Глава 4. Тюркские народы на юге России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Тюркские народы на юге России



Народы тюркской этнолингвистической группы алтайской языковой семьи на Юге Росси представлены четырьмя автохтонными этносами – карачаевцами, балкарцами, ногайцами, кумыками, и этническими диаспорами и меньшинствами, например, туркменами, татарами и др.

 

Карачаевцы – горский тюркоязычный этнос, близкородственный балкарцам. Этногенез карачаевцев не полностью исследован, но установлено, что его компонентами были половцы (кипчаки), аланы (среди карачаевцев до сих пор сохранилось обращение друг к другу «алан») и, вероятно, тюркоязычные болгары (протоболгары). Историческим очагом формирования карачаевского этноса являются верховья Кубани. Карачаевцы были расселены компактно в больших аулах.

В дооктябрьское время и в первые годы советской власти основным хозяйственным занятием карачаевцев было отгонное животноводство (овцеводство, разведение крупного рогатого скота и лошадей), хорошо приспособленное к сложным горным условиям. Земледелие играло вспомогательную роль (возделывание кукурузы, овса, проса, картофеля).

По вероисповеданию карачаевцы – мусульмане-сунниты, но ислам проник в Карачай позже, чем в большинство других районов Кавказа, – в XVIII столетии из Кабарды. После принятия ислама среди карачаевцев еще длительное время сохранялись традиционные верования, в основном культы природы.

Карачаевский язык родственен балкарскому, и оба этноса имеют единый литературный карачаево-балкарский язык, который относится к кипчакской подгруппе тюркских языков. Письменность на карачаево-балкарском языке была создана в годы советской власти, и уже в 1920-е гг. из среды карачаевцев выделились талантливые писатели и публицисты, писавшие как на родном, так и на русском языках.

Населенные карачаевцами земли вошли в состав России в 1828 г. В 1922 г. была оформлена Карачаево-Черкесская автономная область, входившая в состав Северо-Кавказского края, а в 1926 г. в составе этого же края была выделена самостоятельная Карачаевская автономная область. В ноябре 1943 г. по сфабрикованному обвинению в измене советской власти карачаевцы были выселены в районы Казахстана и Киргизии. Карачаевская область была упразднена, а большая часть ее территории передана Грузии. После XX съезда КПСС политические обвинения с карачаевцев были сняты, им разрешили вернуться в родные места. В 1957 г. была создана объединенная Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края, преобразованная в 1991 г. в Карачаево-Черкесскую Республику со статусом субъекта Российской Федерации. Хотя в начале 1990-х гг. были изданы юридические акты о полной реабилитации карачаевского, как и других невиннопострадавших народов, несовершенство современного законодательства в нашей стране и отсутствие четкого механизма претворения законов в жизнь влекут за собой шлейф нерешенных проблем.

Традиционные селения карачаевцев расположены в основном в горах – скученные, большие, разделенные на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости – уличной, прямоугольной планировки. Карачаевское жилище имеет прямоугольную, иногда многоугольную форму и представляет собой одно-, двухкамерную срубную постройку с двускатной земляной крышей. Жилищные и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз).

Национальный костюм карачаевцев сходен с одеждой других народов Юга России. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня – кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор – войлочные шляпы, зимний – овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шелковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из темных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи – платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стеганной на вате шелковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда – каптал, повторявшая покрой черкески. Праздничный убор девушки – шапочка (высокая конусообразная или усеченная, богато украшенная галунами или золотым шитьем), поверх нее большой платок.

Основным традиционным занятием карачаевцев было и является в настоящее время – отгонное (альпийское) животноводство, а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением. Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы).

Из ремесел развиты сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитье.

Мифология и фольклор карачаевцев в целом общие с балкарцами, сочетают в себе древнетюркские, алано-иранские, адыгские, христианские и мусульманские влияния.

В настоящее время в России карачаевцы – относительно немногочисленный (192182 человек) слабоурбанизированный этнос – лишь каждый третий из них проживает в городе. Однако темпы роста городского населения весьма высоки.

Балкарцы – коренной народ Кабардино-Балкарской республики, населяющий в основном ее горные и предгорные районы в верховьях р. Хазнидон, Черек – Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом – урусбиевцы) и Малки. На Юге России (по переписи 2002 г.) проживает 106,8 тыс. балкарцев, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике – 104,9 тыс.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. До 1926 г. балкарцы пользовались в основном письменностью на основе арабской графики; в 1926-1937 гг. она создана на основе латинской, а впоследствии – на основе русского алфавита.

Становление карачаево-балкарского этноса относится к концу XIV в. На его формирование оказали влияние гуны, булгары, половцы, способствовавшие тюркизации местных кавказских племен. Сам термин «балкарцы» (малкарцы) упоминается в русских документах лишь с конца XVII в. В это время население Балкарии находилось уже в политической и экономической зависимости от кабардинских князей. Балкарцы добровольно вошли в состав Российской империи, подав в 1827 г. прошение о присоединении, при условии сохранения у них сословной структуры, древних обычаев (адата), шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил взаимосвязи балкарцев с внешним миром.

В Кавказской войне балкарцы практически участия не принимали. В начале XX в. Балкария делилась на 5 обществ: Балкарское, Хуламское, Безенгийское, Чегемское, Урусбиевское. Их численность к этому времени составляла 20 тыс. человек. В марте 1944 г. балкарцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 г. возвращены в районы постоянного проживания.

Издавна балкарцы имели разносторонние экономические, политические и культурные связи с соседями, особенно с адыгами (кабардинцами), осетинами-дигорцами, сванами, грузинами-рачинцами и др., поддерживающими с ними родственные, аталыческие и куначеские отношения.

Значительное место в хозяйстве балкарцев занимало высокогорное альпийское отгонное скотоводство. Большая часть мужчин практически круглый год находилась в горах, перегоняя мелкий рогатый скот с летних на зимние пастбища. Среди ремесел у балкарцев были развиты обработка шерсти, кож, камня и дерева, солеварение, добыча свинца и серы, изготовление богато орнаментированных войлочных ковров, сукна, башлыков, бурок, пороха, и пуль, холодного оружия и т.п. Многое из всего этого, а также домашний скот, шерсть, меха и шкуры, мед и воск вывозилось в Грузию, Кабарду, русские поселения и т.д. Привозили зерно, соль, рыбу, сушеные фрукты и пряности, сафьян, ткани, ковры, женские украшения, иголки, белила и румяна.

 

Ногайский этнос наряду с кумыками является одним из тюркоязычных этносов Юга России, проживающий преимущественно в Республике Дагестан, в северной равнинной части. Их численность на территории республики составляет чуть более 28 тыс. человек.

Корни ногайцев уходят в Золотую Орду, а этноним «ногайцы» происходит от имени одного из военачальников и политических деятелей Золотой орды XIII в. хана Ногая. С его именем связано возникновение Ногайской Орды. В этногенезе ногайцев принимали участие многие монгольские племена. Особенно важную роль сыграли половцы (кипчаки), язык которых составил основу ногайского языка.

В конце ХVIII – XIX вв. в ходе присоединения Северного Кавказа к России, в местах расселения ногайцев было организовано четыре приставства: Калаус-Саблинское, Калаус-Джембайлуковское, Ачикулак-Джембайлуковское и Ка-раногайское, которые в 1820 г. вошли в состав Ставропольской губернии. В начале 1850-х гг. в Ставропольской губернии насчитывалось более 76 тыс. ногайцев, и в то время они были второй по численности после русских этнической группой на Ставрополье. Но после окончания Кавказской войны около 40 тыс. ногайцев из Ставропольской губернии эмигрировали в Турцию.

Однако в середине 1860-х гг. часть кумских (калаусских) ногайцев возвратилась на Ставрополье. Реэмигранты поселились на берегу р. Кумы близ горы Кинжал, образовав в центральной части Северного Кавказа оседлый аул Канглы (ныне Минераловодский район).

За века своей истории ногайцы создали оригинальную культуру. По религии ногайцы являются мусульманами-суннитами и стали ими еще в эпоху Золотой Орды. Однако, как и у большинства кочевников, ортодоксальная религиозность у ногайцев не была сильна, и только в оседлых аулах строились мечети. При них существовали школы-мектебы, основным методом обучения в которых было заучивание наизусть аятов (стихов) Корана по-арабски. Первая светская школа для ногайцев на Северном Кавказе была открыта в 1868 г. в ауле Канглы, а в следующем году такая же школа была создана в Ачикулаке. Ногайский язык, относящийся к тюркской этнолингвистической группе, в ХVIП-ХIХ вв. играл наряду с близким ему кумыкским, а позднее русским языком роль языка межнационального общения на Северном Кавказе.

Характерным типом поселения ногайцев в конце ХIХ в. были кочевые аулы, которые подразделялись на весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав); при этом зимники постепенно превращались в оседлые постоянные поселения (юрт, аул, шахар, къала). Традиционные жилища – кибитка (юрта) и дом (уьй), приспособленные соответственно к кочевому и оседлому образу жизни; более древним жилищем ногайцев следует считать юрты.

Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых ногайцев), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха, поясного ремня.

Женский костюм по покрою близок к мужскому: он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Национальная ногайская кухня основывалась на мясомолочных, мучных и рыбных блюдах. Традиционные ногайские блюда – бесбармак, шашлык, къазы, толтырма (колбасы), къазан боьрек (пельмени), инъкал (род галушек), балыкъ сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляются напитки: ногъай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и др. Часть традиционной кухни ногайцев заимствована соседними северокавказскими народами – ногайский чай, бесбармак и др.

Основным занятием ногайцев было кочевое и отгонное скотоводство, коневодство и верблюдоводство. Лошади, верблюды, овцы составляли основное богатство ногайца-кочевника. Наряду со скотоводством ногайцы в незначительной степени занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу – кур, гусей, уток. Из ремёсел наиболее развитыми были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы. Через Ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значительную роль торговли у ногайцев.

Исторический этнический ареал ногайцев – Ногайская степь – в результате многочисленных территориальных преобразований на Северном Кавказе как в дооктябрьский период, так и в советское время оказался разделенным между различными административно-территориальными образованиями и в настоящее время территориально входит в Дагестан, Ставропольский край и Чечню (из Чечни в последние годы наблюдается интенсивный отток ногайцев, которые в основном переезжают в восточные районы Ставропольского края). Таким образом, ногайцев можно считать разделенным этносом, хотя разделен он административными, а не государственными границами.

До советской власти ногайцы не имели собственной графики и разработанной грамматической системы. Они пользовались арабским письмом и ногайской лексикой. В 1928 г. ногайский просветитель А.-Х.Ш. Джанибеков, некоторое время работавший в школе аула Ачикулак, завершил создание ногайской письменности на латинской основе. В 1938 г. ногайский литературный язык был переведен на русскую графику. Из среды ногайцев, особенно в послевоенный период, вышли литераторы, журналисты, ученые, специалисты многих отраслей народного хозяйства.

В настоящее время ногайцы – это один из немногих автохтонных народов Юга России, который не имеет собственной государственности, поэтому вполне понятно стремление этого этноса создать национальную государственность.

Кумыки – третий по численности титульный этнос Республики Дагестан после аварцев и даргинцев; автохтонное население северной равнинной части республики. Этногенез кумыков происходил в несколько этапов. Есть предположения, что они произошли в результате объединения таких народов, как кипчаки и огузы, язык кумыков очень близок с языком этих двух народностей, что доказывает их родственность.

Об истории и происхождении кумыков было выдвинуто много гипотез, и даже имели место предположения антропологов, что в результате тюркизации кавказских племен образовался род кумыков: если ближе рассматривать их литературу, язык, религию, нравы, обычаи и традиции, то можно с уверенностью сказать, что это действительно один из тюркских родов.

Впервые этноним «кумыки» встречается у античных авторов начала нашей эры, однако окончательное становление кумыков как этноса происходит к ХII-ХIII вв. Важным компонентом этногенеза кумыков являются половцы (кипчаки), заселившие степи Северного Кавказа в XI столетии, и язык которых был воспринят обитавшими на равнинной части современного Дагестана племенами.

Кумыкский язык принадлежит к кипчакской подгруппе тюркских языков и в ХVП-ХIХ вв. выполнял функцию языка межнационального общения на Северо-Восточном Кавказе. На кумыкском языке велась переписка с русскими царями, представителями царской администрации, он изучался во многих учебных заведениях Северного Кавказа.

Традиционное кумыкское жилище наземное турлучное, саманное с пологой двухскатной крышей и каменное с плоской крышей. Планировка сёл преимущественно горизонтальная.

Национальный мужской костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, черкески, бурки, папахи и кожаной обуви. Женская национальная одежда представлена платьем-рубахой, штанами, различными платьями, платком, кожаными чувяками. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Поскольку традиционные занятия связаны с пастбищным скотоводством, то в пищу кумыки употребляют прежде всего мясо-молочные блюда – шорпу (суп), хинкал (род галушек), кюрзе (пельмени), долму, плов, шашлык, соус, каши, многочисленные разновидности халвы, пирогов, яичниц, хлеба, а также напитки – айран, шербет, чай и др.

В экономическом отношении кумыки всегда были одним из наиболее развитых северокавказских народов, что во многом было обусловлено их расселением на плодородной равнине и торговых путях. Исстари среди кумыков было развито земледелие: зерноводство, овощеводство, садоводство, а также ремесло. На момент вхождения в состав России у кумыков сформировались феодальные отношения.

Фольклор кумыков представлен в основном сказками и сказаниями нартского цикла. Кумыки были одним из наиболее образованных народов на Северном Кавказе. Так, в 1897 г. среди кумыков было 9 % грамотных, что является достаточно высоким показателем. С XVI в. и до 1928 г. у них существовала собственная письменность на базе арабского алфавита (аджам). Уже в 1883 г. на ее основе в Санкт-Петербурге была издана первая печатная книга. В 1928 г. арабский шрифт был заменен латинским, а в 1938 г. – русским.

В настоящее время кумыки имеют наибольшую долю городского населения среди народов Дагестана, наименьший уровень естественного прироста населения, самый высокий процент лиц, занятых умственным трудом.

 

Туркмены – этнос, относящийся к огузской подгруппе тюркских народов алтайской семьи, проживающий на Юге России преимущественно в Ставропольском крае. В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена – дахи, массагеты, позднее – эфталиты и сармато- аланы, жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население западного Хорезма, средней Амударьи и северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации. Важную роль в этногенезе туркмен сыграли огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI вв., определив, кроме многих черт культуры, их язык и физический облик. Основная масса огузов постепенно слилась с местным населением. Позже в этногенезе туркмен принял участие племена неогузского происхождения – кипчаки, джелаиры и другие, а в начале XIII в. – часть татаро-монголов.

Процесс формирования туркменского этноса завершился в XIV-XV вв. В 80-е гг. XIX в. Туркменистан был присоединён к России и на его территории начался процесс экономического подъёма. В 1924 г. создана Туркменская ССР. В 1991 г. провозглашена независимая Республика Туркменистан. В настоящее время численность туркмен в России составляет 33 тыс. человек, из них в Ставропольском крае – 13,9 тыс. человек, в Москве – 2,2 тыс. человек и в астраханской области – 1,3 тыс. человек.

Традиционным жилищем туркмен была юрта. В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. У современных туркмен сельское жилище обычно представляет собой 3-4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2-4-скатной шиферной или железной крышей и большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время.

В современной одежде туркмен сочетаются как традиционные элементы, так и городские общеевропейские формы. Национальный мужской костюм, сохраняющийся у пожилых туркмен, состоит из рубахи и штанов, поверх которых надевается халат. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которую обязательно надевалась вышитая тюбетейка (тахя). В праздничные дни молодые туркмены, как правило, надевали красные халаты и телпек.

Национальный костюм туркменки включал платье красного цвета (койнек) туникообразного покроя и длиной по щиколотку, короткую жилетку (енсиз) и длинные зауженные к низу штаны. Голову туркменки обычно покрывали большим шёлковым или шерстяным платком. Среди городской молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии, в то время как в сельской местности сохраняются халаты. Женский национальный костюм обязательно дополняется значительным количеством серебряных украшений.

Современная пища туркмен также сохраняет традиционную специфику. Наиболее распространены мясной суп – чорба – с различными приправами, жареное мясо, плов, различные молочнокислые продукты из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай.

Традиционным занятием туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. На Ставрополье скотоводы в основном разводили овец, верблюдов, лошадей, а земледельцы выращивали прежде всего бахчевые.

Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине XIX в. ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение. Литература и различные формы народного и профессионального искусства у туркмен достигли расцвета в XX в. В это же время формируется национальная интеллигенция.

Татары – второй по численности после русских народ России, относящийся к половецко-кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской этнолингвистической семьи. В XVIII в. с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII-XIV вв. было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В настоящее время существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них: булгаро-татарская, татаро-монгольская, тюрко-татарская теории.

Внешний облик татарских поселений отражал этносоциальный статус жителей. В центре всегда были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. Наиболее старым, но редко сохранившимся планом двора являлся беспорядочный, с раздельным расположением жилых и хозяйственных сооружений, а преобладающим – дворы, застроенные сгруппированными постройками П- и Г-образной, однорядной, двухрядной планировочными ормами. Усадьбы разделялись на две части: передний, чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задний – огород с гумном.

В конце XIX – начале XX вв. для изготовления одежды татары используют ткани фабричного производства. Традиционный татарский костюм как мужчины, так и женщины включал нижнюю широкую и длинную рубаху туникообразного покроя (кул-мэк) и широкие свободного покроя штаны. Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами, а также использовалась тамбурная вышивка цветочно-растительного орнамента. Поверх рубахи надевали безрукавный или с коротким рукавом камзол. Женский камзол шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Головной убор мужчин – четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй). Женская шапочка – калфак вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью. Женский костюм дополнялся украшениями: крупными миндалевидными серьгами, подвесками к косам, нагрудными украшениями с подвесками, эффектными широкими браслетами и др. Традиционная татарская обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи.

Основу татарской кухни составляла мясомолочная и растительная пища. Популярные блюда – супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье – бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем. Популярные напитки – чай, айран. Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. До сих пор у татар сохранились некоторые ритуальные блюда – элбэ (жареная сладкая мука), свадебное блюдо – мёд, смешанный с маслом (бал-май) и др.

У татар широко развито прикладное орнаментальное искусство: золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирная техника – скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву. На профессиональной основе существуют вышивка, мозаика по коже, ювелирное дело, графика.

Праздничная культура татар включала в себя как религиозные, так и светские праздники, приуроченные к определённому времени сельскохозяйственного цикла. Мусульманские праздники, являясь обязательными, были массовыми. Наиболее значимые из них были посвящёны жертвоприношению – Корбан гаете, окончанию 30-дневного поста – Ураза гаете, дню рождения пророка Мухаммеда – Мэулид. Их обрядовая сторона заключалась в коллективном утреннем богослужении в мечети с участием мужского населения. В домах устраивались семейные торжества в кругу родственников.

Задания для контроля владения компетенциями

1. Схематично изобразите структуру тюркской этнолингвистической семьи Юга России.

2. Сравните основные элементы традиционной культуры тюркских народов, проживающих в южнороссийском регионе.

3. Охарактеризуйте особенности этногенеза тюркских народов.

4. На примере конкретного этноса покажите взаимовлияние культур тюркских, индоевропейских и северокавказских народов в южнороссийском регионе.

5. Заполните таблицу:

 

  Территория современного проживания Язык Исповедуемая религия Традиционные занятия
Балкарцы        
Карачаевцы        
Кумыки        
Ногайцы        
Татары        
Туркмены        

 

Использованная литература

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / под ред. В.А. Шаповалова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 160 с.

2. Белозёров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. – М.: ОГИ, 2005.

3. Марущенко В.В. Северный Кавказ: трудный путь к миру: учебное пособие. – М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. – 176 с.

4. Этнический атлас Ставропольского края / В.С. Белозеров, А.Н. Панин, В.В. Чихичин. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 208 с.

5. www.ethnos.nw.ru – Этнография народов России.

6. http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC – История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года.

7. http://www.musafilm.ru – Коренные народы России.

8. http://www.etno.clow.ru – Этнография России. Энциклопедия.

9. http://www.perepis2002.ru – Всероссийская перепись населения 2002 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.043 с.)