Структура этнической идентичности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура этнической идентичности.



В структуру этнической идентичности исследователи включают, во-первых, когнитивный компонент. Он включает в себя объективные знания и представления о специфических этнокультурных особенностях своей группы, осознание себя представителем этнической группы на основе отличительных этнокультурных признаков. Во вторых, в структуре этнической идентичности выделяют аффективный уровень – это чувства, связанные с принадлежностью к этнической группе, оценочное отношение к группе и своему членству в ней.

Исследователи предлагают различные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности. Но самыми важными признаются, во-первых, этническая осведомленность, которая включает как знания собственно о существовании этнических группах (как своей, так и чужих), об их истории, обычаях, особенностях культуры, символах и стереотипах, и, во-вторых, этническое самоназвание.

Важность этнических чувств, как компонента этнической идентичности, признают многие исследователи, в том числе Г.У. Солдатова: «Достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида» (Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998. – С. 48.)

На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. Как уже отмечалось, в качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Язык является одним из важнейших этнодифференцирующих признаков. Этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этнической группы (поскольку нередки ситуации, когда человек не в полной мере, или совсем не использует в повседневной жизни свой национальный язык), сколько с его символической ролью в этноконсолидирующих и этнодифференцирующих процессах.

Этническая идентичность включает и эмоционально-оценочный (аффективный) компонент - восприятие, оценивание, переживание индивидом своей принадлежности к этнической общности. Иными словами, это чувства, которые вызывает у индивида членство в группе. Они могут изменяться или обостряться в зависимости от внешних событий или обстоятельств. Например, культурные, спортивные и иные достижения представителей своей этнической группы вызывают чувство гордости за свой народ.

Кроме того, ряд исследователей считают, что этническая идентичность - это не только осознание и переживание своего членства в группе, но и реальное поведение субъекта как члена этнической группы в соответствии с принятым в данной группе образом жизни. Таким образом, к когнитивному и аффективному добавляется еще и поведенческий аспект.

В рамках поведенческого компонента этничность понимается не только какосознание и переживание своего членства в этнической группе, по и реальное поведение субъекта как члена этнической группы в соответствии с принятым в данной группе образом жизни. Благодаря поведенческой составляющей этнической идентичности, в различных этноконтактных ситуациях человек выбирает такую модель поведения, которая отвечает правилам выстраивания отношений в его общности.

Как уже отмечалось, в современном мире происходят объективные процессы унификации этнических культур, замещения их общечеловеческими культурными ценностями, нивелирование этнодифференцирующих признаков. Результатом этих процессов может стать формирование космополитичной идентичности, отрицающей этнические различия. В таком случае отрицается важность ощущать себя частью какой-либо этнической группы, личность позиционирует себя как космополит, «гражданин мира».

Параметры и формирование этнической идентичности.

Одной из наиболее изучаемых характеристик этнической идентичности является уровень ее актуальности для индивида. В качестве конкретного инструмента для такого изучения может использоваться, например, широко известный тест Куна-МакПартленда «Кто Я?» в его классическом или модифицированном вариантах. Респонденту предлагается несколько раз ответить на вопрос «Кто Я?», используя субъективно значимые категории. Далее интересующая исследователя категория (этническая идентичность) анализируется с точки зрения ее наличия в ответах представителей изучаемой этнической группы, частоты ее встречаемости, очередности появления и т.п.

Актуальность этнической идентичности также анализируется в сопоставлении с изучением данной категории у других этнических групп, и в первую очередь – у групп этнического большинства. Результатом подобного исследования является анализ того, у какой группы актуализация этнической идентичности выше, а у какой ниже, насколько выше и т.п.

Этническая идентичность в процессе своего формирования проходит ряд этапов. По мнению швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), который изучал стадии психического развития человека, этническая идентичность формируется на определенных этапах психического развития ребенка (детство и младший подростковый возраст). Сначала формируется когнитивный уровень этнической идентичности, затем - чувственный (аффективный) уровень. По мнению Пиаже, до 6 лет знания об этнической принадлежности у ребенка отсутствуют. В 6-7 лет они имеют фрагментарный и несистематичный характер, поскольку в этом возрасте для ребенка более значимыми являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этниче­ская группа. В 8-9 лет ребенок уже достаточно четко идентифицирует себя со своей этнической группой, способен выдвигать основания идентификации: например, место рождения, национальность родителей, родной язык. В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме. Ребенок включает в комплекс этических признаков историческое прошлое разных народов, специфику традиционной бытовой культуры (приводится по: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.М., 1999).

Таким образом, для формирования этнической идентичности важны три фактора: личный опыт, получение новой информации и развитие познавательных (когнитивных) способностей человека. Первоначально она основывается на очевидных показателях — фенотипе, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде и т.п.), обычаях. Постепенно, с развитием познавательных способностей, повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс всеновые элементы — общность предков, общность исторической судьбы, религию и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.)