ТОП 10:

Решение острых политических проблем Кавказа



Ситуация на Кавказе угрожает безопасности и территориальной целостности страны. В целом ряде регионов (прежде всего, Ингушетии и Дагестане) набирает обороты нестабильность, создается прямая угроза безопасности граждан. На Кавказе массово распространены нарушения прав человека. «Стабилизация» в Чечне, сопровождавшаяся неприемлемыми жертвами и разрушениями, привела к созданию кланового авторитарного режима, практически выведенного из-под действия российской Конституции.

Таковы неизбежные последствия кавказской политики, проводившейся руководством России в течение всего постсоветского периода. Эта политика сочетала грубое применение силы федеральным центром без должного использования политического диалога с предоставлением исключительных прав по управлению территориями республик Кавказа отдельным ангажированным Москвой семейным кланам. Все это способствовало массовым и систематическим нарушениям прав человека, взрыву коррупции, ликвидации баланса представительства различных групп населения в органах власти кавказских республик, что закладывает основы для будущего кризисного развития событий в специфически структурированных кавказских обществах.

До настоящих пор, таким образом, российская власть оказалась неспособной решить политические проблемы Кавказа. Необходимо отдавать себе отчет в том, что выход из клубка этих проблем после восстановления в стране демократии не будет легким, вероятно, потребуются непростые решения.

 

75. После восстановления в России гражданских свобод и полноценной политической конкуренции новой демократической власти необходимо будет провести публичное обсуждение перспектив политики на Кавказе с участием широкого спектра политических и общественных сил, в том числе представляющих прежде всего республики Кавказа, и выработать эффективную стратегию взаимодействия федерального центра с народами Кавказа. Новая кавказская политика должна быть основана на развитии парламентаризма, обеспечении широкого представительства всех групп населения в процессе государственного управления на региональном уровне. В качестве первоочередных необходимо принять меры к восстановлению прав человека на Северном Кавказе и предотвращению их новых массовых нарушений.

Такие меры, в частности, должны включать в себя:

· проведение адекватного расследования по делам, связанным с нарушениями прав человека, и привлечение к ответственности виновных;

· проведение Генеральной прокуратурой РФ комплексной проверки действий силовых структур и работы органов прокуратуры в регионе. В частности, необходимо провести проверку по уголовным делам о незаконных вооруженных формированиях, расследовавшихся в этих республиках: в случае подтверждения фактов пыток и незаконного давления в отношении обвиняемых — направить дела на пересмотр с учетом вновь открывшихся обстоятельств;

· прекращение практики «исчезновения» задержанных и арестованных, возможное ограничение прав задержанных и арестованных должно иметь место только в соответствии со специальным законодательством;

· инструктирование сотрудников федеральных и местных силовых структур высшими инстанциями о безусловной необходимости соблюдения прав человека при исполнении ими должностных обязанностей, а также об ответственности за выполнение преступных приказов со стороны вышестоящих инстанций и служащих;

· обеспечение соответствия мероприятий, предпринимаемых государственными структурами, как в части нормативной базы, так и практики, международным стандартам в области прав человека и гуманитарного права, включая Европейскую Конвенцию по правам человека, Женевские Конвенции и Инструкции Совета Европы по правам человека и борьбе с терроризмом.

· предоставление эффективной адвокатской и судебной защиты, компенсаций жертвам нарушений прав человека.

 

Будет расследована деятельность созданных на Кавказе незаконных эскадронов смерти и частных тюрем, их организаторы понесут уголовную ответственность, их жертвам (родственникам жертв) будет выплачена компенсация. Особые полномочия силовых структур и спецслужб в этом регионе будут регламентированы законодательно, будут находиться под парламентским контролем. Борьба с террористическим подпольем будет продолжена, в том числе путем профилактических мер по устранению причин, его питающих – невозможности мирного диалога с властями, произвола, бедности и коррупции, превосходящих и без того высокий общероссийский уровень.

 

* * * * *

Результатом предлагаемой нами политической реформы станет формирование в стране развитой демократической системы, предоставляющей широкие возможности для волеизъявления граждан, осуществления прямого влияния россиян на действия властей и корректировку допускаемых ошибок, обеспечение прозрачности действий властей и их подконтрольности обществу. В результате политической реформы станет возможным формирование в стране принципиально новой общественной атмосферы, которая будет характеризоваться прямым и широким влиянием граждан на принятие политических решений, исключит из общественно-политической жизни кулуарный и кланово-семейный стиль управления страной и регионами, создаст для всех политических сил равноправные возможности для участия в конкурентной политической борьбе и пропаганды своих идей, обеспечить возможность для регулярной смены власти на выборах и прихода к власти оппозиции ненасильственным путем.

II. Развитие человека

Невнимание к человеку оказалось главной проблемой политики российского государства в течение всего постсоветского периода. Несмотря на номинально высокие цифры прироста российской экономики в последние годы, жить простым россиянам во многом не стало лучше. Качество жизни продолжает оставаться низким, катастрофически отставая от развитых стран. В то время как Россия приблизилась к развитым странам по ВВП на душу населения, мы безнадежно отстаем от них по таким показателям, как уровень пенсионного обеспечения, качество медицинских услуг, состояние окружающей среды, жилищные условия и качество коммунальных услуг, мобильность населения и состояние транспортной инфраструктуры, личная безопасность граждан, социальная защищенность – по этим показателям Россия находится в одном ряду со странами Африки. В период 2000-2008 годах, невзирая на стремительный рост финансовых возможностей государства, ситуация по большинству этих направлений только ухудшилась.

Неудивительно, что население России продолжает сокращаться, а наиболее талантливые и квалифицированные граждане уезжают из страны. В таких условиях о построении в России «инновационной экономики» можно забыть.

В период правления президента Путина добиться прорыва в области политики развития человека не удалось. Собственно, и политики такого рода как таковой не проводилось – усилия реформаторов начала 2000-х годов в основном свелись к перераспределению финансовых потоков, направляемых на социальные цели. Действующая коррумпированная, паразитическая система государственного управления не была заинтересована в том, чтобы повернуться лицом к человеку.

В результате все социальные реформы – пенсионная, жилищная, коммунальная, здравоохранения, образования и другие – оказались провалены. Очевидный крах социальных реформ в период 2005-2006 годов решили подменить пиар-подачками населению в виде так называемых «национальных проектов», однако и при их реализации неэффективная чиновничья система вновь дала сбой. На нацпроекты выделяется мизерное по масштабам страны количество средств, эти средства в основном тратятся на текущие цели вместо развития фундаментальной инфраструктуры. Решение системных проблем социальной сферы откладывается в долгий ящик, уступая место ограниченным финансовым подачкам, которые преподносятся государственным ТВ как очередной пример «заботы власти о народе».

Между тем, жилье становится недоступнее, качество коммунальных и медицинских услуг не улучшается, тарифы растут, пенсионная система разваливается на глазах.

Трудности в реализации политики развития человека состоят еще и в том, что в российском обществе силен дефицит гуманизма. Это – проблема, связанная с наследием десятилетий бесчеловечного тоталитарного режима и жестких преобразований 1990-х годов. В обществе распространены цинизм, пренебрежение к правам и интересам других людей, окружающей среде, «синдром необольшевизма» - иллюзии по поводу того, что той или иной версии «светлого будущего» можно достичь ценой ущемления прав других граждан. Для того, чтобы политика развития человека принесла реальный эффект, необходимы усилия по гуманизации российского общества, формированию позитивного, гуманистического духа нации.

Политика в области развития человека должна быть направлена на создание в России условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Государственная политика должна проводиться в интересах всех без исключения граждан России, стране необходимо общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости, социальной ответственности сильных и социальной солидарности слабых. Важнейшие условия, необходимые для превращения России в современную цивилизованную страну – не только экономическое развитие, но и развитая система социальной поддержки, современные системы образования и здравоохранения, обеспечение личной безопасности граждан, доступность и адекватное качество жилья, экологическое равновесие, формирование гуманной и толерантной общественной атмосферы.

Цель политики развития человека – создание максимально комфортных условий проживания в стране для всех россиян, включая будущие поколения. Это является неотъемлемым условием политики превращения России в современную цивилизованную страну.

Пенсионная система

Ликвидация тяжелых провалов, допущенных в ходе правления президента Путина в области пенсионной политики и реформы пенсионной системы, - задача номер один для ответственных политических сил страны. Если ничего не менять в пенсионной системе, то к 2020 году средняя пенсия по стране может опуститься менее чем до 15% от средней заработной платы, при этом в то время пенсионеры будут составлять не менее половины взрослого населения страны. Предпринимаемые властью шаги в сторону создания системы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений недостаточны и связаны с чрезмерным количеством ограничений, не позволяющих рассчитывать на эти шаги как на эффективное средство преодоления пенсионного кризиса и развития накопительной пенсионной системы.

Нельзя допустить, чтобы половина взрослых россиян влачила поистине нищенское существование. Пенсионная реформа должна стать центральным элементом политической программы объединенной демократической оппозиции.

76. Ключевыми задачами пенсионной реформы должны стать:

- создание российского Глобального пенсионного фонда (по аналогии с норвежским ГПФ), доходы от инвестирования средств которого должны будут направляться на выплату текущих пенсий тем пенсионерам, которые в силу возраста не смогут полноценным образом участвовать в накопительной пенсионной системе;

- формирование эффективной накопительной пенсионной системы, которое позволить обеспечить в будущем достойный уровень пенсий более молодым гражданам.

 

77. Глобальному пенсионному фонду должны быть переданы в управление средства фонда национального благосостояния, а также принадлежащие государству акции коммерческих компаний и доходы от приватизации государственного имущества. Ежегодный доход от вложения этих средств должен направляться на выплату текущих пенсий тем пенсионерам, которые в силу возраста не смогут полноценным образом участвовать в накопительной пенсионной системе. Если российский ГПФ будет сформирован в объеме, составляющем не менее одного триллиона рублей, это позволит уже сегодня удвоить уровень пенсий.

78. Контроль за деятельностью российского Глобального пенсионного фонда должен осуществлять наблюдательный совет, формируемый на основе специального федерального закона и включающий в себя, помимо авторитетных специалистов в финансово-экономической сфере, представителей всех политических партий, представленных в парламенте (включая оппозицию), общественных организаций и объединений (включая общественные объединения пенсионеров).

79. Российский Глобальный пенсионный фонд в обозримой перспективе должен превратиться в крупнейшего международного финансового инвестора, контролирующего доли в стратегических активах на территории крупнейших стран мира. Полномочия исполнительной власти должны быть ограничены определением величины вклада в Глобальный пенсионный фонд и требований по размеру его доходности. Размер пенсий должен рассчитываться в установленном законом порядке автоматически исходя из возможностей ГПФ; любые популистские решение политического руководства страны о повышении конкретного уровня базовых пенсий должны быть исключены.

80. Должны быть предприняты решительные меры по развитию накопительной пенсионной системы, формируемой за счет личных взносов граждан и взносов корпораций. Граждане должны стать собственниками своих накоплений (сегодня собственником подавляющей части средств, направляемых на выплату пенсий, является Пенсионный фонд РФ).

81. В течение 5-6 лет необходимо перейти к сбалансированной распределительно-накопительной пенсионной системе, с персональными пенсионными счетами, взносы на которые делаются как гражданами, так и предприятиями, и сочетающей частные пенсионные фонды и государственные социальные гарантии с конкуренцией пенсионных фондов всех форм собственности за привлечение средств на пенсионных счетах на основе наиболее эффективного их инвестирования.

82. Должно быть восстановлено действие программы обязательного накопительного пенсионного страхования (пенсионных прав) в отношении работников среднего возраста, исключенных из программы действующим руководством страны.

83. Обеспечение приемлемо высокой доходности накоплений граждан должно обеспечиваться за счет ликвидации монополии Пенсионного фонда и Внешэкономбанка на рынке пенсионных накоплений, ускорения процесса передачи управления пенсионными накоплениями граждан, также полностью на добровольной основе, частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам под государственным надзором, поддержания высокого уровня конкуренции между частными пенсионными фондами, использования конкурентных процедур для размещения пенсионных средств граждан, не выбравших частные управляющие компании для инвестирования своих накоплений («молчунов»).

84. Создаваемому объединенному регулятору финансовых рынков необходимо будет поручить постоянный мониторинг надежности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов и принятие мер по минимизации рисков надежности пенсионных накоплений граждан.

85. Необходимо способствовать активному развитию деятельности негосударственных пенсионных фондов, развивая при этом конкуренцию между НПФ и препятствуя монополизации рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

86. Эти меры позволят в разумные сроки достичь среднего уровня пенсий не ниже 40% от средней заработной платы, как в развитых государствах Европы, добиться доходности по пенсионным накоплениям, опережающей инфляцию. В дальнейшем, корректировка принципов устройства национальной пенсионной системы, в отличие от закрытой кулуарной формы их обсуждения в 2000-2008 годах, должна базироваться на широкой дискуссии с участием всех политических сил страны, имеющих свои идеи в этой области.

Здоровье нации

Высокий уровень заболеваемости населения и низкое качество медицинских услуг – ключевые причины катастрофически высокой смертности населения и продолжающегося быстрого сокращения населения России. Рождаемость в стране составляет примерно 11 человек на 1000 человек населения, тогда как смертность – свыше 15 человек. По смертности Россия занимает 22-е место в мире, по продолжительности жизни – 157-е место. Средняя продолжительность жизни в России едва превышает 65 лет, что соответствует самым слаборазвитым странам мира (средняя продолжительность жизни в развитых странах Запада – 78 лет и выше, в странах Восточной Европы – 74-76 лет).

Особенно кричащими являются цифры средней продолжительности жизни мужчин: если российские женщины живут в среднем свыше 72 лет, то мужчины – менее 59 лет. Такая низкая продолжительность жизни характерна лишь для отсталых африканских стран.

Небольшой рост рождаемости в последние годы сопровождался, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, резким ростом детской смертности в большинстве регионов России.

Политика в области здравоохранения до сих пор сводилась лишь к перераспределению финансовых потоков, созданию сверхблагоприятных условий для аффилированных с властями фармацевтических фирм для поставок лекарств по завышенным ценам в систему льготного лекарственного обеспечения, а также очковтирательству в виде «национального проекта «Здоровье». Лишь четверть средств, выделяемых на нацпроект «Здоровье», пойдет на оснащение диагностическим оборудованием муниципальных поликлиник и строительство новых центров высоких медицинских технологий (таких центров предполагается построить всего 15 во всей стране), остальное – на текущие расходы. Зарплата повышается лишь для врачей общей специализации и младшего медперсонала, но не для врачей-специалистов, которые, собственно, и лечат людей. Закупка нового оборудования для медицинских учреждений осуществляется бессистемно и избирательно. Вместо того, чтобы создать работающую систему обязательного медицинского страхования, определить обязательные минимальные стандарты предоставления гражданам медицинских услуг, власти пытаются отделаться несистемными подачками.

87. России необходимо выработать принципиально новую политику в области здравоохранения, обеспечивающую вывод национальной системы медицинского обслуживания на качественно новый уровень. В ее основу должны быть положены следующие принципы:

- создание эффективной системы государственного медицинского страхования, обеспечивающей предоставление гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках законодательно установленных стандартов;

- существенный рост государственных расходов на медицину, направляемых, прежде всего, на развитие инфраструктуры здравоохранения (строительство новых больниц и медицинских центров, закупки современного медицинского оборудования);

- содействие развитию доступной и качественной частной медицины за счет стимулирования конкуренции в сфере медицинского обслуживания;

- обеспечение эффективной профилактики заболеваемости на уровне наиболее развитых стран мира;

- борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией;

- содействие снижению заболеваемости и улучшению состояния здоровья людей через общее повышение уровня и качества жизни, а также экологической обстановки.

 

88. Создание работоспособной системы обязательного медицинского страхования – главный механизм повышения качества и доступности здравоохранения для россиян. Необходимо более четко на законодательном уровне обозначить место частного медицинского страхования, а также защитить права граждан на выбор между разными формами страхования. Необходимо стимулировать повышение качества работы страховых компаний (больничных касс), прежде всего на основе усиления рыночной конкуренции за средства, выделяемые на обязательное медицинское страхование. Гражданин должен получить право размещать средства медицинского страхования в тех больничных кассах, которые предоставляют ему оптимальное качество и набор медицинских услуг.

 

89. Необходимо разработать и рекомендовать регионам к реализации систему заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, увязывающую значительное ее повышение с объемом и качеством вложенного труда.

90. Дополнительное бюджетное финансирование необходимо прежде всего направить на развитие медицинской инфраструктуры. Цель – сооружение не менее одной современной больницы в каждом районе, расширение сети реабилитационных центров, строительство новых клиник специального назначения.

91. Необходимо внедрять юридические и финансовые механизмы реальной ответственности медицинского учреждения перед пациентом, одновременно обеспечив страхование профессиональной врачебной ответственности.

92. Необходимо разработать специальную федеральную программу борьбы с детской смертностью, которая в последнее время росла более чем в половине регионов страны.

93. Необходимо обеспечить повсеместное внедрение системы всеобщей диспансеризации и профилактики заболеваемости, особенно в отношении наиболее опасных заболеваний.

94. Необходимо пропагандировать и стимулировать здоровый образ жизни, прежде всего среди молодого поколения, как главное средство достижения личного успеха и материального благосостояния.

95. Необходимо решительно бороться с коррупцией в системе льготного лекарственного обеспечения и резко повысить эффективность работы этой системы, обеспечив прозрачные конкурсные методы отбора фармацевтических компаний-поставщиков. Необходимо раз и навсегда прекратить недопоставки лекарств для системы льготного лекарственного обеспечения; разработать систему принятия чрезвычайных и срочных мер восполнения таких недопоставок при определении возможности их возникновения.

96. Необходимо стимулировать конкуренцию лечебных учреждений за страховое финансирование с целью повышения качества медицинских услуг (там, где это возможно).

97. Необходима разработка национальной программы борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманией на уровне стандартов развитых стран Запада. Политика борьбы с алкоголизмом должна основываться не на запретительных мерах, а на стимулировании вовлечения как можно большего числа граждан в активную экономическую деятельность, открытие и ведение собственного бизнеса, политике развития среднего класса.

98. В целях обеспечения максимальной концентрации медперсонала на лечении больных, необходимо развивать систему оказания социальных и медицинских услуг по уходу за пожилыми людьми, особенно одинокими, которые сегодня вынуждены просить о помещении их в больницы не в целях лечения, а ради гарантированного ухода.

Демографическая политика

Стратегическая цель – полностью остановить сокращение населения Росси в течение десяти лет. Основной акцент в демографической политике следует сделать на снижение смертности населения, прежде всего мужчин.

99. Необходимо стимулировать рождаемость. Например, следует списывать за счет государства ипотечные кредиты при рождении детей: 15 процентов за первого ребенка, 30 процентов – за второго и 50% - за третьего. Таким образом, можно будет содействовать решению жилищной проблемы для матерей-одиночек и семей, желающих завести детей.

100. Необходима действенная политика поддержки семьи, отцовства, материнства и детства. Необходимо принять федеральное законодательство, стимулирующее развитие института усыновления, приемной и патронатной семьи и тем самым свести к минимуму число детей, воспитываемых в интернатных учреждениях. Необходимо также отменить ограничение по максимальному размеру пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет для работающих и неработающих женщин, ввести федеральный минимальный стандарт размера ежемесячного пособия на ребенка как для работающих, так и для неработающих женщин. Необходимо разработать и реализовать финансируемые государством программы помощи семьям, где бесплодие излечимо.

101. Необходимо разработать конкретную общефедеральную программу содействия развитию местной сети учреждений дошкольного и внешкольного воспитания.

102. Миграционная политика должна быть направлена на стимулирование контролируемого притока мигрантов в Россию. Это – единственный способ остановить сокращение населения России в условиях естественных пределов возможного роста рождаемости и продолжающегося старения населения. Приоритет в привлечении мигрантов будет отдан целевым программам по привлечению квалифицированных кадров, однако в целом приток мигрантов будет определяться потребностями рынка труда. Выявлять и прекращать использование трудовых ресурсов с тяжелыми нарушениями требований законодательства об условиях труда. Это даст возможность минимизировать нелегальную трудовую иммиграцию

103. Россия должна стать привлекательной страной для потенциальных новых граждан. Необходимо на государственном уровне разработать программу привлечения и адаптации мигрантов к российским условиям жизни, их социально-культурной поддержки.

104. Борьба с нелегальной иммиграцией должна иметь место, однако не должна носить характер кампанейщины или способствовать эскалации ксенофобских настроений в обществе. Тем не менее, учитывая стратегическую цель установления безвизового режима между Россией и странами ЕС, России необходимо заключить соглашения о реадмиссии (высылке из России, финансируемой за счет страны происхождения) нелегальных иммигрантов со странами происхождения последних, прежде всего странами Южного Кавказа, Центральной Азии, Китаем, КНДР, Вьетнамом.

Политика в сфере образования

Политика в сфере образования в последние годы была чрезмерно зациклена на проблемах высшего образования. Хотя и в этой сфере властям не удалось добиться больших успехов, тем не менее сложившийся перекос привел к ускоренной деградации начального, школьного и профессионального образования. В результате база для формирования в будущем образованной и конкурентоспособной нации стремительно исчезает. Школы выпускают неграмотных учеников, что показали, в частности, крайне неудовлетворительные результаты сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2008 году. Лишь меньшинство родителей имеет возможности платить за относительно качественное школьное образование, сосредоточенное в элитных лицеях и гимназиях. В остальных школах остро не хватает учителей, особенно с современным педагогическим образованием, ощущается дефицит даже самого элементарного учебного оборудования. Школьные здания требуют ремонта, значительная их часть находится в аварийном состоянии. Система среднего профессионального образования практически полностью развалилась. Тяжелой проблемой страны остается массовый дефицит мест в детских садах, доходящий до миллиона мест в целом по стране.

Стране необходима реальная, а не «потемкинская» реформа образования, результатом которой станет создание системы эффективного образования, рентабельного и общедоступного для граждан страны.

105. Эффективность образования будет обеспечена ориентацией школьных и вузовских программ на наиболее перспективные отрасли экономики, общественной жизни, фундаментальной и прикладной науки. Рентабельность образования будет обеспечена комбинацией платного образования и увеличения государственного финансирования потребителей и производителей образовательных услуг. Доступность образования будет обеспечена развитой системой частных, общественных и государственных (местных, региональных и федеральных) стипендий, грантов и займов. Каждому гражданину, желающему получить высшее или среднее специальное образование и сдавшему стандартный общефедеральный экзамен-тест, будет гарантировано место на студенческой скамье. Необходимо законодательно закрепить возможность создания наблюдательных советов у школ. Юридический статус – некоммерческая организация. Администрация школы должна быть подотчетна совету. Решения совета носят рекомендательный характер и не могут касаться программы образования. Работа совета направлена на улучшения условий обучения и/или поддержки/расширения инициатив администрации школы. Совет переизбирается не реже раза в год. В выборах совета могут принимать участие только родители учеников (вне зависимости от прописки) и жители района, в котором находится школа.

106. Необходимо законодательно установить федеральный стандарт предоставления детям бесплатного школьного образования, включающий конкретные требования к основным характеристикам учебных программ, уровню профессиональной подготовки учителей, качеству школьных зданий и помещений, набор требуемого учебного оборудования. Необходимые для обеспечения выполнения этого стандарта финансовые нормативы должны лечь в основу норм бюджетного законодательства, определяющих размеры ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований на школьное образование.

107. Необходима федеральная программа модернизации школ, а также введение специальных федеральных надбавок школьным учителям (такие надбавки должны финансироваться напрямую из федерального бюджета через органы федерального казначейства, в т.ч. минуя администрации школ).

108. Необходима разработка рекомендаций для субъектов Российской Федерации по реализации по введению прогрессивной системы заработной платы школьных учителей, увязывающей значительное повышение оплаты труда с объемом и качеством вложенного труда. В федеральном образовательном стандарте предусмотреть возможность обучение учеников в национально-территориальных образованиях на родном языке. Для этого бюджетные средства должны быть распределены одинаково по федеральному, региональному и школьному компонентам образовательного стандарта России.

109. Система среднего профессионального образования должна быть реанимирована на основе встречных усилий государства, органов МСУ и бизнеса (обучение в государственных и муниципальных учреждениях по заказам компаний; создание отраслевых и корпоративных учебных заведений при методической и организационной помощи государства).

110. Каждый гражданин России должен иметь равный доступ к образованию при обязательном усвоении минимальных образовательных стандартов. Государство должно обеспечивать бесплатное образование определенного уровня (общее образование, начальное и среднее профессиональное образование) и, с учетом способностей и подготовки – высшее образование. Бесплатность высшего образования должна обеспечиваться получением после соответствующих испытаний государственных именных финансовых обязательств, реализующих принцип «деньги идут за учеником» и позволяющих перейти от финансирования затрат к оплате результатов (вуз, обеспечивающий лучшее качество образования, привлекает больше студентов и с ними – денег).

111. Необходимо довести до эффективных результатов реализацию механизма ЕГЭ, дающего право на получение государственных именных финансовых обязательств и поступление в вузы. ЕГЭ и государственные именные финансовые обязательства – гарантии доступности образования, позволяющие поставить в равные условия молодежь из разных регионов, города и деревни, ставящие заслон взяткам, клановости и семейственности при поступлении в вузы и, следовательно, делающие высшее образование наряду с другими мерами достоянием одаренных и работоспособных, а не только богатых. Тем самым усиливаются свойства образования как социального лифта, как механизма мобилизации человеческого капитала страны и социального перемешивания.

112. Необходимо решать проблемы, выявившиеся в ходе недавней практики применения ЕГЭ. Для предотвращения неподконтрольного вузам ухудшения качества абитуриентов лучшим университетам необходимо выставлять самые высокие проходные баллы, которые нужно получить на ЕГЭ, повышать требовательность в период обучения, считая 20% отсева на первом курсе нормой, и далее отбраковывать тех, кто не удовлетворяет образовательным стандартам, оставляя возможность возобновить учебу. Необходимо расширить практику проведения олимпиад, победители которых имеют право поступать в вузе без ЕГЭ – дополнительный и давно применяемый метод выявления талантов. Однако в целом единый деперсонифицированный экзамен необходим, иначе подрывается основа принципа доступности образования, возникают условия для коррупции.

113. Необходимо развитие образовательных кредитов – механизма, в соответствии с которым государство обеспечивает бесплатность образования при выполнении установленных условий. На период учебы обучающиеся, не имеющие иных источников средств существования, должны иметь возможность получать образовательный кредит, с возвратом его после окончания учебы деньгами или работой по контракту. Государство может субсидировать образовательные кредиты в случаях необходимости привлечения специалистов в определенные сферы. Государственные стипендии должны выплачиваться наиболее успешным студентам – 5-10% общего числа, но в размерах, достаточных для обеспечения минимально достойного проживания.

114. Высшее образование страдает от нехватки квалифицированных кадров и современной материально-технической базы, структура приема студентов и содержание учебных программ оторваны от потребностей рынка труда. В результате большинство выпускников вузов не обладают необходимыми для современной экономики знаниями и умениями, что предопределяет низкую конкурентоспособность на рынке труда (безработица, случайная работа не по специальности, низкая оплата труда). Для эффективного реформирования системы высшего образования необходимо:

- перейти на рейтинговую систему оценки эффективности деятельности вузов, вводящую финансовые поощрения для вузов, занимающих высокие места в независимых рейтингах вузов, оценивающих вузы в зависимости от доли выпускников, работающих по специальности, и уровня оплаты их труда;

- внедрить механизм реального бюджетного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием, что позволит кардинально повысить эффективность государственных расходов в этой сфере.

115. Для обеспечения финансирования мероприятий по улучшению качества системы образования, расходы на образование в структуре расходов федерального бюджета необходимо увеличить с нынешнего уровня – менее 5% - до 7-8% (подробнее об источниках финансирования этих расходов – в разделе о бюджетной политике). Целевая помощь субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, связанных с развитием образования, должна осуществляться в рамках обособленной линии финансирования, вне общих рамок финансовой помощи субъектам РФ, под особым парламентским контролем.

116. Необходимо сохранить запрет на обязательное для учащихся преподавание религии в школах.

Экология

В 1988-1996 г.г. были приняты достаточно удовлетворительные законы в сфере охраны окружающей среды. К сожалению, последующее развитие привело к таким изменениям законодательства в этой области, которые предопределили резкое снижение качества экологической обстановки. Необходимо отменить все эти «новации» и вернуться к нормальному экологическому законодательству, сопряженному с соответствующим законодательством других стран – наших соседей.

Нарушается конституционное требование об открытости (несекретности) экологической информации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.027 с.)