Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика в стиле on-line

Поиск

 

Журналистика on-line, несмотря на свою специфику, остается журналистикой, то есть способом влияния на общественное мнение и массовое сознание. Трудно се­годня представить себе журналиста, не желающего знать об откликах людей на свои произведения. Сетевые варианты периодических изданий или презентационные «пробники» в стиле саморекламы, а также персональные сайты и электронные адре­са журналистов, все чаще печатаемые в газетах рядом с фамилией автора публика­ции (вот, кстати, вариант самой простой и относительно недорогой системной инте­рактивной связи с аудиторией), позволяют систематически получать эти отклики.

Приведем пример. Журналисты «Известий» сделали одной из самых заметных и, добавим, читаемых, судя по откликам, полосу «Делаем газету вместе», основы­вающуюся во многом на материалах и посланиях в адрес интернет-странички «Клуб «Известий». Каждый выпуск вольно или невольно становится тематическим, по­скольку поступившие сообщения группируются именно по аудиторному принци­пу, то есть в расчете на определенную группу читателей. Так дискуссия о новом герое нашего времени, начатая статьей Д. Дондурея «Балабанов и его "Братья" пре­дупреждают Путина» (6 марта 2001 г.), переросла в настоящую читательскую кон­ференцию на тему «Искусство принадлежать народу» (24 марта 2001 г.), где в со­временной игровой форме обсуждались вопросы аксиологического характера.

 

«Просмотрел я как-то на интернет-страничке клуба «Известий» все мате­риалы одной из дискуссий, — пишет ведущий полосы Владимир Тавров-

ский («Изветия», 24 марта 2001 г.). — На добрую сотню писем — два (!) грубых, мрачных, ругательных и бездоказательных (слева и справа). Ос­тальное — умные мысли, аргументированные рассуждения, эмоции, вы­раженные остро, но без нарушения приличий. И нет апокалиптических на­строений. Поучиться бы иным журналистам и руководителям СМИ... Да, читатели «Известий» — аудитория серьезная. Нехитрая статистика чита­тельских писем (по чистоте языка и культуре дискуссий) могла бы стать для СМИ планкой, ниже которой профессионалам работать нельзя».

 

Журналисту вторят рядовые читатели. Так учитель русского языка и литера­туры из п. Добрянка Пермской области Галина Бутакова сетует:

— Порой приходится останавливать учеников: «Вы почему так засоряете свою речь откровенной "уголовщиной"?». Они в ответ: «Вы отстаете от жизни, Галина Алексеевна. На "фене" полстраны общается, а матом те­перь не ругаются — на нём разговаривают».

 

А екатеринбурженка Е. А. Алесина замечает:

 

— Нателевидении работают одни «сказочники», которые не о жизни рас­сказывают, а «сочиняют» реальность. Верю только газетам.

 

Продолжая разговор об опыте журналистов «Известий», можно отметить, что и у них акция (даже неловко назвать это просто рубрикой) «Прямая линия», прово­дившаяся раз в неделю, стала в период редакторствования Рафа Шакирова одной из самых выигрышных и пользующихся неизменным вниманием читателей. Также как полоса «Письма главному редактору», рубрики которой говорят сами за себя: «Спра­шивайте — я отвечу», «Читатель — соавтор» или забытые, но такие знакомые по «со­ветской жизни» — «Газета выступила. Что дальше?», «Интервью с письмом в ру­ках». Рубрика «Клубный рейтинг», где читатели называют пять лучших, по их мне­нию, публикаций недели вызывает неизменный интерес у журналистов и самих читателей прежде всего комментариями, объясняющими выбор, подсказывающими направление творческого поиска для газетчиков. В этом же ряду можно назвать пуб­ликации рубрик «Обратная связь», «Наши юбиляры», многие другие.

Не случайно и то, что известинцы практически каждый выпуск «Клуба» от­крывают цитатой из читательского письма. Эти слова, как правило, задают тон не только странице, но и всему номеру.

«Взять и написать в газету, разумеется, непросто. Непросто преодолеть синдром маленького человека, опасение быть непонятым и сомнения — кому нужны твои мысли?...» Такие слова оставить без ответа невозмож­но. Создавая наш клуб, мы не случайно выбрали девизом слова «делаем газету вместе». Мы работаем для вас, мы работаем вместе с вами. Ваши письма для нас — постоянный источник творческой энергии, пища для размышлений. Пишите нам и не бойтесь быть непонятыми. Вместе мы преодолеем синдром маленького человека» (17 марта, 2001 г.).

 

Подобные слова дорогого стоят.

 

Но вернемся к Интернет-журналистике. При всех разговорах о «вторичности» интернет-изданий, их положение в сети оказалось весьма прочным, и только не­многие масс-медиа могут сравняться с ними в популярности. Очевидно, даже са­мый «вторичный» вариант подобной журналистики требует определенной адапта­ции издателя и журналистов к условиям сети — на это оказались способны одни и неспособны другие масс-медиа.

Из серьезно закрепившихся в сети органов информации следует прежде всего обратить внимание на радиостанции «Эхо Москвы» и «Свобода», а также газеты «Известия» и «Независимую газету». Этим СМИ на сегодняшний день удается успешно конкурировать с сетевыми медиа. Причем количество тех, кто читает элек­тронную версию, к примеру «Независимой газеты», уже приближается к 10-15 % (данные 2001 года) от ее общей аудитории, а это очень много. Не исключено, что по мере увеличения числа пользователей сети, масс-медиа смогут найти иные спосо­бы заинтересовать своих читателей в собственных электронных версиях. К приме­ру, практически не использован пока в Сети такой мощный ресурс современного телевидения, как игрореализация.

Говоря о других тенденциях развития журналистики, которые особенно «отте­няет» Интернет, можно обратиться к мнению авторитетного американского экс­перт Элизабеты Берд:

 

«Мы знаем, что журналисты должны трудиться, чтобы завоевать и удер­жать внимание своей аудитории. Структура перевернутой пирамиды вы­деляет главные пункты статьи, позволяя читателю быстро сделать вы­бор — продолжать чтение или поискать что-нибудь более интересное. Однако, на протяжении почти всего нынешнего столетия газетные ре­портеры, а позднее — телеведущие могли быть уверены, что существу­ет большое количество людей, которые хотя бы прочитывают газету или включают телевизор каждый вечер. <... > В начале XXI века нет уверен­ности даже в этом» (цит. по Интернету).

 

На разрушение массовых аудиторий СМИ накладывается и другая тенденция — исчезновение «obligation to be informed» (обязанности быть информированными). В отличие от старшего поколения молодые люди не считают, что быть информи­рованным означает выполнять своего рода гражданский долг, что ранее было принято связывать со способностью принимать взвешенные решения при голосовании. По на­блюдению Элизабет Берд, среди молодых принято считать традиционные новости — такие, как новостные передачи по телевидению, — «скучными и бесполезными».

По мнению еще одного эксперта, Жана Халаби, смысл перемен, связанных с Интернет, сводится к тому, что «журналистика перестанет доминировать в пуб­личном дискурсе, а традиционные медиа станут менее значительной силой, чем они были когда-то».

• Во-первых, как он отмечает, новости перестали быть исключительно пре­рогативой журналистов — теперь их предоставляет любой интернет-портал в качестве бесплатной информационной услуги.

• Во-вторых, цифровые технологии и рост Интернета приводят к тому, что владельцы содержания могут сами заниматься его распространением. Так

 

многие источники информации оказываются способны обойтись без посред­нических услуг масс-медиа. Именно в этом, кстати сказать, многие рядовые пользователи видят преимущество портала strana.ru: способность работать с людьми напрямую, без посредничества масс-медиа.

• В-третьих, «медиа-корпорации становятся главными игроками на рынке благодаря развлекательной, а не журналистской составляющей.

 

«Мы наблюдаем, — продолжает Жан Халаби, — переход от новостей из сфе­ры развлечений, поданных как новости, к новостям, поданным как развлече­ния. За исключением изданий, предназначенных для немногих, <... > новости все чаще подаются в развлекательном ключе. Результат—размывание гра­ни между новостью и развлечением и появление термина infotainment. <... > В эпоху, когда количество возможностей прямой коммуникации бесконечно увеличивается, журналист может претендовать на новую роль: журналисты становятся поисковыми машинами, которые предоставляют услуги по отбо­ру и редактированию материала для других пользователей. Такая модель журналистики предполагает наличие навыков поиска, редактуры, организа­торские способности, умение подать материал.» (там же).

Развитие Интернета в России привело к образованию целого ряда новых фор­матов массово-коммуникационных ресурсов, как правило, интерактивного свой­ства. Есть сайты анекдотов и историй, проекты talk.ru, ruki.ru, есть серверы сочине­ний, рефератов и дипломов, пользующиеся огромной популярностью. Есть сайты бесплатного программного обеспечения, сайты психологических тестов с возмож­ностью интерактивного общения, сайты вакансий и многие, многие другие, вклю­чая так называемые «виртуальные комьюнити».

Причем, стремясь к максимальному использованию потенциала Интернета, некоторые журналисты и органы информации активно используют творческую и организационную помощь своих читателей. Бывает и так, что частное сообщение становится «новостью дня» на информационном сервере. Так, после известного террористического акта в Москве на Пушкинской площади на информационном портале rbn.ru было опубликовано свидетельство очевидца, которое тут же переко­чевало на «ленту» и стало одним из «гвоздей» в освещении трагедии.

Однако следует заметить, что в целом использование подобных вариантов «ин­терактивного творчества», имеющих широкое социальное звучание, остается еди­ничным. Следовательно, и позиции традиционных формы журналистики как твор­чества пока непоколебимы. Пока...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.008 с.)