Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура этнической идентичности.
В структуру этнической идентичности исследователи включают, во-первых, когнитивный компонент. Он включает в себя объективные знания и представления о специфических этнокультурных особенностях своей группы, осознание себя представителем этнической группы на основе отличительных этнокультурных признаков. Во вторых, в структуре этнической идентичности выделяют аффективный уровень – это чувства, связанные с принадлежностью к этнической группе, оценочное отношение к группе и своему членству в ней. Исследователи предлагают различные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности. Но самыми важными признаются, во-первых, этническая осведомленность, которая включает как знания собственно о существовании этнических группах (как своей, так и чужих), об их истории, обычаях, особенностях культуры, символах и стереотипах, и, во-вторых, этническое самоназвание. Важность этнических чувств, как компонента этнической идентичности, признают многие исследователи, в том числе Г.У. Солдатова: «Достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида» (Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998. – С. 48.) На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. Как уже отмечалось, в качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Язык является одним из важнейших этнодифференцирующих признаков. Этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этнической группы (поскольку нередки ситуации, когда человек не в полной мере, или совсем не использует в повседневной жизни свой национальный язык), сколько с его символической ролью в этноконсолидирующих и этнодифференцирующих процессах.
Этническая идентичность включает и эмоционально-оценочный (аффективный) компонент - восприятие, оценивание, переживание индивидом своей принадлежности к этнической общности. Иными словами, это чувства, которые вызывает у индивида членство в группе. Они могут изменяться или обостряться в зависимости от внешних событий или обстоятельств. Например, культурные, спортивные и иные достижения представителей своей этнической группы вызывают чувство гордости за свой народ. Кроме того, ряд исследователей считают, что этническая идентичность - это не только осознание и переживание своего членства в группе, но и реальное поведение субъекта как члена этнической группы в соответствии с принятым в данной группе образом жизни. Таким образом, к когнитивному и аффективному добавляется еще и поведенческий аспект. В рамках поведенческого компонента этничность понимается не только какосознание и переживание своего членства в этнической группе, по и реальное поведение субъекта как члена этнической группы в соответствии с принятым в данной группе образом жизни. Благодаря поведенческой составляющей этнической идентичности, в различных этноконтактных ситуациях человек выбирает такую модель поведения, которая отвечает правилам выстраивания отношений в его общности. Как уже отмечалось, в современном мире происходят объективные процессы унификации этнических культур, замещения их общечеловеческими культурными ценностями, нивелирование этнодифференцирующих признаков. Результатом этих процессов может стать формирование космополитичной идентичности, отрицающей этнические различия. В таком случае отрицается важность ощущать себя частью какой-либо этнической группы, личность позиционирует себя как космополит, «гражданин мира». Параметры и формирование этнической идентичности. Одной из наиболее изучаемых характеристик этнической идентичности является уровень ее актуальности для индивида. В качестве конкретного инструмента для такого изучения может использоваться, например, широко известный тест Куна-МакПартленда «Кто Я?» в его классическом или модифицированном вариантах. Респонденту предлагается несколько раз ответить на вопрос «Кто Я?», используя субъективно значимые категории. Далее интересующая исследователя категория (этническая идентичность) анализируется с точки зрения ее наличия в ответах представителей изучаемой этнической группы, частоты ее встречаемости, очередности появления и т.п.
Актуальность этнической идентичности также анализируется в сопоставлении с изучением данной категории у других этнических групп, и в первую очередь – у групп этнического большинства. Результатом подобного исследования является анализ того, у какой группы актуализация этнической идентичности выше, а у какой ниже, насколько выше и т.п. Этническая идентичность в процессе своего формирования проходит ряд этапов. По мнению швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), который изучал стадии психического развития человека, этническая идентичность формируется на определенных этапах психического развития ребенка (детство и младший подростковый возраст). Сначала формируется когнитивный уровень этнической идентичности, затем - чувственный (аффективный) уровень. По мнению Пиаже, до 6 лет знания об этнической принадлежности у ребенка отсутствуют. В 6-7 лет они имеют фрагментарный и несистематичный характер, поскольку в этом возрасте для ребенка более значимыми являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа. В 8-9 лет ребенок уже достаточно четко идентифицирует себя со своей этнической группой, способен выдвигать основания идентификации: например, место рождения, национальность родителей, родной язык. В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме. Ребенок включает в комплекс этических признаков историческое прошлое разных народов, специфику традиционной бытовой культуры (приводится по: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.М., 1999). Таким образом, для формирования этнической идентичности важны три фактора: личный опыт, получение новой информации и развитие познавательных (когнитивных) способностей человека. Первоначально она основывается на очевидных показателях — фенотипе, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде и т.п.), обычаях. Постепенно, с развитием познавательных способностей, повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс всеновые элементы — общность предков, общность исторической судьбы, религию и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.) |