Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библиотека профессионального журналиста↑ Стр 1 из 49Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Библиотека профессионального журналиста В.Ф. ОЛЕШКО ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Учебное пособие Допущенорегиональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»
Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург УДК 159.9 ББК 88.4 Олешко В. Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с. Рецензенты: доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров; доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.
Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного университета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг. Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов - психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журналистики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект. ISBN 5-8016-0288-7 © Олешко В. Ф. © Издательство Михайлова В. А. СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6
ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8 1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8 1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма.............................................................9 1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11 1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики..............................................................................14 1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19
ТЕМА 2 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22 2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22 2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24 2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26 2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28 2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28
ТЕМА 3 ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32 3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32 3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34 3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36 3.4. Аксиология творчества....................................................................................39 3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42 3.6. Есть вариант!...................................................................................................43
ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46 4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46 4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50 4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации..........................52 4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57 4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60 4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66 4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68
ТЕМА 5 ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71 5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71 5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72 5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74 5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76
ТЕМА 6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79 6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79 6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80 6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81 6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83 6.5. Его величество тендер.....................................................................................84 6.6. Синергетика пола...........................................................................................90
ТЕМА 7 ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94 7.1. Новости — лицо средства массовой информации.........................................94 7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96 7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99 7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности..............101 7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103
ТЕМА 8 СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107 8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107 8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109 8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112 8.4. Мобильные возможности СМ И....................................................................113 8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114 8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116 8.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа..........................119
ТЕМА 9 ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127 9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127 9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128 9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131 9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133 9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139 9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142
ТЕМА 10 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146 10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146 10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149 10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152 10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154 10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158 10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161
ТЕМА 11 ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ: ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ.........................................................................164 11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164 11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168 11.3. Форма журналистского материала...............................................................170 11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173 11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179
ТЕМА 12 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185 12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185 12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188 12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227 ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое автором пособие являет собой пример так называемого учебно-методического комплекса и призвано: • во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология журналистики», в плане организации учебного процесса — от его начала до сдачи экзамена; • во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии; • в-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глубокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики; • в-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосредственного учебно-методического и личностного общения студентов (особенно заочной формы обучения) с преподавателем; • в-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психологические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет. XXI век — не только век информационный, но и век системных междисциплинарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций характерно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологические методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня массовой коммуникации. Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей — все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви практической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ. Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными социально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными компонентами массовых коммуникаций (коммуникатор — каналы и средства массовой информации — содержание — аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массового взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышления и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-
ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям реальной коммуникационной практики. Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, психологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналистика» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психологии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы. Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая студентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информации», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых отношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуникаторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно — с помощью тестовых заданий. Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачастую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психологии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных пособий (на выбор), а в списке дополнительной литературы — книги, которые не только могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формированию психологической и коммуникативной культуры личности.
ТЕМА 1 Проблема, предмет, метод
Важная социально-психологическая тенденция: всё более значительная часть населения планеты, как показывают новейшие исследования социологов5, оказы- _______________________________________________ 5 Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. — М., 2001; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М., 2000; Уткин AM. Глобализация: процесс и осмысление. — М: 2001; Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации // Социологические исследопаиия. — 2003.— № 10; Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования. — 2000. — № 6.
вается включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к самым разнообразным знаниям и сведениям. «У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возможностей компьютера с сетями телекоммуникации «сжимает» время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобщения к некоторой глобальной общности»6. Мы выделим прежде всего те качественные изменения, которые касаются развития периодической печати в целом и газет в частности. На наш взгляд, они существенны уже по той причине, что свидетельствуют о системных ошибках в прогнозах функционирования средств массовой коммуникации. Ведь, к примеру, даже совсем недавно — в конце прошлого века — многими экспертами нередко озвучивались идеи повсеместной «телевиденизации» России. То есть приоритет безоговорочно отдавался телевидению как ведущему средству массовой информации. Наряду с ними, принималась как данность прагматическая составляющая радио (удобство сопровождения любого рода деятельности). И изначально на периферию внимания потенциальной аудитории СМИ отправлялись информационные властелины индустриальной и постиндустриальной эпохи — газеты и журналы. Всё это напоминало споры сторонников и противников кинематографа в период его культурологического явления миру: так умрёт ли теперь театр? — задавались риторическим вопросом современники. Жизнь показала, что два этих вида искусств могут прекрасно сосуществовать, дополнять друг друга и даже способствовать появлению «детёнышей» отнюдь не уродливого вида. В данном контексте нам кажется по-настоящему пророческой изначально прогностическая концепция видного социолога Никласа Лумана, выделившего реальность масс-медиа как особую социальную и культурологическую среду формирования сознания индивидов: «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живём, мы знаем благодаря масс-медиа», — и подчеркнувшего существенную для нашего анализа мысль: «В самих масс-медиа нет манипуляций и нет фальсификаций, а есть лишь правила селекции событий»7. Под этими правилами он подразумевал в первую очередь фактор субъективности акторов коммуникационной деятельности. Развивая эту мысль исследователя, мы сформулируем следующую гипотезу: в период, когда у аудитории средств массовой информации появляется возможность из многих каналов распространения знаний и сведений выбирать те, которые соответствуют их пониманию объективности, на первый план выходят СМИ и отдельные коммуникаторы, для творчества которых доминирующим фактором является аналитичность. «Аналитичность»—«неаналитичность» можно различать даже на _________________________________ 6 Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации // Социологические исследования. — 2003. — № 10. — С. 24. 7 Луман Никлас. Реальность массмедиа. — М., 2005. — С. 8, 184.
уровне селекции: «информация»—«сообщение». В первом случае это выведение из неопределённости всего того, что можно впоследствии измерить и описать прежде всего в рамках качественно-количественных характеристик. Во втором — мы имеем в виду реализованную и материализованную субъективность факторов, в некоторых случаях основывающуюся на сугубо творческих интенциях, но чаще — это открытая идеологическая ангажированность. Причём под идеологией мы подразумеваем в первую очередь не отражение запрограммированных кем-то «внешним» политических или иных точек зрения, а совокупность «внутренних» мировоззренческих и других жизненно важных для самоидентификации личности факторов. Н. Луман замечал по этому поводу: потребители информации рано или поздно понимают, что масс-медиа — экономические субъекты и регулируются прибылью. То есть продают не истину или объективную реальность, а товар. Но противоречие заключается в том, что других способов познать реальность, с которой непосредственно познакомиться ты не можешь, у человека, как правило, нет. Следовательно, у любого думающего субъекта появляется необходимость потребления качественного на его взгляд товара. И первым показателем качества информационного товара для большинства является аналитичность — возможность видеть не только некий в принципе стремящийся к бесконечности объем фактов, но и их взаимосопряжение, а также выражение субъективной позиции автора. Причём не обязательно конкретного человека, а возможно того, кого мы в теории8 называем безличным коммуникатором — СМИ в целом, отдельных их владельцев, зачастую неявно влияющих на содержание информационных сообщений, группы авторов — определяющих тематику и доминанты газетной полосы, журнального раздела, телевизионной программы и т.д. Исследователи Западной Европы, в частности Ж.И. Шерель, уже давно развеяли мифы, на которых строились многие умозаключения наших отечественных теоретиков печати. К примеру, миф о том, что единственно возможный путь в современной журналистике — это первичность факта, а не комментария. Оставим в стороне робкие возражения тех, кто говорил об иной, нежели, к примеру, американская, ментальности или о пролитературных воззрениях россиян. Речь, на наш взгляд, должна идти прежде всего о том, что информирование в современных условиях изначально не может быть главной функцией СМИ. Её успешно взяли на себя Интернет и мобильные телекоммуникации, где роль журналистов зачастую сведена к нулю. Как не может быть на первых ролях и функция некоей «четвёртой» власти (почему не «второй» или «третей», как резонно возражал автору данного учебного пособия в одной из дискуссий в Швеции профессор Клас Тор). Властные устремления — это романтическое наследие времён перестройки, не более. А выражаясь научно: любая «власть» — всегда чужой коммуникативный код, следовательно, всегда и будет отторгаема обыденным сознанием. Выходит СМИ в этом случае будут выполнять любые функции, кроме своих, изначально им предписываемых или исторически сложившихся. Какие же ведущие функциональные особенности характеризуют на наш взгляд современные СМИ? Многие исследователи в своих новейших работах, при всём ________________________________________ 8 Олешко Владимир. Социожурцалистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. — Екатеринбург, 1996; Журналистика как творчество. — М., 2003.
их разнопонимании актуальных проблем развития современных массово-коммуникационных систем, сходятся в одном: задача у СМИ очень простая — перегонка информации (термин Н. Лумана) в неинформативные значения. Есть «Я» и есть «Чужой опыт», «Иная реальность», транслируемые масс-медиа. Различение истинного и неистинного (субъективно ложного), нужного и ненужного (прагматически не обусловленного), этичного и неэтичного (не соответствующего лично моим представлениям о должном, возможном, приемлемом) и так далее и тому подобное — позволяет в полной мере представить только средства массовой информации. И здесь, повторим, доминантным для СМИ является фактор их большей или меньшей диа-логичности и аналитичности. В структуре курса «Психология журналистики» мы в первую очередь акцентируем внимание именно на этих факторах результативности масс-медиа. Показательно, что многие независимые российские эксперты сходятся во мнении, что в данном смысле большие проблемы возникают сегодня у телевизионной журналистики. В частности, генеральный директор «Интерньюс» Манана Аслама-зян в одном из интервью9 заметила: — Сейчас на телевидении нет дискуссии. Исчезли полемические программы. Вести разговор на уровне разных точек зрения сейчас негде. Мне гораздо важнее утром включить компьютер и почитать, что пишут на новостных лентах или просто выставлено в Интернете. Кроме того, я снова стала читать газеты. Иначе я ничего не понимаю, что происходит в стране... Среди молодых журналистов много ребят с амбициями. Но эти амбиции профессиональные, а не гражданские. Эти ребята делают личную карьеру, и их мало волнует миссия журналиста. Более компромиссным становится взгляд на проблемы. Всё чаще приходится слышать — «я ничего изменить не могу». Эти проблемы только ли профессионального роста? ТЕМА 2 ТЕМА 3 ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА: Аксиология творчества
Говоря о психологии творчества, организации диалоговых отношений журналиста и представителей аудитории, мы до сих пор не акцентировали внимание на аксиологических проблемах массово-коммуникационной деятельности. А ради чего, собственно говоря, индивидуум обращается к средствам массовой информации как форме самореализации, и какое место занимают они в выработанной им системе приоритетов и ценностей? Только ли своеобразные биологические, психологические, социальные «инстинкты» толкают его к этому, только ли желание как-то «материализовать» определенную идеологию? Фридрих Ницше однажды заметил: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего?» В данном контексте, как нам кажется, можно поразмышлять о диалектическом единстве понятий «творчество» и «свобода». В мире реальном, а не иллюзорном, каким было общество «строителей коммунизма», высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания — свобода. С философской точки зрения можно говорить о том, что есть «свобода от» — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения и «свобода для» — внутренняя свобода человека для его самореализации. Внутренне свободный человек может быть независимым, свободным от «масси-фицированного», «усредненного» сознания толпы, от стереотипов мышления, свободным от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. Из внутренне свободных людей складывается социум, общество. По-настоящему демократическое общество свободно от пут агрессивной моноидеологии, не дающей возможности развиваться по естественным законам экономике, политике, науке, искусству.
«От чего не свободен свободный человек? — задаются вопросом авторы известного педагогического манифеста. — От совести... Совесть — то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть — то, что соединяет людей»28. «Знания, интересы, мораль, — дополняют их этико-философские размышления А. Н. Яковлева, — вот три кита, на которых держится мировое общественное сознание, а тем самым и человеческое поведение. Кто впереди, кто по бокам в этой тройке — интересов, знаний и нравственности? Поставим коренником знания — рискуем оказаться в мире отрешенности от жизни, в мире задогматизированного, фанатического сознания — даже наука рождает подчас фанатизм, а она не единственная форма добывания знания. Поставим во главу угла интересы — рискуем одичанием, озверением, катастрофой — духовной и материальной. Пропитаем интересы и знания нравственностью — получим отличную упряжку для путешествия по лабиринтам жизни, по трудным дорогам к гуманизму»29. В творчестве проявляются сущностные характеристики личности, следовательно, хоть в чем-то перекрыть этот процесс, значит, вызвать «болезнь» как на уровне отдельного индивида, так и на уровне социума, общества в целом. Что, собственно говоря, и является первопричиной многих конфликтов, возникающих в журналистской среде и широко известных сегодня многим (уход из редакций «Комсомольской правды», «Коммерсанта», «Независимой газеты», других изданий группы ведущих журналистов, создание, наряду с «Известиями», газеты «Новые известия», конфликт на НТВ и так далее, ведь подобные примеры, в том числе и из жизни региональных СМИ, каждый может привести сам). Можем предположить, что первопричиной творческих или психологических конфликтов в данных случаях были не абстрактные межличностные взаимоотношения руководителей и подчиненных, а конкретные случаи внутримедийной цензуры. Любые ограничения на творческое самовыражение порождают у любой личности, а у творческой — в первую очередь, определенного рода внутренние коллизии. Попробуем сформулировать их. Для упрощения — человека, профессионально связанного со средствами массовой информации, мы далее будем называть «журналист», представителей аудитории, которые вдумчиво и, что очень важно для нас, избирательно потребляют продукцию СМИ, — «творческая личность». Ситуация первая. Журналист по каким-либо причинам внутреннего характера не имеет возможности реализовать с помощью СМИ свой потенциал (то есть, те изменения, которых он достиг внутри себя с помощью творческого самосовершенствования). В этом случае творческий порыв становится разрушительным для личности, ибо выход из своего «поля действия» (термин А. Тойнби) связан с утратой силы действия и волевых установок на самореализацию. Осмысление данной ситуации, социального явления в целом позволяет, как нам кажется, найти ответ на вопрос о причинах возникновения негативных явлений в журналистской среде (диапазон их достаточно широк: от творческого и бытового конформизма — до пьянства и наркомании). «Когда накладываются ограничения _________________________________________ 28 Первое сентября. - 1994. - № 83. 29 Яковлев А.Н. Политика и совесть//НГ-сценарии (Приложение к «Независимой газете»). — 1997, 4 ноября.
на реализацию нашей творческости, мы заболеваем, становимся напряженными, тупеем. Часто люди начинают прибегать к наркотикам и алкоголю, чтобы прорваться к своей творческости сквозь ограничения и построенные запреты с тем, чтобы войти в измененное состояние сознания. Мы любим наши «высокие» состояния, но... наркотики и алкоголь становятся тем способом, которым мы вновь входим в соприкосновение с нашей творческостью, но при этом разрушаем себя»30. Любопытен сравнительный анализ. Результаты проведенного нами социологического опроса журналистов семи областей и республик России31, свидетельствовали о том, что каждый четвертый из них либо уже менял неоднократно, либо собирался сменить место работы по причинам творческой самонеудовлетворенности. Из числа наиболее часто называемых в открытой части анкеты и при устном интервьюировании можно было выделить по убывающей следующие мотивы: • «отсутствие возможности готовить к печати материалы лишь на интересующие тебя темы и в необходимых тебе как автору объемах»; • «отсутствие в данном издании материальных условий для полной творческой самореализации (плохая типографская база, отсутствие оргтехники, редкая периодичность издания, мизерный гонорарный фонд и т. д.)»; • «отсутствие перспектив творческого роста»; • «отсутствие достойной оплаты творческого труда»; • «микроклимат коллектива, не способствующий плодотворной работе»; • «не сложившиеся отношения с кем-либо из руководителей издания»; • «плохие бытовые условия» и т. д. Аналогичный опрос, проведенный в девяностые годы примерно на том же количественном массиве12, выявил, что первостепенное значение при реальном или потенциальном увольнении журналиста имеет следующий мотив: • «Неудовлетворенность условиями оплаты труда как в данном средстве массовой информации, так и в целом в журналистке». Каждый пятый из опрошенных ответил, что, помимо журналистики, занят еще в какой-либо сфере деятельности. Однако реально менять место работы собирались лишь каждый двадцатый из них. • Следующий по числу указанных мотивов — «не сложившиеся отношения с руководством». • На третьем месте — причины «семейно-бытового характера». _______________________________________________________ 30 Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 165. 31 Олешко В.Ф. Заложники гласности?.. Молодежная печать Урала: тенденции развития, противоречия. - Екатеринбург, 1992. - С. 17-20. 32 Опрос проводился автором в форме стандартизированного интервью во время творческих семинаров, в которых участвовали журналисты городских и районных газет Свердловской, Челябинской, Пермской, Курганской и Тюменской областей. Всего было опрощено 133 человека. Здесь и далее, где мы ссылаемся на результаты собственных социологических исследований, см.: Приложение к монографии автора: «Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт». — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
Примечательно, что мотивы сугубо творческой неудовлетворенности вообще упоминались лишь третью опрошенных. Означает ли это, что у журналистов появилась возможность избегать, «обходить» какие бы то ни было препятствия на пути творческой самореализации? Думаю, что нет. Во-первых, как показывает практика, связано это чаще всего с общей тенденцией перехода от журналистики «персоналий» — к журналистике «коллективов», когда сутью деятельности большинства членов редакционного коллектива становится лишь получение и обработка информации. Во-вторых, заметно снизился уровень требований к качеству журналистских материалов. К примеру, контент-анализ четырех ведущих изданий Свердловской области, проведенный автором, показал, что в их жанровой палитре в течение месяца, а зачастую и большего времени отсутствовали очерк, фельетон, весьма унифицированным был язык интервью и репортажей, корреспонденции и расширенных информационных заметок. Что касается проблемных материалов, то 90 % их авторов не выходили даже на второй круг обобщения. ТЕМА 4 Странные (лишние) люди Нестандартность самого человека может проявляться на двух уровнях: необычность на «внешнем» физиологическом уровне и на «внутреннем» психологичес-
ком. На физиологическом уровне — это, например, человек с синим оттенком кожи — в свое время он «полечился» советским препаратом и в итоге изменилась пигментация всего тела, или человек, на шее которого врачи обнаружили нечто похожее на жабры. Оба эти случая наша газета описала довольно подробно. Героев публикаций, объединенных темой «странные, (лишние) люди», можно так же назвать словом чудаки. Они бывают разные, «чудачество» проявляется в различных сферах жизнедеятельности людей. Объединяет всех их то, что в представлении общества, по крайней мере его большинства (в данном случаем можно говорить прежде всего об авторах и читателях «КП») их действия выходят за рамки общепринятых норм. Это не преступники, они не нарушают законодательство Российской Федерации. Их нестандартность проявляется в другом — выборе жизненной позиции, необычных интересах, увлечениях, хобби и т.п. — В силу сложившейся индивидуальной ситуации происходит противопоставление их и общества, выход за рамки того, что принято называть «нормой» и «стандартом», — продолжает Александра Кучук, — потому-то эти люди и становятся «лишними». Если акцентуация направлена в положительную сторону, такие люди бывают не только интересны, но и полезны обществу. Более того, в каком-то смысле об их странностях можно говорить как о героизме. Если в тяжелых экономических условиях семидесятипятилетний пожилой человек-атеист, о котором я недавно писала очерк, начинает восстанавливать церковь в своем селе, и при этом он боится высоты — это ли не героизм? То, что он делает, имеет общественное значение на фоне повсеместного восстановления православной культуры и традиций. Но он об этом не думает — дедушка-то атеист... Внутренний мир человека искусства простому человеку, рядовому обывателю, недоступен. Если этот человек добился признания еще в молодые годы, этот внутренний мир вдвойне интересен. Разбирать его «по полочкам» — предоставьте это «Литературной газете». «Комсомолка» может прежде всего рассказать, как человек формировался. Итак, мы можем сделать вывод, что перед журналистами региональной вкладки «Комсомольской правды-Урал» ставятся свои, совершенно конкретные задачи. Она, по задумке центральной редакции, в первую очередь, как и любое другое местное приложение к газете, должно быть чем-то вроде справочника по выживанию в конкретной местности — в данном случае в Свердловской области. «КП-Москва» — самое «продвинутое», но все же несколько отличающееся от прочих вкладок приложение, даже разработало свой слоган: Сенсационность, Прикольность, Полезность. По содержанию он подходит к любой другой вкладке. Но Уральскому (да и многим другим приложениям) стоило бы поставить на первое место именно Полезность. Один из постулатов, на которых строится работа региональной вкладки «КП-Урал» — это постоянные рубрики. Постоянные рубрики должны быть легко распознаваемыми, под которыми — регулярно публикуемые материалы. Они воспитывают в читателе верность газете. Хорошая рубрика может оставаться на газетных страницах долгие годы, не теряя при этом популярности и завоевывая симпатии новых читателей (например, «Окно в природу» В.М. Пескова).
Для встречи с известными людьми существуют свои рубрики: «Беседка «КП- Урал». Сотрудники редакции наносят визит местной знаменитости. Место встречи — дача, кухня городской квартиры. В идеале — это теплая, человечная беседа в непринужденной обстановке. Человека расспрашивают не о его профессиональной деятельности, а интересуются бытом, расспрашивают о детстве, семье, просят рецепт любимого блюда и т. п. «Прямая линия». По предварительной договоренности в редакцию приглашают высокопоставленного чиновника, профессионала, звезду — известного в городе (области) человека. «Прямая линия» заранее анонсируется — на пейджер, электронную почту и по те
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.014 с.) |