Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Региональная безопасность и возможности дальнейшей интеграции северного Кавказа в российское цивилизационное пространствоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «безопасность» вошел в международный политический дискурс после окончания Первой мировой войны. Определение понятия «национальная безопасность» было дано в первом Послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В январе 2000 г. Указом Президента РФ была принята новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Под Концепцией национальной безопасности Российской Федерации признается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Региональный подход предполагает обеспечение национальной безопасности в определенных приграничных территориях: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья. Понятие «региональная безопасность» употребляется в нескольких значениях, в зависимости от того, как понимается термин «регион». Парадигма безопасности – мировоззренческие взгляды на коренные устои безопасного развития. Культура безопасности – совокупность символов, образов, идей, которые маркируют «пространства безопасности», отграничивают их друг от друга. Граница безопасности – возможность реартикуляции и реконфигурации пространства безопасности. Режим безопасности – это совокупность принципов, правил и норм, которые задают рамки поведения для «акторов безопасности» и обеспечивают взаимность и позитивное взаимодействие между ними. Управление безопасностью – это порядок сотрудничества между «акторами безопасности» в важнейших сферах, определяющих их жизненно важные интересы. Комплекс безопасности – это транснациональный регион, включающий в себя страны или их составные части, имеющие общую структуру обеспечения региональной безопасности.
Структура национальной безопасности
Классификационные признаки регионов
Масштабы определения региональной безопасности: - субнациональный уровень безопасности; - государствоцентричный уровень безопасности; - трансрегиональный уровень безопасности.
Для понимания сущности вопроса необходимо охарактеризовать такие понятия, как «уязвимость», «риски», «угрозы», которые позволят определить основные индикаторы состояния безопасности и стабильности социальной системы. В практическом плане изучение состояния безопасности базируется на теории кризисных явлений. Один из подходов к определению политического кризиса предполагает выявление сущностных характеристик кризисной ситуации. К их числу можно отнести следующие: восприятие угрозы лицами, принимающими решения; возрастание степени неопределенности, чрезвычайности обстоятельств и временных ограничений, а также ощущение того, что результаты развития событий будут иметь определяющее значение для будущего. Воспринимая кризисную ситуацию как угрозу безопасности (страны, региона), можно классифицировать такие ситуации по следующим основаниям: степень угрозы (высокая или низкая), степень неожиданности (высокая или низкая) и степень оперативности принятия решений. Масштабы кризисных процессов в обозначенный период также обнаруживают выраженную тенденцию прогрессирующего роста. На первый план выдвигаются новые, ранее не считавшиеся первостепенно важными, виды кризисов: террористические проявления, глобальные и региональные угрозы информационной безопасности, кризисы, связанные с загрязнением атмосферы и общими сравнительно резкими изменениями климатических параметров среды.
Современный этап реформирования системы управления страной в России начат в мае 2000 г. В это время была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, принят Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», образовано семь федеральных округов. Образование федеральных округов стало значимым шагом, оказывающим непосредственное воздействие на управление в Российской Федерации. Это решение стало фактическим продолжением политики совершенствования системы управления в стране. В то же время в истории Российского государства (как дореволюционной, так и советского времени) административно-территориальное деление всегда было инструментом проведения энергичной внутренней политики, достижения целей государственного управления. Примечательно то, что при введении федеральных округов изначально был выделен именно Северо-Кавказский федеральный округ. Между тем понятие «Северный Кавказ» в тот период чаще всего фигурировало в прессе в связи с событиями в различных «горячих точках», и массовый образ Северного Кавказа можно однозначно считать негативным. Данный образ не был принят «снизу» в целом ряде субъектов нового округа, удаленных от собственно Северного Кавказа, что в конечном итоге привело к внесению изменений в Указ № 849 от 13 мая 2000 г. и замене слов «Северо-Кавказский федеральный округ» в перечне словами «Южный федеральный округ». Северный Кавказ (в узком смысле: зона национальных республик) в глазах федеральных властей «застилал» всю территорию округа. В то же время в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях имелись не менее важные территории. Здесь сформировались мощные «эндогенные» региональные образы Дона, Кубани и Нижней Волги, «закрывающие» проход образу Северного Кавказа. Стратегическое значение Юга России в обеспечении региональной безопасности определяется: Ø выгодным местоположением на пересечении коммуникаций, связывающих Европу со странами Юго-Западной, Южной и Центральной Азии, и выходом к трем морям; пропускная способность шести российских морских портов Азово-Черноморского бассейна составляет около 40% от общего показателя российских портов; Ø ролью «стратегического буфера», отделяющего остальную Россию от районов геополитического риска, политической нестабильности и этнических конфликтов на Транскавказе и в Закавказье; Ø аграрным комплексом: «житница России» обеспечивает примерно четверть суммарного производства всех зерновых страны, 25% производства сахарной свеклы, более 60% подсолнечника и риса; Ø значением Юга как главной курортно-рекреационной базы России. Специфика «новой старой» роли Юга как пограничного региона находит отражение в переплетении двух тенденций, проявившихся со времени появления первых русских переселенцев. С одной стороны, здесь сильны «охранительные», «державные» ориентации. В массовом сознании глубоко укоренен миф границы, ставшей почти сакральным понятием, что нашло отражение в казачьем фольклоре. С другой – именно рубежное положение сделало Юг зоной контакта цивилизаций и культур, обусловило такие черты региональной общности, как терпимость, адаптивность, восприимчивость к чужому опыту. Создание ЮФО и принятие концепта «Юг России» во многом способствовало интегративным процессам в регионе. Понимание взаимозависимости общероссийских политических и экономических процессов привело к формированию глобального подхода к рассмотрению этнополитических процессов на Юге России. Наиболее быстрыми темпами идет интеграция экономической жизни, и прежде всего промышленного производства. Современные средства связи, транспорта, информатизация общественной жизни упрощает контакты не только между отдельными людьми и целыми народами, но формирует элементы космополитизации культуры. Создание Северо-Кавказского федерального округа в январе 2010 г. радикально изменило политическое пространство Юга России. Сам этот факт вызвал противоречивые комментарии со стороны экспертного сообщества, но нельзя не признать одного: государственной властью на высшем уровне признано ключевое значение Северного Кавказа для судьбы всей страны. В статье «Вперед, Россия» Д.А. Медведев назвал пять ключевых проблем России на современном этапе, среди которых наряду с неэффективной экономикой, «полусоветской» социальной сферой, неокрепшей демократией, негативными демографическими тенденциями обозначил и «нестабильный Кавказ». Это важный сигнал со стороны власти всему обществу и, прежде всего, политическому классу. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Д.А. Медведев обозначил ситуацию на Северном Кавказе «самой серьезной внутриполитической проблемой страны». Озадачившее экспертное сообщество противоречие, заложенное в предложении Президента РФ о том, что должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе, который будет обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ на кавказском направлении, при том, что имеется соответствующая структура – полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе с управленческим аппаратом, было разрешено путем выделения из состава Южного федерального округа восьмого округа – Северо-Кавказского. Региональные идеологии субъектов Российской Федерации на Юге России начали выстраиваться, с одной стороны, на общенациональной российской идеологии, а с другой – с учетом региональной специфики. Однако отсутствие целостной системы общенациональной идеологии привело к такому региональному идеологическому плюрализму, в котором отсутствуют общезначимые идеи и ценности. Поэтому формирование региональных идеологий на Юге России во многом еще носит стихийный характер или является произвольным идеологическим творчеством доминирующих в регионе политических элит. В настоящее время региональные идеологии на Юге России занимают важное место в самоидентификации и в самоорганизации территориального сообщества, включая элиту, в ее взаимодействии с населением и федеральным центром. Существенное значение приобретает идея о роли и развитии регионов как системном представлении различных взглядов, выражающих коренные интересы больших социальных групп (народов, классов, общностей, социальных движений), как продукте самостоятельного регионального мышления и деятельности; как организующей основе российской государственности.
Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся в научно-исследовательской литературе, можно дифференцировать по ряду направлений. К первому из них можно отнести получившую наибольшее распространение в научной литературе точку зрения, определяющую патриотизм как возвышенное чувство любви к родине, что в значительной степени предопределяется понятием самого термина «патриотизм». С этим направлением тесно связано второе, которое также основывается на понимании патриотизма как одного из высших чувств, однако наряду с эмоциональной стороной это направление включает деятельностный момент. Сила патриотического чувства оценивается по активным действиям и поступкам на благо своей родины. В следующем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. Примерно с середины 1980-х гг. стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества, в контексте специфических черт менталитета, психики различных общностей. Еще одно направление характеризуется тем, что государство рассматривается как объект патриотизма, речь идет о «государственном патриотизме». При таком подходе патриотизм рассматривается как стержень любой государственности. Патриотизм присущ всем народам без исключения. В критические периоды патриотизм может принимать крайние и даже агрессивные формы, граничащие с национализмом. Гражданственность – это качество личности, которое включает нравственную, правовую культуру, гармоническое сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Гражданский патриотизм формируется вместе с правовым государством и гражданским обществом, в условиях, в которых каждый человек должен ощущать себя гражданином своей страны, ответственным за все происходящее, неравнодушным к любым формам дискриминации. Такой патриотизм не имеет ничего общего с национальным эгоизмом и шовинизмом и является основой для преодоления глобальных проблем современной цивилизации. Этнополитические и конфессиональные ситуации и процессы заслуживают пристального внимания и требуют реализации ситуативного этноконфликтологического менеджмента. Эффективным методом этноконфликтологического менеджмента является моделирование конфликтов на региональном уровне. Этот уровень является оптимальным с точки зрения перспектив его проецирования на федеральный и местный уровни. Построение региональных моделей конфликтов основывается на выявлении базы, причин и поводов, субъектов и объектов, а также прослеживании динамики и логики развития конфликтов. Параметрами, которые определяют местный уровень моделирования этнокультурных, этноконфессиональных, этнополитических противоречий и конфликтов применительно к этническим группам могут являться: численность, динамика механического и естественного прироста, степень укоренненности и ассимиляции, доля межэтнических браков, степень владения (родным) материнским языком, уровень конфессиональной приверженности, уровень поддержания этнопрофессионализма. Также это: представленность в новых и новейших социально-профессиональных сферах, степень доступа к формам собственности, интенсивность включённости во властно-управленческие и политические отношения, уровень общественного авторитета, степень признания и симпатии (или антипатии) извне. Важнейшей составляющей моделей и модификаций местного конфликтогенного поля является участие представителей этнических групп, диаспор, общин в конфликтах, террористических актах, этносепаратистских движениях, акциях ксенофобии и национализма. Работа по деэскалации регионального конфликтного процесса должна быть как минимум двухуровневой: первый (нижний) уровень – деэскалация, урегулирование и разрешение конкретных конфликтов, прежде всего «застарелых» и существенно влияющих на региональные процессы. Большое внимание должно быть уделено локальным очагам этнополитического и этносоциального напряжения, их своевременному выявлению и снятию имеющегося напряжения, устранению причин, его вызвавших. Невнимание к локальным конфликтам, игнорирование этнической компоненты (в отдельных случаях – природы) этих конфликтов ведёт к их разрастанию и превращению в блоковые конфликты. Второй уровень – макрорегиональный, наращивание потенциала согласия и созидания в регионе через реализацию трансрегиональных мегапроектов, возрождение и создание новых современных производств, способных заинтересовать молодое поколение региона современными технологиями и организацией труда. Исключительно важной составляющей этой деятельности является её духовный компонент. В духовной сфере приоритетным направлением регионального этнополитического менеджмента должно стать формирование современной российской идентичности у жителей региона. Вторая половина первого десятилетия XXI в. – этап более сложный в этом отношении по сравнению с его первой половиной, тем более действия должны быть более эффективными.
Задания для контроля владения компетенциями 1. Найдите несоответствие термина и определения
2. Сравните понятия «макрорегион», «регион», «субрегион». 3. Прокомментируйте основные положения Концепции национальной безопасности РФ (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). 4. Охарактеризуйте роль Юга Росси в обеспечении национальной безопасности РФ 5. Предложите механизмы обеспечения дальнейшей интеграции Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство.
Использованная литература
1. Авксентьев В.А., Дмитриев А.В. Конфликтология: базовые концепты и региональные модели. – М.: Альфа-М, 2009. 2. Косов Ю.В. Безопасность: геополитический аспект // http://www.nationalsecurity.ru/library/00008/00008report4.htm. 3. Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. – Т. IV.– Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 4. Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов, В.А. Авксентьев. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. 5. Юрченко И.В. Региональная безопасность как предмет конфликтологического анализа (Антропология методологического плюрализма) // Полис.– 2007. – № 6. 6. Юрченко В.М., Юрченко И.В. Теория региональной безопасности в современном социополитическом сознании // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов.– М.; Ставрополь: Век книги, 2008. – Вып. 17. 7. http://www.investinginrussia.ru. 8. http://kavkaz-uzel.ru. 9. http://www.strategy-south.ru.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.011 с.) |