Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слагаемые безопасности журналиста

Поиск

Виды журналистской безопасности

Можно выделить несколько видов безопасности, которые играют роль в профессиональной деятельности журналиста. Обратим внимание на информационную, юридическую, имущественную, личную и, наконец, информационную. Рассмотрим эти виды подробнее.

Однозначных определений терминам мы не нашли. Существуют 5-6 формулировок. Попробуем синтезировать их. Итак:

"Информационная безопасность" - совокупность приемов, средств и правил, позволяющих работать с полученными сведениями. Что значит "работать"? То есть уметь хранить, обрабатывать полученную информацию и при необходимости держать ее источники в тайне. В данном виде безопасности очень часто можно встретить следующие термины: "ложь", "вымысел", "домысел", "дезинформация". Попробуем разобраться в словах.

"Ложь" - намеренное искажение истины, неправда, обман;

"Вымысел" - способность автора представить то, что могло бы быть в жизни, но могло и не быть. На основе своего жизненного опыта автор представляет себе героя, воплощающего в себе черты времени и воображает такие обстоятельства, в которых может лучше всего проявиться характер героя. Это - одна из важнейших особенностей художественного творчества. Рисуя какие-то явления жизни, автор всегда соотносит их с реальностью определенной исторической эпохи, но не стремится к документализму. Поэтому, даже говоря о том, что действительно было в жизни, автор словно говорит - "могло бы быть", а не просто - "было".

"Домысел" - напротив, документален, так как базируется на строгих, хорошо проверенных фактах. Это если хотите своеобразная гипотеза, подчиняющаяся общим законам развития. И к созданию домысла необходимо относиться очень серьезно - так же, как и к созданию гипотезы. Журналист домысливает ситуацию, основываясь на тщательных исследованиях подобных ситуациях, но не имеет право бездоказательно утверждать, что высказывает истину в конечной инстанции (см.: Туманов Д.В. Творим Золотым пером / Д.В.Туманов. - Казань: Отечество, 2000. - С.180).

"Дезинформация" - любые опубликованные сведения, имеющие своего заинтересованного лица и распространенные с целью ввода в заблуждение определенной аудитории. Можно проще - опубликованные непроверенные (особенно в аналитических работах) сведения.

Виды информационной безопасности. Выделяют безопасность по типу обработки данных (или сведений), по хранению информации (особенно сетевые проекты), по распространению сведений, по защите распространенной информации (способы отражения давления со стороны заинтересованной в нераспространении сведений стороны). В дальнейшем мы постоянно будем возвращаться к данным видам.

Юридическая безопасность - знание законов, нормативных актов, а также различных поправок к законам, касающихся профессиональной деятельности журналиста. Но знать и представлять мало, необходимо уметь применять их на практике. Давайте вспомним, какие законы применимы к работе журналиста? Это Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Закон РФ "О средствах массовой информации", Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон "Об авторском праве и смежных правах" и многие другие документы, а также нормативные акты.

Имущественная безопасность - неотъемлемая часть гражданина.

Личная безопасность - способность сохранения основных ценностей: жизни, доброго имени, права на имя, труд, отдых и т.д.

Психологическая безопасность - не только знание приемов психологии в профессиональной деятельности, но и умение практического применения этих навыков.

Правило второе: не бей растопыренными пальцами.

Во многих средствах массовой информации их представителем в суде обычно выступает журналист, материал которого послужил поводом для предъявления иска. Мы отошли от этого правила. Создали у себя своеобразную боевой штаб, в который вошли юристы по образованию - заместитель редактора Г.Симкин и автор этих строк. Это позволило нам, с одной стороны, накопить опыт, а с другой - освободить "перья" для творчества от нудного и нередко длительного хождения по судам.

Правило третье: зри в корень.

Пренеприятнейшее это дело, когда по твоему материалу учиняют иск. Перед читателями ты можешь хорохориться: во какой я смелый, какой задиристый! Но коллеги-то знают, что за иском может быть твой обыкновенный ляп. Под их взглядами чувствуешь себя побитой собакой: опять втравил редакцию в тяжбу, а, может, и в немалые расходы. Закрываюсь в кабинете, вчитываюсь в иск, перекатываю во рту буквально каждое слово. Ух-х-х! Да тут же нет предмета спора! Один из членов РНЕ требовал возместить ему моральный ущерб за то, что газета назвала его фашистом. А в публикации речь шла лишь о том, что он появился в представительском органе власти в черной рубашке с эмблемой в виде свастики. Заберет он в суде свой иск, как миленький, и будет еще извиняться, что причинил беспокойство занятым людям.

Правило четвертое: гаси искры на лету.

В суд я не шел, а летел на крыльях, сжимая в руке заявление Аинусинского предпринимателя об отказе от иска. Пришло оно по факсу буквально за полчаса до начала судебного процесса и явилось полной неожиданностью для адвоката истца. "Мы еще встретимся", - пообещал он с кислым выражением лица. Он принадлежал к появившемуся в последние годы полчищу мелкотравчатых стяжателей наживы, решивших подзаработать на явных и мнимых ошибках журналистов. За 10% от суммы иска, что составляло 20 миллионов "теми еще" деньгами, адвокат вынудил предпринимателя вступить на путь войны с газетой. Дело, мол, выигрышное. А оно действительно было выигрышным. Заместителю редактора Г.Симкину, через которого проходят у нас все судебные иски к газете, достаточно было одного взгляда, чтобы убедиться в этом. Чего ему стоила мировая с предпринимателем, мало кто знает. Компромисс дорого обходится, но в конечном итоге оправдывает себя.

Правило пятое: дели ответственность пополам.

Опытные юристы "Сибирской аудиторской компании" уже торжествовали победу. На собеседовании у судьи они как дважды два доказали, что газета допустила ошибку: частная фирма, которую они представляли, задолжала в бюджет не 240 млн. руб., а 90. Конечно, я мог бы возразить, что эту информацию мы дали по сообщению пресс-службы налоговой полиции и по закону освобождаемся от ответственности за распространение сведений. Порочащих деловую репутацию "фирмачей". Но как на грех в информации не было ссылки на пресс-службу. И все же душу грело лежащее в кармане ходатайство о привлечении налоговой полиции в качестве соответчика по иску. Когда ее представители, в коже с ног до головы, появились в суде, юристы "Сибирской аудиторской компании" вместе со своей фирмой запросили "пардону". Только кошка скребет на свой хребет.

Правило шестое: будь бюрократом.

Администрация города сдала владельцу индивидуального частного предприятия в аренду за бесценок престижный универсам. Дескать, человек он состоятельный, у него, в отличие от нас, есть средства на ремонт универсама. В своей статье я рассказал, в частности, насколько он был состоятельным: "В первые же дни набрал в универсаме в кредит вещей на большую сумму - от женских шуб до мужских плавок". Естественно, последовал иск. Опозорил! Но у меня была его расписка. Кроме того, я запасся ключиком, который позволяет получить любой документ в любом учреждении, - запросом судьи. По нему мне выдали копию решения арбитражного суда, который уже после моей статьи признал незаконным договор аренды универсама. Все это я представил судье. Мой истец в суд так и не явился.

Творческие и деловые игры

Данная форма занятий позволяет вовлечь студента в различные, пусть пока учебные, но уже проблемные ситуации и проанализировать его поведение в них. Важно, чтобы игры моделировали примеры из повседневной профессиональной деятельности журналиста, чтобы студент, "проживая" их, учился самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций с максимальной выгодой для себя и аудитории.

Итак, в процессе обучения дисциплине "Техника безопасности журналиста" преподаватель может предложить студентам следующие представленные в данном параграфе игры. Каждая из них дополняет теоретический материал по определенной проблеме. Как правило, одна игра рассчитана на 45 - 50 минут аудиторной работы.

Реакция на ошибки

Представьте себе, что вы корреспондент какой-либо редакции. Так получилось, что в вашем материале получилась ошибка: вы неправильно написали фамилию собеседника. Его скверный характер вы вычислили еще на интервью. Задание - как с минимальными для себя потерями замять свою вину и не уронить деловую репутацию перед собеседником и своим редактором?

Вариант 2: Вы - тот самый собеседник. Ваша задача - добиться от редакции законным путем извинений в свой адрес. Условие: вы не входите в число постоянных экспертов редакции.

Вариант 3: Вы - редактор СМИ. Вам стало известно, что в одном из материалов неправильно указана фамилия уважаемого многими человека. Как и ему угодить, и репутацию редакции сохранить?

В заключение занятия, после оглашения слушателями версий, делаем их анализ.

Техника рождения сенсации

Второе название этой игры "Испорченный телефон". Ее цель - продемонстрировать студентам модель, в которой рождаются материалы, основанные не на реальных фактах, а на слухах, домыслах, сплетнях и т.д. Педагогический принцип игры заключается в том, чтобы убедить слушателей в том, что любую информацию необходимо проверять, а слухам доверять нельзя.

Условие. Преподаватель просит группу на время покинуть аудиторию. При этом по согласованию со всеми студентами один ее представитель остается наедине с преподавателем, который рассказывает ему "вводную" - небольшую историю, которую необходимо запомнить в деталях и максимально подробно пересказать своему коллеге. Таким образом, каждый студент должен по цепочке воспроизвести данную историю. Преподаватель должен записывать версию каждого игрока.

В заключение преподаватель обсуждает с ребятами степень искажения первоначальной информации. Важно выявить и понять, с какого звена "вводная" стала дополняться ложными сведениями, почему так произошло. На примере группы образно можно представить современный мир, в котором из уст в уста передается различная - далеко не всегда соответствующая действительности - информация, которая впоследствии становится якобы сенсационной с точки зрения различных СМИ.

Попроси взаймы миллиона два

Преподаватель просит студентов разбиться на пары. После этого дает задание: представьте себе, что каждый из вас - редактор скромной газеты, которая издается уже несколько лет. Однако недавно вы решили записаться на прием к директору крупного банка (ассоциации с названием организации допускаются), чтобы попросить денег для дальнейшего развития вашего издания и модернизации редакции. Минимальная сумма, которая вам нужна, два миллиона рублей в год.

Задача студента в том, чтобы за пять-семь минут разговора убедить коллегу-"банкира" в целесообразности финансирования вашего предприятия и/или идеи. Концепцию СМИ необходимо придумать. Перед началом выступлений у ребят есть пять минут на подготовку. Пара, которой предстоит играть первой, определяется жребием или по согласованию с группой. Другие студенты внимательно наблюдают за разговором, поведением своих коллег и после окончания каждой сценки делятся устными замечаниями о том, что понравилось, а что нет.

В этой игре особое внимание необходимо уделить обсуждению понятия "плотность разговора": время на общение, которым располагают обе стороны. Как известно, у деловых людей всегда мало свободного времени, поэтому тот, кто просит о финансировании всегда должен так распределить отведенные условиями 5-7 минут, чтобы достичь определенного результата. Студент, "пришедший" к банкиру, должен получить согласие на финансирование своего продукта. Рецензенты имеют право обсуждать все: акты невербальной коммуникации, интонацию, поведение, качество выдвигаемых аргументов и ответов на вопросы и прочее. Цель данной игры - вовлечь студента в ситуацию, в которой ему необходимо максимально мобилизовать свое творческое мышление, и уметь оперативно и правильно реагировать на разные вопросы в свой адрес как по поводу "продаваемой" идеи, так и личного плана.

"Письмо счастья" для чиновника

Цель данной игры - составление юридически грамотного запроса на получение информации. На основании одной определенной проблемной ситуации каждый студент получает задание: определить, из какой компетентной организации он хотел бы получить информацию и написать запрос на имя руководителя. В этом официальном документе должно быть указано, в каких конкретно сведениях нуждается журналист, а также содержаться ссылки на статьи Закона РФ "О средствах массовой информации", на основании которых данный запрос составляется. Каждый студент самостоятельно выполняет задание, а затем совместно с преподавателем группа выявляет допущенные недочеты.

Защити себя сам

Игра проводится после того, как студенты прослушали правила поведения журналиста при возникших информационных конфликтах, в том числе и при угрозе судебного разбирательства из-за его публикаций. Суть игры: преподаватель раздает студентам публикацию, содержащую, например, критический анализ определенной проблемы. Допустим, студент - автор предложенного материала. Из-за содержащейся в нем критики, лицо, заинтересованное в неразглашении указанных сведений, собирается подать в суд на автора газетного выступления. Задача студента - проанализировать текст и сделать собственное заключение о наличии/отсутствии возможности судебной перспективы оппонента. Свой ответ необходимо обосновать, спорные места текста процитировать. В случае если дело имеет судебную перспективу, необходимо пояснить, что можно предпринять, чтобы не доводить дело до суда.

ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)

1. Антитеррористическая конвенция // Газета. - 2003. - 9.IV. - С.3.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 29 IX. - С. 4 - 7.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М: Новая волна, 1997. - 512 с.

4. Закон РФ "О средствах массовой информации". - М.: Фирма Гардарика, 1998. - 244 с.

5. Закон РФ "О борьбе с терроризмом" // Российская газета. - 1999.

6. Лозовский Б.Н. "Четвертая власть" и общество: на тернистом пути к согласию / Б.Н.Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. - 174 с.

7. Лозовский Б.Н Техника безопасности журналиста / Б.Н.Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. - 258 с.

8. Средства массовой информации постсоветской России / Я.Н.Засурский, Е.Л.Вартанова, И.И.Засурский и др. - М: РИП-холдинг, 2002. - 303 с.

9. Федотов М. Бои местного значения: Как изменилось законодательство о СМИ в 2004 году / М.Федотов // Журналистика и медиарынок. - 2005. - №№ 4 - 5. - С. 8 - 12.

Интернет-сайты

1. www.rug.ru - Союз журналистов России

2. www.cjes.ru - Центр экстремальной журналистики

3. www.gdf - Фонд защиты гласности

4. www.smi.ru - Портал "СМИ.ру"

5. www.gipp.ru - Гильдия издателей периодической печати России

6. http://www.inopressa.ru - Портал "Инопресса.ру".

7. http://www.inosmi.ru - регулярно обновляемые дайджесты зарубежной прессы (переведено на русский язык)

8. http://www.medialaw.ru - сайт Института проблем информационного права.

Темы рефератов

1. Виды безопасности журналиста.

2. Способы привлечения и удержания внимания.

3. Деятельность журналиста в "горячей точке".

Вопросы к зачету (вопросно-ответная форма)

1. Безопасность журналиста: варианты понимания.

2. Слагаемые безопасности журналиста (общая характеристика).

3. Виды безопасности и способы их достижения.

4. Правила личной безопасности журналиста при подготовке материалов.

5. Информационная безопасность журналиста. Ее составляющие.

6. Понятия "дезинформация", "ложь", "вымысел", "объективность", "правдивость". Суть, варианты понимания. Наиболее характерные примеры из журналистской практики.

7. Понятия "мораль", "долг", "честь", "достоинство". Суть, варианты понимания. Наиболее характерные примеры из журналистской практики;

8. Психологическая безопасность журналиста.

9. Безопасность журналиста при работе с источниками информации.

10. Правила работы с документами.

11. Журналист берет интервью. Правила подготовки к нему и пути установления контакта с собеседником.

12. Понятия "объективная информация", "конфиденциальная информация". Суть и способы их достижения.

13. Способы сохранения полученной информации.

14. Личная безопасность журналиста. Что и как может ему угрожать?

15. Имущественная безопасность журналиста. Виды имущественного ущерба и средства его нанесения журналисту.

16. Российские законы как вид безопасности журналиста.

17. Юридические документы, используемые журналистом в своей работе.

18. Закон РФ "О средствах массовой и информации" как неотъемлемая часть в работе журналиста. Основные статьи. Примеры из журналистской практики.

19. Правовая безопасность журналиста. Слагаемые.

20. Права и обязанности журналиста, прописанные в Законе РФ "О СМИ". Теория и повседневность. Примеры из журналистской практики.

21. Правила работы с организациями, имеющими право на обязательные сообщения.

22. Гражданский, Уголовный и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Общая характеристика положений, касающихся работы журналиста.

23. Субъективные и объективные ошибки в журналистских текстах. Способы их исправления.

24. Понятия "оскорбление", "клевета", "подлог". Общая характеристика. Ответственность журналиста.

25. Ответственность журналиста, предусмотренная законодательными положениями, касающимися его работы.

26. Безопасность журналиста при подготовке к выступлению в суде. Техника поведения.

27. Журналист и его оппонент. Техника урегулирования конфликтных отношений.

28. Понятия "уточнение", "поправка", "опровержение". Различия.

29. Процесс искажения информации. Информационные помехи.

30. Техника преодоления информационных помех.

31. Безопасность журналиста при работе в "горячей точке".

32. Подготовка журналиста к выезду в "горячую точку".

33. Статус журналиста в зоне конфликта, при пленении сотрудника СМИ. Законодательные акты.

34. Международное гуманитарное право и акции миротворцев в "горячей точке".

35. Особенности получения, хранения и обработки информации в экстремальных условиях.

36. Техника поведения журналиста при работе в "горячей точке". Советы военных журналистов. Общая характеристика;

37. Техника поведения с источниками информации.

38. Преграды в работе журналистов. Их виды.

39. Познавательные и административные преграды в деятельности журналистов. Техника их преодоления;

40. Понятия "этика", "мораль", "ценности" в работе журналиста. Этические кодексы. Общая характеристика;

41. Суть основных этических требований, предъявляемых к журналисту. Общая характеристика.

42. Каков, по-вашему, портрет "морально выдержанного" журналиста?

Контрольные вопросы и задания для компьютерного тестирования по дисциплине

Задания открытой формы

1. Безопасность журналиста: варианты понимания.

2. Слагаемые безопасности журналиста.

3. Виды безопасности.

4. Правила личной безопасности журналиста при подготовке материалов.

5. Информационная безопасность журналиста. Ее составляющие.

6. Субъективные и объективные ошибки в работе журналиста и способы их устранения.

7. Понятия "дезинформация", "ложь", "вымысел", "объективность", "правдивость". Примеры из журналистской практики.

8. Понятия "мораль", "долг", "честь", "достоинство". Суть, варианты понимания. Наиболее характерные примеры из журналистской практики.

9. Психологическая безопасность журналиста. Ее составляющие.

10. Способы получения информации.

11. Безопасность журналиста при работе с источниками информации.

12. Правила работы с документами.

13. Правила подготовки к интервью и пути установления контакта с собеседником.

14. Понятия "объективная информация", "конфиденциальная информация". Суть и способы их достижения.

15. Способы сохранения полученной информации.

16. Личная безопасность журналиста. Что и как может ему угрожать?

17. Имущественная безопасность журналиста. Виды имущественного ущерба и средства его нанесения журналисту.

18. Российские законы как вид безопасности журналиста. Общая характеристика.

19. Юридические документы, используемые журналистом в своей работе.

20. Закон РФ "О средствах массовой и информации" как неотъемлемая часть в работе журналиста. Основные статьи. Приведите примеры из журналистской практики.

21. Слагаемые правовой безопасности журналиста.

22. Права и обязанности журналиста, прописанные в Законе РФ "О СМИ". Теория и повседневность. Приведите примеры из журналистской практики.

23. Правила работы с организациями, имеющими право на обязательные сообщения.

24. Гражданский, Уголовный и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Общая характеристика положений, касающихся работы журналиста.

25. Субъективные и объективные ошибки в журналистских текстах. Способы их исправления. Приведите примеры.

26. Понятия "оскорбление", "клевета", "подлог". Ответственность журналиста по данным статьям закона.

27. Ответственность журналиста, предусмотренная законодательными положениями, касающимися его работы.

28. Техника поведения журналиста при подготовке к выступлению в суде.

29. Журналист и его оппонент. Техника урегулирования конфликтных отношений.

30. Понятия "уточнение", "поправка", "опровержение".

31. Понятия "домысел" и "вымысел".

32. Процесс искажения информации. Информационные помехи.

33. Техника преодоления информационных помех.

34. Безопасность журналиста при работе в "горячей точке". Общая характеристика.

35. Подготовка журналиста к командировке в "горячую точку".

36. Статус журналиста в зоне конфликта, при пленении сотрудника СМИ. Законодательные акты.

37. Международное гуманитарное право и акции миротворцев в "горячих точках".

38. Особенности получения, хранения и обработки информации в экстремальных условиях.

39. Техника поведения журналиста при работе в "горячей точке". Советы военных журналистов.

40. Техника поведения с источниками информации.

41. Преграды в работе журналистов. Их виды.

42. Познавательные и административные преграды в деятельности журналистов. Техника их преодоления.

43. Понятия "этика", "мораль", "ценности" в работе журналиста. Этические кодексы.

44. Основные этические требования, предъявляемые к журналисту.

45. Портрет "морально выдержанного" журналиста.

Задания закрытой формы

1. Закон РФ "О средствах массовой информации" принят в:

а. 1992 г.
б. 1993 г.
в. 1991 г.
г. 1994 г.

2. Эта статья Закона РФ "О средствах массовой информации" дает право журналисту право запрашивать и получать информацию:

а. 20.
б. 47.
в. 49.
г. 34.

3. Официальное обращение журналиста за информацией называется:

а. Поиск.
б. Запрос.
в. Обращение.

4. Обоснование журналистом (редакцией) ложности какого-либо утверждения (мнения, суждения), изложенного в публикации, т.е. признание публикации частично или полностью ложной на основании доказательств, предъявленных со стороны заявителя, называется:

а. Диффамация.
б. Уточнение.
в. Опровержение.
г. Справка.

5. Конституция Республики Татарстан была принята в:

а. 1995 г.
б. 1991 г.
в. 1994 г.
г. 1992 г.

6. Юридическая формулировка понятия "достоинство":

а. Профессиональная оценка предприимчивости, конкурентоспособности, надежности, стабильности и т.п. гражданина или юридического лица.
б. Сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
в. Внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, своего общественного значения.
г. Общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина.

7. Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, называется:

а. Клевета.
б. Диффамация.
в. Оскорбление.

8. Диффамация - это...

а. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.
б. Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.
в. Не вызывающая сомнений, подлинная, реальная, имеющая ссылку на источник информация.
г. Оглашение в СМИ сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.

9. Неправильно воспроизведенные имена и фамилии, неверные даты, числа, адреса в публикациях называются... ошибками:

а. Объективными.
б. Субъективными.

10. Укажите автора следующих строк: "Чем острее проблема, тем спокойнее должен быть тон":

а. Валентин Овечкин.
б. Анатолий Аграновский.
в. Михаил Кольцов.
г. Андрей Константинов.

11. Совокупность приемов, средств и правил в целом, позволяющих работать с полученными сведениями, называется:

а. Психологическая компетентность журналиста.
б. Информационная безопасность журналиста.
в. Юридическая безопасность журналиста.
г. Имущественная безопасность журналиста.

12. Любые опубликованные сведения, имеющие своего заинтересованного лица и распространенные с целью ввода в заблуждение определенной аудитории, называются:

а. Вымысел.
б. Ложь.
в. Домысел.
г. Дезинформация.

13. Вымысел - это:

а. Информация, базирующаяся на строгих документально проверенных фактах.
б. Оглашение в СМИ сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.
в. Любые опубликованные сведения, имеющие своего заинтересованного лица и распространенные с целью ввода в заблуждение определенной аудитории, называются:
г. Способность автора представить то, что могло бы быть в жизни, но могло и не быть. Рисуя какие-то явления жизни, автор всегда соотносит их с реальностью определенной исторической эпохи, но не стремится к документализму.

14. Эта сложность в получении информации не является познавательной преградой в работе журналиста:

а. Отсутствие четкого замысла построения материала.
б. Низкая логическая культура.
в. Экономическое давление на журналиста (редакцию).
г. Слабые навыки общения с источником информации.

15. Слабое владение методами журналистской работы, неумение выделить главное в событии или явлении относится к следующей преграде в работе сотрудника СМИ:

а. Административная.
б. Противодействие лиц, деятельность которых критически оценивается в материале.
в. Познавательная.
г. Выпады конкурирующих СМИ.

16. Правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции конкретно изложены в этом документе:

а. Закон РФ "О борьбе с терроризмом".
б. Конституция РФ.
в. Антитеррористическая конвенция.
г. Уголовный кодекс РФ.

17. Согласно Уголовному кодексу РФ и Закону РФ "О средствах массовой информации", это понятие может выражаться "в неприязненных отношениях и действиях, ущемляющих законные интересы другой стороны":

а. Вражда.
б. Рознь.
в. Спор.
г. Ненависть.

18. Вставьте пропущенное слово в следующую фразу: "Суждение представляет собой умственный акт, носящий: характер, выражающий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли и сопряженный обычно с психологическими состояниями сомнения, убежденности или веры":

а. Социальный.
б. Критический.
в. Оценочный.
г. Личностный.

19. Данная статья Закона РФ "О средствах массовой информации" разрешает журналисту посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы:

а. 22.
б. 47.
в. 46.
г. 50.

20. Это действие журналиста не признается законом злоупотреблением его правами:

а. Распространение слухов под видом достоверной информации.
б. Сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
в. Сбор и распространение социально значимой информации, направленной на формирование определенного общественного мнения у аудитории СМИ.
г. Использование прав журналиста в целях фальсификации или сокрытия общественно значимых сведений.

21. Способность сохранения основных ценностей (жизни, доброго имени, право на труд, отдых и т.д.) называется:

а. Имущественная безопасность.
б. Психологическая безопасность.
в. Личная безопасность.
г. Юридическая безопасность.

22. Авторами терминов "субъективные и объективные ошибки" являются:

а. М.Маклюэн.
б. Бланкенбург и Тиллинсгаст.
в. М.Федотов и Ю.Батурин.
г. М.Кастельс и О.Тоффлер.

23. Вставьте пропущенное слово в следующую фразу: "Понять и зафиксировать самые типичные журналистские ошибки - значит: поиск правил техники безопасности работников средств массовой информации" (Б.Н.Лозовский):

а. Минимизировать.
б. Улучшить.
в. Начать.
г. Облегчить.

24. Профессиональная, служебная оценка предприимчивости, конкурентоспособности, состоятельности, надежности, стабильности и т.п. гражданина или юридического лица называется:

а. Достоинство.
б. Честь.
в. Деловая репутация.
г. Доброе имя.

Задания на установление соответствия

1. Определите соответствие терминов и их характеристик:

а. Сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Достоверная информация
б. Сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Деловая репутация.
в. Не вызывающая сомнений, подлинная, реальная, имеющая ссылку на источник. Конфиденциальная информация
г. Профессиональная, служебная, оценка предприимчивости, конкурентоспособности состоятельности, надежности, стабильности и т.п. гражданина или юридического лица. Персональные данные.

2. Определите соответствие терминов и их характеристик:

а. Совокупность норм поведения определенной группы людей. Безопасность.
б. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Ложь.
в. Совокупность владения правилами и нормами поведения, при котором у человека есть возможность защититься. Мораль.
г. Намеренное искажение истины, неправда, обман. Этика.

3. Определите соответствие терминов и их характеристик:

а. Массовая. Безопасность.
б. Профессиональная. Информация.
в. Личная. Этика.
г. Государственная. Тайна.

4. Установите соответствие нарушений группе преград в работе журналиста:

а. Сложность предмета описания. Административная.
б. Хакерские атаки на сайты редакций. Познавательная.
в. Противодействие конкретного человека подготовке конкретного материала о себе. Выпад конкурирующих СМИ.
г. Экономическое давление на редакцию. Противодействие лиц, о ком готовится критический материал.

5. Вставьте пропущенные слова в правила работы журналиста с источником информации:

а. Не стоит... и промежуточные звенья... менеджеров по связям с общественностью или пресс-секретарей. Писать.
б. Проявите максимум... в самом нюьсмейкере и в его информации. Компетентность.
в. Будьте... Соберите информацию об интересующем вас вопросе и о собеседнике заранее. Заинтересованность.
г. Если человек не ответил на ваши вопросы оперативно, не стоит сразу..., что он отказался от комментариев. Игнорировать.

6. Установите соответствие законов их характеристикам:

а. Этот закон расширил существовавшее ранее определение понятия "терроризм". "О противодействии экстремистской деятельности".
б. Этот закон предусматривает ограничение свободы массовой информации в случае агрессии или непосредственной угрозы против Российской Федерации на всей территории государства или его отдельных местностях. "О чрезвычайном положении".
в. Этот закон указывает на возможность введения чрезвычайного положения при наличии, в частности, таких обстоятельств, как вооруженный мятеж, террористические акты и т.д. "О военном положении".
г. Основная идея этого закона в отношении организаций СМИ заключалась в том, чтобы запретить им осуществление определенной деятельности, а также использование СМИ для распространения экстремистских материалов. "О противодействии терроризму".

7. Определите соответствие терминов и их характеристик:

а. В Уголовном кодексе он определен как "совершение взрыва, поджога или действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях". Экстремистская деятельность.
б. Деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное: нарушение целостности Российской Федерации подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности". Общественные интересы.
в. Необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями или сообщениями лица или организации". Терроризм.

8. Вставьте соответствующие слова в следующие определения видов информационной безопасности:

а. По... распространенной информации. Обработка.
б. По... сведений. Хранение.
в. По... информации. Защита.
г. По типу... данных. Распространение.

9. Определите соответствие терминов и их характеристик:

а. Знание законов, нормативных актов, а также различных поправок к законам, касающихся профессиональной деятельности журналиста, и умение применять их в своей практике. Имущественная безопасность.
б. Способность сохранения основных ценностей: жизни, доброго имени, права на имя, труд, отдых и т.д. Психологическая безопасность.
в. Неотъемлемая часть гражданина. Юридическая безопасность.
г. Не только знание приемов психологии в профессиональной деятельности, но и умение практического применения этих навыков. Личная безопасность.

10. Установите соответствие тенденций в развитии современной российской журналистики и их характеристик:

а. Экономические факторы толкают редакции на сдачу в аренду своих помещений, на поиск рекламы. Это приводит к тому, что заинтересованные "арендаторы" постоянно увеличивают свои "пиаровские" бюджеты, растет зависимость СМИ от рекламодателей. Стандартизация информации.
б. Обычная газетная редакция, радио- или телевизионна<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.014 с.)