Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Региональная безопасность и возможности дальнейшей интеграции северного Кавказа в российское цивилизационное пространство

Поиск

 

Термин «безопасность» вошел в международный политический дискурс после окончания Первой мировой войны.

Определение понятия «национальная безопасность» было дано в первом Послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г.

В январе 2000 г. Указом Президента РФ была принята новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Под Концепцией национальной безопасности Российской Федерации признается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Региональный подход предполагает обеспечение национальной безопасности в определенных приграничных территориях: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья.

Понятие «региональная безопасность» употребляется в нескольких значениях, в зависимости от того, как понимается термин «регион».

Парадигма безопасности – мировоззренческие взгляды на коренные устои безопасного развития.

Культура безопасности – совокупность символов, образов, идей, которые маркируют «пространства безопасности», отграничивают их друг от друга.

Граница безопасности – возможность реартикуляции и реконфигурации пространства безопасности.

Режим безопасности – это совокупность принципов, правил и норм, которые задают рамки поведения для «акторов безопасности» и обеспечивают взаимность и позитивное взаимодействие между ними.

Управление безопасностью – это порядок сотрудничества между «акторами безопасности» в важнейших сферах, определяющих их жизненно важные интересы.

Комплекс безопасности – это транснациональный регион, включающий в себя страны или их составные части, имеющие общую структуру обеспечения региональной безопасности.

 

Структура национальной безопасности

 

Классификационные признаки регионов

 

Классификационные признаки региона Характеристики регионов согласно классификационным признакам  
1. Характеристики, связанные с уровнем экономического развития региона (учитываются длящиеся показатели, изменение которых может происходить постепенно в течение длительного времени).   - высокоразвитые (опорные) регионы; - развивающиеся (формирующиеся); - слаборазвитые регионы.  
2. Характеристики, связанные с текущим состоянием экономики, финансов, социальной сферы и природной среды регионов. - характер экономических взаимодействий (модель рыночных отношений); - кризисное состояние в той или иной сфере хозяйства региона или отдельных его отраслей и производств; - депрессия всего хозяйственного комплекса, отдельных отраслей, производств или сфер жизни населения; - финансовое положение региона.
3. Характеристики, связанные с природно-географическими и геополитическими особенностями региона. - экстремальные природно-климатические зоны; - приморские регионы; - приграничные регионы; - регионы, отдаленные от основной территории государства.
4. Характеристики, связанные с политическими особенностями региона. - политические предпочтения в регионе; - процент протестно-ориентированного населения; - основной способ формирования властных структур; - уровень взаимодействия властных структур и общества; - миграционные процессы в регионе и их направленность; - наличие территорий компактного проживания этнических меньшинств.  

 

Масштабы определения региональной безопасности:

- субнациональный уровень безопасности;

- государствоцентричный уровень безопасности;

- трансрегиональный уровень безопасности.

 

Для понимания сущности вопроса необходимо охарактеризовать такие понятия, как «уязвимость», «риски», «угрозы», которые позволят определить основные индикаторы состояния безопасности и стабильности социальной системы.

В практическом плане изучение состояния безопасности базируется на теории кризисных явлений. Один из подходов к определению политического кризиса предполагает выявление сущностных характеристик кризисной ситуации. К их числу можно отнести следующие: восприятие угрозы лицами, принимающими решения; возрастание степени неопределенности, чрезвычайности обстоятельств и временных ограничений, а также ощущение того, что результаты развития событий будут иметь определяющее значение для будущего. Воспринимая кризисную ситуацию как угрозу безопасности (страны, региона), можно классифицировать такие ситуации по следующим основаниям: степень угрозы (высокая или низкая), степень неожиданности (высокая или низкая) и степень оперативности принятия решений.

Масштабы кризисных процессов в обозначенный период также обнаруживают выраженную тенденцию прогрессирующего роста. На первый план выдвигаются новые, ранее не считавшиеся первостепенно важными, виды кризисов: террористические проявления, глобальные и региональные угрозы информационной безопасности, кризисы, связанные с загрязнением атмосферы и общими сравнительно резкими изменениями климатических параметров среды.

 

  Индикаторы рисков и угроз  
Экономические - валовой внутренний продукт (ВВП); - объем промышленной продукции; - производство товаров народного потребления; - уровень производства; - уровень потребления населения; - доходы и расходы населения; - индексы импорта и экспорта; - индексы активов и пассивов банковской системы; - капитальные вложения (инвестиции) за счет всех источников финансирования; - доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции; - доля машиностроения и металообработки в промышленном производстве; - уровень безработицы.  
Социально-политические - этноактивность населения; - политическая активность; - наличие и влияние диаспор; - компетентность политических лидеров; - численность политических партий; - забастовки, иные формы протеста (число случаев, участников); - развитость правозащитной деятельности; - развитость демократических институтов.  
Демографические - расселение населения по территории; - динамика численности населения; - этнические пропорции; - продолжительность жизни; - миграционные процессы.  
Идеологические - наличие групповой идеи и идеологии; - престиж национальных ценностей; - престижность труда; - роль семьи в обществе; - историческая память; - наличие и состояние святынь; - региональные мифы, страхи, слухи.
Информационные - направленность информационных потоков; - интенсивность циркулирования информационных потоков; - преобладающие виды собственности СМИ; - структура информации; - состав СМИ; - наличие «языка вражды».
Экологические - запасы грунтовых вод; - концентрация вредных веществ в пресной воде; - максимальный промысловый запас для рыболовства; - изменения земельных условий; - величина эконеблагополучных территорий; - площадь пахотных земель на душу населения; - структура лесного фонда.
Геополитические - наличие и влияние диаспор; - политическая стабильность в соседних регионах; - экономическая стабильность в соседних регионах; - границы и наличие территориальных претензий; - развитость внешних связей.

 

 

Современный этап реформирования системы управления страной в России начат в мае 2000 г. В это время была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, принят Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», образовано семь федеральных округов.

Образование федеральных округов стало значимым шагом, оказывающим непосредственное воздействие на управление в Российской Федерации. Это решение стало фактическим продолжением политики совершенствования системы управления в стране. В то же время в истории Российского государства (как дореволюционной, так и советского времени) административно-территориальное деление всегда было инструментом проведения энергичной внутренней политики, достижения целей государственного управления.

Примечательно то, что при введении федеральных округов изначально был выделен именно Северо-Кавказский федеральный округ. Между тем понятие «Северный Кавказ» в тот период чаще всего фигурировало в прессе в связи с событиями в различных «горячих точках», и массовый образ Северного Кавказа можно однозначно считать негативным.

Данный образ не был принят «снизу» в целом ряде субъектов нового округа, удаленных от собственно Северного Кавказа, что в конечном итоге привело к внесению изменений в Указ № 849 от 13 мая 2000 г. и замене слов «Северо-Кавказский федеральный округ» в перечне словами «Южный федеральный округ».

Северный Кавказ (в узком смысле: зона национальных республик) в глазах федеральных властей «застилал» всю территорию округа. В то же время в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях имелись не менее важные территории. Здесь сформировались мощные «эндогенные» региональные образы Дона, Кубани и Нижней Волги, «закрывающие» проход образу Северного Кавказа.

Стратегическое значение Юга России в обеспечении региональной безопасности определяется:

Ø выгодным местоположением на пересечении коммуникаций, связывающих Европу со странами Юго-Западной, Южной и Центральной Азии, и выходом к трем морям; пропускная способность шести российских морских портов Азово-Черноморского бассейна составляет около 40% от общего показателя российских портов;

Ø ролью «стратегического буфера», отделяющего остальную Россию от районов геополитического риска, политической нестабильности и этнических конфликтов на Транскавказе и в Закавказье;

Ø аграрным комплексом: «житница России» обеспечивает примерно четверть суммарного производства всех зерновых страны, 25% производства сахарной свеклы, более 60% подсолнечника и риса;

Ø значением Юга как главной курортно-рекреационной базы России.

Специфика «новой старой» роли Юга как пограничного региона находит отражение в переплетении двух тенденций, проявившихся со времени появления первых русских переселенцев. С одной стороны, здесь сильны «охранительные», «державные» ориентации. В массовом сознании глубоко укоренен миф границы, ставшей почти сакральным понятием, что нашло отражение в казачьем фольклоре. С другой – именно рубежное положение сделало Юг зоной контакта цивилизаций и культур, обусловило такие черты региональной общности, как терпимость, адаптивность, восприимчивость к чужому опыту.

Создание ЮФО и принятие концепта «Юг России» во многом способствовало интегративным процессам в регионе. Понимание взаимозависимости общероссийских политических и экономических процессов привело к формированию глобального подхода к рассмотрению этнополитических процессов на Юге России. Наиболее быстрыми темпами идет интеграция экономической жизни, и прежде всего промышленного производства. Современные средства связи, транспорта, информатизация общественной жизни упрощает контакты не только между отдельными людьми и целыми народами, но формирует элементы космополитизации культуры.

Создание Северо-Кавказского федерального округа в январе 2010 г. радикально изменило политическое пространство Юга России. Сам этот факт вызвал противоречивые комментарии со стороны экспертного сообщества, но нельзя не признать одного: государственной властью на высшем уровне признано ключевое значение Северного Кавказа для судьбы всей страны. В статье «Вперед, Россия» Д.А. Медведев назвал пять ключевых проблем России на современном этапе, среди которых наряду с неэффективной экономикой, «полусоветской» социальной сферой, неокрепшей демократией, негативными демографическими тенденциями обозначил и «нестабильный Кавказ». Это важный сигнал со стороны власти всему обществу и, прежде всего, политическому классу. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Д.А. Медведев обозначил ситуацию на Северном Кавказе «самой серьезной внутриполитической проблемой страны». Озадачившее экспертное сообщество противоречие, заложенное в предложении Президента РФ о том, что должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе, который будет обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ на кавказском направлении, при том, что имеется соответствующая структура – полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе с управленческим аппаратом, было разрешено путем выделения из состава Южного федерального округа восьмого округа – Северо-Кавказского.

Региональные идеологии субъектов Российской Федерации на Юге России начали выстраиваться, с одной стороны, на общенациональной российской идеологии, а с другой – с учетом региональной специфики. Однако отсутствие целостной системы общенациональной идеологии привело к такому региональному идеологическому плюрализму, в котором отсутствуют общезначимые идеи и ценности. Поэтому формирование региональных идеологий на Юге России во многом еще носит стихийный характер или является произвольным идеологическим творчеством доминирующих в регионе политических элит.

В настоящее время региональные идеологии на Юге России занимают важное место в самоидентификации и в самоорганизации территориального сообщества, включая элиту, в ее взаимодействии с населением и федеральным центром. Существенное значение приобретает идея о роли и развитии регионов как системном представлении различных взглядов, выражающих коренные интересы больших социальных групп (народов, классов, общностей, социальных движений), как продукте самостоятельного регионального мышления и деятельности; как организующей основе российской государственности.

 

 

Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся в научно-исследовательской литературе, можно дифференцировать по ряду направлений. К первому из них можно отнести получившую наибольшее распространение в научной литературе точку зрения, определяющую патриотизм как возвышенное чувство любви к родине, что в значительной степени предопределяется понятием самого термина «патриотизм». С этим направлением тесно связано второе, которое также основывается на понимании патриотизма как одного из высших чувств, однако наряду с эмоциональной стороной это направление включает деятельностный момент. Сила патриотического чувства оценивается по активным действиям и поступкам на благо своей родины. В следующем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. Примерно с середины 1980-х гг. стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества, в контексте специфических черт менталитета, психики различных общностей. Еще одно направление характеризуется тем, что государство рассматривается как объект патриотизма, речь идет о «государственном патриотизме». При таком подходе патриотизм рассматривается как стержень любой государственности.

Патриотизм присущ всем народам без исключения. В критические периоды патриотизм может принимать крайние и даже агрессивные формы, граничащие с национализмом. Гражданственность – это качество личности, которое включает нравственную, правовую культуру, гармоническое сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Гражданский патриотизм формируется вместе с правовым государством и гражданским обществом, в условиях, в которых каждый человек должен ощущать себя гражданином своей страны, ответственным за все происходящее, неравнодушным к любым формам дискриминации. Такой патриотизм не имеет ничего общего с национальным эгоизмом и шовинизмом и является основой для преодоления глобальных проблем современной цивилизации.

Этнополитические и конфессиональные ситуации и процессы заслуживают пристального внимания и требуют реализации ситуативного этноконфликтологического менеджмента. Эффективным методом этноконфликтологического менеджмента является моделирование конфликтов на региональном уровне. Этот уровень является оптимальным с точки зрения перспектив его проецирования на федеральный и местный уровни. Построение региональных моделей конфликтов основывается на выявлении базы, причин и поводов, субъектов и объектов, а также прослеживании динамики и логики развития конфликтов.

Параметрами, которые определяют местный уровень моделирования этнокультурных, этноконфессиональных, этнополитических противоречий и конфликтов применительно к этническим группам могут являться: численность, динамика механического и естественного прироста, степень укоренненности и ассимиляции, доля межэтнических браков, степень владения (родным) материнским языком, уровень конфессиональной приверженности, уровень поддержания этнопрофессионализма. Также это: представленность в новых и новейших социально-профессиональных сферах, степень доступа к формам собственности, интенсивность включённости во властно-управленческие и политические отношения, уровень общественного авторитета, степень признания и симпатии (или антипатии) извне. Важнейшей составляющей моделей и модификаций местного конфликтогенного поля является участие представителей этнических групп, диаспор, общин в конфликтах, террористических актах, этносепаратистских движениях, акциях ксенофобии и национализма.

Работа по деэскалации регионального конфликтного процесса должна быть как минимум двухуровневой: первый (нижний) уровеньдеэскалация, урегулирование и разрешение конкретных конфликтов, прежде всего «застарелых» и существенно влияющих на региональные процессы. Большое внимание должно быть уделено локальным очагам этнополитического и этносоциального напряжения, их своевременному выявлению и снятию имеющегося напряжения, устранению причин, его вызвавших. Невнимание к локальным конфликтам, игнорирование этнической компоненты (в отдельных случаях – природы) этих конфликтов ведёт к их разрастанию и превращению в блоковые конфликты.

Второй уровеньмакрорегиональный, наращивание потенциала согласия и созидания в регионе через реализацию трансрегиональных мегапроектов, возрождение и создание новых современных производств, способных заинтересовать молодое поколение региона современными технологиями и организацией труда. Исключительно важной составляющей этой деятельности является её духовный компонент. В духовной сфере приоритетным направлением регионального этнополитического менеджмента должно стать формирование современной российской идентичности у жителей региона. Вторая половина первого десятилетия XXI в. – этап более сложный в этом отношении по сравнению с его первой половиной, тем более действия должны быть более эффективными.

 

Задания для контроля владения компетенциями

1. Найдите несоответствие термина и определения

Термин Определение
Угроза   – это один из индикаторов состояния безопасности социальной системы, свидетельствующий о её потенциальной незащищённости перед лицом внешних вызовов.
Риск – это непосредственная опасность, источник которой может быть установлен более или менее точно.
Уязвимость – это вероятность ущерба. Однако проблема состоит в том, что невозможно вывести абсолютно объективные и неоспоримые критерии определения потенциального ущерба.

2. Сравните понятия «макрорегион», «регион», «субрегион».

3. Прокомментируйте основные положения Концепции национальной безопасности РФ (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

4. Охарактеризуйте роль Юга Росси в обеспечении национальной безопасности РФ

5. Предложите механизмы обеспечения дальнейшей интеграции Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство.

 

Использованная литература

 

1. Авксентьев В.А., Дмитриев А.В. Конфликтология: базовые концепты и региональные модели. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Косов Ю.В. Безопасность: геополитический аспект // http://www.nationalsecurity.ru/library/00008/00008report4.htm.

3. Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. – Т. IV.– Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.

4. Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов, В.А. Авксентьев. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.

5. Юрченко И.В. Региональная безопасность как предмет конфликтологического анализа (Антропология методологического плюрализма) // Полис.– 2007. – № 6.

6. Юрченко В.М., Юрченко И.В. Теория региональной безопасности в современном социополитическом сознании // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов.– М.; Ставрополь: Век книги, 2008. – Вып. 17.

7. http://www.investinginrussia.ru.

8. http://kavkaz-uzel.ru.

9. http://www.strategy-south.ru.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.011 с.)