Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Тюркские народы на юге РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Народы тюркской этнолингвистической группы алтайской языковой семьи на Юге Росси представлены четырьмя автохтонными этносами – карачаевцами, балкарцами, ногайцами, кумыками, и этническими диаспорами и меньшинствами, например, туркменами, татарами и др.
Карачаевцы – горский тюркоязычный этнос, близкородственный балкарцам. Этногенез карачаевцев не полностью исследован, но установлено, что его компонентами были половцы (кипчаки), аланы (среди карачаевцев до сих пор сохранилось обращение друг к другу «алан») и, вероятно, тюркоязычные болгары (протоболгары). Историческим очагом формирования карачаевского этноса являются верховья Кубани. Карачаевцы были расселены компактно в больших аулах. В дооктябрьское время и в первые годы советской власти основным хозяйственным занятием карачаевцев было отгонное животноводство (овцеводство, разведение крупного рогатого скота и лошадей), хорошо приспособленное к сложным горным условиям. Земледелие играло вспомогательную роль (возделывание кукурузы, овса, проса, картофеля). По вероисповеданию карачаевцы – мусульмане-сунниты, но ислам проник в Карачай позже, чем в большинство других районов Кавказа, – в XVIII столетии из Кабарды. После принятия ислама среди карачаевцев еще длительное время сохранялись традиционные верования, в основном культы природы. Карачаевский язык родственен балкарскому, и оба этноса имеют единый литературный карачаево-балкарский язык, который относится к кипчакской подгруппе тюркских языков. Письменность на карачаево-балкарском языке была создана в годы советской власти, и уже в 1920-е гг. из среды карачаевцев выделились талантливые писатели и публицисты, писавшие как на родном, так и на русском языках. Населенные карачаевцами земли вошли в состав России в 1828 г. В 1922 г. была оформлена Карачаево-Черкесская автономная область, входившая в состав Северо-Кавказского края, а в 1926 г. в составе этого же края была выделена самостоятельная Карачаевская автономная область. В ноябре 1943 г. по сфабрикованному обвинению в измене советской власти карачаевцы были выселены в районы Казахстана и Киргизии. Карачаевская область была упразднена, а большая часть ее территории передана Грузии. После XX съезда КПСС политические обвинения с карачаевцев были сняты, им разрешили вернуться в родные места. В 1957 г. была создана объединенная Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края, преобразованная в 1991 г. в Карачаево-Черкесскую Республику со статусом субъекта Российской Федерации. Хотя в начале 1990-х гг. были изданы юридические акты о полной реабилитации карачаевского, как и других невиннопострадавших народов, несовершенство современного законодательства в нашей стране и отсутствие четкого механизма претворения законов в жизнь влекут за собой шлейф нерешенных проблем. Традиционные селения карачаевцев расположены в основном в горах – скученные, большие, разделенные на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости – уличной, прямоугольной планировки. Карачаевское жилище имеет прямоугольную, иногда многоугольную форму и представляет собой одно-, двухкамерную срубную постройку с двускатной земляной крышей. Жилищные и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Национальный костюм карачаевцев сходен с одеждой других народов Юга России. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня – кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор – войлочные шляпы, зимний – овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шелковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из темных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи – платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стеганной на вате шелковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда – каптал, повторявшая покрой черкески. Праздничный убор девушки – шапочка (высокая конусообразная или усеченная, богато украшенная галунами или золотым шитьем), поверх нее большой платок. Основным традиционным занятием карачаевцев было и является в настоящее время – отгонное (альпийское) животноводство, а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением. Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Из ремесел развиты сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитье. Мифология и фольклор карачаевцев в целом общие с балкарцами, сочетают в себе древнетюркские, алано-иранские, адыгские, христианские и мусульманские влияния. В настоящее время в России карачаевцы – относительно немногочисленный (192182 человек) слабоурбанизированный этнос – лишь каждый третий из них проживает в городе. Однако темпы роста городского населения весьма высоки. Балкарцы – коренной народ Кабардино-Балкарской республики, населяющий в основном ее горные и предгорные районы в верховьях р. Хазнидон, Черек – Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом – урусбиевцы) и Малки. На Юге России (по переписи 2002 г.) проживает 106,8 тыс. балкарцев, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике – 104,9 тыс. Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. До 1926 г. балкарцы пользовались в основном письменностью на основе арабской графики; в 1926-1937 гг. она создана на основе латинской, а впоследствии – на основе русского алфавита. Становление карачаево-балкарского этноса относится к концу XIV в. На его формирование оказали влияние гуны, булгары, половцы, способствовавшие тюркизации местных кавказских племен. Сам термин «балкарцы» (малкарцы) упоминается в русских документах лишь с конца XVII в. В это время население Балкарии находилось уже в политической и экономической зависимости от кабардинских князей. Балкарцы добровольно вошли в состав Российской империи, подав в 1827 г. прошение о присоединении, при условии сохранения у них сословной структуры, древних обычаев (адата), шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил взаимосвязи балкарцев с внешним миром. В Кавказской войне балкарцы практически участия не принимали. В начале XX в. Балкария делилась на 5 обществ: Балкарское, Хуламское, Безенгийское, Чегемское, Урусбиевское. Их численность к этому времени составляла 20 тыс. человек. В марте 1944 г. балкарцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 г. возвращены в районы постоянного проживания. Издавна балкарцы имели разносторонние экономические, политические и культурные связи с соседями, особенно с адыгами (кабардинцами), осетинами-дигорцами, сванами, грузинами-рачинцами и др., поддерживающими с ними родственные, аталыческие и куначеские отношения. Значительное место в хозяйстве балкарцев занимало высокогорное альпийское отгонное скотоводство. Большая часть мужчин практически круглый год находилась в горах, перегоняя мелкий рогатый скот с летних на зимние пастбища. Среди ремесел у балкарцев были развиты обработка шерсти, кож, камня и дерева, солеварение, добыча свинца и серы, изготовление богато орнаментированных войлочных ковров, сукна, башлыков, бурок, пороха, и пуль, холодного оружия и т.п. Многое из всего этого, а также домашний скот, шерсть, меха и шкуры, мед и воск вывозилось в Грузию, Кабарду, русские поселения и т.д. Привозили зерно, соль, рыбу, сушеные фрукты и пряности, сафьян, ткани, ковры, женские украшения, иголки, белила и румяна.
Ногайский этнос наряду с кумыками является одним из тюркоязычных этносов Юга России, проживающий преимущественно в Республике Дагестан, в северной равнинной части. Их численность на территории республики составляет чуть более 28 тыс. человек. Корни ногайцев уходят в Золотую Орду, а этноним «ногайцы» происходит от имени одного из военачальников и политических деятелей Золотой орды XIII в. хана Ногая. С его именем связано возникновение Ногайской Орды. В этногенезе ногайцев принимали участие многие монгольские племена. Особенно важную роль сыграли половцы (кипчаки), язык которых составил основу ногайского языка. В конце ХVIII – XIX вв. в ходе присоединения Северного Кавказа к России, в местах расселения ногайцев было организовано четыре приставства: Калаус-Саблинское, Калаус-Джембайлуковское, Ачикулак-Джембайлуковское и Ка-раногайское, которые в 1820 г. вошли в состав Ставропольской губернии. В начале 1850-х гг. в Ставропольской губернии насчитывалось более 76 тыс. ногайцев, и в то время они были второй по численности после русских этнической группой на Ставрополье. Но после окончания Кавказской войны около 40 тыс. ногайцев из Ставропольской губернии эмигрировали в Турцию. Однако в середине 1860-х гг. часть кумских (калаусских) ногайцев возвратилась на Ставрополье. Реэмигранты поселились на берегу р. Кумы близ горы Кинжал, образовав в центральной части Северного Кавказа оседлый аул Канглы (ныне Минераловодский район). За века своей истории ногайцы создали оригинальную культуру. По религии ногайцы являются мусульманами-суннитами и стали ими еще в эпоху Золотой Орды. Однако, как и у большинства кочевников, ортодоксальная религиозность у ногайцев не была сильна, и только в оседлых аулах строились мечети. При них существовали школы-мектебы, основным методом обучения в которых было заучивание наизусть аятов (стихов) Корана по-арабски. Первая светская школа для ногайцев на Северном Кавказе была открыта в 1868 г. в ауле Канглы, а в следующем году такая же школа была создана в Ачикулаке. Ногайский язык, относящийся к тюркской этнолингвистической группе, в ХVIП-ХIХ вв. играл наряду с близким ему кумыкским, а позднее русским языком роль языка межнационального общения на Северном Кавказе. Характерным типом поселения ногайцев в конце ХIХ в. были кочевые аулы, которые подразделялись на весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав); при этом зимники постепенно превращались в оседлые постоянные поселения (юрт, аул, шахар, къала). Традиционные жилища – кибитка (юрта) и дом (уьй), приспособленные соответственно к кочевому и оседлому образу жизни; более древним жилищем ногайцев следует считать юрты. Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых ногайцев), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха, поясного ремня. Женский костюм по покрою близок к мужскому: он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. Национальная ногайская кухня основывалась на мясомолочных, мучных и рыбных блюдах. Традиционные ногайские блюда – бесбармак, шашлык, къазы, толтырма (колбасы), къазан боьрек (пельмени), инъкал (род галушек), балыкъ сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляются напитки: ногъай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и др. Часть традиционной кухни ногайцев заимствована соседними северокавказскими народами – ногайский чай, бесбармак и др. Основным занятием ногайцев было кочевое и отгонное скотоводство, коневодство и верблюдоводство. Лошади, верблюды, овцы составляли основное богатство ногайца-кочевника. Наряду со скотоводством ногайцы в незначительной степени занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу – кур, гусей, уток. Из ремёсел наиболее развитыми были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы. Через Ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значительную роль торговли у ногайцев. Исторический этнический ареал ногайцев – Ногайская степь – в результате многочисленных территориальных преобразований на Северном Кавказе как в дооктябрьский период, так и в советское время оказался разделенным между различными административно-территориальными образованиями и в настоящее время территориально входит в Дагестан, Ставропольский край и Чечню (из Чечни в последние годы наблюдается интенсивный отток ногайцев, которые в основном переезжают в восточные районы Ставропольского края). Таким образом, ногайцев можно считать разделенным этносом, хотя разделен он административными, а не государственными границами. До советской власти ногайцы не имели собственной графики и разработанной грамматической системы. Они пользовались арабским письмом и ногайской лексикой. В 1928 г. ногайский просветитель А.-Х.Ш. Джанибеков, некоторое время работавший в школе аула Ачикулак, завершил создание ногайской письменности на латинской основе. В 1938 г. ногайский литературный язык был переведен на русскую графику. Из среды ногайцев, особенно в послевоенный период, вышли литераторы, журналисты, ученые, специалисты многих отраслей народного хозяйства. В настоящее время ногайцы – это один из немногих автохтонных народов Юга России, который не имеет собственной государственности, поэтому вполне понятно стремление этого этноса создать национальную государственность. Кумыки – третий по численности титульный этнос Республики Дагестан после аварцев и даргинцев; автохтонное население северной равнинной части республики. Этногенез кумыков происходил в несколько этапов. Есть предположения, что они произошли в результате объединения таких народов, как кипчаки и огузы, язык кумыков очень близок с языком этих двух народностей, что доказывает их родственность. Об истории и происхождении кумыков было выдвинуто много гипотез, и даже имели место предположения антропологов, что в результате тюркизации кавказских племен образовался род кумыков: если ближе рассматривать их литературу, язык, религию, нравы, обычаи и традиции, то можно с уверенностью сказать, что это действительно один из тюркских родов. Впервые этноним «кумыки» встречается у античных авторов начала нашей эры, однако окончательное становление кумыков как этноса происходит к ХII-ХIII вв. Важным компонентом этногенеза кумыков являются половцы (кипчаки), заселившие степи Северного Кавказа в XI столетии, и язык которых был воспринят обитавшими на равнинной части современного Дагестана племенами. Кумыкский язык принадлежит к кипчакской подгруппе тюркских языков и в ХVП-ХIХ вв. выполнял функцию языка межнационального общения на Северо-Восточном Кавказе. На кумыкском языке велась переписка с русскими царями, представителями царской администрации, он изучался во многих учебных заведениях Северного Кавказа. Традиционное кумыкское жилище наземное турлучное, саманное с пологой двухскатной крышей и каменное с плоской крышей. Планировка сёл преимущественно горизонтальная. Национальный мужской костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, черкески, бурки, папахи и кожаной обуви. Женская национальная одежда представлена платьем-рубахой, штанами, различными платьями, платком, кожаными чувяками. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями. Поскольку традиционные занятия связаны с пастбищным скотоводством, то в пищу кумыки употребляют прежде всего мясо-молочные блюда – шорпу (суп), хинкал (род галушек), кюрзе (пельмени), долму, плов, шашлык, соус, каши, многочисленные разновидности халвы, пирогов, яичниц, хлеба, а также напитки – айран, шербет, чай и др. В экономическом отношении кумыки всегда были одним из наиболее развитых северокавказских народов, что во многом было обусловлено их расселением на плодородной равнине и торговых путях. Исстари среди кумыков было развито земледелие: зерноводство, овощеводство, садоводство, а также ремесло. На момент вхождения в состав России у кумыков сформировались феодальные отношения. Фольклор кумыков представлен в основном сказками и сказаниями нартского цикла. Кумыки были одним из наиболее образованных народов на Северном Кавказе. Так, в 1897 г. среди кумыков было 9 % грамотных, что является достаточно высоким показателем. С XVI в. и до 1928 г. у них существовала собственная письменность на базе арабского алфавита (аджам). Уже в 1883 г. на ее основе в Санкт-Петербурге была издана первая печатная книга. В 1928 г. арабский шрифт был заменен латинским, а в 1938 г. – русским. В настоящее время кумыки имеют наибольшую долю городского населения среди народов Дагестана, наименьший уровень естественного прироста населения, самый высокий процент лиц, занятых умственным трудом.
Туркмены – этнос, относящийся к огузской подгруппе тюркских народов алтайской семьи, проживающий на Юге России преимущественно в Ставропольском крае. В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена – дахи, массагеты, позднее – эфталиты и сармато- аланы, жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население западного Хорезма, средней Амударьи и северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации. Важную роль в этногенезе туркмен сыграли огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI вв., определив, кроме многих черт культуры, их язык и физический облик. Основная масса огузов постепенно слилась с местным населением. Позже в этногенезе туркмен принял участие племена неогузского происхождения – кипчаки, джелаиры и другие, а в начале XIII в. – часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменского этноса завершился в XIV-XV вв. В 80-е гг. XIX в. Туркменистан был присоединён к России и на его территории начался процесс экономического подъёма. В 1924 г. создана Туркменская ССР. В 1991 г. провозглашена независимая Республика Туркменистан. В настоящее время численность туркмен в России составляет 33 тыс. человек, из них в Ставропольском крае – 13,9 тыс. человек, в Москве – 2,2 тыс. человек и в астраханской области – 1,3 тыс. человек. Традиционным жилищем туркмен была юрта. В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. У современных туркмен сельское жилище обычно представляет собой 3-4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2-4-скатной шиферной или железной крышей и большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время. В современной одежде туркмен сочетаются как традиционные элементы, так и городские общеевропейские формы. Национальный мужской костюм, сохраняющийся у пожилых туркмен, состоит из рубахи и штанов, поверх которых надевается халат. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которую обязательно надевалась вышитая тюбетейка (тахя). В праздничные дни молодые туркмены, как правило, надевали красные халаты и телпек. Национальный костюм туркменки включал платье красного цвета (койнек) туникообразного покроя и длиной по щиколотку, короткую жилетку (енсиз) и длинные зауженные к низу штаны. Голову туркменки обычно покрывали большим шёлковым или шерстяным платком. Среди городской молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии, в то время как в сельской местности сохраняются халаты. Женский национальный костюм обязательно дополняется значительным количеством серебряных украшений. Современная пища туркмен также сохраняет традиционную специфику. Наиболее распространены мясной суп – чорба – с различными приправами, жареное мясо, плов, различные молочнокислые продукты из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай. Традиционным занятием туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. На Ставрополье скотоводы в основном разводили овец, верблюдов, лошадей, а земледельцы выращивали прежде всего бахчевые. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине XIX в. ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение. Литература и различные формы народного и профессионального искусства у туркмен достигли расцвета в XX в. В это же время формируется национальная интеллигенция. Татары – второй по численности после русских народ России, относящийся к половецко-кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской этнолингвистической семьи. В XVIII в. с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII-XIV вв. было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В настоящее время существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них: булгаро-татарская, татаро-монгольская, тюрко-татарская теории. Внешний облик татарских поселений отражал этносоциальный статус жителей. В центре всегда были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. Наиболее старым, но редко сохранившимся планом двора являлся беспорядочный, с раздельным расположением жилых и хозяйственных сооружений, а преобладающим – дворы, застроенные сгруппированными постройками П- и Г-образной, однорядной, двухрядной планировочными ормами. Усадьбы разделялись на две части: передний, чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задний – огород с гумном. В конце XIX – начале XX вв. для изготовления одежды татары используют ткани фабричного производства. Традиционный татарский костюм как мужчины, так и женщины включал нижнюю широкую и длинную рубаху туникообразного покроя (кул-мэк) и широкие свободного покроя штаны. Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами, а также использовалась тамбурная вышивка цветочно-растительного орнамента. Поверх рубахи надевали безрукавный или с коротким рукавом камзол. Женский камзол шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Головной убор мужчин – четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй). Женская шапочка – калфак вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью. Женский костюм дополнялся украшениями: крупными миндалевидными серьгами, подвесками к косам, нагрудными украшениями с подвесками, эффектными широкими браслетами и др. Традиционная татарская обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Основу татарской кухни составляла мясомолочная и растительная пища. Популярные блюда – супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье – бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем. Популярные напитки – чай, айран. Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. До сих пор у татар сохранились некоторые ритуальные блюда – элбэ (жареная сладкая мука), свадебное блюдо – мёд, смешанный с маслом (бал-май) и др. У татар широко развито прикладное орнаментальное искусство: золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирная техника – скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву. На профессиональной основе существуют вышивка, мозаика по коже, ювелирное дело, графика. Праздничная культура татар включала в себя как религиозные, так и светские праздники, приуроченные к определённому времени сельскохозяйственного цикла. Мусульманские праздники, являясь обязательными, были массовыми. Наиболее значимые из них были посвящёны жертвоприношению – Корбан гаете, окончанию 30-дневного поста – Ураза гаете, дню рождения пророка Мухаммеда – Мэулид. Их обрядовая сторона заключалась в коллективном утреннем богослужении в мечети с участием мужского населения. В домах устраивались семейные торжества в кругу родственников. Задания для контроля владения компетенциями 1. Схематично изобразите структуру тюркской этнолингвистической семьи Юга России. 2. Сравните основные элементы традиционной культуры тюркских народов, проживающих в южнороссийском регионе. 3. Охарактеризуйте особенности этногенеза тюркских народов. 4. На примере конкретного этноса покажите взаимовлияние культур тюркских, индоевропейских и северокавказских народов в южнороссийском регионе. 5. Заполните таблицу:
Использованная литература 1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / под ред. В.А. Шаповалова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 160 с. 2. Белозёров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. – М.: ОГИ, 2005. 3. Марущенко В.В. Северный Кавказ: трудный путь к миру: учебное пособие. – М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. – 176 с. 4. Этнический атлас Ставропольского края / В.С. Белозеров, А.Н. Панин, В.В. Чихичин. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 208 с. 5. www.ethnos.nw.ru – Этнография народов России. 6. http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC – История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. 7. http://www.musafilm.ru – Коренные народы России. 8. http://www.etno.clow.ru – Этнография России. Энциклопедия. 9. http://www.perepis2002.ru – Всероссийская перепись населения 2002 года.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.019 с.) |