Тема 2. Этика журналиста, работающего в экстремальной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Этика журналиста, работающего в экстремальной ситуации



Журналисту, работающему над освещением хода боевых действий, специальных операций по борьбе с терроризмом, мероприятий по ликвидации последствий катаклизмов природного и техногенного характера, постоянно приходится решать для себя нелегкую проблему. Это проблема определения «главности» информации перед этикой или этики перед добытой им опасным трудом информации. Профессионализм требует от журналиста максимально полной и объективной передачи полученного материала, а этические установки накладывают на него определенные ограничения. Найти баланс бывает подчас непросто, особенно в ситуации, когда жизни журналиста угрожает опасность, а на проверку, осмысление и обработку информации нет достаточного количества времени. И, тем не менее, нахождение баланса, умение донести до читателя, зрителя или слушателя максимальный объем материала при исключении ущерба для его героев и репутации самого журналиста - показатель профессиональной и гражданской зрелости представителя масс-медиа. Причем, принцип «не навреди» должен определять тактику и стратегию его поведения.

Различными российскими и международными общественными организациями разработаны правила работы журналиста в экстремальных ситуациях. Наиболее концентрировано на наш взгляд, они выражены в документе, который называется «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции». Документ принят Федеративным Советом Союза журналистов России 30.10.2001 г. И одобрен VII Съездом Союза журналистов России16.05.2003 г.

Представляется, что логика документа делает его универсальным для многих ситуаций, в которых может оказаться журналист, пишущий на «экстремальные» темы.

Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции

Настоящие Принципы исходят из недвусмысленного осуждения мировым сообществом всех актов, методов и практики терроризма как преступных и неоправданных, независимо от их мотивировки, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались. При этом под террористическим актом понимается, во-первых, любое деяние, направленное на то, чтобы лишить жизни любого человека, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, а во-вторых, любое деяние, представляющее собой преступление согласно сфере применения любого из международных договоров, перечисленных в Приложении к Международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999.
Настоящие Принципы являются ответом на Резолюцию конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» (Манила, 1 - 2 мая 2002 г.), в которой содержится призыв к журналистским и медийным ассоциациям принять меры по расширению способностей СМИ профессионально сообщать о терроризме и способствовать толерантности, в том числе через обеспечение возможностей для обсуждения этических проблем, касающихся освещения терроризма в СМИ.

При сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв. Вот почему он обязан:

- не предпринимать никаких действий, которые реально и непосредственно могут подвергнуть жизнь заложников и потенциальных жертв еще большему риску;

- избегать прямых контактов с террористами, если это может подвергнуть еще большей опасности жизнь заложников и потенциальных жертв, а также создать угрозу жизни самого журналиста;

- проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации, в особенности, в отношении детей, женщин, пожилых, а также беженцев;

- избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия;

- помнить, что спасение раненых и пострадавших, а также освобождение заложников имеют приоритет перед правом информирования общественности;

- собирать, анализировать и сопоставлять информацию из всех возможных источников, согласовывая свои действия с правоохранительными органами только в том случае, если в результате действий журналиста жизнь заложников и потенциальных жертв могут быть реально и непосредственно подвергнуты опасности;
- не брать на себя роль посредника между террористами и правоохранительными органами;
- не предлагать террористам, заложникам, беженцам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;

- не брать интервью у террористов во время совершения ими террористического акта;
- незамедлительно предать гласности ставшую ему известной информацию о готовящемся террористическом акте или об иной угрозе, исходящей от террористов.

Журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции. Вот почему он обязан:

- полно и точно рассказывать о террористических актах и борьбе с терроризмом, чтобы тем самым содействовать открытым, информированным общественным дебатам, которые в любом случае необходимы для достижения долгосрочных решений проблем терроризма;

- стараться не стать рупором для выражения взглядов и программы действий террористов, памятуя о том, что акты терроризма никогда не могут быть оправданы никакими мотивами;

- избегать прямой трансляции интервью с террористами, в том числе по той причине, что такая трансляция может быть использована террористами для передачи тайных сигналов своим единомышленникам, находящимся вне зоны контртеррористической операции;

- стремиться к тому, чтобы изложение журналистом требований террористов было свободно от риторики и пропаганды терроризма; в частности, желательно, чтобы эти требования были перефразированы журналистом и сопровождены соответствующими правовыми комментариями;

- пытаться сохранить баланс между правом аудитории СМИ знать правду о подробностях террористических актов и правом обвиняемых в терроризме на беспристрастный суд;

- сопровождать сообщения о террористических актах точной информацией о фактической подоплеке событий; такие факторы как раса, вероисповедание, национальность или занимаемое положение террористов и их жертв следует сообщать только в тех случаях, если они имеют существенное значение; при этом нужно учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой-либо конкретной религией, расой или национальностью, тогда как нетерпимость, дискриминация, неравенство, невежество, нищета и отчуждение служат плодородной почвой для международного терроризма;

- учитывать тот факт, что в целях искоренения терроризма мировое сообщество нуждается в глобальном и всеобъемлющем видении развития, базирующегося на соблюдении прав человека, взаимном уважении, межкультурном диалоге и уменьшении нищеты на основе справедливости, равенства и солидарности;

- не допускать монтажа фото- и видеоматериалов, который может исказить представление аудитории СМИ о реальных событиях;

- воздерживаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия со стороны террористов, уважая нравственные и религиозные чувства представителей аудитории СМИ и, прежде всего, проявляя должное уважение к страданиям жертв терроризма и чувствам их близких, дабы не усугублять их бестактным освещением событий;

- при решении вопросов о публикации мемуаров террористов, учитывать опасность того, что подобная публикация может содействовать оправданию, героизации, романтизации или, напротив, банализации и преуменьшению опасности терроризма;

- защищать право общества быть информированным обо всех существенных для него сторонах терроризма и борьбы с ним, исходя из того, что любая стратегия борьбы с угрозой терроризма должна опираться в большей степени на уважение свободы информации и выражения мнений, чем на серьезные ограничения этих фундаментальных прав.

При работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности. Вот почему он обязан:

- поставить в известность руководителя контртеррористической операции о своем намерении освещать события, если это не несет реальную и непосредственную угрозу установления контроля над действиями и публикациями журналиста, а следовательно, срыва его миссии;

- в случае, если от руководителя контртеррористической операции поступит предложение использовать журналиста как своего агента, отказаться от этого предложения как противоречащего миссии журналиста;

- иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста в зоне проведения контртеррористической операции;

- стараться укрыться при перестрелке; не разгуливать в зоне видимости террористов, так как даже в оптический прицел снайпер может не отличить журналиста от участника контртеррористической операции, либо, напротив, выслеживать именно представителя СМИ;

- не брать в руки оружие и не надевать камуфляжную или иную униформу, используемую участниками контртеррористической операции, за исключением случая, когда действия террористов реально и непосредственно угрожают безопасности журналиста; в этом случаев журналист вправе самостоятельно решать свою судьбу и, либо попытаться остаться нейтральным наблюдателем, либо взять в руки оружие и вступить в бой;

- в случае захвата в заложники немедленно заявить о своей профессиональной принадлежности, не обещать выкуп, постараться передать в редакцию пленки и видеозаписи, сделанные в ходе работы, чтобы информация о захвате журналиста как можно быстрее дошла до редакции и правоохранительных органов.

Именно на журналисте лежит обязанность оценки последствий для читателя или телезрителя передаваемой им информации. В последнее время психологи обращают внимание специалистов и широкой общественности на явление, которое получило название «травмогенность» освещения прессой боевых действий, террористических актов и катастроф. Делая читателя и зрителя свидетелем происходящего, СМИ распространяют на него стресс, который часто становится источником психической травмы или посттравматического стрессового расстройства. Такие реакции наблюдались, например, у зрителей, регулярно смотревших информационные выпуски, рассказывавшие о теракте в Нью-Йорке, когда под обломками Всемирного торгового центра остались тысячи жертв, а также последствий урагана Катрина в Нью-Орлеане. Ссылаясь на данные исследований соответствующих материалов газет «Коммерсант», «Независимая газета», «Известия» и «Московский комсомолец», «Ньюсуик», журнал «Меди@льманах» факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова в материале Ю.Болозеровой «Террористические акты в российской и американской прессе: психологические аспект» (2004. №1) определяет факторы, усиливающие или ослабляющие травмогенность материалов СМИ.

Среди усиливающих:

- показ человека «врасплох» в момент острого горя или отчаяния;

-показ человека или группы лиц в состоянии паники;

-показ человека в ситуации унижения, оскорбляющего его человеческое достоинство;

-демонстрация пыток, моральных и физических издевательств;

-прямое или косвенное оправдание действий агрессора, явившегося причиной страдания жертвы;

-показ торжества и безнаказанности насильника;

-предоставления слова насильнику (прямое или косвенное, через публикацию телефонных разговоров и т.п.);

-поиск виновных в момент совершения события;

-дискредитация нации, самоуничижение от лица общества, попытки вызвать чувство вины, призывы к коллективному покаянию и искуплению;

-сарказм или юмор в адрес жертвы или нации, воспринимающей себя как жертву (в случаях крупных террористических актов);

-дискредитация спасателей в момент проведения операции, выражения недоверия в высокие чувства спасателей, разбор операции неспециалистами;

-акцент на чувстве страха и беспомощности среди жертв, а также населения (города, района, страны) и (или) акцент на отсутствии безопасности в обществе в целом;

-акцент на неопределенности, абсурдности происходящего, на неорганизованности, хаотичности применяемых мер;

-акцент на бездействии властных, силовых и иных структур, сосредоточение внимания на отсутствии попыток помочь или утверждение их невозможности;

-смакование жестокости, приведение «кровавых» подробностей;

-неверие в будущее, изображение ситуации как безвыходной (любое возможное решение - трагедия);

-дискредитация властных, силовых структур, медицинских работников;

- после завершения операции или по ходу ее проведения акцент на жертвах, а не на победе;

-в интервью с родственниками акцентирование внимания на невосполнимости утраты, подчеркивание бессмысленности потери близких;

демонстрация агрессивного отношения к террористам, дискредитирующего общество, силовые структуры, спасателей и т д.

Среди снижающих:

- представление проблемы как решаемой, предложение конструктивных решений;

-вера в будущее (ориентация на преодоление трагедии, утверждение возможностей лучшего будущего);

-позитивное осмысление неопределенности;

-четкое нравственное ориентирование читателей, акцент на смыслообразующих ценностях жизни;

-примеры стойкости и мужества людей, попавших в экстремальную ситуацию, описание случаев активного сопротивления;

-акцент на активных действиях по разрешению ситуации;

- оказание психологической поддержки пострадавшим, чувство солидарности с ними, демонстрация социального одобрения;

- выражение поддержки спасателям;

- выражение поддержки властным структурам;

-призыв к единению всех сил общества, показ солидарности людей внутри страны, демонстрация поддержки мирового сообщества;

-попытка четкого анализа действий властей для спасения людей;

-информирование о ходе решения проблемы вплоть до полного ее разрешения;

- после завершения операции акцентирование внимания на победе и спасенных (а не на жертвах);

-показ мужественного принятия ситуации родственниками, представление погибших людьми, достойными светлой памяти;

-дегероизация агрессора;

-апелляция к чувству национальной гордости;

-примеры героизма и благородства людей, непосредственно не задействованных в операции;

- примеры помощи жертвам или демонстрации желания помочь.

Разумеется, здесь изложены только основные этические принципы, определяющие круг обязанностей журналиста, работающего в экстремальной ситуации. Журналистскими сообществами разработано на этот счет немало рекомендаций, имеющих свою специфику. В частности, представляет интерес список ограничений, добровольно налагаемый на себя журналистом в зонах экстремальных ситуаций, разработанный Гильдией Военной журналистики Медиасоюза (www.mediasoyuz.ru). В каждой редакции, корреспонденты которой работали в горячих точках, существуют на этот счет свои правила и нормы. Какой именно список возьмет для себя за основу журналист не так принципиально, они отличаются друг от друга разве что стилем и последовательностью изложения. Важно понимание журналистом необходимости соблюдения этических норм и умение сочетать их со своими морально-нравственными установками, голосом своей совести.

Тема 3. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации

Изучение театра предстоящей работы

Журналист, которому предстоит выполнять профессиональные обязанности в условиях опасности, должен обладать максимумом информации о стране или регионе, конкретной местности, куда он направляется, иметь представление об экономике, политико-географическом устройстве, этно-религиозных особенностях населения, а также о предыстории конфликта (если речь идет о боевых действиях) или предпосылках к аварии (в ситуации с техногенной катастрофой или стихийным бедствием).

Поскольку заранее невозможно предугадать, с чем именно предстоит столкнуться журналисту при выполнении задач по подготовке газетных, теле- и радиоматериалов, подготовка должна быть тщательной и всесторонней. Какие методы могут быть использованы при изучении «поля»? Их достаточно много. Выделим наиболее значимые:

- опыт коллег, ранее выполнявших подобные задачи;

- консультации специалистов (в том числе военных, представителей МЧС, МВД, МИДа, политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей);

- консультации представленных в своем городе национально-культурных автономий;

-изучение справочных материалов;

- изучение публикаций по проблематике конфликта (аварии);

- изучение соответствующих интернет-ресурсов;

- изучение редакционных досье (если таковые ведутся);

-обращение в дипломатические и иные представительства стран-участников конфликта (жертвы аварии или стихийного бедствия);

-при возможности, предварительное обращение за информацией в правительственные, и неправительственные структуры, развернутые на территории, где предстоит работать.

Подготовка маршрута

Предстоящий маршрут и временной график передвижения журналиста должны быть тщательно проработаны, привязаны к географической карте и карте автомобильных (железнодорожных) дорог. Желательно, чтобы этот график был согласован с графиком выхода журналиста на связь со своей редакцией, чтобы уже сам факт невыхода на связь мог ориентировать редакцию по возможности организации поиска своего корреспондента.

При составлении маршрута обязательно учитываются пункты, которые хотел бы посетить журналист и реальные возможности по передвижению между ними. В случае, если маршрут пролегает через территорию боевых действий, необходимо руководствоваться вопросами обеспечения безопасности, возможностями передвижения с организованными колоннами, с попутным защищенным транспортом, а также транспортом военных. Если речь идет о труднопроходимых местностях или местностях, подвергшихся воздействию стихии, техногенной катастрофы, нужно предусмотреть возможность воспользоваться услугами проводника.

Отдельно следует проработать ситуацию, когда журналист работает в обоих лагерях противоборствующих сторон. В таком случае, на маршруте должна быть точно указана точка перехода, а сам переход тщательно обусловлен и обговорен.

Маршрут считается достаточно проработанным, если на нем предусмотрена возможность получения помощи (в том числе материальной) и укрытия как у официальных органов и властей, так и у местного населения.

Особо важно рассчитать возможность экстренной эвакуации из зоны командировки, в случае реальной опасности жизни.

Подготовка документов

Подготовка документов, которые журналист берет с собой в зону экстремальной ситуации, является важной частью его подготовки к выполнению редакционного задания. Это та сфера, где нет мелочей, и значение может иметь каждая запись или печать.

К документам, которые должны быть у журналиста в обязательном порядке, относятся:

-паспорт (российский и (или) международный, если работать предстоит за пределами Российской Федерации);

-редакционное удостоверение, где четко указано название СМИ и должностное положение журналиста. В удостоверении должна наличествовать фотография журналиста, срок действия документа не нарушен, внесенные записи заверены подписью руководителя СМИ и четко читаемой печатью. Нужно убедиться, что запись о должности журналиста в удостоверении, соответствует целям его командировки (например, у властей может возникнуть вопрос, что заведующий отделом культуры делает в зоне боевых действий);

-план-задание на командировку, выполненный на фирменном бланке СМИ (если речь идет о зарубежной командировке - на языке страны пребывания). В плане задания должны быть четко и, по возможности, детально указаны задачи, которые возложены на журналиста (подготовка серии репортажей, интервью, очерков и т.д.);

-командировочное предписание, отработанное по установленной форме.

Документы, наличие которых у журналиста желательно:

- рекомендательные письма от людей, чье мнение уважается в регионе, куда направляется журналист (например, политиков, известных предпринимателей, руководителей национально-культурных автономий, руководителей общественных и гуманитарных организаций);

- аккредитационное удостоверение (если аккредитация имела место);

- удостоверения творческих организаций, членом которого является журналист (в том числе международных);

- экземпляры газет и журналов с собственными публикациями или вырезки своих публикаций, доказывающие, что журналист является именно тем, кем он представляется;

- визитные карточки с логотипом СМИ, которое он представляет;

Нежелательно брать с собой документы и материалы, которые могут осложнить работу журналиста:

- любые фотоснимки, где журналист снят с оружием в руках;

-подробные карты, на которых нанесены точки дислокации военных гарнизонов и формирований;

-списки участников боевых действий, фотографии лидеров противоборствующих сторон;

- графики выхода на связь с редакцией СМИ.

При подготовке пакета документов, которые журналист берет с собой, нужно понимать, что любой из них может быть подвергнут проверке и изучению, документы могут быть сопоставлены, при необходимости журналисту могут быть заданы уточняющие и проверочные вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.049 с.)