ТОП 10:

Сущность понятия «философия новостей»



 

Итак, попытаемся сформулировать суть того, что в рамках психологии журна­листики и диалоговых отношенияй СМИ и аудитории понимается под «филосо­фией новостей».

* Во-первых, философия новостей определяет «параметры» идеи, которую исповедует издание или телерадиокомпания применительно к любой новости. По крайней мере, она дает представление о методах и способах сбора информации.

* Во-вторых, философия новостей позволяет судить о том, что считать «хоро­шим» СМИ, а что — «плохим». К примеру, если в одном из номеров «Daily Bugle» почти вся первая полоса будет посвящена автомобильным катастрофам или пыш-

______________________________________

61Тематическая подборка, посвященная «философии новостей», написана на основе материалов, по­лученных автором во время стажировки в США — в Школе журналистики и массовой коммуни­кации университета штата Северная Каролина. Сюда же включены материалы дипломной работы Татьяной Федотовских, защищенной под руководством автора на факультете журналистики УрГУ.

 

ным торжествам по малозначащему для большинства людей поводу, это не будет совпадать с ранее провозглашенной философией.

* В-третьих, философия новостей создает базу для атмосферы согласия и до­верия. Это необходимая составляющая менеджмента СМИ. Исследования пока­зывают, что сотрудники работают эффективнее там, где они имеют влияние (где с их мнением считаются).

* В-четвертых, философия новостей создает базу для строительства бюджета. Если темы важнее событий, бюджет отразит потребность в большем количестве сотрудников. Если у информационной программы (издания) достаточно большой штат, редактор будет иметь возможность позволить нескольким репортерам потра­тить время на развитие темы в художественно-публицистических жанрах и ему также хватит людей для того, чтобы освещать текущие ежедневные события.

* В-пятых, философия новостей обеспечивает базу требований к сотрудникам и стажерам. Вопросно-ориентированное издание, например, будет подыскивать опытных репортеров с углубленными знаниями в специфических сферах, таких как право, политика, наука, экономика, вместо того чтобы заполнять вакансии случай­ными людьми, из которых лишь единицы останутся потом в штате.

* И наконец, в-шестых, философия новостей должна учитывать менталитет не просто жителей территории, которую «покрывает» СМИ. Она по возможности обязана считаться с точкой зрения каждого отдельного представителя аудитории, того, который выбрал именно эти новости, которому именно данная новостная про­грамма близка по мироощущению и мировоззрению. В этом и заключается диалек­тика диалоговых отношений СМИ и аудитории: обращаться одновременно ко всем вместе и к каждому человеку по отдельности.

Некоторые обозначенные выше пункты могут показаться идеалистичными. К при­меру, многие опытные руководители информационных служб скажут, что философия новостей скорее «спускается сверху» учредителем или владельцем канала или изда­ния, да и финансов на то, чтобы выполнить все провозглашенное, никогда не хватает. Так ли это на самом деле?

«Реальность, — заметил как-то Джон Зигенталер, издатель «Нэшвилл Теннессиан», — заключается в том, что у нас не хватает ни сотрудников, ни места, чтобы дать нашим читателям все, что им нужно знать. Но мы не хотим в этом признать­ся — ни себе, ни общественности».

Действительно, зачастую в телевизионные информационные выпуски не попа­дает множество социально значимых новостей. И происходит это по многим при­чинам. Во-первых, новости жестко ограничены временем. Во-вторых, на телевиде­нии есть неписаное правило: нет картинки — нет сюжета, какой бы ни была важ­ной, значимой и интересной информация, Новости не расскажут о ней, если нет видеоряда. И в этом смысле газеты выигрывают.

В России, выстраивая структуру выпуска новостей и определяя так называе­мое «событие дня», сотрудники информационных служб доверяют скорее своей интуиции, нежели чему-то другому. Сегодня, к примеру, ими фактически не ис­пользуются в повседневной практике специальные исследования качественного состава аудитории или ее ожиданий. Редактор заданий любой телекомпании вы-

 

нужден каждый информационный повод как бы «примерять» на себя: а будет или нет это интересно лично мне?

К примеру, на Западе уже давно исследованы предпочтения зрителей. Более 30 % американцев, например, наиболее важными считают новости о погоде, затем идут новости потребительского рынка, спорт, образование и только потом уже по­литика и криминал. Это, конечно, не значит, что американские новости начинают­ся со сводок погоды, но ей в любой информационной программе отведено значи­мое место. Также, согласно этим исследованиям, американцы любят «уличные но­вости» (пробки на дорогах, стихийные бедствия) и новости о животных. Почти в каждой новостной американской программе есть позитивная информация. Кста­ти, правительство США несколько лет назад обязало каждую телесеть выпускать не менее трех часов позитивных и развлекательных программ в неделю. Редакционная философия новостей — нечто вроде камертона для журналиста-информационщика. Несмотря на то что существует план, а главные события обычно предвосхищаются определенной подготовкой к ним, некоторые ситуации требуют немедленной репортерской реакции. В событийно-ориентированной журналисти­ке важно не сидеть без дела до тех пор, пока не произойдет событие. Большинство наших коллег рассуждают так: если что-то произошло — день был «хороший», если ничего не случилось — «день не удался». В действительности это не так. Событий нет там, где нет хороших журналистов. Лучшие издания и информационные про­граммы — те, которые ищут события и отслеживают тенденции, а не слепо идут за пиарщиками и «организаторами» событий.

Даже не имея результатов соответствующих исследований, нетрудно предска­зать так называемые «горячие темы». То есть те избранные темы, к которым ауди­тория СМИ испытывает постоянный интерес. Многие коллеги, правда, могут спра­ведливо заметить, что отчасти пресса сама создала эти «горячие темы», привлекая тем самым внимание читателя или зрителя. Тот, кто разбирается в информацион­ной политике, легко может предположить, что серьезная болезнь, например СПИД, станет темой всего следующего года. А клещевой энцефалит — темой сезонной. Спорадически внимание СМИ обращается к таким «вечным» темам, как некаче­ственная вода, которую мы вынуждены пить, безопасность транспортных средств передвижения или к проблемам какой-то социально-демографической группы — чаще всего стариков или детей. Причем всегда должно «оставаться место» как для стихийно возникающих, так и для «вечных» тем.

Еще одним критерием отбора тем может быть «вкус». Никто не может четко сформулировать, что под этим понятием подразумевается, но все сразу замечают отсутствие вкуса у журналиста или СМИ в целом. Не дано до сих пор в теории журналистики и четкого определения «сенсации». Ее обоснованность каждый оп­ределяет по-своему. Некоторые СМИ умеют различить сенсационное событие и сенсационную подачу события. К примеру, смерть высокопоставленного чиновни­ка во время пожара в гей-клубе — это сенсационное событие, которое всего несколь­ко лет назад просто не появилось бы в печати. Вопрос о вкусе появляется тогда, когда решается, как подать то или иное событие. Это также одна из главных состав­ляющих философии новостей.

Но как мы уже говорили, руководители, редакторы заданий, редакторы-координаторы, принимая решение о том, что считать новостью, полагаются прежде всего на свою интуицию и опыт, поскольку средства массовой информации в Росс чаще всего не имеют собственного этического кодекса. Однако это не означает, что журналисты, ежедневно занимающиеся информационной деятельностью, не знают основных положений внутренней этики.

Законы внутренней этики

 

Вот как, к примеру, формулируются некоторые из положений внутренней этики Службой новостей телекомпании «4 канал». Большинство из них — результат многолетней практики, когда любая неудача, откровенный журналистский «ля тем не менее, давали урок профессионализма, позволяли приобрести новому поколению репортеров полезный опыт, формировали некий свод неписаных законов внутренней этики и, как следствие, философии новостей.

* Журналист не должен инициировать события.

Такой принцип появился в новостях «4 канала» после того, как в ноябре 1997 года сотрудникам Службы новостей пришла в голову мысль организовать «предпраздничную» акцию накануне 80-ой годовщины Октябрьской революции. Идея акции заключалась в том, что накануне годовщины революции — 6 ноября в филиале магазина «Кировский» можно было приобрести продуктовые наборы за старые, вышедшие из обращения деньги образца 1961 года. В наборы входили тушенка, сгущен крупа, плитка шоколада и т. д. Стоили такие наборы пять рублей двадцать пять копееек. По требованию генерального директора сети супермаркетов, было выдвинуто еще одно условие — продукты продавали только по пенсионным удостоверениям.

Акция была хорошо разрекламирована. В назначенный день у филиала «Кировского» собралось много людей, в основном пенсионеры. Приготовленные наборы быстро разобрали. Вскоре в Новости посыпались звонки недовольных граждан с претензиями, что наборов почему-то было мало, что надо было их не «продавать» в магазине, а разносить (!) по квартирам. Пенсионеры, вопреки замыслу репортеров Службы новостей, не приняли акцию как шутку. После этого уже никому приходит в голову идея инициировать подобным образом события.

* Не показывать «самосожженцев» и «лжеминирования».

«Самосожженцы» — это внутренний термин. Под ним в Службе новостей подразумевают человека или группу людей, которые пытаются использовать телевидение для решения своих проблем. Это правило появилось после выхода сюжета о женщине, которая пыталась совершить акт самосожжения на крыльце здания областной администрации, потому что ей — матери-одиночке с тремя детьми — давали квартиру большей площади, чем у нее была. Пример мог оказаться заразительным. Это подтвердили и события осени 2005 года. Когда сюжет о мужчине, который поджег себя и выбросился из окна многоэтажки, прошел по всем без исключения каналам У РФО. Об этом также можно было судить по многочисленным откликам «заинтересовавшихся» сюжетом телевизионщиков с центральных каналов. Другое дело, что одни «смаковали» в деталях и крупных планах острый с

 

жет, а другие, как «4 канал», рассказали о великой трагедии отчаявшегося мужчи­ны, не акцентируя внимание на видеоряде.

От показа «лжеминирований» (сюжетов о якобы заложенной в здании мине) Служба новостей «4 канала» отказалась по вполне понятным причинам. По дан­ным областного штаба ГО и ЧС, число сообщений о минировании резко возрастает после того, как местные телеканалы показывают подобные сюжеты. Поэтому если в здании не было найдено взрывного устройства, новости «4 канала» не станут рас­сказывать об этом событии.

* Не показывать тела погибших крупным планом.

Это правило уже давно принято журналистами большинства российских и за­рубежных телекомпаний. Однако из всех местных телеканалов только «4 канал» придерживается его в полной мере. С профессиональной точки зрения бывает ин­тересно проследить: сколько материала из отснятого на месте криминального со­бытия выйдет в эфир у коллег из нескольких телекомпаний Екатеринбурга. Меж­ду тем еще три-четыре года назад Служба новостей могла позволить себе показать то, что сегодня в эфир пропущено не будет. Чувство меры в освещении подобных новостей формировалось очень долго. Сегодня в новостях «4 канала» ни при каких условиях не будет показано тело погибшего человека крупным планом. Также жур­налист не станет использовать в сюжете на криминальную тему слово «труп».

* В новостях не должно быть заказных материалов.

На первый взгляд, это аксиома истинных профессионалов. Однако многие вла­дельцы региональных СМИ, особенно в небольших городах с населением чуть боль­ше ста тысяч человек, ссылаются на то, что рекламодатель предпочитает положи­тельные статьи и сюжеты о себе размещению рекламы в открытой форме в таком же объеме. В связи с таким положением некоторые учебные центры подготовки работников региональных телекомпаний на своих курсах теперь даже учит журна­листов: как сделать заказной материал так, чтобы это не «бросалось в глаза».

Однако по мнению бизнес-консультанта из США Уильяма Данкерли, кото­рый вел несколько номеров постоянную рубрику в российско-европейском жур­нале о медиа «Среда», — публиковать заказные материалы гораздо менее выгод­но прежде всего для самого рекламодателя: «Ваше издание должно работать как денежный печатный станок для рекламодателя: если рекламодатель тратит 1000 руб­лей на рекламу, он должен «вернуть» 4000 рублей. Является ли ваше издание таким печатным станком для денег? Многие российские медиа-предприятия — нет. В боль­шинстве случаев причина заключается в отсутствии эффективной связи между мар­кетинговыми приемами рекламодателей и потенциальными потребителями».

Многие российские специалисты, в том числе и в сфере экономики, также при­держиваются подобной точки зрения. Ведь доверие читателей к изданию — это его главный козырь с точки зрения коммерческой эффективности. Если изданию до­веряет читатель, стало быть, оно популярно, а если оно популярно, то в нем будет высокая стоимость площади за рекламу. Получается, что этика и экономика очень тесно связаны. Рентабельно быть честным перед читателем. Эффективный ком­мерческий путь — быть честным перед читателем, никогда не смешивать редакци­онную политику и информационную насыщенность с рекламой. В литературе по этике бизнеса есть один популярный тезис: «Хорошая этика есть хороший бизнес».







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.175 (0.007 с.)