Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности управления коммуникативными процессами в журналистике
Управление общением - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных контактов с людьми ради достижения задач организации журналистской деятельности и её осуществления. Задача управления общением у журналиста заключается в воздействии на уровень, время и характер происходящего общения таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед интервьюером целей, т.е. управление общением – это управление будущим результатом деятельности журналиста. С учетом этого управлениекоммуникативными процессами в системе общения журналиста включают в себя: - разработку стратегий профессионального общения для достижения значимого результата, обоснование алгоритма эффективной коммуникации; - разработку эффективной системы взаимодействия с партнерами по общению на основе планируемого профессионального общения; - разработку оптимальных решений в общении, направленных на реализацию поставленных целей; - разработку программ публикаций, выступлений в радио- и телеэфире с учетом проведенного общения. Разработка комплексной программы коммуникаций, управляющей общением, возможна на основе коммуникативного обеспечения. Оно методологически должно предшествовать разработке любых тактических и стратегических линий поведения журналиста в общении, поскольку он на многоальтернативной основе имеющихся знаний по общению может остановить свой выбор на наиболее перспективных способах творческого моделирования и самопроектирования общения, выводящих на взаимодействие с партнером по общению. Этапами разработки эффективной коммуникации являются: - участники коммуникации; - орудия коммуникации (обращения и средства распространения информации); - функциональные составляющие (кодирование, расшифровка, ответная реакция и обратная связь); - коммуникативные барьеры, возникающие в общении. Все это обеспечивается постоянно действующей системой журналистской информации - системой взаимосвязи журналиста с людьми, методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её в прессе и эфире. Данная система опирается на определение информации как средства общения людей, через которую человек получает сведения о мире и происходящих в нем процессах. Она включает в себя:
- систему сбора внешней текущей информации (набор источников, методических приемов, анализа информации, посредством которых сначала журналист, а затем и читатель, слушатель, зритель получает информацию о событиях, происходящих в мире); - систему журналистских исследований (систематическое определение круга данных, необходимых для решения стоящей перед журналистом проблемой; их сбор, анализ, отчет о результатах, оценка журналистской информации). Любое общение начинается с установления контакта. Для эффективности общения, для привлечения к нему внимания и вызова интереса к журналисту следует предусмотреть ряд мер: - оригинальность содержания и формы общения; - использование необычных, даже шокирующих обстоятельств; - интрига, загадочность; - юмор и парадоксальность, но это требует острожного и бережного отношения. Управление коммуникативными процессами напрямую зависит от технологии профессионального общения. Технологияпрофессионального общения журналиста, как и любого другого общения, имеет три главные части, каждая из которых составляет определенный этап последовательности общения: - познание собеседника; - формирование доверительных отношений с ним; - собственно общение (разговор, беседа, интервью и др.) (по Б.Н. Лозовскому). При этом общение осуществляется по определенным последовательным этапам: - подготовка к общению (способы узнавания людей, моделирование личности в общении, принятие ролей личности, приемы формирования доверительных отношений, приспособление к собеседнику); - само общение (задавание вопросов и выслушивание ответов, наблюдение, фиксирование поступающих сведений, их анализ и использование в дальнейшей беседе). Среди задач, которые решаются в ходе проведения общения, можно выделить следующие: 1) получение новой (часто «эксклюзивной») информации; 2) обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками журналиста;
3) «портретирование» – создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей. По характеру действий журналиста во время беседы (интервью) можно условно выделить три элемента общения: 1) задавание вопросов и выслушивание ответов; 2) наблюдение; 3) фиксирование поступающих сведений. По характеру взаимодействия между журналистом и собеседником можно выделить три этапа общения: 1) начальный этап или зачин (представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа, и т.п.); 2) средняя или основная часть беседы, представляющая собой диалогическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами; 3) заключение или концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником и др.). Общение журналиста с собеседником начинается задолго до встречи с ним. Подготовка к общению заключается в следующем: - в общей подготовке (интеллектуальная и общепрофессиональная подготовка; углубленное изучение какой-то определенной области знаний и деятельности - специализация журналиста; знания об аудитории: её структура, интересы, потребности, требования, семиотический и информационный уровень, характер потребления и усвоения информации, установки, стереотипы); - в конкретной подготовке (определение цели общения и характера необходимых сведений; изучение предмета общения и собеседника; предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов; договоренность о встрече, месте, времени общения; - в психологической подготовке (воспитание в себе психологических качеств, необходимых для успешного выполнения журналистского труда; приобретение знаний об интервью как ситуации социально-психологического общения, процесса восприятия человека человеком; проигрывание «психологической ситуации» конкретного интервью, психологический настрой (мобилизация) на беседу) (по Т.В. Шумилиной). Достижение плодотворного взаимодействия в общении может быть достигнуто при условии, если журналист и его собеседник будут разделять общее определение ситуации, «отчетливо представлять себе существо совместного действия. Иными словами, общая схема общения журналиста с собеседником выглядит следующим образом (см. рис. 1):
Рис. 1 Общая схема общения журналиста с собеседником (по Ю.М. Карасевичу) Таким образом, технологическая цепочка профессионального общения журналиста представляет собой следующее: «познание собеседника - формирование общности – доверие – расспрашивание» (по Б.Н. Лозовскому). Профессиональное общение, исходя из этого, может быть представлено как особая система, включающая следующие основные стадии:
1. выявление и распознание проблемы журналистом; 2. разработка концепции решения проблемы; 3. формулирование цели предстоящего общения; 4. поиск необходимой информации и источников информации; 5. установление контакта с собеседником-специалистом по исследуемой проблеме; 6. анализ полученных в ходе общения данных; 7. принятие решения по оформлению материала; 8. реализация концепции решения проблемы, то есть представление полученных результатов для читателей, слушателей, зрителей; 9. контроллинг проведенного коммуникативного мероприятия, анализ достигнутого результата. Как видно, процесс общения журналиста начинается с изучения проблемы и её решения в коммуникативном плане, а завершается удовлетворением потребностей читателя, слушателя, зрителя и изучением возможных изменений в структуре и номенклатуре нужд и желаний аудитории, на которую работает журналист. Чтобы реализовать предлагаемую технологическую цепочку на практике, необходимо обладать широкой системой знаний по общению, которая позволит журналисту выбрать значимый для него способ общения с аудиторией, включающий необходимые для общения средства, позиции, способы, формы общения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.025 с.) |