Классификация этнических конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация этнических конфликтов



Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературе они подробно проанализированы В.А. Тишковым (см.: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997). По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего пытаться урегулировать. Однаконедооценка латентных конфликтов, зачастую рассматриваемых как рядовое хулиганство, может иметь серьезные последствия. Грань между латентной и актуализированной формой конфликта может быть хрупкой. Возможной триггерной точкой (спусковым крючком) перерастания одной формы в другую часто является хулиганское действие (избиение, ограбление, поджег и пр.).

Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.

Насильственные конфликты проявляются в виде региональ­ных войн или кратковременных открытых столкновений с участием регулярных войск, а также боевых действий ополченцев. Такие конфликты сопровождаются погромами, поджогами, взрывами, захватами заложников, потоками беженцев и вынужденных переселенцев.

Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения.

Формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию в этнических группах, миграциями в поисках лучшей жизни. Насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями с целью сохранения жизни и здоровья.

Другой тип классификации конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором – движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, своей республики.

Э. А. Панин и А. А. Поповпредложили разделять этнические конфликты на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3)конфликты действий. Первый тип этой классификации подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы. Третий тип конфликта – конфликт действий – означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти. (источник: Садохин А.П. Этнология М.:-Альфа-М ИНФРА-М, 2004)

 

Все приведенные типологии имеют достаточно условный характер, поскольку, как правило, любой этнический конфликт (точнее социальный конфликт с этнической составляющей) одновременно объединяет не одну причину, цель и форму.

Формы и способы регулирования этнических конфликтов

Выйти из ситуации конфликта – проблема, требующая серьезных усилий специалистов и органов власти, общественных организаций, «символьных» фигур и наконец материальных затрат. Обобщая опыт урегулирования этнических конфликтов, У. Юри (один из основателей и заместитель директора Программы по теории и практике переговоров Гарвардского университета) предложил свою технологию возможных действий, состоящую из десяти различных вариантов.

Ученый сравнил этнический конфликт с пожаром и поэтому назвал в качестве первой задачи предотвращение конфликта. Пока есть возможности не допустить столкновений на этнической почве, следует их использовать в полной мере.

Вторым необходимым действием заинтересованных в разрешении конфликтов сторон он назвал организацию дискуссий. Сама возможность конструктивного обсуждения проблем уже способствует снижению напряженности. Но для полноценной дискуссии необходимо, чтобы были представлены все имеющие­ся точки зрения, включая самые радикальные, и чтобы обсужде­ние велось в рамках определенных правил, принятых сторонами. Важнейшими из них служат требования не обвинять оппонентов и избегать личных нападок.

Третий способ действий состоит в том, чтобы способствовать высказыванию обид в контролируемой обстановке, что предполагает при обсуждении конструктивных планов на будущее анализировать и прошлые обиды. Следующим необходимым шагомназвано содействие процессу совместного решения проблем. Оно предусматривает согласование интересов, выход за рамки жестких позиций и обращение к мотивировкам, лежащим в основе позиций сторон. Затем важным действием является определение общейцели; чтобы процесс переговоров был продуктивным, общая цель не должна замыкаться только на проблемах самого конфликта. Далее существенное значение имеет содействие взаимному проявлению доброй воли.

Необходимой в процессе переговоров и совместного разреше­ния конфликта является выработка проектов взаимных соглашений. Важное прикладное значение имеет институционализация процесса решения проблем и переговоров. Она имеет особое зна­чение в связи с тем, что решить сразу все конфликты невозможно, они будут возникать вновь и вновь. Поэтому необходимо создать институты, которые содействуют поиску решений и процессу переговоров. Существенную помощь в урегулировании конфликтов может оказать привлечение внешних ресурсов для формирования стимулов к сотрудничеству. Под внешними средствами понимаются не только финансовые ресурсы, но неправительственные организации, университеты и фонды, у которых накоплен опыт урегулирования этнических конфликтов. Наконец, У. Юри призывает: « Учите других тому, что узнали сами ».

По мнению Р. Дарендорфа, для регулирования конфликта важны три обстоятельства:

- Наличие целостных предпосылок. Каждая сторона конфликта должна признать наличие конфликта. Разрешение конфликта невозможна, если одна сторона не признает существование своего оппонента.

- Степень организованности сторон. Чем более они организованы, тем легче добиться консенсуса.

- Конфликтующие стороны должны принять «правила игры» только при их соблюдении возможен процесс переговоров. Равенство возможностей сторон.

Также для нас важно замечание Р. Дарендорфа о том, «что в основе конфликта лежат и политические факторы: борьба за власть и авторитет. Конфликт может возникнуть в любом сообществе, социальной группе, где есть условно «господствующие и подчиненные». Причина конфликта – стремление к доминированию. Но стремление к доминированию не стоит воспринимать как «естественные инстинкты».

На уровне межличностного общения с представителями других народов, нужно исходить из аксиомы, что культуры всех народов равноценны, культура не может быть лучше или хуже, все культуры уникальны и ценны для человечества (кто сказал, что культура управления автомобилем выше чем культура управления собачьей упряжкой…?! (Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. ‑ М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003). Представители разных народов смотрят на мир через призму собственных этнокультурных воззрений и представлений. Принцип: «в чужоймонастырь со своим уставом не ходят» в нашем случае будет определенно верным.

Удачный пример социальной рекламы, ориентированной на укоренение в обществе культуры толерантности, приведен в статье профессора Елены Бурлиной, размещенной на сайте Московского бюро по правам человека. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность, созданном в конце 1960-х гг. во Франкфурте – на - Майне. Плакат публикуется в современных школьных учебниках, наличествует в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах. К его созданию приложили силы философы, культурологи и активисты молодежных движений того времени. Глубокий смысл изложен всего в семи строчках, написанных как бы от руки:

«Твой Иисус — еврей,

Твой автомобиль — японский,

Твой кофе — бразильский,

Твои цифры — арабские,

Твои буквы — латинские,

Твоя демократия — греческая,

Твой сосед после всего этого лишь иностранец?»

Как отмечает профессор Бурлина, концепция плаката состоит в том, чтобы показать, что человек всегда пользуется повседневными трудами других народов. И если даже твой символ веры был рожден другим народом, то можно ли при этом свысока или косо смотреть на иностранцев и представителей других культур? (Тишков В.А., Шабаев Ю.П.Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2013)

Наша современная жизнь пронизана взаимозаимствованиями абсолютно во всех ее сферах. Мы используем культурные и материально-технические достижения других народов и наций. Глупо изобретать собственную пиццу или пасту, если ее давно и хорошо делают итальянцы; а японские автомобили завоевали всеобщее признание… И таких примеров в нашей повседневной жизни становится все больше и больше!


 

Раздел 9

Классификации народов мира

 

Этнологическое изучение народов мира требует их научной классификации. Количество известных ученым-этнологам этнических групп составляет, по разным данным, около 4 – 5 тысяч. Для их систематизации и изучения учеными используются несколько видов классификаций, позволяющих объединить народы по широкому кругу признаков. Наиболее важными их них являются: географическая, хозяйственно-культурная, антропологическая, лингвистическая, конфессиональная. Остановимся подробнее на каждой из них.

 

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.01 с.)