Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные нормы и их разновидностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Слово «норма» происходит от латинского слова «norma» ‑ дословно переводящееся как «плотницкий угольник» (измерительный прибор, от греч. «гномон» (γνώμων) – «указатель»), однако обозначавшее также «правило», «образец», «стандарт», «принцип». В последнем значении слово «норма» используется в современных языках, обозначая границы, в пределах которых объект окружающего мира сохраняет свои свойства. Нормы бывают нескольких видов: технические (правила обращения с техническими средствами, изделиями, приборами), естественные (существующие в окружающей среде независимо от деятельности человека, например, биологические, экологические, медицинские нормы), социальные. Социальные нормы – это общие правила, образцы, эталоны поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой вырабатываются оптимальные стандарты и модели правильного поведения в конкретном человеческом сообществе в соответствующих пространственно-временных условиях, сложившихся под влиянием географических, климатических, исторических факторов. Система социальных норм состоит из следующих видов: 1) обычаи ‑ правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение; 2) религиозные нормы ‑ правила поведения, являющиеся обязательными вследствие веры в сверхъестественные силы и, как правило, содержащиеся в священных текстах; 3) моральные нормы – оценка поступков согласно категориям «добро-зло», «хорошо-плохо»; 4) корпоративные нормы ‑ правила поведения, установленные в рамках организаций и закрепленные в их учредительных документах; 5) правовые нормы ‑ требования, закрепленные в законодательстве государства и обеспечиваемые государственным принуждением; 6) политические нормы ‑ регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах; 7) деловые обыкновения ‑ нормы поведения, принятые в предпринимательской среде (требования к исполнению обязательств, правила ведения деловых переговоров и др.); 8) этикет ‑ совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях (нормы общения, деловой протокол и др.); 9) эстетические нормы ‑ оценка объектов или поступков согласно категориям «красиво-безобразно». Социальные нормы функционирует только в том случае, если они способны оказывать влияние на поведение человека посредством: 1) знания содержания норм; 2) осознания необходимости их соблюдения (психологическая установка); 3) практического исполнения их предписаний. В противном случае норма выходит из употребления, становится «мертвой» нормой. В таком случае она либо полностью прекратит свое существование как общественный регулятор, либо она будет использована на новом этапе социальных отношений в видоизмененной форме (например, религиозные нормы, сильно влиявшие на жизнь дореволюционной России, будучи вытесненными из общественной жизни в советский период, возобновили свое функционирование на уровне религиозных организаций и общин с начала 1990-х гг.). В целом, социальные нормы можно охарактеризовать как объективно необходимые на данном историческом этапе развития конкретного общества правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Из числа наиболее распространенных социальных регуляторов можно выделить обычаи, религиозные нормы и право. Обычай ‑ это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом сообществе из поколения в поколение, является привычным для его членов. Обычаи исторически являются первым социальным регулятором, формируясь уже в первобытную эпоху. Таким образом, обычаи первоначально носят этнический характер, тесно связаны с народной культурой. Однако по мере усложнения общественных отношений, кроме этнических (народных) обычаев начинают выделяться обычаи, принятые в определенных сословиях, классах, субкультурах, которые в настоящее время зачастую носят надэтнический характер. Однако данные разновидности обычаев не носят такого жесткого характера, как этнические обычаи, поскольку усваиваются индивидами не с рождения, а при включении в ту или иную социальную группу. Обычаи предшествовали государственному праву. Возникая на стадии раннепервобытного общества, первоначально они регулируют отношения только между родами и общинами. На стадии позднепервобытного общества субъектами обычных норм становятся индивиды. На предклассовой стадии, когда начинает формироваться государственный аппарат и появляются постоянные судебные органы, происходит дальнейшая эволюция обычаев и начало становления собственно «права» (государственного права). Системы этнических обычаев также именуют термином «обычное право». Неотъемлемыми признаками обычного права являются: 1) этничность; 2) устность; 3) коллективизм; 4) связанность с религиозными представлениями и ритуалами, 5) публичный характер (приоритет интересов группы над интересами индивида, опора на общественное принуждение); 6) «примитивность» судопроизводства (функции судебной инстанции выполняют лидеры группы). Обычаи, которым государство придает обязательный характер, принято называть «правовыми обычаями». Если обычная норма имеет необязательный характер и индивид не претерпевает серьезных неблагоприятных последствий за ее нарушение, то такую норму именуют «обыкновением». Обычаи тесно связаны с религиозными представлениями. Зачастую обычная норма имеет под собой религиозное обоснование. Такие неотъемлемые элементы первобытных культур, как тотемизм, магия, колдовство, обряды и ритуалы, клятвы, табу, культ предков и др. сочетают в себе обычаи и ранние представления о сверхъестественных началах. В данном случае вера обосновывает и подкрепляет обязательность соблюдения обычной нормы. Однако следует отделять религиозную норму от обычая, содержащего в себе религиозный элемент. Религия (от лат. «religio» ‑ «культ, святыня», «religare» ‑ «соединять, связывать») ‑ это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, правил, типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в религиозные организации (общины). Религиозные нормы представляют собой правила поведения, следование которым обусловлено верой в существование духовного мира и сверхъестественных сущностей (богов, Бога, Духа, Абсолюта, Дао и др.). Обычаи и религиозные нормы можно объединить единым термином «этноконфессиональные нормы». На основе этноконфессиональных норм формируется традиция (от лат. «traditio» ‑ «предание») как установившийся в ходе исторического развития порядок в поведении, в быту. В традицию включают представления, обряды, привычки и навыки практической и общественной деятельности, передаваемые из поколения в поколение и регулирующие общественные отношения. Традиция и религия являются одними из важнейших социальных регуляторов наряду с государственным правом. Несмотря на высказывания некоторых исследователей и ученых, прогнозировавших исчезновение этноконфессиональных регуляторов из общественной жизни по мере глобализации и урбанизации, их роль все равно остается существенной. Обычаи в свое время выступали основой государственного права и в определенной степени продолжают оказывать влияние на жизнь людей- как в традиционных обществах, так и в современных индустриальных. Усиливающаяся в последние десятилетия миграция из стран Азии и Африки, приводит к усложнению этнокультурного ландшафта многих европейских стран и России в том числе, что делает актуальным изучение обычаев и религиозных норм «неевропейских» народов.Этноконфессиональные нормы играют важную роль в формировании правовых норм, являясь предтечей государственного законодательства. Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений. Однако в науке существуют различные подходы по вопросу соотношения между этноконфессиональными нормами и правом, определению их места и роли в общественных отношениях. С точки зрения отраслевой принадлежности все подходы можно разделить на правовые и антропологические.
Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.007 с.) |