Глава 2. Предмет и объект этнологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Предмет и объект этнологии



 

Под предметом той или науки подразумевается вся совокупность явлений и фактов, которые могут быть представлены в ответе на вопрос – «Что изучает эта наука»? В таком случае сложность с определением предмета современной этнологии заключается в универсальном характере этнологического знания, охватывающем практически все стороны жизни человека и общества. При этом, конечно, основополагающим критерием отнесения того или иного явления к ведению этнологии является возможность его этнического измерения. Будь то явление биологическое, например, «болезнь», социальное - «неравенство» или же сугубо гуманитарное - такое как «историческая память». Но только в том случае, если данное явление может быть осмыслено этнически. Болезнь- как особенность воздействия окружающей среды на представителей этнической группы в ней проживающей; неравенство как типичный элемент социальной структуры традиционного общества, историческая память как фактор, влияющий на взаимодействие двух этнических групп. Во всех этих случаях включение указанных явлений в предмет этнологии вполне обосновано. Кроме того, необходимо иметь в виду динамику изменений общества и культуры, и как следствие, появление и актуализацию новых явлений, ранее не существовавших или не имевших столь выраженной востребованности. Происходит их постоянное этнологическое осмысление, и они занимают свое место в практически бесконечном ряду тем и проблем, которые исследуют этнологи. Если попытаться образно представить характер изменений предметной области этнологии, то это выглядит- как расходящаяся воронка, которая втягивает в свой круговорот все новые явления и события. Причем этот процесс «втягивания» различных явлений и тем в фокус интереса этнологов не прекращается с момента становления этнологии как самостоятельной научной отрасли в середине XIX века. В тот период основополагающим предметом исследовательского интереса европейских этнологов была культура неевропейских, в первую очередь, колониальных народов. При этом сама культура представлялась как набор элементов, которые имели для ученых различную степень интереса. В частности, популярными темами исследований и научных дискуссий середины- второй половины XIX- го столетия были- системы верований, типы родства и семьи у «туземных» народов, обычаи и нормы. К началу XX века культура, оставаясь основным предметом изучения этнологов, предстает уже как система связанных между собой элементов и явлений, каждый их которых должен изучаться во всей широте социальных связей. Кроме того, в первой половине XX века в сферу интересов этнологов включаются вопросы психологических особенностей представителей различных этнических общностей и культур, а также механизмы внутри и меж групповой коммуникации. Окончательное падение колониальной системы в середине XX века и последовавшие за этим процессы образования новых государств и интенсификация миграционных потоков обусловили повышенный интерес ученых этнологов к проблемам этнических меньшинств и межэтническим конфликтам. Что, в свою очередь, привело к еще большему расширению круга рассматриваемых этнологами явлений и этот процесс, как мы уже отмечали, продолжается постоянно. Таким образом, предмет современной этнологии чрезвычайно объемен и не поддается детализированному определению. Поэтому целесообразно охарактеризовать его максимально широко как – всю совокупность явлений, имеющих этническое измерение.

Если в период становления этнологии господствовало представление, что этнолог –это ученый, который изучает отсталые племена, то постепенно с усложнением методологического аппарата этнологии и расширению эмпирической базы данных пришло понимание, что деление народов на отсталые и цивилизованные по сути своей антинаучно, поскольку каждый народ имеет свою собственную ценность вне зависимости от какой –либо шкалы ценности, которая является субъективной и отражает мнения ее собственных представителей. Таким образом, объектом научного анализа этнологов стали различные типы этнических общностей – от небольших групп до сложных индустриальных обществ. При этом, до последних десятилетий- сохранялись определенные особенности в определении объекта исследования в различных научных традициях. Так в зарубежной этнологии чаще в фокусе научного интереса ученого оказываются небольшие этнические группы - этнические меньшинства, культурные группы доиндустриального типа. В советской этнографии, напротив, основным объектом исследования выступали крупные этнические сообщества или в терминологии советской этнографии - этносы, а также их подразделения: субэтносы, этнографические группы. В настоящее время в отечественной этнологии заметен «разворот» в сторону зарубежной практики.

Исходя из вышеизложенного, объектом этнологии являются этнические общности различной таксономии (от локальных этнотерриториальных групп до крупных современных народов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.004 с.)