ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотека профессионального журналиста



Библиотека профессионального журналиста

В.Ф. ОЛЕШКО

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Учебное пособие

Допущенорегиональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»

 

Издательство Михайлова В. А.

Санкт-Петербург

УДК159.9

ББК88.4

Олешко В. Ф.

Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и жур­налистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров;

доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.

 

Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного универ­ситета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг.

Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов - психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журнали­стики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.

ISBN 5-8016-0288-7

© Олешко В. Ф.

© Издательство Михайлова В. А.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6

 

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8

1.2. Массовая коммуникация — нервная система

целостного общественного организма.............................................................9

1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11

1.4. Цель, задачи, принципы и функции

психологии журналистики..............................................................................14

1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19

 

ТЕМА 2

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22

2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22

2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24

2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26

2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28

2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28

 

ТЕМА 3

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО

ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32

3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32

3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34

3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36

3.4. Аксиология творчества....................................................................................39

3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42

3.6. Есть вариант!...................................................................................................43

 

ТЕМА 4

ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46

4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46

4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50

4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации..........................52

4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57

4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60

4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66

4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68

 

ТЕМА 5

ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71

5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71

5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72

5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74

5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76

 

ТЕМА 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79

6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79

6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80

6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81

6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83

6.5. Его величество тендер.....................................................................................84

6.6. Синергетика пола...........................................................................................90

 

ТЕМА 7

ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94

7.1. Новости — лицо средства массовой информации.........................................94

7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96

7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99

7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности ..............101

7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103

 

ТЕМА 8

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107

8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107

8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109

8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112

8.4. Мобильные возможности СМ И ....................................................................113

8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114

8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116

8.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа..........................119

 

ТЕМА 9

ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127

9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127

9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128

9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131

9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133

9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139

9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142

 

ТЕМА 10

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146

10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146

10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149

10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152

10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154

10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158

10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161

 

ТЕМА 11

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ:

ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ .........................................................................164

11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164

11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168

11.3. Форма журналистского материала...............................................................170

11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173

11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179

 

ТЕМА 12

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185

12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185

12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188

12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое автором пособие являет собой пример так называемого учебно-методического комплекса и призвано:

• во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология жур­налистики», в плане организации учебного процесса — от его начала до сдачи экзамена;

• во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии;

• в-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глу­бокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики;

• в-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосред­ственного учебно-методического и личностного общения студентов (особен­но заочной формы обучения) с преподавателем;

• в-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психоло­гические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет.

XXI век — не только век информационный, но и век системных междисципли­нарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций харак­терно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологичес­кие методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая пси­хология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня мас­совой коммуникации.

Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей — все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви прак­тической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ.

Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными со­циально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными ком­понентами массовых коммуникаций (коммуникатор — каналы и средства массо­вой информации — содержание — аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массо­вого взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышле­ния и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-

 

ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям ре­альной коммуникационной практики.

Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, пси­хологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналисти­ка» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психо­логии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными обра­зовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы.

Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая сту­дентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информа­ции», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых от­ношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуни­каторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно — с по­мощью тестовых заданий.

Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачас­тую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психоло­гии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных посо­бий (на выбор), а в списке дополнительной литературы — книги, которые не толь­ко могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формиро­ванию психологической и коммуникативной культуры личности.

 

ТЕМА 1

Проблема, предмет, метод

 

Важная социально-психологическая тенденция: всё более значительная часть населения планеты, как показывают новейшие исследования социологов5, оказы-

_______________________________________________

5Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. — М., 2001; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М., 2000; Уткин AM. Глобализация: процесс и осмысление. — М: 2001; Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации // Социологические исследопаиия. — 2003.— № 10; Покровский Н.Е. Россий­ское общество в контексте американизации // Социологические исследования. — 2000. — № 6.

 

 

вается включенной в новую информационную реальность, которая характеризует­ся существенно расширившимся доступом к самым разнообразным знаниям и све­дениям. «У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возмож­ностей компьютера с сетями телекоммуникации «сжимает» время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобще­ния к некоторой глобальной общности»6.

Мы выделим прежде всего те качественные изменения, которые касаются раз­вития периодической печати в целом и газет в частности. На наш взгляд, они суще­ственны уже по той причине, что свидетельствуют о системных ошибках в прогно­зах функционирования средств массовой коммуникации. Ведь, к примеру, даже совсем недавно — в конце прошлого века — многими экспертами нередко озвучи­вались идеи повсеместной «телевиденизации» России. То есть приоритет безого­ворочно отдавался телевидению как ведущему средству массовой информации. Наряду с ними, принималась как данность прагматическая составляющая радио (удобство сопровождения любого рода деятельности). И изначально на перифе­рию внимания потенциальной аудитории СМИ отправлялись информационные властелины индустриальной и постиндустриальной эпохи — газеты и журналы. Всё это напоминало споры сторонников и противников кинематографа в период его культурологического явления миру: так умрёт ли теперь театр? — задавались ри­торическим вопросом современники. Жизнь показала, что два этих вида искусств могут прекрасно сосуществовать, дополнять друг друга и даже способствовать по­явлению «детёнышей» отнюдь не уродливого вида.

В данном контексте нам кажется по-настоящему пророческой изначально про­гностическая концепция видного социолога Никласа Лумана, выделившего реаль­ность масс-медиа как особую социальную и культурологическую среду формиро­вания сознания индивидов: «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живём, мы знаем благодаря масс-медиа», — и подчеркнувшего существен­ную для нашего анализа мысль: «В самих масс-медиа нет манипуляций и нет фаль­сификаций, а есть лишь правила селекции событий»7. Под этими правилами он подразумевал в первую очередь фактор субъективности акторов коммуникацион­ной деятельности.

Развивая эту мысль исследователя, мы сформулируем следующую гипотезу: в период, когда у аудитории средств массовой информации появляется возможность из многих каналов распространения знаний и сведений выбирать те, которые соот­ветствуют их пониманию объективности, на первый план выходят СМИ и отдель­ные коммуникаторы, для творчества которых доминирующим фактором является аналитичность. «Аналитичность»—«неаналитичность» можно различать даже на

_________________________________

6Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации // Социологические исследования. — 2003. — № 10. — С. 24.

7Луман Никлас. Реальность массмедиа. — М., 2005. — С. 8, 184.

 

уровне селекции: «информация»—«сообщение». В первом случае это выведение из неопределённости всего того, что можно впоследствии измерить и описать прежде всего в рамках качественно-количественных характеристик. Во втором — мы име­ем в виду реализованную и материализованную субъективность факторов, в неко­торых случаях основывающуюся на сугубо творческих интенциях, но чаще — это открытая идеологическая ангажированность. Причём под идеологией мы подразу­меваем в первую очередь не отражение запрограммированных кем-то «внешним» политических или иных точек зрения, а совокупность «внутренних» мировоззрен­ческих и других жизненно важных для самоидентификации личности факторов.

Н. Луман замечал по этому поводу: потребители информации рано или поздно понимают, что масс-медиа — экономические субъекты и регулируются прибылью. То есть продают не истину или объективную реальность, а товар. Но противоречие заключается в том, что других способов познать реальность, с которой непосредствен­но познакомиться ты не можешь, у человека, как правило, нет. Следовательно, у лю­бого думающего субъекта появляется необходимость потребления качественного на его взгляд товара. И первым показателем качества информационного товара для боль­шинства является аналитичность — возможность видеть не только некий в принци­пе стремящийся к бесконечности объем фактов, но и их взаимосопряжение, а также выражение субъективной позиции автора. Причём не обязательно конкретного че­ловека, а возможно того, кого мы в теории8 называем безличным коммуникатором — СМИ в целом, отдельных их владельцев, зачастую неявно влияющих на содержание информационных сообщений, группы авторов — определяющих тематику и доми­нанты газетной полосы, журнального раздела, телевизионной программы и т.д.

Исследователи Западной Европы, в частности Ж.И. Шерель, уже давно развея­ли мифы, на которых строились многие умозаключения наших отечественных тео­ретиков печати. К примеру, миф о том, что единственно возможный путь в современ­ной журналистике — это первичность факта, а не комментария. Оставим в стороне робкие возражения тех, кто говорил об иной, нежели, к примеру, американская, ментальности или о пролитературных воззрениях россиян. Речь, на наш взгляд, должна идти прежде всего о том, что информирование в современных условиях изначально не может быть главной функцией СМИ. Её успешно взяли на себя Интернет и мо­бильные телекоммуникации, где роль журналистов зачастую сведена к нулю.

Как не может быть на первых ролях и функция некоей «четвёртой» власти (по­чему не «второй» или «третей», как резонно возражал автору данного учебного пособия в одной из дискуссий в Швеции профессор Клас Тор). Властные устрем­ления — это романтическое наследие времён перестройки, не более. А выражаясь научно: любая «власть» — всегда чужой коммуникативный код, следовательно, все­гда и будет отторгаема обыденным сознанием. Выходит СМИ в этом случае будут выполнять любые функции, кроме своих, изначально им предписываемых или ис­торически сложившихся.

Какие же ведущие функциональные особенности характеризуют на наш взгляд современные СМИ? Многие исследователи в своих новейших работах, при всём

________________________________________

8 Олешко Владимир. Социожурцалистика: прагматическое моделирование технологий массово-ком­муникационной деятельности. — Екатеринбург, 1996; Журналистика как творчество. — М., 2003.

 

 

их разнопонимании актуальных проблем развития современных массово-комму­никационных систем, сходятся в одном: задача у СМИ очень простая — перегонка информации (термин Н. Лумана) в неинформативные значения. Есть «Я» и есть «Чужой опыт», «Иная реальность», транслируемые масс-медиа. Различение истин­ного и неистинного (субъективно ложного), нужного и ненужного (прагматически не обусловленного), этичного и неэтичного (не соответствующего лично моим пред­ставлениям о должном, возможном, приемлемом) и так далее и тому подобное — позволяет в полной мере представить только средства массовой информации. И здесь, повторим, доминантным для СМИ является фактор их большей или меньшей диа-логичности и аналитичности. В структуре курса «Психология журналистики» мы в первую очередь акцентируем внимание именно на этих факторах результативно­сти масс-медиа.

Показательно, что многие независимые российские эксперты сходятся во мне­нии, что в данном смысле большие проблемы возникают сегодня у телевизионной журналистики. В частности, генеральный директор «Интерньюс» Манана Аслама-зян в одном из интервью9 заметила:

— Сейчас на телевидении нет дискуссии. Исчезли полемические программы. Вести разговор на уровне разных точек зрения сейчас негде. Мне гораздо важнее ут­ром включить компьютер и почитать, что пишут на новостных лентах или просто выставлено в Интернете. Кроме того, я снова стала читать газеты. Иначе я ничего не понимаю, что происходит в стране... Среди молодых журналистов много ребят с ам­бициями. Но эти амбиции профессиональные, а не гражданские. Эти ребята делают личную карьеру, и их мало волнует миссия журналиста. Более компромиссным ста­новится взгляд на проблемы. Всё чаще приходится слышать — «я ничего изменить не могу».

Эти проблемы только ли профессионального роста?

ТЕМА 2

ТЕМА 3

ПСИХОЛОГИЯ

МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА:

Аксиология творчества

 

Говоря о психологии творчества, организации диалоговых отношений журна­листа и представителей аудитории, мы до сих пор не акцентировали внимание на аксиологических проблемах массово-коммуникационной деятельности. А ради чего, собственно говоря, индивидуум обращается к средствам массовой информации как форме самореализации, и какое место занимают они в выработанной им системе приоритетов и ценностей? Только ли своеобразные биологические, психологичес­кие, социальные «инстинкты» толкают его к этому, только ли желание как-то «ма­териализовать» определенную идеологию?

Фридрих Ницше однажды заметил: «Ты называешь себя свободным. Свобод­ным от чего, или свободным для чего?» В данном контексте, как нам кажется, мож­но поразмышлять о диалектическом единстве понятий «творчество» и «свобода».

В мире реальном, а не иллюзорном, каким было общество «строителей комму­низма», высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелети­ями, что является самым трудным для человеческого понимания — свобода. С фи­лософской точки зрения можно говорить о том, что есть «свобода от» — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения и «свобода для» — внут­ренняя свобода человека для его самореализации.

Внутренне свободный человек может быть независимым, свободным от «масси-фицированного», «усредненного» сознания толпы, от стереотипов мышления, сво­бодным от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. Из внутрен­не свободных людей складывается социум, общество. По-настоящему демократичес­кое общество свободно от пут агрессивной моноидеологии, не дающей возможности развиваться по естественным законам экономике, политике, науке, искусству.

 

«От чего не свободен свободный человек? — задаются вопросом авторы извес­тного педагогического манифеста. — От совести... Совесть — то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть — то, что соединяет людей»28. «Знания, интересы, мо­раль, — дополняют их этико-философские размышления А. Н. Яковлева, — вот три кита, на которых держится мировое общественное сознание, а тем самым и челове­ческое поведение. Кто впереди, кто по бокам в этой тройке — интересов, знаний и нравственности? Поставим коренником знания — рискуем оказаться в мире отре­шенности от жизни, в мире задогматизированного, фанатического сознания — даже наука рождает подчас фанатизм, а она не единственная форма добывания знания. Поставим во главу угла интересы — рискуем одичанием, озверением, катастрофой — духовной и материальной. Пропитаем интересы и знания нравственностью — полу­чим отличную упряжку для путешествия по лабиринтам жизни, по трудным доро­гам к гуманизму»29.

В творчестве проявляются сущностные характеристики личности, следователь­но, хоть в чем-то перекрыть этот процесс, значит, вызвать «болезнь» как на уровне отдельного индивида, так и на уровне социума, общества в целом. Что, собственно говоря, и является первопричиной многих конфликтов, возникающих в журналист­ской среде и широко известных сегодня многим (уход из редакций «Комсомольской правды», «Коммерсанта», «Независимой газеты», других изданий группы ведущих журналистов, создание, наряду с «Известиями», газеты «Новые известия», конф­ликт на НТВ и так далее, ведь подобные примеры, в том числе и из жизни регио­нальных СМИ, каждый может привести сам).

Можем предположить, что первопричиной творческих или психологических конфликтов в данных случаях были не абстрактные межличностные взаимоотно­шения руководителей и подчиненных, а конкретные случаи внутримедийной цен­зуры. Любые ограничения на творческое самовыражение порождают у любой лич­ности, а у творческой — в первую очередь, определенного рода внутренние колли­зии. Попробуем сформулировать их. Для упрощения — человека, профессионально связанного со средствами массовой информации, мы далее будем называть «жур­налист», представителей аудитории, которые вдумчиво и, что очень важно для нас, избирательно потребляют продукцию СМИ, — «творческая личность».

Ситуация первая. Журналист по каким-либо причинам внутреннего характе­ра не имеет возможности реализовать с помощью СМИ свой потенциал (то есть, те изменения, которых он достиг внутри себя с помощью творческого самосовершен­ствования). В этом случае творческий порыв становится разрушительным для лич­ности, ибо выход из своего «поля действия» (термин А. Тойнби) связан с утратой силы действия и волевых установок на самореализацию.

Осмысление данной ситуации, социального явления в целом позволяет, как нам кажется, найти ответ на вопрос о причинах возникновения негативных явлений в журналистской среде (диапазон их достаточно широк: от творческого и бытового конформизма — до пьянства и наркомании). «Когда накладываются ограничения

_________________________________________

28 Первое сентября. - 1994. - № 83.

29 Яковлев А.Н. Политика и совесть//НГ-сценарии (Приложение к «Независимой газете»). — 1997, 4 ноября.

 

 

на реализацию нашей творческости, мы заболеваем, становимся напряженными, тупеем. Часто люди начинают прибегать к наркотикам и алкоголю, чтобы прорвать­ся к своей творческости сквозь ограничения и построенные запреты с тем, чтобы войти в измененное состояние сознания. Мы любим наши «высокие» состояния, но... наркотики и алкоголь становятся тем способом, которым мы вновь входим в соприкосновение с нашей творческостью, но при этом разрушаем себя»30.

Любопытен сравнительный анализ. Результаты проведенного нами социоло­гического опроса журналистов семи областей и республик России31, свидетельство­вали о том, что каждый четвертый из них либо уже менял неоднократно, либо соби­рался сменить место работы по причинам творческой самонеудовлетворенности. Из числа наиболее часто называемых в открытой части анкеты и при устном ин­тервьюировании можно было выделить по убывающей следующие мотивы:

• «отсутствие возможности готовить к печати материалы лишь на интересу­ющие тебя темы и в необходимых тебе как автору объемах»;

• «отсутствие в данном издании материальных условий для полной творчес­кой самореализации (плохая типографская база, отсутствие оргтехники, редкая периодичность издания, мизерный гонорарный фонд и т. д.)»;

• «отсутствие перспектив творческого роста»;

• «отсутствие достойной оплаты творческого труда»;

• «микроклимат коллектива, не способствующий плодотворной работе»;

• «не сложившиеся отношения с кем-либо из руководителей издания»;

• «плохие бытовые условия» и т. д.

Аналогичный опрос, проведенный в девяностые годы примерно на том же количе­ственном массиве12, выявил, что первостепенное значение при реальном или потенци­альном увольнении журналиста имеет следующий мотив:

• «Неудовлетворенность условиями оплаты труда как в данном средстве мас­совой информации, так и в целом в журналистке».

Каждый пятый из опрошенных ответил, что, помимо журналистики, занят еще в какой-либо сфере деятельности. Однако реально менять место работы собира­лись лишь каждый двадцатый из них.

• Следующий по числу указанных мотивов — «не сложившиеся отношения с руководством».

• На третьем месте — причины «семейно-бытового характера».

_______________________________________________________

30Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 165.

31 Олешко В.Ф. Заложники гласности?.. Молодежная печать Урала: тенденции развития, противоре­чия. - Екатеринбург, 1992. - С. 17-20.

32 Опрос проводился автором в форме стандартизированного интервью во время творческих семи­наров, в которых участвовали журналисты городских и районных газет Свердловской, Челябин­ской, Пермской, Курганской и Тюменской областей. Всего было опрощено 133 человека. Здесь и далее, где мы ссылаемся на результаты собственных социологических исследований, см.: Прило­жение к монографии автора: «Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт». — Екате­ринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.

 

Примечательно, что мотивы сугубо творческой неудовлетворенности вообще упоминались лишь третью опрошенных.

Означает ли это, что у журналистов появилась возможность избегать, «обходить» какие бы то ни было препятствия на пути творческой самореализации? Думаю, что нет. Во-первых, как показывает практика, связано это чаще всего с общей тенденци­ей перехода от журналистики «персоналий» — к журналистике «коллективов», ког­да сутью деятельности большинства членов редакционного коллектива становится лишь получение и обработка информации. Во-вторых, заметно снизился уровень требований к качеству журналистских материалов. К примеру, контент-анализ че­тырех ведущих изданий Свердловской области, проведенный автором, показал, что в их жанровой палитре в течение месяца, а зачастую и большего времени отсутство­вали очерк, фельетон, весьма унифицированным был язык интервью и репортажей, корреспонденции и расширенных информационных заметок. Что касается проблем­ных материалов, то 90 % их авторов не выходили даже на второй круг обобщения.

ТЕМА 4

Странные (лишние) люди

Нестандартность самого человека может проявляться на двух уровнях: необыч­ность на «внешнем» физиологическом уровне и на «внутреннем» психологичес-

 

ком. На физиологическом уровне — это, например, человек с синим оттенком кожи — в свое время он «полечился» советским препаратом и в итоге изменилась пигментация всего тела, или человек, на шее которого врачи обнаружили нечто похожее на жабры. Оба эти случая наша газета описала довольно подробно.

Героев публикаций, объединенных темой «странные, (лишние) люди», можно так же назвать словом чудаки. Они бывают разные, «чудачество» проявляется в различных сферах жизнедеятельности людей. Объединяет всех их то, что в пред­ставлении общества, по крайней мере его большинства (в данном случаем можно говорить прежде всего об авторах и читателях «КП») их действия выходят за рам­ки общепринятых норм. Это не преступники, они не нарушают законодательство Российской Федерации. Их нестандартность проявляется в другом — выборе жиз­ненной позиции, необычных интересах, увлечениях, хобби и т.п.

— В силу сложившейся индивидуальной ситуации происходит противо­поставление их и общества, выход за рамки того, что принято называть «нормой» и «стандартом», — продолжает Александра Кучук, — потому-то эти люди и становятся «лишними». Если акцентуация направлена в поло­жительную сторону, такие люди бывают не только интересны, но и полез­ны обществу. Более того, в каком-то смысле об их странностях можно го­ворить как о героизме. Если в тяжелых экономических условиях семиде­сятипятилетний пожилой человек-атеист, о котором я недавно писала очерк, начинает восстанавливать церковь в своем селе, и при этом он бо­ится высоты — это ли не героизм? То, что он делает, имеет общественное значение на фоне повсеместного восстановления православной культу­ры и традиций. Но он об этом не думает — дедушка-то атеист... Внутренний мир человека искусства простому человеку, рядовому обы­вателю, недоступен. Если этот человек добился признания еще в моло­дые годы, этот внутренний мир вдвойне интересен. Разбирать его «по полочкам» — предоставьте это «Литературной газете». «Комсомолка» может прежде всего рассказать, как человек формировался.

Итак, мы можем сделать вывод, что перед журналистами региональной вкладки «Комсомольской правды-Урал» ставятся свои, совершенно конкретные задачи. Она, по задумке центральной редакции, в первую очередь, как и любое другое местное приложение к газете, должно быть чем-то вроде справочника по выживанию в кон­кретной местности — в данном случае в Свердловской области. «КП-Москва» — са­мое «продвинутое», но все же несколько отличающееся от прочих вкладок приложе­ние, даже разработало свой слоган: Сенсационность, Прикольность, Полезность. По содержанию он подходит к любой другой вкладке. Но Уральскому (да и многим дру­гим приложениям) стоило бы поставить на первое место именно Полезность.

Один из постулатов, на которых строится работа региональной вкладки «КП-Урал» — это постоянные рубрики. Постоянные рубрики должны быть легко рас­познаваемыми, под которыми — регулярно публикуемые материалы. Они воспи­тывают в читателе верность газете. Хорошая рубрика может оставаться на газет­ных страницах долгие годы, не теряя при этом популярности и завоевывая симпатии новых читателей (например, «Окно в природу» В.М. Пескова).

 

Для встречи с известными людьми существуют свои рубрики:

«Беседка «КП- Урал».Сотрудники редакции наносят визит местной знамени­тости. Место встречи — дача, кухня городской квартиры. В идеале — это теплая, человечная беседа в непринужденной обстановке. Человека расспрашивают не о его профессиональной деятельности, а интересуются бытом, расспрашивают о дет­стве, семье, просят рецепт любимого блюда и т. п.

«Прямая линия». По предварительной договоренности в редакцию пригла­шают высокопоставленного чиновника, профессионала, звезду — известного в го­роде (области) человека. «Прямая линия» заранее анонсируется — на пейджер, электронную почту и по те





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.032 с.)