Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в учебный курс 5

Поиск

Э Т Н О Л О Г И Я

У ч е б н и к

 

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор А.Н. Юзеев

Доктор исторических наук Р. Р. Фахрутдинов

 

 

Этнология. Учебник / Т. А. Титова, В. Е. Козлов, Е. В. Фролова, И. А. Мухаметзарипов. Под общей редакцией Т. А, Титовой Казань, 2017.???с.

 

Учебник содержит основную информацию о разнообразии форм и единства содержания этнической картины мира, формировании представления об этнических образованиях, формах и направленности этнических процессов в прошлом и настоящем. Особое внимание в учебнике уделяется современным теоретико-методологическим основам науки, соответствующим современному уровню развития этнологии и социальной антропологии. Авторы освещают историю развития этнологии, подробно останавливаются на научных школах, знакомят с проблемой этничности, идентичности, межкультурного взаимодействия и коммуникации, межэтнических конфликтов. Последние вопросы особо актуальны для многонациональных и поликонфессиональных регионов России. В учебнике дана подробная классификация народов мира по различным основаниям (географическое местоположение, хозяйственная деятельность, антропологические, языковые, религиозные особенности). Отдельный раздел отведен актуальной научной и учебной дисциплине ‑ юридической антропологии (антропологии права).

В конце каждого раздела приводится список рекомендуемой литературы для более углубленного изучения рассматриваемых в разделе вопросов. Для студентов (бакалавров и магистров), аспирантов, преподавателей гуманитарного профиля, специалистов в области этнологии, культурной и социальной антропологии, культурологии, социологии, политологии.

 

 

© Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017

© Коллектив авторов, 2017


 

Оглавление

Раздел 1. Введение в учебный курс 5

Глава 1. Название науки о народах: история появления и современные варианты обозначений 5

Глава 2. Предмет и объект этнологии 11

Глава 3. Цель, задачи и значение этнологии 12

Глава 4. Этнология в структуре научного знания 16

Раздел 2.Методы исследовательской работы в этнологии 25

Глава 1. Методы организации исследовательской работы в этнологии. Полевые методы 25

Глава 2. Этнографическая экспедиция 41

Глава 3. Методы обработки,обобщения и анализа 52

Раздел 3. История развития этнологических знаний 65

Глава 1. Зарождение и развитие этнографических знаний в Древности и Средневековье 65

Глава 2. Расширение этнографических знаний в «Эпоху Великих географических открытий» и Новое время 79

Глава 3. Развитие этнографических знаний в «Эпоху просвещения». Предпосылки формирования этнологии в первой половине 19 века. 87

Глава 4. Становление и развитие этнографических знаний в России 96

Раздел 4. Научные школы в этнологии 114

Глава 1. Эволюционистская теория культуры 114

Глава 2. Школа диффузионизма в этнологии 129

Глава 3. Французская социологическая школа 137

Глава 4. Функционализм и структурный функционализм 143

Глава 5. Американская школа исторической этнологии 151

Глава 6. Структурализм 155

Глава 7. Методология постмодернизма в антропологии 161

Глава 8. Теория этноса 168

Раздел 5. Этничность, этническая идентичность и межкультурное взаимодействие 176

Глава 1. Теоретические подходы к изучению этничности 176

Глава 2. Этническая идентичность: понятие, структура, типология 188

Глава 3. Этнические стереотипы и подходы к их изучению. Стереотипы. Предубеждения и предрассудки 199

Раздел 6. Этническая культура 215

Глава 1. Понятие «культура» и его эволюция 215

Глава 2. Механизмы культурной трансмиссии 221

Глава 3. Виды этнической культуры 226

Раздел 9. Классификации народов мира 301

Глава 1. Географическая и хозяйственно-культурная классификации 301

Глава 2. Антропологическая классификация 306

Глава 3. Этнолингвистическая классификация 320

Глава 4. Конфессиональная классификация народов мира 332

Раздел 1

Введение в учебный курс

Глава 1.

 

Название науки о народах: история появления и современные варианты обозначений

На земном шаре по разным оценкам проживает от 2,5 до 5тысяч народов. Все они обладают уникальными, самобытными чертами и историей, что делает их важной частью общемирового культурного пространства. Еще с древних времен контакты между народами обусловили взаимный интерес, в основе которого лежали экономические, политические и культурные мотивы. Многочисленные путешественники, миссионеры, торговцы и военные деятели оставили для современников и потомков описания народов и стран, которые они посещали. Но лишь в первые десятилетия XIX века общее развитие экономики, политической системы и научного мировоззрения в Европейских странах привели к пониманию, что должна быть самостоятельная наука, которая будет изучать различные народы. Тогда же были предложены названия для новой науки – этнология и этнография. Существуют различные свидетельства о точном времени их появления, месте и авторстве, в частности, встречаются сведения, что термин этнология был введен в научный оборот в 1784 г. французским ученым А. Шаванном. Но более распространенной является точка зрения, что оба термина вошли в научный оборот примерно в одно время в Германии и Франции, а к середине XIX века окончательно закрепились в качестве названий науки о народах. Например, знаменитый французский ученый Жан Жак Ампер в 1830г. разработал и опубликовал общую классификацию гуманитарных наук, среди которых выделил этнологию и предложил использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах. При этом он разбил ее на два раздела - «элементарную этнологию» и «сравнительную этнологию». Одновременно с распространением термина этнология происходило распространение и другого названия науки о народах- этнография. Широта использования каждого из двух названий определялась, в первую очередь, научной традицией. Так во Франции использовалось название этнология, здесь же возникло и первое научное общество - Парижское общество этнологии (1839г.), а в Германии и России более распространенным термином стал термин - этнография. Подобная ситуация во многом была обусловлена господствующими представлениями о предмете и задачах новой науки, что и нашло отражение в одном и другом названиях. Так название этнология состоит из двух греческих корней «этнос»- народ, племя негреческого происхождения и «логос»- наука, таким образом, буквальный перевод означал - «наука о народах». В то время как термин этнография буквально означает «народоописание», - «графос» с греческого- «пишу». Появление и распространение именно этого названия в Германии было связано с популярностью в научных и общественных кругах германоязычного мира с начала XIX века идеи о делении всех народов на «исторические», т.е. такие, которые вершат историю (под ними подразумевались, в первую очередь, европейские народы) и «неисторические» народы, которые- находятся как бы на обочине исторического процесса, пребывая в инертном полупервобытном состоянии. Именно вторые и должна рассматривать этнография. Но поскольку культура этих народов в сравнении с европейскими народами примитивна, то ее достаточно лишь научно описать. Кроме того в Германии закрепилось деление наук о народах на две отрасли: Voelkerkunde –синоним этнографии, ставившее своей целью изучение внеевропейских народов и «Voelkskunde»-народоведение, изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры.

В России ситуация с использованием термина этнография была иной. Значительную роль в формировании научного знания здесь еще с Петровских времен играли приглашенные по контрактам заграничные ученые, большинство которых, так исторически сложилось - были из германоязычных стран. Это обусловило тесные академические связи с германоязычным научным миром, что в свою очередь способствовало и проникновению в российскую научную традицию именно термина этнография в качестве наименования науки о народах. Но в отличие от Германии- этнография в России всегда рассматривалась как полноценная наука, изучающая все народы без деления их на исторические и неисторические, при этом термин этнология имел параллельное хождение, но был менее популярен. Подобная специфика использования обоих терминов в различных странах сохранялась и во второй половине XIX в. и большую часть XX-го. Достаточно распространенным в настоящее время является и такой подход к терминологической систематизации, когда этнография рассматривается как субдисциплина или отрасль этнологии, которая изучает «традиционные» или «архаичные» общества, в то время как этнология- объединяет всю совокупность научного изучения этнического многообразия – включая и теоретическое осмысление этнического феномена. Отечественная научная традиция имеет свою особую историю. На протяжении XIX - нач.XX-го века термины этнография и этнология рассматривались в российской науке скорее как синонимы, но при этом чаще использовался первый. С конца 1920-х годов этнология в СССР запрещается с формулировкой «суррогат буржуазного обществоведения чуждый интересам нового советского общества» и остается только термин этнография, который и используется в качестве названия науки вплоть до 1989 года, когда в рамках Всесоюзной конференции этнографов и антропологов, состоявшейся в Алма-Ате, было принято решение официально закрепить в качестве наименования науки о народах – название этнология, при этом термин этнография сохранить как синоним. С этого момента и до настоящего времени официальным названием науки о народах в России является - этнология, что значительно упростило взаимодействие отечественного научного сообщества с зарубежными коллегами. Но по-прежнему, термин этнография в форме прилагательного чаще используется применительно к практическим полевым исследованиям или профильной музейной деятельности, например, общеупотребительными выражениями являются такие как этнографическая экспедиция или этнографическая коллекция.

На этом особенности формирования терминологического аппарата данной отрасли научного знания не исчерпываются, поскольку наряду с уже упоминавшимися терминами получила распространение систематизация научного знания о человеке в рамках такой науки как антропология. Сам термин антропология появился в XVI в. в Германии в названии анатомического труда М.Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека», где повествовалось о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат О.Касмана «Антропологическая психология, или Учение о человеческой душе». В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души. Европейский Ренессанс (XV - XVI вв.) утвердил двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Это позволило французским энциклопедистам уже в эпоху Просвещения расширить значение и смысл антропологии и понимать ее как всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII -начала XIX вв., в частности, И.Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. Бурное развитие антропологии происходило в XVIII в. благодаря расширяющейся колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам, что прямым образом коснулось Великобритании и ее доминионов. В XIXв. в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. В течение XIXв. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. В современной гуманитарной мысли понятие антропология, используется в узкой и широкой интерпретации. В рамках первой - она подразумевает конкретную отрасль знания, изучающую прошлое человечества; в рамках второй- предполагает всестороннее осмысление человеческого опыта в его биологическом, социальном и культурном измерении.

Кроме того, имеются различные научные традиции использования определенного названия науки о человеке и культурах в различных странах. Так в США эту науку именуют антропологией (а также культурной антропологией), в Великобритании и ее бывших колониях называют социальной антропологией, в Европе чаще называют этнологией, а в Германии – этнографией.

При этом в последние несколько десятилетий появились и обрели свое место в научном знании целый ряд производных и междисциплинарных направлений, использующих в своем наименовании термин антропология. Среди них такие как - психологическая антропология, юридическая антропология, экономическая антропология, медицинская антропология и др.

Таким образом, к настоящему времени в мировом научном сообществе сложилась достаточно сложная система использования того или иного названия науки, изучающей народы и культуры. Если сознательно несколько упростить пеструю картину, то она будет выглядеть следующим образом: в континентальной Европе и России используется название этнология, в Великобритании, ряде стран Британского содружества за исключением Канады, а также в странах длительное время находившихся под колониальным управлением Великобритании, например, Индии, Египте и др.- используется название социальная антропология, в США и Канаде- культурная антропология. Термин этнография за рубежом чаще используется в случае, когда речь идет о «полевом» исследовании и сборе материалов, а в России как синоним этнологии. В нашем учебном курсе мы будем использовать в качестве основного названия науки о народах именно этнология.

 

РАЗДЕЛ 2

Глава 1

Глава 2

Этнографическая экспедиция

Этнографическая экспедиция может носить маршрутный или кустовой характер.

Маршрутные экспедиции – как правило, первичное знакомство с народом. При маршрутном обследовании экспедиция перемещается в области изучения по непрерывному "линейному" маршруту с последовательными остановками в каждом пункте изучения на один-два-три дня для сбора материалов. Определяется определенный маршрут и по пути следования фиксируются все характерные элементы материальной, духовной и социальной культуры народов, его культурно - бытовые особенности.

Кустовой способ используется для углубленного изучения народа. В определенных населенных пунктах делают длительную остановку и оттуда совершают выезды в ближайшие населенные пункты. Получают представления о культурно-бытовых особенностях народа, живущего на значительной территории. Метод кустового обследования позволяет сочетать выгоды полустационарных углубленных, полевых исследований на базовом пункте с маневренностью маршрутного обследования соседних поселений. При кустовом обследовании на сбор материалов в базовом пункте затрачивается большая часть времени (5-7 дней), а на обследование соседних пунктов - по одному - два дня. Если экспедиция располагает достаточным количеством сотрудников, то обычно каждый из них изучает на базовом пункте отдельную тему, а после обобщения полученных результатов участники экспедиции, разбившись на небольшие группы, за один-два дня могут охватить проверочными маршрутами большую территорию вокруг базового пункта, ведя сбор материалов по всем темам экспедиции.

Кустовое обследование можно в различных вариантах сочетать с маршрутным обследованием: в этом случае экспедиция может либо предпринять связанную единым маршрутом цепь кустовых обследований, либо последовательно вести то кустовое (в этнографически наиболее интересных пунктах), то маршрутное обследование.

Для проведения этнографической экспедиции необходимо все тщательно спланировать. Цель работы в поле – не только поговорить с наибольшим числом людей и собрать информацию по максимальному количеству тем, но и ограничить исследование настолько, насколько нужно для полного освоения эмпирической области.

 

Этнографическая экспедиция делится на 3 этапа:

Подготовительный период.

- В подготовительный период необходимо использовать исторический метод, предполагающий изучение археологических материалов и письменных источников. Собираясь в экспедицию, все ее участники обязаны:

- изучить имеющийся материал по изучаемому народу (проблеме, теме) насколько это возможно;.

- подготовить программу, которая включает в себя – цель, задачи, методы, выборку и т.д. По данной программе будет проводиться сбор полевого материала;

- подготовить Инструментарий – анкета, топик-гайд интервью, топик-гайд (сценарий) для фокус-групп и т.д.;

- распределить обязанности;

- детально разработать маршрут экспедиции;

- уделить особое внимание безопасности экспедиции;

- решить материально-техническое обеспечение экспедиции.

Руководит подготовкой экспедиции и ее дальнейшим проведением – начальник экспедиции.

2. Полевой этап. Помимо вышеизложенных при сборе полевого материала в экспедиции используются следующие методы:

Сбор иллюстративного материала. Фиксация вещественных материалов. Основное требование к этому виду работ - точность передачи встречающихся явлений и объектов и их основных особенностей. Фиксация вещественных материалов включает в себя:

1) Описание предметов или явлений. При описании полезно придерживаться определенного порядка, определенной последовательности. Так, если описывается жилище, то начинают с описания устройства фундамента, затем стен, кровли, потом переходят к описанию деталей (дверей, окон) и т. д. Последовательность и порядок каждый раз зависят от целей исследования и от характера изучаемых явлений. Так, при описании обрядов составляют, если это известно заранее, "сценарий" обряда, его схему и распределяют обязанности наблюдателей за отдельными этапами обряда. Начинающему полевому исследователю лучше всего описывать такие сложные действия, как процессы труда, обряды и т. п. в том порядке, в каком они производятся.

2) Графические приемы: рисование, черчение, копирование.
Рисование (полевое этнографическое) не требует особых способностей. Каждый человек может освоить простейшие приемы этнографического рисования, Рисование (масштабное, по координатной сетке и др.) позволяет графически изобразить устройство сложных орудий труда, показать принцип взаимодействия их частей и характер рабочих операций. На рисунках-схемах легко и удобно проставить наименования фиксируемого, предмета и его частей. Рисование дает возможность более точно, чем цветная фотография, фиксировать цветовые соотношения узоров, росписей, орнаментов и т.п.

К этнографическому рисованию по своим приемам тесно примыкает черчение. С помощью масштабного черчения составляют планы построек, чертежи орудий труда, чертежи-выкройки одежды, чертежи, утвари и т. д.

Копирование часто применяется для снятия копий, с тканей и вышивок, росписи и т. п. Наиболее употребительны копирование через кальку или на обычную тонкую бумагу "на просвет" и копирование методом прямого или обратного эстампажа. При прямом эстампаже на выпуклый или резной узор наносится краска, затем этот узор отпечатывают на бумаге. При обратном эстампаже на узор накладывается бумага или калька и мягким карандашом или куском графита бумага притирается по узору.

3) Фотографирование, кроме умелого пользования наличной аппаратурой, требует знания основных правил и приемов фотографии различных предметов и объектов.

4.) Съемка планов поселений требует овладения топографическими навыками. (Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.)

 

Сбор этнографических коллекций. Никакие описание, фотография или рисунок не в состоянии заменить собой саму вещь, сам предмет. Особенно важно собирать те предметы народной культуры, которые выходят или уже вышли из массового употребления. Современная эпоха с ее развитыми экономическими связями и массовым промышленным производством предметов быта характерна в частности тем, что многие особенности местной культуры, сохранявшиеся долгое время быстро и порой бесследно исчезают. Этнографы, изучающие народную традиционную культуру, призваны собрать и сохранить в музеях все, что возможно. Сбор этнографических коллекций нельзя вести бессистемно. Главная задача при собирании коллекций - выделить наиболее типичные элементы культуры, характерные для данного населения и определенного периода его жизни. При сборах стремятся не столько к приобретению каких-то "выдающихся", уникальных экспонатов, сколько к систематическому подбору наиболее типовых предметов. Таким образом, первое требование к этнографической коллекции - требование типичности собираемых экспонатов.

Определяя типичность тех или иных вещей, следует иметь в виду и изменчивость культуры во времени. То, что типично для одного, исторического периода, становится нетипичным для другого. Поэтому, если возможно, стараются выделить разные "пласты", комплексы предметов, типичные для каждого периода. Этнограф обязан стремиться к тому, чтобы в его коллекциях были представлены комплексы, вещей. Комплекс вещей - такое собрание предметов, которое наиболее полно отражает определенный раздел народной культуры, определенную сторону жизни населения. Такие комплексы могут быть широкими или узкими. Так, можно собирать все, что относится к хозяйству населения данного региона (населенного пункта), а можно сузить задачу и собирать лишь вещи, характеризующие какую-нибудь одну отрасль хозяйства или прочих занятий. При сборе коллекции одежды важно получить по – возможности больше элементов одежды, от головных уборов до обуви, одежду будничную и праздничную, летнюю, зимнюю, межсезонную и т.д. Собирая вещи, нужно стремиться к тому, чтобы они были из одного региона. Ни в коем случае нельзя составлять смешанные комплексы из разных по культурным особенностям мест.

Собирая вещи, этнограф обязан составить к каждой вещи; к каждому экспонату и к комплексу в целом подробное описание, "легенду". В этой легенде указывается:

1) время и место приобретения вещи;

2) полное имя владельца вещи;

3) имя, возраст и место жительства тех, кто пользовался этими вещами;

4) имя, возраст (или дату изготовления вещи) и место жительства тех, кто делал эту вещь;

5) название вещи местное и общепринятое;

6) назначение вещи и способ ее употребления (возможно подробнее);

7) краткое описание вещи с указанием ее особенностей и характерных признаков (чтобы не спутать с другими, подобными экспонатами).

Такая легенда должна быть собрана и записана со всеми возможными подробностями. Она служит основанием для составления музейного паспорта вещи. Без такого паспорта невозможно научное использование коллекции, какие бы ценные экспонаты она не содержала.

Для фиксации собираемых коллекций в экспедиции заводят особую тетрадь или выделяют страницы в дневнике, полевой тетради. Каждая вновь приобретенная вещь записывается в порядке приобретения под отдельным номером.

Далеко не всегда работникам экспедиции удается приобрести интересные экспонаты. По разным причинам (из-за нежелания владельцев уступить вещь, нехватки средств на приобретение, трудностей транспортировки и т. п.) многие возможные экспонаты остаются на месте. В таком случае необходимо записать, точное местонахождение вещи, имя владельца и передать эти сведения в музей или другую научно – исследовательскую организацию для взятия на учет.

Материалы, собираемые в ходе полевых исследований, фиксируются в различных полевых документах. Записи бесед с информаторами, анкеты, описания различных явлений, рисунки, чертежи, выкройки, планы - все это исторические документы, ценность которых со временем возрастает все более. Поэтому правильное оформление и составление полевых документов имеют первостепенное значение. К числу основных полевых документов относятся: полевые тетради, экспедиционные дневники, анкеты, графические материалы, фотоматериалы и видеоматериалы, аудиозаписи и пр.

Полевые тетради нумеруются (каждый лист). Вырывать листы из полевой тетради, особенно исписанные, ни в коем случае нельзя. На первой или последней странице тетради указывается количество пронумерованных листов. Каждый участник делает записи только в своей личной полевой тетради. В дневнике записываются также предварительные выводы, сделанные во время полевой работы, заносятся сведения о передвижениях экспедиции и ее отрядов и многое другое. Систематическое ведение дневника особенно, полезно для начинающих полевых работников, так как оно развивает наблюдательность, помогает систематизировать наблюдения, приучает делать обобщения.

Общее требование к фиксации любого полевого материала – исключительная точность. Никаких фантазий. Все записывать как есть. Свои сомнения, предположения, замечания, вопросы и т.д. записывать на полях полевого дневника. Чтобы получить от информатора более достоверный материал, при опросе следует соблюдать необходимые методические требования. Без разрешения информатора нельзя производить какие-либо записи. Их можно делать лишь после того, как вы познакомились, и когда информатор узнает, зачем вам нужен спрашиваемый материал. Необходимо выяснить возраст, социальное положение информатора и давно ли он живет в данном населенном пункте. Последнее важно потому, что информатор, всю жизнь проживший в другом районе, будет рассказывать о фактах и явлениях, имевших место и проходивших в той местности, в какой он жил ранее. Представители различных социальных групп дадут различные оценки одному и тому же явлению или событию. При расспросе необходимо самому знать то, о чем вы расспрашиваете. Также при выяснении того или иного вопроса необходимо расспрашивать нескольких информаторов. Только тогда можно получить объективные данные.

Опрос необходимо вести тактично, помня, что перед вами человек, который, быть может, первый раз в жизни дает интервью. Поэтому нельзя задавать непонятные вопросы и пользоваться научными терминами. Опрос необходимо вести минимальным количеством человек: один расспрашивает, другой пишет, снимает на камеру и т.д. Необходимо также принимать приглашения местных жителей на различные семейные мероприятия от обеда до свадьбы. Это даст возможность увидеть некоторые детали семейного быта, местной культуры, попробовать национальные блюда и напитки и т.д. и установить таким образом более тесные контакты с местными жителями. При ведении полевых заметок важную роль играет также фиксация невербального поведения. Мимика, позы, жесты часто обнажают коммуникативные намерения участников взаимодействия даже лучше, чем слова. Во многих культурах значимым и подлежащим интерпретации является пространственное расположение участников взаимодействия. Речь здесь идет не только о том, что, например, для большинства традиционных культур порядок расположения гостей за столом отражает социальный статус последних. Пространственная организация взаимодействия также встроена во многие институты и культурные коды современных обществ.

 

В ходе полевого этапа экспедиции очень важно такое качество исследователя как наблюдательность. Наблюдательность по сути необходимое качество этнолога (антрополога, этнографа). Результаты наблюдений нужно записывать очень подробно. Необходимо фиксировать все детали, каждую мелочь. Все это пригодится при последующей обработке материала. Рекомендуется записывать отдельные события, даже не имеющие, на первый взгляд, отношения к исследованию. При обработке материала они помогут восстановить в памяти многое другое, связанное с исследованием, отделить данный населенный пункт от остальных, вспомнить многие интересные детали. При появлении в новом населенном пункте не рекомендуется сразу же производить записи. Это может вызвать не нужные подозрения местных жителей и задержать установление с ними деловых контактов. Поэтому необходимо развивать зрительную память, запоминать все увиденное и услышанное, а при благоприятных обстоятельствах производить подробную запись. "Мало глядеть, надо видеть" – таков девиз полевика - исследователя. А умение видеть зависит, в первую очередь, от объема знаний исследователя, от его опыта и старания. Поэтому еще раз следует подчеркнуть важность предэкспедиционной подготовки этнолога (антрополога). Хорошая качественная подготовка значительно увеличивает «зоркость» исследователя в полевых условиях.

. Камеральная обработка – заключительный этап экспедиции. Проводится сразу после приезда из экспедиции. В этот период необходимо:

- привести в порядок дневники;

- систематизировать иллюстративный материал;

- привести в порядок статистические материалы, сделать суммарные подсчеты с помощью компьютерных программ.

 

Материалы, собранные во время экспедиционной работы, являются и одним из видов исторических источников и подлежат длительному хранению. Поэтому их подвергают особой обработке с тем, чтобы ими было удобно пользоваться, чтобы они содержали все необходимые данные, подтверждающие их достоверность, и т. д.

Основные требования к полевым материалам таковы: 1) должны быть указаны необходимые исходные данные: место сбора, время сбора, полная характеристика источника, откуда получены материалы; 2) полевые материалы должны быть обработаны таким образом, чтобы их легко могли использовать в научной работе не только участники экспедиции, но и любой другой исследователь; 3) материалы должны быть так обработаны, чтобы они не подверглись порче при длительном хранении. Первое требование обеспечивается тем, что каждая экспедиция представляет точный маршрут своей работы, сопровождая его картой. Указывается время работ в каждом пункте. Все черновые полевые материалы перед сдачей на хранение обрабатываются. Полевые записи в тетрадях переписываются или печатаются на компьютере, причем требуется, чтобы к местным терминам и выражениям давались специальные пояснения. Графические материалы экспедиций прежде всего обрабатываются так, чтобы их можно было длительно хранить. Все рисунки, чертежи, схемы, если они сделаны в поле карандашом, перечерчиваются или перерисовываются тушью. Уточняются и все исходные данные, необходимые для точной локализации данного чертежа или рисунка, исполнитель, время исполнения. Графические материалы собираются в специальные папки по тематическому признаку. К каждой папке составляется указатель-опись содержащихся в ней рисунков и чертежей. О каждом листе даются необходимые сведения: содержание листа (план, чертеж, рисунок), краткая характеристика изображенного предмета или явления (время бытования, главные особенности, название и т. п.), время фиксации и исполнитель. Если к данному рисунку или чертежу имеются пояснения или дополнения в других полевых документах (описание, запись информации, фотоснимок), в описи указываются и исходные данные этих дополнительных сведений. При пользовании графическими материалами экспедиций вначале даются описи и по ним отбираются нужные листы. Описи составляются в двух экземплярах - один вкладывается в папку, второй прилагается к отчету экспедиции. Фотографические материалы и кинопленки должны быть правильно и тщательно обработаны. Фотографии группируются по тематическому признаку. Клеить в альбомы или на паспарту их не обязательно. Если фотографии дублируют материалы, фиксированные другим способом, один экземпляр фотоснимка хорошо приложить к соответствующему плану или рисунку. (Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.)

С появлением компьютера кино и фотоматериалы систематизируются и хранятся на компьютере и на нескольких флеш-носителях. Все коллекции вещей и экспонатов передаются на хранение в музей с соблюдением всех правил их музейной обработки. В материалах экспедиции остается опись вещей и их легенды (копии легенд передаются в музей). Заключительным этапом работы экспедиции является составление отчета экспедиции. Отчет составляется в соответствии с программой работы экспедиции с необходимыми уточнениями и изменениями. В отчете указывается: время и место работы; основные темы и разделы работы; маршрут экспедиции и время работы по пунктам маршрута; количество и характер собранных материалов; сводка полученных данных по темам работы экспедиции (такие сводки по каждой теме составляет участник экспедиции, которому поручена данная тема); краткие научные выводы и обобщения, которые можно сделать на основании проведенной работы. Для большей наглядности сведения, полученные в экспедиции, наносятся на специальную карту.

 

Глава 3.

Математические методы.

Развитие естественных и точных наук, появление удобной вычислительной техники оказали влияние на распространение методов массового количественного анализа в этнографии. По сути дела, зерно такого анализа содержалось уже в сравнительно-типологическом методе, но тогда ограничивались лишь визуальными наблюдениями. Теперь появилась возможность на основе большого количества данных провести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой. К таким методикам относятся различного рода специализированные программы (например, SPSS),позволяющие проводить как двумерные так и многомерные количественные распределения полевых эмпирических материалов.

Существуют разнообразные методы анализа документов. Наиболее распространенными из них являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Традиционный (классический) анализ включает в себя умственные операции, направленные на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Такой анализ позволяет проникать вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты. Слабостью традиционного анализа является субъективизм.

Преодолеть субъективизм помогает формализованный (качественный) метод анализа документов - контент-анализ. Контент-анализ, или научный анализ основан на статистическом учете различных количественных показателей изучаемых явлений, объективных характеристик текста. Это, например, частота публикации в прессе материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией определенным проблемам, рубрикам, авторам и т.д. Суть такого анализа можно свести к схеме: «как - с какой целью - каков результат». На основании изменений в текстах газет, журналов, передач телевидения, в текстах договоров можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, функционировании социальных институтов, общественных организаций и пр., имеющих непосредственное отношение к объекту анализа. По содержанию и структуре текста можно определить характер взаимоотношений в тех системах, где родился документ, выявить тенденции функционирования интересующего института, восстановить его эмпирическое бытие. Важно выяснить связь текста с фактами, событиями, отношениями, о которых идет речь, установить интересы, которые определяли принципы отбора материала, что подано ярко, броско, на чем сделан акцент и что заретушировано, что осталось за кадром.

Таким образом, сущность контент-анализа заключается в подсчете того, как отражены в информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Это могут быть: любая социальная принадлежно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.021 с.)