание порта Джексон (ныне город Сидней) положило начало заселению континента европейцами. Большое количество привезенных из трех экспедиций этнографических экспонатов Джеймс Кук передал в дар Британскому королевскому музею. Участвовавший во втором кругосветном плавании Кука немецкий ученый Георг Фостер позднее описал все в двухтомном труде «Путешествие вокруг света». Француз Луи-Антуана Бугенвиль также прославился кругосветным путешествием, в ходе которогопосещает островаТаити, Самоа,Новые Гебриды, Новую Бретань (ныне острова Бисмарка), Новую Гвинею и Маврикий. Ранее основывает колонию на Мальвинских островах (ныне Фольклендские острова). Еще один выдающийся французский мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз- также совершил кругосветное плавание в 1785-1788 годах.Обогнув мыс Горн, его экспедиция посетила- Чили, острова Гавайского архипелага, остров Пасхи, обследовала побережье Корейского полуострова, дошла до Сахалина и открыла пролив между Сахалином и островом Хоккайдо, названный в честь первооткрывателя Лаперузовым, позже побывала в различным частях Тихого океана. Но, к сожалению, вернуться на родину Лаперузу и его экспедиции- было не суждено. В 1788 году они отправились в Новую Каледонию и исчезли. Лишь в 1826 году на одном из островов в Тихом океане были найдены обломки его судна, что подтвердило версию о трагической гибели капитана и всей команды. В 18 веке были осуществлены интересные описания Африканского континента- голландец ВиллемБосман издал труд «Путешествие в Гвинею» (1705г.), а немец Петер Кольбе работу «Описание Мыса Доброй Надежды», в котором одним из первых в науке представил культуру готтентотов. Продолжалось изучение Азии, в 1736 г. вышел в свет четырехтомный сводный труд о Китае монаха иезуита Жан-БатистаЛюгвальда, а в 1770- е годы другой миссионер-иезуит Йозеф Тиффенталлер на основе собственных тридцатилетних личных наблюдений составил «Описание Индии». Французский путешественник –ориенталист АбраамАнкетиль-Дюперон по итогам своей поездки 1755-1761 годов издал два труда об Индии. Позже в 1771году он же опубликовал перевод обнаруженных им у парсов священных текстов Авесты. В 1761-1767 годах большое путешествие по Аравии, Месопотамии, Египту и западному побережью Индии совершил КарстенНибур. По итогам своей экспедиции- он издал две книги «Описание Аравии» и «Путешествие по Аравии и другим странам» (цит. по: Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994). Стоит отдельно сказать об открытии, сделанном монахом отцом Хименесом, нашедшем выдающийся эпос индейцев киче «Пополь-Вух» и осуществившем его перевод. «Пополь-Вух» не просто памятник древней индейской культуры, но и важнейший этнографический источник, содержащий сведения о тысячелетних традициях народа киче, относящихся к цивилизации майя времён постклассического периода. Накопление знаний об обитателях различных районов мира поставило перед мыслящими людьми проблему объяснения величайшего многообразия форм человеческого общества. Ответ на этот вопрос был найден в теории человеческого прогресса, и эволюции. Эпизодически идея присутствовала уже в трудах мыслителей XVII в. Гуго Гроция и Джона Локка. Но систематическое развитие она получила все же в восемнадцатом столетии. С принятием идеи прогресса появилась идея о том, что важнейшие социальные институты- язык, религия, право, власть имеют естественное происхождение и развиваются естественным образом и что изучение более простых обществ даст возможность для лучшего понимания человеческого общества и самого человека. Одним из первых трудов, выполненных именно с таких позиций стала- вышедшая в 1724г. книга французского миссионера иезуита Лафито, проведшего около четверти века среди североамериканских индейцев племени ирокезов «Обычаи дикарей Америки в сравнении с обычаями древних времен». В своей книге Лафито высказал предположение, что у отсталой части населения земного шара того времени сохранились обычаи и общественные институты, которые у народов Европы относятся к отдаленному прошлому. Весомый вклад в дальнейшее изучение законов социального и культурного развития внесли французские просветители. В частности, Монтескье, который поставил перед собой задачу изучить «законы, нравы и разнообразные обычаи всех народов Земли». Отдавая себе отчет, что предмет его исследования необъятен, он сосредоточился на выявлении общих законов и пришел в своем трактате «О духе законов» к идее, что разные элементы социальной жизни общества взаимно связаны друг с другом как части единого целого, или единой системы. Другой представитель французского Просвещения- Кондорсе в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» описал человека, который, начиная с природного состояния, эволюционирует через животноводство и земледелие к письменному алфавиту и собственно эпохе Просвещения. Тогда же стали закладываться первые методологические принципы, исследования других культур и народов. Одним из первых, кто сформулировал их- стал Жозеф-Мари де Жерандо, предложивший в книге «Замечания о различных методах, используемых в наблюдении за дикими народами» следующий метод: «Первое средство узнать дикарей- это в определенном смысле стать одним из них». Но уже в тот период появились голоса, в том числе и среди крупных мыслителей Просвещения, среди которых был и Ж.Руссо, отрицавшие благотворное влияние прогресса на человеческое общество. Этот подход нашел обоснование в теории «благородного дикаря», которая романтизировала естественное состояние отсталых народов, до знакомства с европейцами живших в гармонии и не знавших алчности, стяжательства, лжи и иных элементов цивилизованной европейской культуры- и появление которых в их жизни привело, в конечном итоге, к упадку и страданиям этих народов. Весомый вклад в развитие социо-культурного знания в XVIII в. внесли и представители немецкой классической философии. Например, Гердер попытался совместить общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой конкретной культуры. Другой великий мыслитель Эммануил Кант не только более 20 лет читал в Кенигсбергском университете курс антропологии, но и обобщил свои идеи в работе «Антропология с прагматической точки зрения», вышедшей в 1798г. Наконец, английская научная мысль второй половины XVIIIв. дала примеры всестороннего сравнительного исследования эволюции социальных институтов, сословий, власти и собственности. В которых -были использованы и первые классификации по социально-экономическому принципу. Так Джон Миллар в работе «Происхождение различий сословий» выделил следующие типы обществ: охотники и рыболовы, пастушеские, сельскохозяйственные и торговые народы». А Адам Смит в книге «Теория моральных чувств» попытался «проследить постепенный прогресс юриспруденции- как общественной, так и частной- от диких эпох до самых цивилизованных, а также выявить влияние этих искусств на сохранение и накопление собственности». Таким образом, к концу 18 века в широких научных и общественных кругах Европы-стало утверждаться представление о наличии отдельной сферы научного знания, занимающейся изучением культуры различных обществ, требующее окончательной институализации в форме самостоятельной науки. Первая половина 19 века стала периодом преобразования обобщенного страноведения в этнологию. Этому процессу способствовало дальнейшее развитие научного знания, а также его дифференциация. Из общего философского древа все активней выделялись самостоятельные отрасли научного знания. В случае с этнологией этому способствовал огромный объем сведений, накопленный о различных народах мира, требовавший систематизации и научного осмысления. Стоит сказать, что большого прироста новых данных о неевропейских народах в первые десятилетия 19 века не происходило, так как населенные материки уже были открыты, а проникновение вглубь континентов происходило с затруднениями. Зато отличительной особенностью этого периода стал все возрастающий интерес европейцев к собственной истории и народной культуре. До 18века быт и культура народов Европы практически не находила отражения в трудах ученых, но по мере прироста этнографических сведений в неевропейских народах стали напрашиваться сравнения и аналогии с культурой самих европейцев. Всплеск интереса к собственной народной культуре стал особенно заметен на фоне так называемого анти-наполеоновского движения в странах, находившихся под оккупацией французских войск. В Пруссии сопротивление французам приняло форму гуманитарных и общественных движений. Квитессенцией такого протеста стали «Речи к немецкой нации», написанные известным немецким философом Иоганном Фихте в 1807-1808 годах. В 1810 году появилась книга писателя и общественного деятеля Фридриха Яна «Немецкая народность», всемерно воспевавшая немецкую культуру и народ в целом. Ян также обрисовал программу политического и культурного объединения Германии, в том числе с помощью восстановления и популяризации народных праздников, зрелищ, охраны национальных памятников. Возросшая популярность подобных идей, особенно в среде ученых гуманитариев способствовала изучению фольклора. Результатом стало появление обширной научной и просветительской литературы. Одним из ярких примеров этого может считаться изданный в 1812 и 1814 году двух томный труд «Детские и домашние сказки», созданный из собранных сказаний братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Еще спустя три года- в 1815 году Гримм издали древнеисландский эпос «Эдда» (цит. по: Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994).Другим результатом анти-наполеоновских настроений в среде немецкой интеллигенции стало появление теоретического направления подназванием «историческая школа права», основоположником и идейным вдохновителем которой считается Фридрих фон Савиньи. Представители этого направления считали право проявлением внутренней природы нации. В рамках «исторической школы права» была предпринята попытка изучения взаимодействия римского права и «варварских» обычаев Средневековья (Цит.по: Никишенков А. История британской социальной антропологии.-М., 2008). Подобный интерес к собственной народной культуре и истории не обошел стороной и ученых из других европейских стран. Во Франции в 1804 году была создана «Кельтская академия», переименованная позже в «Общество древностей Франции», занимавшаяся сбором и публикацией текстов народных песен. Таким образом в 1837 году был издан полный текст средневековой поэмы «Песнь о Роланде», а в 1839 году- сборник бретонских народных песен. В Швеции в 1844 году вышел в свет сборник «Шведские народные песни». В Финляндии- поэт и врач по профессии ЭлиасЛёнрот издал в 1835 году воссозданный им из «рун» народный эпос «Калевала». Фольклором вдохновлялся и самый известный в мире сказочник- датчанин Ганс Христиан Андерсен (цит. по: Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994). А в США поэт Генри Лонгфелло, использовав записанные мифы и легенды племен алгонкинов и ирокезов, сочинил и издал поэму «Песнь о Гайавате», ставшую классикой американской литературы. На основе введения в научный оборот и популяризации образцов народной культуры в первой половине 19в. в европейской науке сформировалась первая своего рода прото-научная «мифологическая школа». Принято считать, что ее окончательное концептуальное оформление произошло с выходом в свет работы братьев Гримм «Немецкая мифология». Общими положениями мифологической школы стали следующие: - некогда существовал единый индоевропейский пранарод, говоривший на едином праязыке и разделявший единую систему религиозных представлений; - расселение индоевропецев привело к распаду их культурно-языкового единства, но его можно реконструировать; - религиозные представления находили самое полное отражение в мифах, из которых позднее возникли сказки и другие жанры устного народного творчества; - с помощью мифа происходило обожествление атмосферных явлений, сил природы и небесных светил. Фольклор современных европейских народов –своеобразные остатки древнего астрально-магического мировоззрения; - фольклор- это бессознательное и безличное творчество «народной души» и по настоящему национальное искусство возможно только при условии обращения авторов к мифологии. Мифологическая школа получила и философское обоснование в лице Фридриха Шеллинга, а также Августа и Фридриха Шлегелей, которые рассматривали мифологию как своеобразную «естественную религию» и первичный материал любого вида искусства (цит. по:Зорин А.Н. Основы этнографии, Казань, 1994). К приверженцам школы относились такие ученые как А.Кун и В.Шварц в Германии, М.Мюллер, Дж.Кокс в Англии, А. де Губернатис в Италии, М.Бреаль во Франции и др. Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840-50-х гг. Ее основоположником был Ф. И. Буслаев. Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание проявилось в двух важнейших формах: языке и мифе. Миф — форма народной мысли и народного сознания (Цит.по:http://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor).Кроме Ф.И. Буслаева идеи мифологической школы разделялиА.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, И.А.Худяков и А.А.Котляревский. Говоря о вкладе «мифологической школы» в развитие этнографической науки надо указать на двойственный характер ее наследия. С одной стороны, благодаря ученым этого направления был собран и систематизирован большой пласт этнографических данных, относящихся к истории и культуре многих европейских народов. С другой, романтизация народной культуры и преувеличенная оценка такого важного, но далеко не единственного этнографического источника как фольклор и мифы, а также вольные интерпретации на тему исторического прошлого не позволяют рассматривать «мифологическую школу» как- полноценную научную методологию. Тем не менее появление теоретических концепций наподобие «мифологической» являются свидетельством того, что формирование этнологии как самостоятельной науки вступило к середине 19в. в окончательную фазу. Другим важным элементом институализации этнологического знания и преобразования его в полноценную науку стало появление к середине 19 века научных обществ этнологии и этнографии в целом ряде стран. Хронологически первым подобным обществом стало «Парижское общество этнологии», созданное в 1839 году. В 1842 году появилось «Американское этнологическое общество», а годом позже «Этнологическое общество» в Англии. Таким образом, завершилась трансформация этнологического знания в самостоятельную науку.
Глава 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.011 с.) |