Понятие и формы межэтнической напряженности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и формы межэтнической напряженности



В любом обществе социально- экономическое, политическое и культурное развитие протекает неравномерно в территориальном плане, что порождает, с одной стороны, противоречия в интересах различных региональных сообществ, а с другой – необходимость постоянного поиска баланса интересов, который бы обеспечивал стабильность общества.

В полиэтнических обществах и государствах такие процессы приобретают дополнительно и определенную этническую окраску. Как Как мы уже говорили, современное человечество представляет собой сложную этническую систему, насчитывающую по данным экспертов от 3 до 5 тысяч народов, различающихся численностью, уровнем социально-экономического, политического и культурного развития, способами хозяйственной деятельности и т.д. Все этнические общности группы в настоящее время объединены в более чем 200 государств (в рамках 193 официально признанных государств-членов ООН и несколько десятков непризнанных и частично признанных государственных образований). Это означает, что большинство современных государств многонациональны. Полиэтничность (многонациональность) особенно характерна для Индии, Индонезии, Нигерии, Кении,Китая, США, России т.д.

Сама по себе пестрая и неоднородная этническая карта, неравномерность этнических и демографических процессов порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в межэтнических взаимоотношениях. Неравномерность экономического и культурного развития тех или иных этнических групп порождает и различные их интересы, удовлетворение которых в данных исторических, социально-политических, экономических и иных условиях может быть осуществлено только за счет ущемления интересов других групп. Сложившаяся ситуация обусловливает потребность из­менить существующие в данный момент реалии в интересах обеспечения более справедливого (с точки зрения какой-либо эт­нической группы) учета ее интересов.

Приро­да любого социального конфликта, в том числе этнического, всегда сложна и противоречива; конфликт развивается из-за це­лого комплекса причин и конфликтогенных факторов, явных и (или) скрытых (латентных) интересов сторон. Поэтому правильнее было бы говорить о социальном конфликте с этнической составляющей. Любой этнический кон­фликт (конфликт с этнической составляющей-в данном случае мы будем употреблять эти термины как слова-синонимы) начинается с этнической напряженности — особого психологического состояния или фрустрации этнической общности, которое возникает в процессе осознания неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы народа (дискриминация; ограниченный доступ к ресурсам, в том числе к власти; экология; затрудненность контактов внутри группы и пр.). Степень этнической напряженности зависит от характера межэтнических взаимоотношений, особенностей этни­ческой культуры каждой из взаимодействующих общностей и ис­торической памяти. Эти компоненты форми­руют представления, мнения, убеждения относительно сложившейся ситуации.

Межэтническая напряженность, как и любая другая социальная, характеризу­ется таким психологическим состоянием как массовое недовольство и страх (отчаяние, перманентная фрустрация, растерянность и пр.); ощущение необходимости этнической консолидации. Такие психологические состояния вызывают негативные эмоции; становятся исключительно негативными гетеростереотипы (в то время как автостереотипы наделяются самыми положительными характеристиками); поляризуются отношения «свои» - «чужие». Частым случаем такой ситуации является напряженность между доминантной этни­ческой общностью (этническими общностями) и этническим меньшинством. В глазах большинства членам группы мень­шинства, несмотря на слабость и незащищенность, «позволено делать то, что они хотят». Но чтобы нарушать табу, они должны обладать какими-то таинственными силами, какой-то тайной властью. Этой верой во всемогущество меньшинств, их способ­ность контролировать весь мир, действовать необыкновенным образом проникнуты все концепции заговора. Кроме ненависти и презрения к меньшинству, большинство испытывает чувства подчиненности, страха и скрытой зависти (см. Moscovici, 1987).

Напря­женность может быть как открытой, так и латентной, когда она выражается в форме социальной конкуренции, основывающейся на оценочном сравнении своей и чужой этнических групп в поль­зу собственной. Социальная конкуренция как форма межэтничес­кой напряженности характеризуется следующими чертами:

Ø члены своего народа воспринимаются более похожими друг на друга, чем на самом деле. Акцент на внутригрупповом сходстве приводит к деиндивидуализации, выражающейся в недифференцированном отношении к отдельным представителямчужой культуры. Деиндивидуализация облегчает агрессивныедействия по отношению к «чужим». Исследования традиционныхкультур позволило сделать вывод, что чем больше у носителей данной культуры сходных элементов оформления внешности(одежда, прическа, раскраска лица и тела), способствующихдеиндивидуализации, тем более они агрессивны;

Ø представители других народов воспринимаются более отличаю­щимися друг от друга, чем на самом деле. Зачастую культурные и даже языковые границы между этническими общностями четко не определены и трудноуловимы. Но в конфликтной си­туации они воспринимаются субъективно как яркие и четкие. Напряженность ситуации, затрудненность информационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимос­ти стимулируют у них формирование агрессивности.

Причины межэтнической напряженности и ксенофобии в России

Для выработки грамотных и действенных мер по противодействию дальнейшему росту межэтнической и расовой нетерпимости необходимо понять реальные причины, приведшие к сложившейся ситуации. В качестве основных факторов роста нетерпимости следует указать:

- исторические. В стране проживает около 200 народов, что делает учет их социокультурных интересов во внутренней национальной политике страны делом неимоверно сложным. К тому же в историческом прошлом целого ряда из них имеются примеры негативного взаимодействия как друг с другом так и с властью, сохранившиеся в их культурной памяти. Влияет на ситуацию и несовпадение административных границ с этническими- при наличии территориальных споров между соседними народами и «обидами» на центральную власть за произвольное формирование административных границ в ущерб реальным историческим границам этнических групп.

- экономические. Относительно высокий уровень жизни в РФ в сравнении с большинством бывших союзных республик сделали Россию основным направлением для этнических мигрантов. В результате, Россия занимает второе после США место в мире по количеству ежегодно пребывающих мигрантов. В условиях негативного экономического климата последних лет и возросшей конкуренции на рынке труда наличие большого числа этнических мигрантов провоцирует межэтническую напряженность, особенно среди населения активного трудового возраста.

- гуманитарные. Глобальные политические и социально-экономические трансформации последних двух десятилетий в стране способствовали формированию у значительной части молодого населения новых личностных приоритетов, ориентированных на индивидуализм и отказ от «неоправдавших себя идеалов» старшего поколения, таких как интернационализм, общественная польза и др.

-культурные. Формирование в крупных городах значительных по численности представителей этнических диаспор, многие представители которых слабо владеют или практически не владеют русским языком, слабо знакомы с нормами поведения, морали и этики, принятыми у населения данных регионов и не демонстрирующих реального стремления к интеграции в местные сообщества. Это вызывает у местных жителей отчуждение и консолидированное недовольство.

Весь этот комплекс факторов риска определил сложившуюся в обществе межэтническую ситуацию.

Меры противодействия нарастанию межэтнической напряженности и ксенофобии

- Последовательная реализация принципа отделения религиозной сферы от образовательного пространства, включающее исключение предметов религиозной направленности из программ общеобразовательных школьных заведений. Однако данный тезис не является абсолютным. Так, например, в Европейском Союзе страны с начала 2000-х годов вводят предметы, напоминающие российский курс «Основы мировых религиозных культур», причем все зависит от степени религиозности и традиций светскости. Сильно различаются подходы в светской Франции (изучение «религиозных фактов» и «светской морали» во всех классах), с одной стороны, и в католических Ирландии, Италии, Испании и др. (изучение основ католицизма), с другой. В США штатам рекомендуется вводить изучение мировых религий, что сочетается с упоминанием Бога (с позиций деизма) во многих правовых актах, политической риторике, утренней клятве флагу школьников в государственных учебных заведениях и т.д. Пока не могут определиться с подходами, но тренд в рамках «гражданской религии» наблюдается. Таким образом, пытаются воспитать толерантность и укрепить общегражданскую идентичность. Но здесь есть опасения формирования в итоге «национальной исключительности» (особенно в США). Анализ юридических документов и политической практики ряда стран (США, Великобритания, Швеция) показывает, что полного отделения государства от религии нет, религиозные элементы так или иначе присутствуют. Либо используются старые модели (протестантская или католическая церкви) либо формируется новая «квазирелигия». В России 17 декабря 2010 г. Минобрнауки утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Затем курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики», который и был введен во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один из модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,«Основы светской этики»

- Развитие через соответствующие региональные и городские структуры широкого спектра детско-юношеских и молодежных объединений, ориентированных на формирование активной общественной позиции и общегражданской идентичности;

- Формирование через СМИ информационного поля с акцентом на общегражданские ценности, необходимость взаимного уважения, представлений об общем будущем в рамках единого государства, отказ от фиксации на темах преступности с этнической идентификацией;

- Организация реальной помощи мигрантам, имеющим долгосрочные перспективы в России;

- Устранение значительных диспропорций по участию в органах управления представителей нетитульных этнических групп на всех уровнях региональной и федеральной власти.

 

Глава 3

Межэтнический конфликт

Основой этнических конфликтов являются проблемы и противоречия, возникающие в процессе взаимоотношения народов в различных сферах их жизнедеятельности. Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей, либо контактирующих этнических групп либо этнической группы с одной стороны и государства с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами или государством.

В объяснительных моделях возникновения и эскалации этнических конфликтов отчетливо прослеживается влияние основных теорий этничности - примордиализма, инструментализма и конструктивизма.

В рамках примордиалистского подхода этнический конфликт обычно рассматривается как проявление «древней (кровной) вражды» - исконных межгрупповых противоречий, которые могут подавляться лишь силой авторитарных режимов. Как только режимы ослабевают, прежняя вражда дает о себе знать с новой силой.

Сторонники инструменталистского подхода понимают этничность не как исконную (природную) сущность, а как инструмент и ресурс, который используется в процессе конкуренции между группами. Сама же этничность не является, по их мнению, причиной конфликтов. Этнический конфликт рассматривается не как результат несовместимости групповых идентичностей, а как следствие межгруппового соперничества за обладание экономическими или природными ресурсами, особенно в ситуациях, когда группы имеют неравный доступ к власти, богатству и социальному статусу.

Конструктивистское понимание этнического конфликта сходно с инструменталистским и основывается на том, что сама по себе этничносгь не порождает конфликта. Возникновение и эскалация конфликтов решающим образом обусловлены действиями элит, которые мобилизуют этничность и используют ее для реализации собственных целей. В качестве инициаторов этнических конфликтов всегда выступают лидеры этнических общностей. Их инициативу и нацеленность на конфронтацию в обществе нельзя интерпретировать или оценивать только отрицательно, поскольку стремление к переменам в статусе или положении своего народа часто бывает оправданным и справедливым в силу реальной ущемленности интересов этнической группы, которую они представляют.

 

Среди наиболее известных теорий этнических конфликтов комплексного характера следует выделить теории Джозефа Ротшильда, Дональда Горовица, Теда Гурра, Р.Дарендорфа.

В теории этнической стратификации Джозеф Ротшильд впервые предложил рассматривать этнические группы и государство как субъекты этнополитического конфликта, уделяя при этом серьезное внимание анализу как ресурсного потенциала сторон, так и возможностей политической мобилизации группы. По мнению ученого, успехи и активность этнополитических движений зависят от экономических, политических и идеологических ресурсов, которыми может оперировать группа. Кроме того, необходимо учитывать состав группы, ее социальные и культурные характеристики.

В социально-психологической теории этнического конфликта Дональда Горовица основное внимание уделено социально-психологической динамике. В понимании Д. Горовица, этничность обладает особой, уникальной динамикой в силу того, что она сопряжена с коллективными эмоциями. Данное обстоятельство приводит к тому, что рациональные политические и экономические интересы группы могут отступать на задний план и решающую роль в провоцировании и эскалации конфликта начинают играть эмоциональные факторы. В динамике этнического конфликта отчетливо прослеживается действие двух механизмов поведения: социально-психологического и институционального. Этнический конфликт возникает за счет групповой эмоциональной реакции, опирающейся на групповую солидарность, когда члены группы пытаются защитить некие общие ценности, порой имеющие символический характер. Затем эмоциональная реакция и групповая солидарность трансформируются в публичную деятельность, в четко оформленные позиции и притязания, для реализации которых создаются соответствующие структуры.

Согласно теории Р. Дерендорфа - существование конфликта обусловлено существованием социального неравенства. Немецко-британский социолог Ральф Дарендорф уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992). Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества. Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

 

Р. Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений в обществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Наиболее масштабной является попытка анализа этнического конфликта, предпринятая Тедом Гурром в труде «Меньшинства как группа риска». Эта работа построена на основе изучения политического поведения 233 этнических групп за период с 1945 по 1989 г. Согласно ключевому положению концепции Т. Гурра, этнополитическое действие мотивировано глубоко укоренившимся недовольством людей своим коллективным статусом, которое акцентируется и стимулируется групповыми лидерами и этническими антрепренерами (источник: Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.:Издательство Московского университета, 2013).

Этнические конфликты - это особая форма социальных конфликтов. Этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту предметные области и объекты других типов конфликтов и в чистом виде, как мы уже говорили, встречаются нечасто. Меж­ду тем опыт всемирной истории показывает, что конфликты с этнической составляющей, имея тенденцию к саморазрастанию и эскалации, могут приобретать значительные масштабы. Но важно понимать, что конфликтная ситуация не всегда приводит к конфликту.

 

Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этнических общностей, а политическими, социально-экономическими, историческими и иными условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. Как правило, в этих условиях находятся основные причины возникновения межэтнических конфликтов, которыев зависимости от причин и целей попытаемся систематизировать.

1) социально-экономические – неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;

2) культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;

3) этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4) экологические – ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;

5) этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6) исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства – подчинения и т.д.);

7) конфессиональные – не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;

8) культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.033 с.)