Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология общения журналиста
В профессиональном общении для достижения задуманных целей используется определенная технология общения, включающая стратегию (реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий) и тактику (реализация подчиненных задач в процессе общения). Журналисты должны четко, логично, целенаправленно намечать рамки для принятия решений и позволять выбирать из целого ряда мероприятий наиболее необходимые в данный момент. Одной из основных целей профессионального общения журналиста в плане стратегии в области деловой коммуникации является достижение гибкости в общении, то есть обеспечение общающимся достаточного простора для проявления инициативы в общении. Особенно это относится к собеседнику журналиста, так как интервьюируемый или опрашиваемый может легко потерять контроль над ситуацией, если он будет вынужден реагировать в общении на события без подготовки. Последовательность достижения гибкости в принятии решений для журналиста может быть следующей: - определение собственных тем для общения; - конструктивные требования к общающимся; - тактически правильное умение общаться (правильное задавание вопросов, умения слушать, поощрять собеседника и т.д.); - точная постановка задачи общения, реалистичная и соотносимая с целями общения и, соответственно, с целями деятельности; - выработка плана совместной деятельности, с этой целью выделяются в общей программе общения коммуникационные планы, которые в свою очередь делятся на оперативные шаги (частичные проекты), позволяющие составить представления об эффективности профессионального общения на всех этапах его осуществления; - контроль за результатами коммуникативной деятельности как необходимый элемент современного профессионального общения. Стратегия профессионального общения журналиста позволяет общающимся корректировать планы, приводя их в соответствие с меняющимися целями, потребностями, ценностями партнеров и общей ситуацией делового партнерства. При планировании стратегии профессионального общения журналисту необходимо дать ответы на следующие вопросы: 1. Позволяет ли выбранная стратегия общения с собеседником разработать решаемую проблему? 2. Дает ли она общающимся достаточные возможности для проявления инициативы в общении?
3. Созданы ли в общении условия необходимого простора для принятия решения, выводящего на значимый результат? 4. Существуют ли в общении пути для рождения «нечто Целого», «третьей сущности», неизвестной до начала диалога? Стратегия профессионального общения может успешно осуществляться только при условии проведения анализа сложившейся ситуации и внимательного рассмотрения пройденного пути решения вопроса о достижении поставленных целей в результате проводимой коммуникационной активности журналиста. Владение искусством профессионального общения предполагает наличие солидного информационного базиса, включающего постоянное накапливание информации как по самому общению, его особенностям, структуре, средствах, формах, видах, так и по сфере профессиональной деятельности. Отсюда современному специалисту следует постоянно ставить перед собой следующие вопросы: 1. Какими недостатками обладает мое общение, где имеются слабые места? 2. Насколько эффективна моя концепция общения? 3. Эффективен ли результат деятельности, полученный в процессе проведения мероприятий общения и затраченных средств? 4. Какие стороны моей деятельности хороши или плохи с точки зрения общения? 5. Что для Другого в общении ценно и значимо? Без такой информации журналист вынужден в своей профессиональной деятельности действовать наугад. Важным в стратегии профессионального общения является ориентация на общие принципы общения: - выход из стереотипа – плоских образов мира; - представление об окружающем мире, включающее стирание – игнорирование того, что может угрожать человеку, обобщение – суждение на основе единичных событий, искажение – приписывание событию определенного смысла); - ориентация на поведенческие рамки (ориентация на результат, на действия, принцип обратной связи, поиск возможностей); - профессиональные фильтры журналиста в общении (реальность как текст (кадр, видеоряд), события как тема, акцент на необычном, значимом, противоречивом); - ориентация на общую проблему и друг друга, основанная на внутриличностных совпадениях (конгруэнции), на согласии и понимании.
Для того чтобы успешно общаться, журналисту следует знать, что он хочет от общения; стремиться к большему соответствию друг с другом; помнить о том, что сообщение должно быть понятно собеседнику (аудитории). При этом необходимо пользоваться основными приемами настройки на общение, каковыми являются: - настройка на результат: позитивная цель, активная позиция, масштаб, конкретность, ресурсы, экология общения; - настройка на соответствие, включающая шесть уровней восприятия (миссия, самопредставление, убеждение, способности, поведение, окружение); - настройка на стратегию убеждающей коммуникации; - настройка на ресурсное состояние (состояние уверенности в своих силах и собственной компетенции); - настройка на понятность. Важным является знание установок на общение: на доминантность, равенство, подчинение, заинтересованность-незаинтересованность, официальное или доверительное отношение, зоны психологического пространства, открытость – закрытость. Иными словами, для профессионального общения журналиста значимым является решение следующей задачи: освоить науку вести разговор не столько для переубеждения собеседника или воздействия на него, сколько ради получения необходимых для работы сведений. Для её решения следует, прежде всего, «расположить» к себе собеседника. Общение (в форме интервью, опроса, беседы, пресс-конференции, дискуссии и т.д.) - важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации. Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста. Для общения необходима определенная специальная подготовка. Общение требует напряжения, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста. Однако нельзя забывать, что в общении всегда остается место для проявления инициативы, способностей журналиста. Таким образом, журналисту всегда следует помнить о том, что «поле» его деятельности – это постоянный контакт с людьми, искусством которого надо владеть в совершенстве. Только в этом случае можно рассчитывать на успех в профессиональной деятельности.
1.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала 1. Дайте определение профессиональному общению журналиста. 2. Почему профессиональное общение журналиста можно назвать творческим процессом? 3. Почему профессиональное общение журналиста – это взаимодействие? 4. Поясните понятия внутреннего и внешнего общения по отношению к журналистике. Приведите примеры. 5. Назовите черты профессионального общения журналиста. 6. Назовите особенности профессионального общения журналиста. 7. Расскажите об особенностях управления коммуникативными процессами в журналистике. 8. Расскажите о стратегии и тактике профессионального общения журналиста.
Вопросы для обсуждения и размышления 1. Прочитайте статью «Особенности общения по радио и телевидению» из книги «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» (см. Приложение 1 и ответьте на следующие вопросы: - В чем заключается специфика общения на радио и телевидении? - Чем отличается манера обращения к телезрителям и радиослушателям от обычной публичной речи?
- Какие особенности восприятия радио- и телевизионного материала должен знать журналист? 2. Сделайте вывод о значении общения в деятельности журналиста с учетом знакомства с новым материалом. Аргументируйте свой ответ, используя знания о журналистской деятельности и свой собственный опыт. 3. Прочитайте материал Л.В. Власова, В.К. Сементовской «Деловое общение» (см. Приложение 46) и ответьте на следующие вопросы: - Чем различаются процессы слышания и слушания? - Какое отношение процесс слушания имеет к деловому общению? - Какова роль интереса в процессе слушания собеседника? - Как классифицируется процесс слушания? - Какое отношение к слушанию имеют процессы восприятия, осмысления и понимания? - Каковы заповеди процесса слушания? - Коко взаимодействие процессов слушания и понимания? - Как вы можете оценить роль оценки услышанного в процессе делового общения? - Необходимо ли внимание в процессе слушания? - Проанализируйте прочитанный материала с точки зрения его использования в своей профессиональной деятельности. 4. Используя материал статьи Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» (см. Приложение 5), ответьте на следующие вопросы: - Какую информацию можно считать доверительной? - Можно ли вызвать человека на откровенность? Если да, то каким образом? (Ответ аргументируйте примерами из текста). - От чего зависит доверие между людьми? И какие пути для его достижения можно использовать?
1.2.5 Задания для самостоятельной работы и последующего анализа
1. На основе научной литературы по проблеме общения и его роли в жизнедеятельности человека проанализируйте общение в процессе совместной деятельности в своей группе (трудовом коллективе), дайте ему оценку и определите пути (способы) улучшения общения в совместной деятельности.
2. Прочитайте статью «Радио- и телевизионная речь как вид общения» из книги «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» (см. Приложение 2 и выполните следующие задания: - Выделите основные признаки и параметры процесса общения, характерные для радио- и телевизионной речи. - Объясните, какие психологические характеристики аудитории следует знать теле- и радиожурналисту для успешного осуществления процесса общения, эффективного воздействия на зрителя, слушателя.
3. Прочитайте материал из хрестоматии «Искусство разговаривать и получать информацию» составителя Б.Н. Лозовского, прокомментируйте его с точки зрения «равенства в общении»:
«Вот рассказ В. Аграновского о его редакционном задании написать репортаж о только что сделанном открытии 104-го элемента советскими физиками. «Когда я приехал в Дубну, перед кабинетом Флерова уже была целая очередь журналистов. Заходили по одному и через минуту появлялись с кислыми физиономиями, держа в руках отпечатанные на машинке листочки с готовой информацией. И я стал лихорадочно соображать, как мне зацепиться за Флерова. Вхожу в кабинет. Он мне протягивает «порцию» листочков и всем своим видом дает понять, что разговора не будет, что ему некогда. Тогда я прошу разрешения задать ему всего один вопрос. - Если один, то пожалуйста. - Почему вы атомы рисуете кружочками, а не, положим, крестиками, квадратиками, какими-нибудь трапециями? - Ну, потому что по аналогии с планетарной системой. Хм! Хотя нет. По-видимому, по аналогии с... Хм! Пожалуй, тоже нет. А действительно, почему? - Рассмеялся. - Одну минуточку, - и по телефону вызывает соавторов по 104-му. - Объясните товарищу корреспонденту, почему вы атомы кружочками рисуете, а не крестиками или как-либо иначе». Как заговорили все разом, как заспорили, что про корреспондента забыли. Мне же только этого и надо. Сижу себе в уголочке, блокнот на коленях, и строчу. А Флеров слушает и хитро улыбается. Руки потирает. Доволен. Вечером к себе пригласил. Всю ночь проговорили. И я вместо заметки повесть написал». Равенство сказалось здесь в том, что, забыв о своих социальных профессиональных положениях, собеседники оказались одинаково заинтересованы ответом на поставленный вопрос. Добиваясь равенства в общении, мы приспосабливаемся к собеседникам. Каждый из нас ездил в купе пассажирского поезда и не мог не заметить, как ведут себя незнакомые люди, волею железнодорожного кассира соединенные вместе. С чего обычно начинается разговор? С погоды, с суровости проводницы, с незначительных уступок друг другу, неловких попыток помочь в устройстве, с вопросов, откуда, да куда путь держим: «А вы там тоже бывали!», «И как вам показался город?.. Вы могли, конечно, не посетить ту чайхану, помните, возле набережной?, вообще, место там чудное, не правда ли?» Как только появляется нечто такое что может объединить собеседников, общение начинает набирать силу. Отыскивается то, что может сблизить, то, о чем может появиться одинаковое мнение. И первое, что делают незнакомые люди, - устанавливают общий интерес, будь то воспоминания, общие знакомые, места, где бывал. Формирование общности - задача, без решения которой трудно добиться взаимопонимания и взаимодействия с другими ». Практическое занятие
Дискуссия
Занятие рассчитано на 2 часа.
Примечание: Студентам предлагается одна тема дискуссии «Милосердие». К теме предлагаются задания, помогающие студенту определиться со своей позицией.
Задания к дискуссии предлагаются студентам заранее, в начале работы над темой «Сущность понятия профессионального общения журналиста». Тема дискуссии «Милосердие»
Задание к дискуссии: Вы представляете собой консилиум врачей, вам необходимо принять решение в следующей ситуации: есть одно донорское сердце, претендентов на него четверо: - ребенок шести лет с синдромом Дауна; - мать троих детей; - женщина-ученый, стоящая на пороге открытия лекарства против рака; - пенсионер (мужчина). Какое решение вы примете, обоснуйте свой выбор.
Вопросы к дискуссии: 1. Чью сторону Вы займете? 2. Какое решение лично Вы примете в этой ситуации? 3. Обоснуйте свой выбор. 4. Оцените происходящее как журналист. 5. О чем позже Вы напишите в журналистском материале? 6. Прокомментируйте слова знаменитых людей с учетом ситуации, предлагаемой в дискуссии: - философа Ф. Бэкона: «Милосердие… не бывает чрезмерным…»; - писателя Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир»; - писателя М. Горького: «Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!». Задания для подготовки дискуссии: 1) Прочитайте Приложение 3 «Публичные дискуссии в современном обществе» и ответьте на следующие вопросы: - Какова особенность публичных дискуссий в современном обществе? - Что собой представляет дискуссия? - В чем заключается эффективность проведения дискуссии? - К чему стремятся участники дискуссии? - Перечислите полемические приемы, используемые в публичных дискуссиях? - Расскажите о них?
2) Прочитайте правила использования доводов в споре и прокомментируйте их:
1. В ходе аргументации используйте только те доводы, которые вы и оппонент понимаете одинаково. 2. Если довод не принимается, найдите причину этого и далее в разговоре на нем не настаивайте. 3. Не преуменьшайте значимость сильных доводов противника, лучше, наоборот, подчеркни их важность и свое правильное понимание. 4. Свои аргументы, не связанные с тем, что говорил противник или партнер, приводите после того, как вы ответили на его доводы. 5. Точнее соизмеряйте темп аргументации с особенностями темперамента партнера. 6. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор, так как превосходство партнера в споре всегда обижает. 7. Приведите один-два ярких аргумента и,если достигнут желаемый эффект, ограничьтесь этим.
3) Прочитайте девять диагнозов и рецептов поведения во время спора и прокомментируйте их:
Диагноз 1. Оппонент раздувает проблему, выводит ее за границы дискуссии (разговора, спора). Рецепт. Напомните о рамках дискуссии, о ее цели. Попросите еще раз уточнить его антитезис и верните разговор в прежнее русло.
Диагноз 2. Оппонент охватывает мелочи (второстепенные факты), не затрагивая основного тезиса. Рецепт. Спросите, не забыл ли он цель разговора, свою собственную цель. Верните его к спорной проблеме.
Диагноз 3. Оппонент пытается перехватить инициативу в выборе темы разговора: а) подменяет принципиальные вопросы мелочами, б) выдвигает тезисы не по существу проблемы, в) предлагает контрпроблему, игнорирует ваши аргументы. Рецепт. Предусмотрите заранее возражения соперника, изучите их мотивы, позиции для того, чтобы: а) указать собеседнику на его уход от спорного вопроса, б) спросить его, какую мысль он доказывал, в) попросить высказать отношение к вашей аргументации.
Диагноз 4. Противник допускает намеки, компрометирующие вас. Тем самым он ставит под сомнение вашу мысль или предложение. Его цели: а) перенести критику на вас, на вашу личность, б) приписать вам явно нелепые высказывания. Рецепт. Не исключайте комплиментов в адрес соперника, выигрывайте доброжелательностью, демонстрируйте свою объективность. Для этого: а) скажите, что умная мысль может светиться и в темной комнате, б) не пытайтесь оправдаться, в) не проявляйте резких эмоций, г) не поддавайтесь на провокацию.
Диагноз 5. Он намеренно уводит вас к ложным выводам, подтасовывает факты для того, чтобы впоследствии уличить вас в безграмотности и дилетантстве. Рецепт. Прекратите обмен мнениями, похвалите собеседника за глубину анализа и попросите его сделать обобщающий вывод.
Диагноз 6. Оппонент скрывает резко отрицательное отношение к вашей позиций или к вам под маской доброжелательности. Рецепт. Остроумно сорвите его маску, напомните факт подобной «доброжелательности» прежде и его результат, раскройте его замысел всем присутствующим.
Диагноз 7. Он уличает вас в некомпетентности, играет на ваших ошибках и недоработках, игнорирует факты «за» и «против», тенденциозно толкует ваши слова. Рецепт. Не проявляйте излишней деликатности. Спросите, о чем конкретно идет речь, ради чего. Попросите высказать его соображения, как выйти из затруднения.
Диагноз 8. Противник постоянно меняет позицию, крутит вокруг да около, пытается найти что-то третье. Рецепт. Не настаивайте на признании, согласии и поддержке вашего предложения Он - чья-то марионетка. Сверните разговор, который все равно ни к чему не приведет.
Диагноз 9. Вас грубо одергивают во время разговора (речи, рассуждений). Рецепт. Не давайте волю своим чувствам. Это - попытка соперника вывести вас из равновесия. По возможности будьте сатиричными, ироничными, саркастичными по отношению к нему, попробуйте спародировать его поведение (разыграй пародию).
4) Прокомментируйте высказывание Ясена Засурского: «В самые сложные, критические моменты нынешней истории страны наша пресса раскрывает людям правду, истину, которая рождается в споре, в противоборстве мнений. В этом я вижу успех нашей журналистики».
Согласны ли вы с этим мнением? (Ответ аргументируйте).
5) Прочитайте 2 памятки полемиста:
Памятка полемиста № 1
Осмыслите содержание основных законов формальной логики. Попытайтесь самостоятельно найти примеры применения этих законов. Следите, чтобы в процессе спора требования логических законов не нарушались. Вступая в спор, убедитесь сначала в том, что вы правильно понимаете позицию своего оппонента, а он - вашу, затем доказывайте или опровергайте именно выдвинутое положение, а не что-то другое. Обратите внимание, нет ли противоречий в высказываниях вашего оппонента, не рассматриваете ли вы с ним тот или иной вопрос в разных отношениях, относятся ли высказанные суждения о чем-либо к одному и тому же отрезку времени. Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение противника по поводу предмета спора действительно противоречит вашему мнению. Запомните основные правила выдвижения тезиса и аргументов. Старайтесь не нарушать их, используя в споре логическую операцию доказательства. Следите за тем, чтобы ни в ваших рассуждениях, ни в рассуждениях противника не было логических ошибок, затрудняющих обсуждение спорной проблемы. Начинайте спор только тогда, когда будете располагать достоверными и достаточными аргументами для доказательства своей точки зрения. Обратите внимание на то, чтобы доводы были обязательно убедительными для вашего оппонента и других участников дискуссии.
Памятка полемиста № 2
Приступая к критике позиции оппонента, четко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться в конкретной ситуации: опровергать тезис, критиковать доводы, показывать несостоятельность демонстрации. Не забывайте, что, разгромив доводы противника или продемонстрировав, что из приведенных аргументов не следует данный тезис, вы только разрушите доказательство оппонента, но не опровергнете истинности самого тезиса. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами. Старайтесь применить в споре различные полемические приемы: юмор, иронию, сарказм, «сведение к абсурду», «возвратный удар», «подхват реплики», «атака вопросами», «довод к человеку», «апелляцию к публике» и др. Обращайте внимание на то, как эти приемы используются другими полемистами.
6) Прокомментируйте данное рассуждение С.И. Поварнина, представленное в книге «Спор. О теории и практике спора», с точки зрения использования полемических приемов:
«Учитель, может легко сокрушить доказательство Пифагоровой теоремы, изобретенное гимназистом «по вдохновению», в грозный час у классной доски. Но теорема Пифагора от этого ничуть не поколеблется. Учитель поставит «кол» за неумение доказать ее, а ученик, может быть ознакомится с «настоящим» доказательством и только. Точно так же, если противник опровергает нашу мысль, но неудачно, и мы разбили его опровержение в пух и прах, одно это еще не значит, что тезис наш истинен. Может быть, наш тезис совершенно ошибочен, да противник-то не умеет его опровергнуть. Такие случаи бывают нередко. Поэтому неудачное доказательство, взятое само по себе, означает только, что человек не сумел оправдать или опровергнуть тезис, а истинности или ложности тезиса не касается вовсе».
Критерии оценки участников дискуссии: Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям: - оценка «зачтено» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по определенной теме курса; исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает; умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободно справляется с поставленными задачами и вопросами; правильно обосновывает принятые решения; - оценка «зачтено» также выставляется студенту, если он твёрдо знает материал по определенной теме курса; грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, связанных с журналистской деятельностью; - оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по определенной теме курса; неуверенно, с большими затруднениями излагает свою позицию; самостоятельно не справляется с решением поставленных задач; оценка «не зачтено» также выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по определенной теме курса, но не усвоил его деталей, допускает неточности в изложении материала; использует неправильные формулировки, нарушая логическую последовательность в изложении материала к дискуссии. Словарь по теме Профессиональное общение журналиста – это особый вид творчества, осуществляемый посредством аксиологического межсубъектного взаимодействия, определяющего взаимопонимание и созидание духовной общности людей в профессиональной деятельности, благодаря которым осуществляется координация действий общающихся, направленная на получение результата деятельности.
Управление общением - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных контактов с людьми ради достижения задач организации журналистской деятельности и её осуществления. Стратегия общения – это реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий. Тактика – этореализация подчиненных задач в процессе общения. 1.2.8 Рекомендуемая литература 1. Бенни М. Как развивать навыки делового общения. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 240 с. 1. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с. 2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.–576 с. 4. Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 3-е изд. –СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447 с. 5. Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. Учеб. пособ. /Под ред. Б.Д. Гаймаковой. – М., 1996. – 167 с. 6. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика».- М.: Высш. шк., 1989. – 147 с. 7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: Из-во РОП-холдинг, 2001. – 274 с. 8. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 201 с. 9. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия /Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – 303 с. 10. Казакевич М.А. Обучение профессиональному общению. Учебн. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 133 с. 11. Карасевич Ю.М. Человек на телеэкране: Учеб. Пособие. – Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2002. – 56 с. 12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 320 с. 13. Кириллова А.А. Психология общения журналиста: Учеб. пособие. – Чебоксары: Изд-во Чувашск. гос. ун-та им. И.Н. Ульянова, 1999. – 115 с. 14. Кузнецов М.А., Цыкунов И.В. Практическая психология РR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М.: «РИП-холдинг», 2002. – 148 с. 15. Кузнецов М. Как позволить другим делать по-вашему: Речевые и поведенческие стратегии журналиста: Учеб.-практ. пособие. – М.: Приор, 2000. – 109 с. 16. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учеб. пособие для высшего управленческого персонала /Автор-составитель Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448 с. 17. Мандрица В.М. Искусство делового общения. Метод. Пособие для спец. 021400 «Журналистика». – Ставрополь: СГПУ, 1995. – 227 с. 18. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 237 с. 19. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении. – М.: Педагог. об-во России, 2000. – 96 с. 20. Образовательные возможности общения в деятельности журналиста: Учебное пособ. для студентов спец. «Журналистика» /Под общ. ред. Л.В. Анпилоговой; авторы-составители: Л.В. Анпилогова, В.Н. Захаров, И.А. Магеррамов и др. – Оренбург: ООО «Вестник Оренбургэнерго», 2000. – 385 с. 21. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» /Ред-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с. 22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. – 308 с. 23. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие по курсу «Введение в специальность (журналистика)». Ч. 1. – М., 1995. – 92 с. 24. Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1997. – 96 с. 25. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста //Логос. Общество. Знак /Ответ. ред. Б.Я. Мисонжников. – СПб., 1997. – 117 с. 26. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с. 27. Социальная практика и журналистский текст /Под ред Я.Н. Засурского и Е.И. Пронина. – М.: МГУ, 1990. – 173 с. 28. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж, 2001. – 252 с. 29. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. – М.: Пульс, 2002. – 120 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.132 с.) |