Этническая идентичность и этническое самосознание: соотношение понятий. Типы этнической идентичности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этническая идентичность и этническое самосознание: соотношение понятий. Типы этнической идентичности.



В отечественной литературе до начала 90-х гг. ХХ в. понятие «этническая идентичность» практически не употреблялось, уступая место более традиционному термину «этническое самосознание». Подчеркивалось, что этническое самосознание выполняет функцию этнического определителя, играет важную роль в функционировании этносов, в осознании их членами своей специфичности, наиболее отчетливо отражает результаты групповых этнических процессов. Именно этническое самосознание рассматривалось в качестве «последнего оплота» этничности: в условиях утраты традиционной культуры и языка именно этническое самосознание становится главным этнодифференцирующим признаком. В современных исследованиях чаще используется понятие «этническая идентичность».

Неоднозначен вопрос о соотношении понятий «этническая идентичность» и «этническое самосознание». Так, ряд исследователей рассматривают этническую идентичность как наиболее зрелый уровень этнического самосознания. По мнению других, понятие этнического самосознания шире, чем понятие этнической идентичности: во-первых, потому что этническое самосознание содержит слой бессознательного, а во-вторых, потому что включает ценностное и эмоциональное значение, придаваемое человеком членству в группе.

С нашей точки зрения, основой этнического самосознания является этническая идентичность или этническая идентификация как факт (нередко формальный) причисления себя к той или иной этнической общности.

Довольно часто встречаются люди со случаями множественной идентификации. В этих ситуациях человек не может однозначно определить свою этническую принадлежность. Множественная этническая идентификация возникает вследствии ряда причин. В первую очередь, затрудняются в определении своей национальности потомки от межэтнических браков. Во-вторых, множественная идентичность может возникнуть в зонах интенсивных культурно-бытовых контактов различных народов. В таких случаях человек, перенявший иной язык и культуру, начинает определять себя как представитель двух (а порой и нескольких) этнических общностей. В-третьих, такая идентичность нередко бывает присуща потомкам мигрантов третьего и четвертого поколений.

Людей с множественной самоидентификацией иногда называют маргиналами или людьми с амбивалентной идентичностью. Маргинал - вполне приемлемый термин, ибо в переводе с английского он обозначает "пограничный".

В отечественной науке сложилась традиция определения следующих типов этнической идентичности:

- Нормальная идентичность (положительный образ своего народа сочетается с позитивным отношением к другим народам, установками на общение с ними, мирным разрешением спорных вопросов и т.п.).

- Этноцентрическая идентичность (акцентирование на значимость собственной идентичности, ее безусловное предпочтение; контакты с другими народами и культурами возможны, но не всегда приветствуются; иные народы и культуры оцениваются исключительно через призму собственной).

- Этнодоминирующая идентичность (уверенность в абсолютной ценности только своего народа и культуры, этничность воспринимается как безусловно доминирующая ценность, появляются дискриминационные установки в отношении других народов, предлагается «не смешивать кровь» с «чужими» и т.п.).

-Этнический фанатизм (крайняя форма этнической агрессии, предполагающая готовность идти на любые действия и даже жертвы «ради своего народа», иррациональное понимание интересов своего народа и т.п.).

- Амбивалентная (сдвоенная) идентичность (множественная или невыраженная идентичность. Широко распространена в смешанной этнической среде).

- Меняющаяся идентичность (смена национальности, чаще всего, в результате действия внешних факторов, в том числе дискриминаций по этническому признаку либо по причине получения возможных дивидендов от собственной этнической принадлежности).

-Этническая индифферентность (равнодушие к собственной и иным этничностям, к ценностям как своего так и других народов; полная независимость от норм и традиций).

- Этноущемленная идентичность (в крайнем варианте – этнонигилизм: отрицание по разным причинам своей принадлежности к этнической груп­пе либо нежелание упоминать о ней; отрицание этнокультурных ценностей и самой этничности. Как правило, такой тип идентичности возникает в ситуации низкого статуса собственной этнической группы или ее «неравноценности» в сравнении с другими) (приводится по: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс. - 1998.)

В гражданских сообществах, где доминирует гражданское самосознание, а этническую принадлежность не принято демонстрировать (в основном это государства Северной Америки и Европы), люди стараются не забывать о своем происхождении и сохраняют генеалогии до нескольких поколений. В этнических сообществах, где у людей этническое самосознание преобладает над гражданским (типичный пример - регионы бывшего Советского Союза, бывшей Югославии и др.) при всем разнообразии проявления этнического самосознания этот признак становится определяющим в понятии "этничность".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.006 с.)