Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Этнология в контексте кавказоведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении всей человеческой истории у людей существовала потребность в знаниях не только о собственной культуре, истории, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Несколько тысячелетий продолжалось накопление сведений различного рода о многих народах мира. Все эти сведения носили описательный характер и легли в основу науки этнографии. Этнография – обществоведческая дисциплина, изучающая происхождение, расселение, культуру, традиции и обычаи народов. Отличительной чертой этнографической науки является то, что большое место в ней занимают полевые исследования, сбор первичных материалов о жизни, обычаях, традициях различных народов. На базе этнографии к середине XIX века и сформировалась этнология как самостоятельная наука. Возникновение этнологии связано со многими практическими потребностями того времени: со стремлением объяснить различия в культурном развитии народов, понять механизмы формирования и особенности этнической психологии, установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства. В связи с этим стали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах – этнологию. Термин «этнология» образован двумя греческими словами: «etnos» (народ) и «logos» (наука). Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах впервые предложил французский ученый Ж.Ж. Ампер. Изначально этнология развивалась как наука о народах, не создавших собственной государственности. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появляются представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об особенностях русской культуры. Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1845 г. Русского географического общества, в программу которого входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. На рубеже XIX – XX в. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды Г.Г. Шпета по этнической психологии. Он высказал мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В 40-50 гг. XIX в. К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнологической науки, которые стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. Сюда входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей. Особое место в развитии этнологии занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями. Особое место в развитии этнологической науке занимает научная деятельность С.М. Широкогорова. Предложенная им формулировка категории «этнос» содержала в себе группу наиболее существенных признаков, среди которых выделялся такой как «общее коллективное сознание». Большой вклад в разработку концептуальных оснований категории «этнического самосознания» также внесли С.А. Токарев и Н.Н. Чебоксаров, а также Ю.В. Бромлей, который подчеркивал, что этническое и национальное самосознание – это не только идентификация, но и представления о своем народе. На рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов. На современном этапе этнологическая наука значительно расширила свою предметную область. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят народы современных индустриальных обществ, а также разнообразные этнические процессы, этнические и этнополитические конфликты. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография, этнополитология. Своеобразие каждой науки определяется ее собственным предметом изучения. С начала становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Новые исторические обстоятельства и общественные проблемы значительно расширили предметную область этнологии. В связи с этим ученые выделяют внутри этнологии самостоятельные сферы и направления. Так, в западноевропейской этнологии четко оформились и развиваются экономическая этнология, религиозная, социальная, правовая, политическая. На современном этапе развития общества этнология сохраняет свою связь с реальными общественными процессами, что прямо свидетельствует об особой важности этнических процессов в современной истории России. Более того, даже поверхностный анализ основных событий XX в. позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. XX в. по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Центробежные тенденции, появившиеся в 90-е гг. XX века в России, привели к образованию группы национальных государств. Трения и конфликты на этнической, этнически-политической почве то затухают, то периодически обостряются. Возрастание роли этничности в обществе обусловило необходимость поиска этнологами ответов на многие важные вопросы, причем актуальность этнологических исследований определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной политики. В настоящее время существует потребность в изучении не только традиционных, но и модернизированных обществ, которые в своем большинстве являются полиэтничными, а решение этнических проблем – одна из важнейших проблем современности. В первой половине XX в. этнологические исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое культурах. Во второй половине XX в. стала очевидна практико-политическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, этнических и социальных проблем. В настоящее время активно работают известные научно-исследовательские центры отечественной этнологии. Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук – старейшее гуманитарное научное учреждение страны, берущее начало от Петровской Кунсткамеры. Сегодня – это ведущий исследовательский центр в области социально-культурной и физической антропологии с высоким международным статусом. Целью исследований является изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира во взаимодействии с социально-политическими и экономическими процессами. Институт ведет полевые исследования на территории бывшего Советского Союза и других государств, публикует около 50 книг в год и периодические издания: журнал «Этнографическое обозрение», ежегодник «Расы и народы», альманах-ежегодник «Вестник антропологии», «Библиотека российского этнографа», «Этнографическая библиотека». Институт издает «Исследования по прикладной и неотложной этнологии», осуществляет мониторинг этноконфессиональной ситуации в регионах России и в других странах СНГ и Балтии с целью содействия более эффективной внутренней и внешней политике государства. На современном этапе повышенный интерес к региональной истории в современной России обусловлен процессами регионализации, которые развернулись на постсоветском пространстве. Появление региональных границ означает утверждение того факта, что человечеству свойственно многообразие форм жизнедеятельности. Попытка добраться «до исторических корней» – это еще и реакция на происходящие в мире процессы глобализации.
Понятие «кавказоведение» широко используется в научной литературе, но смысловая нагрузка его многозначна. Одни понимают кавказоведение как историю народов, проживающих на Кавказе, и в этом смысле оно синонимично краеведению или регионоведению. Вторые видят в кавказоведении совокупность исторических дисциплин (этнологию, археологию, источниковедение, историю и др.), занимающихся исследованием различных сторон жизни северокавказского социума. Третьи считают, что это научная литература, анализирующая историю изучения народов Кавказа, и в этом смысле кавказоведение – это история исторической мысли, концепций, науки. Как самостоятельное комплексное научное направление кавказоведение оформляется в XVIII – первой половине XIX веков. В этот период кавказский вопрос наряду с восточным вопросом становится важнейшей проблемой международных отношений, острейшим узлом противоречий между ведущими державами мира – Англией, Францией, Османской империей, Персией и Российской империей. Противоречивый характер Кавказской войны, незнание и непонимание традиций народов Кавказа царской администрацией, а народами Кавказа – российской государственно-правовой системы, потребовали масштабного изучения естественных ресурсов и производительных сил Кавказа, истории, языков, культуры, быта, хозяйства, традиционных форм общественной жизни, права и других сторон жизни Кавказских народов. Основы кавказоведения нового времени были заложены в трудах В. Багратиони, С.Г. Гмелина, И.А. Гюльденштедта, П.С. Палласа, М. Чамчана и др. В XIX в. кавказоведение становится важнейшим направлением российской науки. Во второй половине XIX в. один из ведущих кавказоведов академик Н.Ф. Дубровин с полным основанием отмечал, «что ни один уголок нашего отечества не имеет столь обширной литературы по всем отраслям знаний, какую имеет Кавказ». Российское кавказоведение XIX в. представлено такими выдающимися именами, как А.П. Берже, С.М. Броневский, М. Броссе, М.М. Ковалевский, П.К. Услар, А. Бакиханов, М. Казембек, Д. Бакрадзе, С. Эсадзе, В. Бастомян и С. Егиазаров, Ш. Ногмов, А. Гассиев, К Хетагуров, У. Лаудаев и многими другими историками, лингвистами, этнологами и географами. С Кавказом связано творчество многих русских писателей и поэтов, художников, композиторов и других деятелей культуры. Дореволюционные библиографии, в том числе составлявшиеся по заданию властей, насчитывали более 8 тысяч наименований книг и статей. В послереволюционный период продолжалась деятельность известных кавказоведов И.А. Джавахишвили, К.С. Кекелидзе, Я.А. Манандяна,Н.Я. Мара, В.В. Струве и других, сыгравших большую роль в становлении советского кавказоведения. Несмотря на все сложности, существовавшие в период социалистического строительства на Кавказе, были созданы национальные академии наук в Азербайджане, Армении, Грузии, а в их составе – институты по всестороннему изучению проблем народов Кавказа. Были также образованы Северо-Кавказский горский НИИ краеведения, гуманитарные национальные НИИ в автономных республиках и областях Северного Кавказа, Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Постоянно расширялась сеть высших учебных заведений на Кавказе, научные кадры коренных народов Кавказа готовились в ведущих научных центрах СССР. Большой вклад в развитие кавказоведения внесли следующие ученые: А.В. Авксентьев, Н.Г. Айдемиров, З.В. Анчабадзе, С.А. Арутюнов, Я.З. Ахмадов, М.М. Блиев, З.М. Буниятов, В.Г. Гаджиев, Г.Г. Гамзатов, М.Р. Гасанов, Г.А. Дзидзария, Е.И. Крупнов, Т.Х. Кумыков, Л.И. Лавров, А.М. Ладыженский, Р.М. Магомедов, Г.Х. Мамбетов, Э.С. Маркарян, В.Ш. Нахушев, А.П. Новосельцев, Б.Б. Пиотровский, Н.И. Покровский, А.И. Робакидзе, А.Ю. Шадже. В последние десятилетия изучением гуманитарных проблем Кавказа в центре внимания оказались трагические сюжеты прошлого, которые в советской историографии зачастую искажались или замалчивались. Главным же был кризис методологических основ исторической науки, мировоззренческий кризис. Дезинтеграция научных связей между республиками и областями Северного Кавказа, появление новых методологических схем и методов познания окружающего мира, острые экономические проблемы привели науку на грань развала. Правительство РФ и научное содружество кавказоведов нашли внутренние ресурсы для выхода из кризиса. В 1994 г. при Северокавказском центре высшей школы был открыт Научно-исследовательский институт Кавказа. Решение центральной задачи, поставленной перед коллективом института, должно было обеспечить развитие фундаментальных и прикладных исследований с целью укрепления традиционных культурно-исторических, социально-экономических и научных связей на территории Северного Кавказа и даже Закавказья. В октябре 1999 г. в г. Ростове-на-Дону создан «Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН». Основными направлениями деятельности центра являются научные исследования по следующим проблемам: цивилизационно-культурные взаимодействия на Северном Кавказе; этноконфессиональная ситуация на юге России; этнополитология на юге России. Крупными научными центрами кавказоведения являются редакционные коллегии СКНЦ ВШ – «Научная мысль Кавказа» и «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион». Постановка и обсуждение острых проблем истории народов Кавказа, дискуссии, организация «круглых столов» – все это служит выяснению научной истины, поискам взаимопонимания и толерантности.
В декабре 2002 г. был создан Южный научный центр РАН, который объединил исследователей из разных городов Южного федерального округа для совместного решения фундаментальных задач, приоритетных для мирового сообщества и развития Российского государства. Южный научный центр сосредоточивает свои силы на ключевых направлениях научного обеспечения проблем национальной безопасности, улучшении экономических, социальных и экологических условий жизни в регионе. Приоритетной задачей ЮНЦ РАН является интеграция создаваемых подразделений научной части Президиума в научно-исследовательскую деятельность РАН посредством участия в Программах Президиума и отделений РАН. У ЮНЦ РАН сложились тесные связи с Ростовским, Кубанским, Ставропольским, Волгоградским государственными университетами, техническими вузами в Таганроге, Астрахани, Ростове-на-Дону, Волгограде, Ставрополе и Новочеркасске, на базе которых создаются лаборатории, базовые кафедры и магистратуры, проводятся научные конференции и семинары, созданы условия для формирования научно-образовательных центров. Одним из крупнейших научных центров кавказоведения в последние годы стал Ставропольский край. Данная проблематика является приоритетной в области научных исследований Ставропольского государственного университета и включена в план развития Ставропольского госуниверситета как учебного заведения классического типа. Исследования по этническим проблемам современности ведутся в университете с 1970-х гг., сформировалась научная школа, которой руководил известный кавказовед, доктор философских наук, профессор А.В. Авксентьев (1924-2000). С начала 1990-х гг. в рамках этой школы сформировалось научное направление «Этническая и региональная конфликтология». В июне 1997г. была создана кафедра социальной философии и этнологии СГУ. Ученые кафедры одними из первых в стране начали преподавание курса «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения». В 1999 г. в Ставропольском госуниверситете открыто «Ставропольское межрегиональное отделение» Российского общества интеллектуальной истории, которое подготовило и выпустило пять выпусков альманаха «РОИИ». В них на основе методологической схемы «новой локальной истории» анализируются теоретические вопросы историографии, реконструкции как понимания глубинного смысла исторического знания, господствующих стереотипов в «рациональном письме» историка и социально-психологических установок, определяющих движение социальной жизни. В 2004 г. в СГУ на базе кафедры экономической, социальной и политической географии была создана лаборатория «Демографических и миграционных проблем» Отдела социально-политических исследований Кавказа Южно-российского Научного Центра РАН. Главным направлением исследований является динамика этнодемографических и миграционных процессов на Юге России. Особенностью проведения научных исследований в СГУ является их глубокая интеграция с работами, проводимыми в научных учреждениях Российской академии наук, и прежде всего Южного научного центра РАН. На базе университета создан Отдел социально-политических проблем Кавказа ЮНЦ РАН, организован совместный с ЮНЦ РАН научно-образовательный центр «Социально-политическая безопасность Южного макрорегиона», задачами которых являются фундаментальные и прикладные исследования в области социальной и политической безопасности Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Активная просветительская работа проводится в Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова, в которой совместно с научной общественностью города издается краеведческий сборник «Ставропольский хронограф». Это уникальное издание, не имеющее аналогов в других регионах Северного Кавказа, целиком посвящено людям, которые оставили заметный след в истории Кавказа. Библиотека является центром региональной краеведческой библиографии. Здесь за последние годы подготовлены и опубликованы фундаментальные издания «История культуры и быта народов Северного Кавказа», «Казачество на Ставрополье», «А.С. Пушкин и Северный Кавказ». В середине 90-х гг. XX в. сформировался серьезный центр кавказоведения в Пятигорске: Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». За последние десятилетия в Краснодаре сложилось несколько новых центров кавказоведения. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицина – одно из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны, в фондах которого хранятся более 330 тыс. экспонатов. Много сделано в деле изучения истории Кубани в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Выпуск журнала «Кубань: проблемы культуры и информатизации» (с 1995 года), сборников региональных исследований, анализ развития кубановедения. В 1998 г. организационно оформилось Кабардино-Балкарское историко-родословное общество как подразделение Северо-Кавказского генеалогического общества. Общество занимается сбором архивных материалов о выдающихся деятелях Кабарды, Балкарии, Черкесии, Карачая, Адыгеи, организацией конференций, симпозиумов, «круглых столов» генеалогов Северного Кавказа. Общество издает ежеквартальный журнал «Генеалогия Северного Кавказа». В 1992 г. создан Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН, приоритетными направлениями научной деятельности которого являются обобщение исторического опыта совместной жизнедеятельности народов Северного Кавказа и Дагестана; изучение и прогнозирование современных этнополитических, геостратегических процессов в Северо-Кавказском регионе; разработка проблем развития малочисленных народов, национальных и этнических групп, их специфических потребностей и интересов; исследование причин социальных и межнациональных конфликтов, средств их предупреждения и разрешения. Владикавказский научный центр создан в 2000 году совместным решением Президиума Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания для объединения и координации исследований по междисциплинарным, фундаментальным и прикладным проблемам науки, а также эффективного использования научного потенциала региона в интересах решения важнейших задач социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания. В 1997 г. был основан Институт цивилизации при ГНЦ РСО-Алания, который в 2000 г. становится самостоятельным учреждением и приобретает статус вуза. Работы Ф. Гутнова, В. Дегоева, Л. Гатаговой, Г. Дерлугьяна, А. Цуциева, Г. Чочиева внесли весомый вклад в кавказоведение. Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почёта» институт гуманитарных исследований при Правительстве КЧР имеет почти 80-летнюю историю, был создан в 1932 г. Учёные института издали цикл историко-этнографических очерков, опубликовали фундаментальные лексикографические работы мирового уровня: национально-русские и русско-национальные словари переводного типа по всем народам КЧР, диалектологические справочники, двуязычные разговорники для школ. Учеными института осуществляется сбор, публикация произведений устного народного творчества, народного искусства, проводятся социально-политические исследования. Поступательное движение науки, в том числе и кавказоведения, невозможно без активного использования опыта, накопленного предшествующими поколениями исследователей, без осмысления глубинных процессов, происходящих в обществе и науке. Обобщение накопленных результатов дает возможность определить перспективы и те исследовательские направления, которые остро требуют приложения творческих сил. Особенно важна эта внутренняя, невидимая для других групп общества работа сегодня, в условиях перманентной реструктуризации центров этнологических исследований и формирования новых методологических парадигм и исторических концепций прошлого. Одним из проблемных полей изучения этнологии Юга России является исследование современного регионогенеза. Под понятием «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Под понятием «регион» понимают часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическими и культурными условиями. В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например, общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний или Средний Восток, Центральная или Восточная Европа). Со временем в научной литературе и средствах массовой информации термин «район» стал постепенно вытесняться термином «регион». В рамках доктрины европейского интегрального федерализма определение термина «регион» включает в себя наличие таких признаков, как общая территория; определенное население; общность истории, природных условий и решаемых проблем. В отечественной науке под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов РФ. Понятие «регион» употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость. Целостность как характерная черта региона реализуется в социально-политическом и экономическом отношениях. Речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации. Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным делением Российской Федерации. В значительной степени управляемость обусловлена целостностью региона, так как органы государственной власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции. Объективным процессом, набравшим силу в 1990-х гг., явилась регионализация политического и экономического пространства страны. Регионализация в России во многом явилась следствием ее природно-климатического, социально-экономического этнокультурного и политико-административного многообразия. Регионализация в России была следствием изменения социально-политических и геополитических организаций и структур. Регионализация была также реакцией на кризис системы командно-административного управления, которая строилась на жестком централизме и унификации управленческих целей и средств применительно к регионам. Становление любого региона изначально приурочено к определенной территории, характеризуемой в этой связи как пространственный ареал регионогенеза. Соразвитие России и Кавказа – проблема традиционная и архисложная, сохраняющая свою актуальность уже более двух столетий. Специфичность южно-российского региона и его очевидная «проблемность» требуют адекватной региональной идеологии. В этой связи мощным концептуальным потенциалом обладает идея Ю. А. Жданова о «кавказском векторе» как базисе современного бытия народов различных культур и конфессий[1]. Этот вектор востребован именно в структуре Юга России, чья история и современное бытие – пример соразвития цивилизаций, этносов и культур.
Задания для контроля владения компетенциями
1. Проанализируйте социальные функции этнологии Юга России. В чем практическое значение данной науки? 2.В какой мере необходимы знания этнологии Юга России для Вашей будущей профессии? 3. Придумайте и сформулируйте вопросы, на которые Вы хотите получить ответы, изучая этнологию Юга России. 4. Охарактеризуйте основные научно-исследовательские центры отечественной этнологии. 5. Ознакомьтесь и дайте краткую характеристику представленным Интернет-ресурсам:
Использованная литература
1. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. – 1991. – № 2-3. 2. Жданов Ю. А. Кавказский вектор развития Ростова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 1998. – № 3. 3. Кузьминов П.А. Кавказоведение на грани веков // Материалы Интернет-конференции. – http://www.newlocalhistory.com. 4. Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. – Т. IV. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 5. Основы этнологии / под ред. В.В. Пименова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. 6. Тавадов Г.Т. Этнология: современный словарь справочник. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. 7. http://www.market-journal.com/problemieco/2.html. 8. http://templateart.ru/graphic/vector/42/7. 9. http://www.webzabor.ru/adv/235. 10. http://www.investinginrussia.ru/upload/mipim/zones/ymr_sub.gif. 11. http://kavkaz-uzel.ru. 12. http://www.kommersant.ru. 13. http://www.finmarket.ru/default.asp.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.45 (0.014 с.) |