Становление и развитие этнографических знаний в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие этнографических знаний в России



 

Описывая историю зарождения и развития этнографического знания в России, мы воспользуемся периодизацией, предложенной И.В. Зиньковской. Она выделяет следующие исторические этапы:I) 11-16вв., II) конец 16-17вв., III)18в. и IV) 1801-1830-егоды (Цит.по: Зиньковская И.В. История отечественной этнографии (1845-1945) - Воронеж, 2003).

Период зарождения этнографического знания в России относится к периоду Киевской Руси. Уже в первых памятниках русской письменности- летописях содержатся этнографические сведения. Самым ранним и крупным из дошедших до потомков- является летописный свод «Повесть временных лет», составленный, как считается,монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в конце 11- начале 12 века. Произведение чрезвычайно богато этнографическими материалом. В частности, в «Повести» представлена самая ранняя «дунайская» гипотеза происхождения славян. Так область первоначального расселения славян согласно Нестору-Среднедунайская равнина. Уже оттуда, по мнению летописца, они расселились по реке Мораве в Чехию и другие страны, а затем разошлись еще дальше- на Вислу, Балтийское море, на Днепр и верхнюю Волгу. В летописи присутствует очень точный очерк расселения славянских племен по Руси. Перечисляются славянские и не славянские народы, которые Нестор строго отделяет друг о друга. Наконец, чрезвычайно интересно описание быта и обычаев славян, представленное в «Повести». Все вышесказанное, позволяет считать это произведение первым источником по этнографии славян на Руси, а самого Нестора первым русским этнографом (Цит.по: Токарев С.А. История русской этнографии-М., 2015).Среди других летописных сводов указанного периода, содержащих те или иные этнографические сведения можно назвать Галицко-Волынскую, Новгородскую, Псковскую и др., но такого количества данных как «Повесть» они не содержали.

Еще одним важным источником этнографических сведений о Руси являются произведения древнерусской литературы такие как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина». Не смотря на свою литературную основу из них можно подчерпнуть и интересные историко-этнографические сведения. Например, в «Слове о полку Игореве» содержаться упоминания не только имен половецких ханов, но и названия некоторых народов, наименования дохристианских славянских божеств, что может помочь при реконструкции религиозных воззрений славян. В «Слове о погибели Русской земли» автор представляет подробный и достаточно точный перечень народов, соседствующих в тот период с Киевской Русью. А «Задонщина» интересна, в первую очередь, идеей культурного и этнического единства Русской земли.

Весьма самобытным историко-этнографическим типом источника данного периода являются так называемые «хождения», то есть своеобразные путевые записки различных представителей Русской земли. Чаще всего это были паломники, направлявшиеся к святым местам. Одним из наиболее известных-стало паломничество игумена Даниила, совершенное в 12веке в Палестину и описанное им самим в «Житие и хождение Даниила, Русьскыя земли игумена». В «Житие» встречаются сведения об арабском населении Палестиныи бытующих там хозяйственных занятиях, например, выращивании пшеницы, ячменя, садоводстве, овцеводстве, пчеловодстве и др.

Но все же самым замечательным из всех средневековых русских хождений стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, осуществленное им в 1466-1472 гг. Никитин совершил необычайно интересное и небезопасное путешествие в загадочную Индию. При этом он проплыл по Волге, Каспийскому морю, посетил Кавказ, Персию и пересек Аравийское море. Афанасий Никитин течение трех лет пересек всю Индию. А позже посетил Эфиопию, Оман, через Персию добрался до Черного моря и через Крым вернулся на родину. Но доехать до Твери ему было не суждено- он скончался недалеко от Смоленска, а купцы с которыми шел Никитин доставили его записи в Москву, отдав дьяку Василию Мамыреву, тот их передал монаху-летописцу, а уже от последнего они попали в архив (Цит по:Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология)- СПб.,2004). Тем не менее «Хождение» на Руси знали и, видимо, читали. Сохранилось не менее шести его списков. Но по-настоящему общенародную известность Афанасию Никитину и его «Хождению» принес историк Карамзин лишь в начале 19в., указав в печати имя замечательного путешественника, а также сделав достоянием общественности его бесценный труд. «Хождение за три моря» богато этнографическим материалом, особенно о самой Индии. Будучи торговым человеком, Никитин подробно описал богатства индийской земли и отдельных ее областей. Он также сообщает дошедшие до него сведения о далеких странах, где самому ему побывать не удалось- Цейлоне (ныне Шри-Ланка), Бирме (ныне Мьянма) о Китае. Есть в его труде сведения и о политической жизни посещенных областей, особенно в княжестве Бидар – его султанах, ханах, войске с указанием численности, вооружении и тд. Но, конечно, самое интересное описание быта и обычаев жителей Индии их религиозных верованиях и обрядах. Историческая ценность «Хождения» в правдоподобности и точности приводимых сведений, а также доброжелательном по-настоящему этнографическом отношении автора к описываемой культуре. Путешествие Афанасия Никитина стало своеобразным итогом первого этапа в развитии этнографического знания в России.

Следующий этап, охватывает период со второй половины 16в до конца 17 столетия и заканчивается началом Петровских реформ. За это время произошло превращение Русского государства в одно из самых крупных и многонациональных из всех существующих. В середине 16 в. было присоединено Поволжье, включавшее Казанское ханство, вскоре вошли и Приуралье, Зауралье, а затем Западная и Восточная Сибирь. Быстрый территориальный рост государства отразился и на общем этнографическом кругозоре населения (Цит.по: Токарев С.А. История русской этнографии-М., 2015).

С присоединением Казанского и Сибирского ханств открылись возможности для переселения на восток тем русским людям, кто, по разным причинам- не мог или не хотел оставаться на обжитых территориях. Так по одной из исторических версий знаменитый Ермак Тимофеевич- покоритель Сибирского ханства, во главе с ханом Кучумом до этого разбойничал с товарищами на Волге и чтобы избежать царского гнева отправился покорять новые земли на востоке. Эффективно используя в своих целях энергичных и отважных людей, названных впоследствии «землепроходцами» менее чем за сто лет Русское государство раздвинуло восточные границы до побережья Тихого океана. Важным элементом освоения территории стало ее описание, которое производилось чаще всего самими «землепроходцами» в виде так называемых «сказок». Освоение Сибири проходило в несколько этапов- в начале 17в. «землепроходцы» проникли на Енисей (в переводе с эвенкийского «Ионесси»- большая вода) и основали енисейский острог. В 1631 году Петр Бекетов с отрядом в 30 человек был послан из енисейского острога на р.Лену, где годом позже недалеко от места впадения в нее р.Алдан основал Якутский острог (ныне г.Якутск). За это в 1640 году он получил чин стрелецкого и казацкого головы. Якутск же стал форпостом для дальнейшего продвижения на севери восток. В 1642 году он стал административным центром вновь созданного Якутского воеводства. Чуть ранее- в 1639 году отряд казаков во главе с Иваном Московитиным, отправившись из Якутска, вышел к побережью Охотского моря.Василий Данилович Поярков в 1643-1646 годах руководил отрядом, который впервые проник в бассейн р.Амур и собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья (Цит.по: 100 великих путешественников.- М., 2008). Ерофей Павлович Хабаров в 1649-1653 годах продолжил начатое Поярковым исследование Приамурья, составил подробное описание р.Амур. В качестве признания его заслуг перед российским государством в середине 19в. на берегу Амура был основан военный пост Хабаровка (ныне г.Хабаровск). Михаил Васильевич Стадухиноднимиз первых достиг рек Колымы, Анадыря, Пенжины и Гижиги и северной части Охотского моря, пересек по суше Чукотский полуостров.А Семен Дежнев и Федот попов в 1648 году на лодках (так называемых «кочах») обогнули северо-восточную оконечность Азии и доказали, что она не соединяется с Америкой.Выдающееся значение для изучения и освоения Северной Азии имело и путешествие сибирского казака Владимира Васильевича Атласова, совершенное им в 1697-1699 годах. Он впервые посетил и сделал описание полуострова Камчатка и указал на существование Курильских островов. Таким образом, за сто лет были присоединены, частично освоены и описаны огромные территории Северной Азии и тем самым закрыто одно из самых грандиозных «белых пятен» на карте мира. Результатом сделанных открытий стало значительное расширение этнографического кругозора, что привело к появлению уже в середине 17 века обобщающих описаний новых земель. Среди самых известных произведений- книга «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спофария в 1675г.». Автор- молдавский ученый на службе у русского государя возглавлял в 1675-1678 года русское посольство в Китай. В ходе путешествия по Сибири Спофарий собрал обширные сведения о местных народах- остяках (в 16-19вв. обобщающее название хантов, кетов, селькупов и ряда других народов Сибири), тунгусах (в 16-19вв. обобщающее название эвенков, эвенов и негидальцев), телеутах и др. Еще одно его произведение – «Описание Китая» стало первой книгой о Китае, написанной на русском языке.

Наиболее полное описание Сибири 17в. связано с именем Семена Устиновича Ремезова. В 1698 году по поручению Сибирского приказа он составил «Чертежную книгу Сибири», представлявшую собой своеобразный атлас географических карт отдельных сибирских городов и уездов. Одной из таких карт является «Чертеж всех сибирских градов и земель». На ней написано много названий народов с весьма точным указанием их мест обитания или кочевания. Не избежало данное произведение и серьезных неточностей, так крайний северо-восток Сибири был начерчен неудачно без указания проживавших там юкагиров, коряков и чукчей, а Камчатка показана островом. Тем не менее, это был первый подробный атлас Сибири с данными о расселении народов, в более ранних чертежах эти данные отсутствовалиЦит.по: Токарев С.А. История русской этнографии-М., 2015). Помимо «Чертежной книги Сибири» Ремезов создал также «Описание о народах Сибири». И хотя, к сожалению, в целом виде труд не сохранился, но по имеющимся отрывкам понятно, что описание было сделано автором очень подробно и обстоятельно. Труды Ремезовапользовались популярностью не только у соотечественников, но были известны в Европе. Это случилосьблагодаря тому, что его материалы использовал в своих произведениях Филипп Иоганн Страленберг. Это был военнопленныйшведский офицер, проведший в плену в Тобольске тринадцать лет. Увлекшись географическими и этнографическими изысканиями, Страленберг после возвращения на родину издал карту «России и Великой Таттарии 1730 г.» и книгу «Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии», ставшие весьма популярными произведениями у современников.

Таким образом, к концу 17в. территории Сибири были не только присоединены к Российскому государству, но и началось их активное этнографическое изучение.

Век 18-й вошел в историю России как время Петровских реформ, трансформацию «восточного царства» в европейскую империю. Но, с точки зрения, истории развития этнографического знания в России- это столетие часто называют эпохой великих академических экспедиций. И это не случайно, поскольку с созданием Петербургской Академии наук в 1725 году, ставшей «последним детищем Петровым»- в России произошло оформление науки как важной составляющей государственного развития. Именно под эгидой Академии в дальнейшем осуществлялись наиболее значительные исследования в различных сферах знания, в том числе и этнографического. Среди самых известных мероприятий, касающихся изучения этнического многообразия страны стали две академические экспедиции: Великая Северная 1733-1743 годов и большая Академическая- 1768-1774 годов. Каждая из них представляла собой целую совокупность более частных экспедиций, объединенных общими задачами и исследовательской программой.

Основной целью Великой северной экспедиции было исследование всего севера России от Печоры до Чукотки и составление подробного географического, геологического, ботанического, зоологического, а также этнографического описания всей территории. Она состояла из нескольких самостоятельных исследовательских отрядов: первый- «Камчатская экспедиция» под руководством ВитусаБеринга и Алексея Чирикова должен был исследовать северные районы Тихого океана; второй- «Северная экспедиция» включала в себя три самостоятельных группы- Двинско-Обскую во главе с С.Г.Малыгиным, Обско-Енисейскую- во главе с Д.Л.Овцыным и Ленско-Енисейская во главе с Василием Прончищевым. Материалы этих групп должны были дать более точные сведения о побережьеСеверного Ледовитого океана; третий отряд-«Южный» под руководством М.П.Шпанберга отправился во составе трех судов к берегам Японии; наконец четвертый отряд- «Академический» под руководством действительного члена Петербургской академии наук профессора Герхард Фридрих Миллера, направился во внутренние районы Сибири для сбора и систематизации сведений по истории и этнографии Сибири, а также поиску письменных источников, сохранившихся со времен освоения Сибири «землепроходцами». В результате десяти лет непрерывных экспедиционных исследований были собраны важнейшие географические сведения-впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии. Благодаря работе отряда Г.Ф.Миллерабыли собраны обширные сведения о народах Сибири, причем впервые все осуществлялось по специально разработанной Программе, включавшей вопросы истории народов, древних мест их обитания, переселения, занятий, обычаев, обрядов и тд. На основе собранных данных Г.Ф.Миллером впоследствии были написан капитальный труд «История Сибири» и целый ряд других научных работ-«Известия о бурятах», «Известия о шаманах» и др. А составленное им «Наставление о том, на что надлежит обращать внимание при описании народов, в особенности сибирских» стало серьезным методическим подспорьем для последующих исследований. К сожалению, многие участники Великой Северной экспедиции погибли, положив свои жизни на алтарь служению отчизне и науке. Не вернулись-В.Беринг, В.Прончищев, его жена Татьяна и многие рядовые участники экспедиций. Великая Северная экспедиция стала самым значительным российским научным мероприятием в первой половине 18в. Но имелись в этот период и другие примеры крупных этнографических исследований. Григорий Новицкий написал в 1715году монографию «Краткое описание о народе Остяцком». В его работе содержался интересный этнографический материал о культуре и образе жизни остяков и вогулов (ныне ханты и манси). Большую роль в расширении этнографических знаний в первой половине 18в. сыграл Василий Никитич Татищев он является составителем первой Программы для сбора этнографических сведений. Она состояла из 198 вопросов, касавшихся названия и самоназвания народа, расселении, занятиях, религии, обрядах, обычаях и еще о многом другом. Его самые крупные труды «История России с самых древнейших времен» и «Избранные труды по географии России» изобилуют этнографическими данными (Цит по:Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология)- СПб.,2004). Очень интересный и содержательный труд вышел из- под пера Степана Петровича Крашенниникова. Он принимал участие в Великой Северной экспедиции в исследовательском отряде, руководимым Г.Ф.Миллером и И.Г.Гмелиным. После возвращения основного отряда в Петербург он остался в Сибири и продолжил исследование, добравшись до Камчатки. На полуострове он провел 4 года с 1737 по 1741 годы. Работая в одиночку, С.П. Крашенинников собрал уникальный естественно-исторический материал об этом не изученном тогда районе России, его растительном и животном мире, природных условиях, полезных ископаемых, жизни и языке коренного населения — курильцев, ительменов, коряков, истории завоевания и заселения Камчатки. После возвращения в Петербург он работал в Академии наук и продолжал систематизировать собранный на Камчатке материал. В 1755 году он скоропостижно скончался и труд почти всей его жизни под название «Описание земли Камчатки» увидел свет уже после смерти автора. Этот замечательный труд, войдя в сокровищницу русской культуры и науки, был переведён на немецкий, английский, французский и голландский языки. Долгое время это двухтомное сочинение было не только энциклопедией края, но и единственным трудом о Камчатке в европейской литературе.

Нельзя не сказать о той роли, которую сыграл в становлении научного этнографического знания в России и великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В своих работах «О размножении и сохранении Российского народа», «Древняя Российская история», «Российская грамматика» Ломоносов продемонстрировал не только феноменальную универсальность своего ума, но и систематизировал много исторических, этнографических, лингвистических и даже социологических данных. Более того, открытый по его инициативе Московский университет поднял уровень научных знаний в стране на новый уровень и по праву носит имя своего основателя.

На основе, разработанных Ломоносовым еще в 1759–1764 годах программ и проектов географических исследований России в 1768-1774 годах состоялась вторая комплексная экспедиция, организованная Академией наук. Из-за грандиозных научных задач, которые ставились перед ее участниками, и охватом большой территории, где проводились исследования -она получила неофициальное название «Большая академическая». Экспедиции работали на пространствах от Белого моря до Закавказья и от западных границ России до Забайкалья и Монголии.

Руководство одной из частей большой экспедиции осуществлял Петр Симон Паллас. За период с 1768 по 1773 годы он проехал по Северо-Западной части России, правобережью Волги от Москвы до Симбирска (ныне г.Ульяновск), Оренбургские степи, Южный Урал, Западной и Восточной Сибири г.Иркутск, оз.Байкал и др. Результатом проведенных исследований стали его труды «Путешествия по разным провинциям Российской империи» и «Собрание сведений о монгольских народах».

Еще одну экспедицию возглавил Иван Иванович Лепехин. Солдатский сын онполучил образование в Петербургской академии наук и в университетах Страсбурга (Германия) и Лейдена (Голландия), а с 1767 года стал Доктором медицины. В 1771 году Лепехин получил звание академика Петербургской Академии наук.В ходе большой экспедиции он объехал Север европейской России, берега и острова Белого моря, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал и Зауралье. В 1773году Лепехин сопровождал императрицу Екатерину II в путешествии по Белорусским наместничествам.Результатом его поездок стал замечательный трех томный труд «Дневные записки путешествий по разным провинциям Российского государства».В книге помимо географических и ботанических сведений содержатся этнографические описания различных народов России. Третий том целиком посвящен многонациональному Поволжью с подробным описанием обычаев проживающих в крае русских, татар, мордвы, чуваш и ряда других народов.

Племянник знаменитого участника Великой Северной экспедиции И.Г.Гмелинаи член Петербургской академии наук Самуил Георг Гмелин в 1768-1772 годах побывал целом ряде губерний европейской части России, а также в Нижнем Поволжье и Северном Кавказе. В частности, он несколько раз плавал вдоль западного и восточного берегов Каспийского моря. Во время одного из таких плаваний Гмелин и члены его экспедиции были захвачены в плен недалеко от г.Дербент. Находясь в заточении он заболел и скончался. Главным сочинением Гмелина стало «Путешествие по России с описанием трех царств природы» в 4-х частях.

Подобным трагическим образом закончилась экспедиция еще одного иностранного ученого на службе у российского государства- Иоганна-Петера Фалька. С 1768 по 1774 годы он объехал многие губернии и территории в Европейской части России, Западной Сибири и трагически скончался в Казани на обратном пути. Собранные Фальком материалы вошли в итоговый труд, изданный И.Г.Георги.

В 1776 году появилась обобщающая работа ИоганаГотлиба Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». В этом труде собраны все имевшиеся на тот момент этнографические сведения о народах России и дана их языковая классификация. Георги не ограничивался лишь простым описанием, но старался осмыслить причину бытования того или иного явления, обряда, обычая. К книге прилагалось 74 цветных рисунка-гравюры, изображавшие народы страны в национальной одежде (Цит по:Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология)- СПб.,2004). Таким образом, по совокупности собранных и обобщенных этнографических данных Большая академическая экспедиция стала исключительным научным событием для всей второй половины 18в. и, заложила мощную фактическую основу для дальнейших этнографических исследований.

Сбор этнографического материала в указанный период не ограничился лишь академическими экспедициями. Много сделал для изучения обширного Оренбургского края, Южного Приуралья и Поволжья первый член-корреспондент Российской Академии наук Петр Иванович Рычков. В 1762 году он издал двухтомный труд «Топография Оренбургская», в котором представил подробные сведения о природе, истории, населении и хозяйстве обширной территории Поволжья и Приуралья. «Топография Оренбургская» является одной из первых региональных сводок в мировой науке. Высокое качество изложение материала способствовало тому, что книга была переведена на немецкий язык (Цит по:Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология)- СПб.,2004).

Во второй половине 18в. состоялась и замечательное путешествие в Китай Иллариона Калиновича Россохина, а также Алексея Леонтьева. Первй прожил в Китае 11 лет, а второй целых 20. Их по праву считают основоположниками российского китаеведения. После возвращения на родину ими совместно был написан фундаментальный труд «Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска, в осьми знаменах стоящего» включавший 16 томов и вышедший в 1784 году. Авторы представляют много сведений о происхождении маньчжур, их хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре. Весьма подробно описаны жилища, различные религиозные обряды и празднества (Цит по:Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология)- СПб.,2004). Несколько особняком среди многочисленных экспедиций и путешествий, состоявшихся во второй половине 18в. и посвященных, в первую очередь, изучению населения самой России стоит деятельность Федора Васильевича Каржавина, который с 1776 по 1789 годы вел активную коммерческую и общественную деятельность в Вест-Индии. Он первый из русских людей побывал на Антильских островах. После его смерти осталось большое количество рукописей с описанием его путешествий, часть из которых была, в последствии, опубликована.

Еще одной характерной чертой в развитии этнографического знания этого периода стал возрастающий научный и просветительский интерес к культуре русского народа. В 1770-х годах начинают появляться сочинения, посвященные творчеству, верованиям и обычаям русских. Одним из первых собирателей и публикаторов произведений русского народного творчества стал Михаил Дмитриевич Чулков. В 1770-1774гг. в четырех частях вышла его книга «Собрание разных песен», в 1780-783гг. в 10 частях издавались «Русские сказки». В 1780 году тот же М.Д.Чулков издал «Словарь русских суеверий». С 1770 года началось и издание «Собрания древних российских пословиц». Василию Федоровичу Трутовскому принадлежал самый ранний сборник «Собрание русских простых песен с нотами», выходивший в 1776-1795гг. (С.А.Токарев История русской этнографии.-М., 2015).

Итак, к концу 18в. российской наукой было накоплено большое количество этнографического материала- почти обо всех народах России и о некоторых зарубежных. Этнографическое знание все ближе подходило к оформлению в самостоятельную науку.

Самым заметным новым явлением в русской этнографии первой половины 19в. стали кругосветные экспедиции, позволившие раздвинуть этнографический горизонт образованных россиян далеко за пределы Российского государства. По оценкам историков всего за первую половину девятнадцатого столетия было осуществлено порядка 40 кругосветных экспедиций. Среди самых выдающихся, конечно же - первое кругосветное плавание под руководством И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. На двух кораблях «Надежда» и «Нева» они совершили частично вместе частично порознь плавание из Кронштадта через атлантический и Тихий океаны. Помимо описания тех мест, где побывали члены экспедиции, мореплаватели привезли и вещественные коллекции по быту различных народов мира, хранящиеся и по ныне в музейных коллекциях ряда ведущих отечественных музеев.

Одной из наиболее знаменитых и значительных по достигнутым результатам стала русская экспедиция в Антарктику в 1819-1821гг. Плавание осуществлялось на двух судах- «Восток» под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузен и «Мирный» под руководством М.П.Лазарева. Научной частью экспедиции руководил профессор-астроном И.М.Симонов. Оба командира кораблей, впоследствии издали описания путешествия. Профессор И.М.Симонов, также вел записи на протяжении всей экспедиции и по возвращении передал их в Казанский императорский университет. Благодаря наблюдениям руководителей кругосветной экспедиции, в российской литературе впервые появились прямые сведения о аборигенном населении Австралии и Океании. Более того, коллекция предметов, собранная И.М.Симоновым на островах Тихого океана и состоящая из 36 единиц была также передана в дар Казанскому университету и послужила основой для формирования этнографического музея.

Из последующих плаваний наиболее плодотворным для этнографического знания было плавание военного шлюпа «Сенявин» под командой Ф.П.Литке в 1826-1829гг. За три года плавания команда «Сенявина» посетила и обследовала берега Берингова моря, глее Литке сделал хорошее описание быта чукчей, алеутов и «колошей» (ныне тлинкитов). Кроме этого исследования велись в тропической части Тихого океана на Каролингском архипелаге. Литке и его спутник Мертенс описали общественный быт, организацию власти и материальную культуру островитян(С.А.Токарев История русской этнографии.-М., 2015).

Еще одним интересным направлением исследований первой половины 19в. стала «Русская Америка». Активные экспедиционные исследования проводились здесь в 1820-1840-е годы. Одной из самых выдающихся стала экспедиция Александра Филипповича Кошеварова, который проделал на байдарках большой путь вдоль всего северного побережья Аляски вплоть до самой северной ее точки –мыса Барроу. А.Ф.Кошеваров первым обследовал и описал береговые группы североаляскинских эскимосов., установил их племенные подразделения и диалекты, дал описание жилищ, промыслов, некоторых обычаев и праздников.

Осуществлялись и экспедиции во внутренние районы Аляски. Наибольшей известностью пользуется путешествие Лаврентия Алексеевича Загоскина, совершенное в 1842-1844гг.. Он прошел вверх по р.Юкон, обследовал племена береговых и материковых эскимосов и несколько племен атабасков. По итогам путешествия Л.А.Загоскин издал книгу «Пешеходная опись части русских владений в Америке». За этот труд он получил высшую награду Российской Академии наук- Демидовскую премию.

Значительный этнографический материал в первой половине 19в. был получен членом-корреспондентом Академии наук Григорием Ивановичем Лангсдорфом. В 1821—1828гг. он возглавлял русскую экспедициюработавшую во внутренних районах Бразилии, В результате были собраны материалы о культуре и языках индейцев Бразилии (гуана, апиака, бороро и др.). К сожалению, судьба самого Г.И.Лангсдорфа и полученных им сведений сложилась не просто. Во время экспедиции он заболел острой формой малярии, что сказалось на его физическом и умственном состоянии. Экспедицию пришлось прекратить, а сам исследователь вынужден был долго лечиться, но так и смог вернуться к научной деятельности. Собранные материалы были доставлены в Петербург, но затерялись и были найдены Генрихом Матвеевичем Манизеромлишь спустя почти сто лет в 1915г., а книга с записями путешественника под названием «Экспедиция академика Г.И.Лангсдорфа в Бразилию», подготовленная Г.М.Манизером, увидела свет в 1948 году.

Не осталось без внимания ученых и культура Востока. Огромный вклад в изучение народов этого региона внес Иакинф Бичурин. Имея церковный сан И.Бичурин в течение 10 лет возглавлял духовную миссию в Китае. За это время он провел большое количество разносторонних исследований от лингвистических, социально-экономических, до исторических и этнографических. Результатом стал целый ряд глубоких трудов среди которых: «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение», «Статистическое описание Китайской империи с приложением географической карты на 5 листах», «Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древние времена» и «Записки о Монголии». За свои труды И.Бичурин неоднократно удостаивался высшей награды академии наук- Демидовской премии, а также избирался почетным членом ряда зарубежных научных обществ.

В целом с образованием в 1804г. Казанского университета Востоковедение получило в России серьезную научную базу. Профессорами университета в первой половине 19в. было осуществлено несколько значительных экспедиций в Сибирь, Центральную Азию и Китай. Профессор Осип Михайлович Ковалевский в 1830-е гг. несколько лет путешествовал по Забайкалью, Монголии, Китаю. Привезённые из Монголии и Китая материалы позволили уже в 1835 году опубликовать «Краткую грамматику монгольского книжного языка», в том же году вышел первый том «Монгольской хрестоматии». Второй том был напечатан в 1837 году, одновременно с «Буддийской космологией». Главным трудом Ковалевского, не утратившим значения и поныне, является трёхъязычный «Монгольско-русско-французский словарь» (т. 1. — 1844г., т. 2. — 1846г., т. 3 — 1849г.). О.М.Ковалевский создал в Казанском университете кафедру монголоведения, а с 1855 по 1860 годы был ректором Казанского университета. Другой выдающийся китаевед, профессор Казанского университета- Василий Павлович Васильев. Провел в Китае 10 лет с 1840 по 1850 год. В. П. Васильевым были изданы: «Маньчжурско-Русский словарь» (1866); «Анализ китайских иероглифов» (1866); «Китайская хрестоматия», в трёх томах (1868). Но главное он привез из Китая богатейшую этнографическую коллекцию, переданную университету.

В целом с открытием Казанского университета в России началось систематическое изучение тюркских и финно-угорских народов Поволжья. В эти годы были написаны работы, характеризующие различные стороны жизни и быта местных народов. Например, работы В.Я. Баженова «Описание поминок и народных игр в окрестностях Вятки», В.А.Сбоева «Исследования об инородцах Казанской губернии» и его же «О быте крестьян в Казанской губернии». Но самое известное произведение этого периода принадлежит профессору Карлу Федоровичу Фуксу и посвящено описанию культуры и быта казанских татар. Карл Фукс приехал в Казань в 1805 году, поселился в татарской слободе, выучил татарский язык и живо интересовался культурой татар. В результате многолетних наблюдений в 1844 году вышла в свет его монография «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении».

Интенсивное накопление и систематизация этнографических данных о народах России, а также о народах других стран и регионов Земли привели к тому, что в 1840-е гг. произошло оформление этнографии как самостоятельной отрасли в Российской науке. Окончательным символом этого стало основание в 1845 году Русского географического общества и Отдела этнографии в его составе. В целом к середине 19в. аналогичные процессы имели место и в других европейских странах, поэтому хронологическаяграницапреобразования этнологии (этнографии) в самостоятельную науку практически везде одинакова. И с середины 19в. можно говорить о науке этнологии (этнографии), а также научных школах и направлениях.

 

Раздел 4

Научные школы в этнологии

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.037 с.)