Роль коммуникации в информационном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль коммуникации в информационном обществе



В настоящее время человечество все больше тревожит вопрос, как можно освоить стремительно расширяющийся мир сведений и управлять потоками информации, которые постоянно увеличиваются в своих размерах. Каким представляется будущее в этом отношении?

А. Печчеи, президент Римского клуба, известный своими исследованиями перспектив развития человеческого общества, пишет: «Человечество не раз уже за всю историю своего существования переживало сложные, критические периоды, но никогда эти кризисы не достигали таких масштабов и не являлись следствием процессов, которые хотя бы отдаленно напоминали нынешнюю поистине головокружительную человеческую экспансию и неудержимый прогресс».

В качестве одного из таких крупномасштабных кризисов исследователи (И.С. Шкловский, С. Лем, А.Н. Ефимов и др.) называли (в 50-60-е годы) «информационный взрыв». По их мнению, он характеризуется состоянием общества, при котором всякая целесообразная деятельность будет парализована невозможностью получить нужную информацию из-за общего её перепроизводства и хаоса в хранении и распределении.

Сегодня многие понимают, что явления, происходящие в сфере информационных процессов, нуждаются в пристальном внимании и глубоком анализе, ибо они имеют важные социальные последствия. Отсюда появилась потребность в создании «информационного общества», способного взять на себя разрешение проблемы информационного кризиса. Это явление отражает объективную тенденцию нового витка эволюционного развития цивилизации, связанного с появлением информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни. Человечество вошло в тот этап развития, когда информация стала одной из основных ценностей в экономике нового типа, в жизни людей. Появились исследования, характеризующие данное явление – информационное общество.

Основные положения тео­рии - информационного общества (наряду с ним использовались такие термины, как «технотронное общество», «общество знания», «постиндуст­риальное общество») стали определяться в 60-70-е годы ХХ века в историческом совпадении трех независимых процессов: революции информационных технологий, кризиса капитализма с его последующей реструктуризацией, расцвета культурных социальных движений. Взаимодействие между этими процессами создали но­вую доминирующую социальную структуру: сетевое общество, новую экономику - информационную и новую культуру - культуру реальной виртуальности. Заложенная в ней логика:

- приведёт к существенным преобразованиям социальной структуры общества, характера тру­довой деятельности, межгосударственной конкуренции;

- предос­тавит принципиально новые возможности для ведения бизне­са, передачи технологий в разные страны;

- изменит не только производство, но и весь уклад жизни, систему ценностей;

- приведет к росту значимости культурного досуга по отношению к материальным ценностям;

- будет производить и потреблять интеллект, знания, что приведет к увеличению доли умственного труда;

- потребует от человека проявления способности к творчеству;

- обеспечит спрос на знания.

Несмотря на достаточную распространенность самого терми­на «информационное общество», разработанной концепции его еще не предложено. Понятием «информационное общество» в настоящий момент обозначаются разные феномены, которые связаны между собой, прежде всего, наличием информации как экономического ресурса, возникновением новых информационно-коммуника­тивных технологий, процессом информатизации общества, развитием сетевого менеджмента и информационной экономики и т.д. Несмотря на широту содержательной интерпретации рассматриваемого феномена, очевидно, что информационное общество сегодня формируется и, значит, существует возможность осуществления процесса его развития разными средствами, анализ которых позволит выработать рекомендации, ус­коряющие процесс его становления в мире в интересах личности и общества. Но при этом следует отметить, что понятие информационного общества нельзя считать «рядоположенным» с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

Обобщая все написанное социологами, футурологами, философами в 60-90-е годы XX в. по поводу информационного общества, можно представить следующие базовые черты этого типа социальной организации, которые непосредственно связаны с коммуникацией:

1. Определяющим фактором общественной жизни в целом является теоретическое знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации.

2. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, неинформированные - это «новые бедные». Как следствие, очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.

3. Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника.

4. Социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз». Общество вступает в «технетронную эру», когда социальные процессы становятся программируемыми.

Однако при анализе положительных сторон информационного общества следует учитывать и позицию, отрицающую про­грессивность перехода к информационному об­ществу, основанную на недоверии к тому, что технологии могут улучшить жизнь человека и функционирование социальных струк­тур. Существует точка зрения, что пере­ход к массовому использованию новейших информационных и телекоммуникационных технологий неизбежно породит серьез­ный социальный стресс, даст техническую возможность группам людей, владеющим средствами массовой информации и комму­никации контролировать все общество и каждого человека. Именно с целью предотвращения этих негативных последствий перехода к информационному обществу и необходима сегодня четко выверенная государственная политика, за­конодательно обеспечивающая права человека на информацию, не­прикосновенность личной жизни, сохранность персональных данных, ограничений на концентрацию средств массовой инфор­мации и коммуникации, которые могут привести к манипуляции массовым сознанием, контролю за лич­ностью со стороны государственных и криминальных структур.

В связи с этим следует отметить, что становление информационного общества в большей степени зависит от развитости общества, его экономи­ки, демократичности социального устройства, уровня образова­ния и прочих социальных факторов. Такой подход позволяет предвидеть трудности вхожде­ния в новую фазу общественного развития, в которой информа­ционный сектор экономики, социальное воздействие информа­ционных и телекоммуникационных технологий оказывают реша­ющее влияние на развитие мирового сообщества.

 

1.3.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

 

1. Какова структура процесса общения.

2. Охарактеризуйте коммуникацию как значимую сторону общения.

3. На какие виды делится коммуникация?

4. Что понимается под вербальной коммуникацией?

5. Каким образом осуществляется передача и восприятие информации в коммуникативном процессе?

6. Какие элементы включает модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу?

7. Какие позиции существуют в характеристике коммуниканта?

8. Назовите эффективные приемы ведения беседы.

9. Каковы особенности устной и письменной речи?

10. Чем отличается монологическая речь от диалогической?

11. Назовите основные аспекты коммуникации. Охарактеризуйте каждый из них.

12. Какова роль вербальной коммуникации в человеческой деятельности?

13. Каковы соотношения между вербальной и невербальной коммуникациями?

14. В чем заключаются особенности невербальной коммуникации?

15. Что невербальные средства вносят в общение?

16. Назовите средства невербальной коммуникации.

17. Охарактеризуйте каждое средство невербальной коммуникации.

18. Какую роль играют одежда и её цвет в жизни человека?

19. Какова роль невербальной коммуникации в отношениях между культурами?

 

1.3.4 Вопросы для обсуждения и размышления

 

1. В чем вы видите роль трех сторон общения в вашей будущей деятельности?

2. Поразмышляйте, каким образом знания о коммуникации помогут вам при непосредственном общении с человеком в процессе вашей профессиональной деятельности?

3. Проанализируйте свою одежду, которой вы отдаете предпочтение в профессиональной деятельности. Найдите её плюсы и минусы. Что вы могли бы исправить в своем внешнем облике с целью большего привлечения внимания к себе?

4. Прокомментируйте слова И. Гете: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи».

5. «Как заметил однажды признанный знаток людей, что легче из­менить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени инди­видуальный способ подносить ложку ко рту». Что вы думаете по этому поводу?

6. Лорд Честерфильд в «Письме к сыну» написал: «Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира, - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий». Прокомментируйте данное высказывание.

7. Используя материалы отрывка из статьи «Виды коммуникаций» из пособия «Психологические аспекты общения» (см. Приложение 7) и материал главы, ответьте на следующие вопросы:

-Что дает специалисту для его деятельности знание невербальных средств общения?

- Какие невербальные средства общения вы знаете?

- В чем заключается знание их особенностей для вашей будущей деятельности?

8. Используя материал статьи Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» (см. Приложение 5), ответьте на следующие вопросы:

- Какую информацию можно считать доверительной?

- Можно ли вызвать человека на откровенность? Если да, то каким образом? (Ответ аргументируйте примерами из текста).

- От чего зависит доверие между людьми? И какие пути для его достижения можно использовать?

- Какова роль невербальной коммуникации в достижении доверия?

9. Используя материал статьи Л.В. Анпилоговой «Условия успешного ведения диалога» (см. Приложение 9), ответьте на следующие вопросы:

- От чего зависит «успешность речевой коммуникации»?

- Какие обстоятельства влияют на это?

- Перечислите условия успешного речевого общения, используя примеры из журналистской практики).

10. Прочитайте статью Е.М. Лазуткиной «Причины коммуникативных неудач» (см. Приложение 6) и отрывок из статьи А.А. Бодалева «Психологические трудности общения и пути их преодоления» (см. Приложение 10), проанализируйте те причины неудачной коммуникации, которые необходимо учесть специалисту вашей профессии, и ответьте на следующие вопросы:

- В чем заключается «коммуникативная неудача»?

- Какие внешние обстоятельства приводят к коммуникативному провалу?

11. Прочитайте Дайджест книги Т. Моллой «Одежда для успеха» (см. Приложение 11) и ответьте на следующие вопросы:

- Почему является важным внешний облик делового человека?

- Как должен выглядеть деловой мужчина?

- Какие рекомендации по внешнему облику следует выполнять деловому мужчине?

- Каким образом одежда определяет ситуацию на работе?

- Какие советы следует соблюдать, выступая перед аудиторией?

- Какой должна быть внешность выступающего на телеэкране? Почему?

- Какие особенности аксессуаров следует соблюдать?

- Какие особенности следует соблюдать, когда разговор идет о прическе?

- Как должен выглядеть мужчина в присутствии подчиненных – женщин? Почему именно так?

1.3.5 Задания для самостоятельной работы и последующего анализа

 

1. Проанализируйте свои умения передавать, принимать, обмениваться информацией как будущего специалиста с точки зрения предлагаемых в научной литературе подходов к определению феномена коммуникации.

 

2. Проанализируйте поведение людей, принадлежащих разным культурам с точки зрения особенностей неверабальной коммуникации (см. Приложение 20 «Роль невербальной коммуникации в отношениях между культурами»).

 

3. Прочитайте статью «Роль вербальной коммуникации в человеческой деятельности» (см. Приложение 12) и прокомментируйте её с точки зрения вашей профессиональной деятельности.

 

Практические занятия

 

Занятие 1

Работа над публицистическим материалом

Занятие рассчитано на 2 часа.

 

Оно состоит из 3-х частей:

1. Рассмотрение вопросов, предлагаемых студентам для обсуждения и размышления и задания для самостоятельной работы и последующего анализа, которые помогут в работе над публицистическим материалом.

2. Работа над публицистическим материалом.

3. Контроль по тестам (см. 4.1 Фонд контрольных заданий по дисциплине): он проводится как рубежный контроль, по трем пройденным темам:

- Философские знания о феномене общения.

- Сущность понятия профессионального общения журналиста.

- Особенности коммуникативной деятельности в процессе общения журналиста.

Примечания:

1. Преподаватель или студенты подбирают публицистические тексты, которые могут быть использованы для анализа с точки зрения процесса общения.

2.Работа над публицистическими материалами проходит на занятии и в зависимости от задания данный вид работы может проводиться как в аудитории, так и в домашних условиях, а на занятиях лишь проверяться.

3. Задания для работы над материалом могут быть выбраны из предлагаемого списка с учетом темы обсуждения на занятии.

Варианты заданий:

1. Проанализировать текст с точки зрения его содержания.

2. Проанализировать текст с точки зрения правильного толкования лексического значения использованных слов.

3. Проанализировать текст с точки зрения использования риторических средств выражения.

4. Проанализировать текст с точки зрения целевой направленности.

5. Проанализировать текст с точки зрения формы, используемой автором.

6. Проанализировать текст с точки зрения соответствия заголовка содержательной наполняемости материала.

7. Проанализировать текст с точки зрения логики и последовательности подачи материала.

8. Проанализировать текст с точки зрения представления материала в дискуссионной форме.

9. Проанализировать текст с точки зрения эффективного использования той или иной жанровой формы.

 

Критерии оценки анализа публицистического материала:

 

Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно анализирует текст; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет анализировать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные аргументы;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не может исчерпывающе, последовательно, чётко, логически стройно изложить свою точку зрения; не умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; недостаточно владеет различными навыками и приёмами работы с текстом; не умеет анализировать риторические средства выражения; не может правильно обосновать свою позицию и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя примеры из текста.

 

Занятие 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.047 с.)